Решение по делу № 2а-1072/2021 от 21.01.2021

76RS0024-01-2021-000186-38

Дело № 2а-1072/2021 Принято в окончательной форме 29.04.2021г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 апреля 2021 года г. Ярославль

Фрунзенский районный суд г. Ярославля в составе председательствующего судьи Андриановой И.Л.,

при секретаре Плотниковой Д.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС № 5 по Ярославской области к Сорокину Антону Вячеславовичу о взыскании задолженности по земельному налогу,

установил:

Административный истец 20.01.2021 года обратился в суд с административным иском к административному ответчику о взыскании задолженности по земельному налогу в сумме 3281,34 руб., в т.ч. за 2015 год – 211 руб., за 2016 год – 988 руб., за 2017 год – 1020 руб., за 2018 год – 1020 руб., пеней – 42,34 руб.).

В обоснование требований указано, что административный ответчик состоит на учете в налоговом органе как плательщик земельного налога, срок уплаты которого за 2018 год истек, в установленный срок налог не уплачен.

Административный истец просит восстановить пропущенный срок подачи административного искового заявления.

Судебный приказ мировым судьей отменен 19.10.2020 года.

Стороны, представитель заинтересованного лица в судебном заседании не присутствовали, извещались судом о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

В силу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лица, участвующие в деле, определив свои права, реализуют их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства.

Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела.

Исследовав письменные материалы дела, оценив все представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.

По смыслу ст. 57 Конституции РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Согласно ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

На основании п. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ (НК РФ) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Согласно п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

В силу п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

Согласно п. 1 ст. 363 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно п. 1 ст. 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

Согласно ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать установленных значений.

В силу ст. 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В соответствии с п.п. 1, 4 ст. 397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

В силу п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Согласно п. 2 ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению сумм налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

В случае если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления за взыскиваемый период.

В силу п. 4 ст. 52 Налогового кодекса РФ в случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (п. 4 ст. 69 НК РФ).

В силу положений ст. 11.2 НК РФ документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

Таким образом, по смыслу ст. 75 Налогового кодекса РФ в случае неуплаты в установленный законом срок суммы налога налогоплательщиком подлежат уплате пени.

Частью 1 ст. 62 КАС РФ предусмотрено, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Материалами дела подтверждено, что административному ответчику в 2015-2016-2017-2018 г.г. принадлежали на праве собственности следующие объекты налогообложения:

- земельный участок по <адрес>, кадастровый номер 76:09:093401:3739, дата регистрации права 14.12.2015 года, указанный

в налоговом уведомлении № 71527545 от 21.09.2017 года, направленном в адрес административного ответчика административным истцом со сроком уплаты до 01.12.2017 года (за 2016),

в налоговом уведомлении № 37969 от 08.05.2018 года, направленном в адрес административного ответчика административным истцом со сроком уплаты до 11.07.2018 года (за 2015),

в налоговом уведомлении № 43625444 от 14.08.2018 года, направленном в адрес административного ответчика административным истцом со сроком уплаты до 03.12.2018 года (за 2017),

в налоговом уведомлении № 46863943 от 25.07.2019 года, направленном в адрес административного ответчика административным истцом со сроком уплаты до 02.12.2019 года (за 2018);

в 2015 году - 1 месяц, в остальные 2016-2017-2018 годы - 12 месяцев владения;

- земельный участок по адресу: Ярославская обл., Ярославский р-н, д. Телегино, СНОТ Гидротехник, уч. 50, кадастровый номер 76:17:131701:32, дата регистрации права 03.03.2014 года, указанный

в налоговом уведомлении № 75398759 от 13.09.2016 года, направленном в адрес административного ответчика административным истцом со сроком уплаты до 01.12.2016 года (за 2015),

в налоговом уведомлении № 71527545 от 21.09.2017 года, направленном в адрес административного ответчика административным истцом со сроком уплаты до 01.12.2017 года (за 2016),

в налоговом уведомлении № 37969 от 08.05.2018 года, направленном в адрес административного ответчика административным истцом со сроком уплаты до 11.07.2018 года (за 2015 – перерасчет),

в налоговом уведомлении № 43625444 от 14.08.2018 года, направленном в адрес административного ответчика административным истцом со сроком уплаты до 03.12.2018 года (за 2017),

в налоговом уведомлении № 46863943 от 25.07.2019 года, направленном в адрес административного ответчика административным истцом со сроком уплаты до 02.12.2019 года (за 2018);

в 2015-2016-2017-2018 годы - 12 месяцев владения.

Данные обстоятельства подтверждаются сведениями, указанными в выписке из ЕГРПН филиала ФГБУ ФКП ФСГР по Ярославской области.

В связи с неуплатой в установленный законом срок земельного налога, налогоплательщику направлены:

требование № 8930 по состоянию на 16.02.2018 года (недоимка 988 руб., пени 19,64 руб., общая задолженность 1166,27 руб., в т.ч. по налогам 1128 руб.), срок до 22.03.2018 года,

требование № 14773 по состоянию на 13.11.2018 года (недоимка 211 руб., пени 6,43 руб., общая задолженность 1290,31 руб., в т.ч. по налогам 1199 руб.), срок до 18.12.2018 года,

требование № 733 по состоянию на 17.01.2019 года (недоимка 1020 руб., пени 11,49 руб., общая задолженность 2341,58 руб., в т.ч. по налогам 2219 руб.), срок до 20.02.2019 года,

требование № 56108 по состоянию на 25.12.2019 года (недоимка 1020 руб., пени 4,78 руб., общая задолженность 3551,84 руб., в т.ч. по налогам 3239 руб.), срок до 31.01.2020 года.

Факт направления административным истцом налоговых уведомлений (№ 71527545 от 21.09.2017 года, № 43625444 от 14.08.2018 года, № 46863943 от 25.07.2019 года) и требований (№ 14773 по состоянию на 13.11.2018 года, № 733 по состоянию на 17.01.2019 года, № 56108 по состоянию на 25.12.2019 года) в адрес административного ответчика и получение последним указанных документов подтвержден представленными в дело сведениями журнала обмена с личным кабинетом налогоплательщика.

В установленный в указанных требованиях срок административный ответчик свою обязанность по уплате налога не исполнил, при этом, при проявлении достаточной степени заботливости и осмотрительности, должен был предпринять все необходимые меры к исполнению возложенной на него Конституцией РФ обязанности.

В нарушение ст. 62 КАС РФ доказательств, свидетельствующих об уплате заявленного размера налога и пеней полностью или частично, о наличии оснований для освобождения от обязанности по уплате налога, об иных, нежели учтено налоговым органом, льготах по уплате налога, альтернативного расчета административным ответчиком в дело не представлено.

Доводы административного истца о наличии непогашенной недоимки по земельному налогу подтверждаются представленными в дело письменными доказательствами, административным ответчиком не опровергнуты, судом принимаются.

Таким образом, размер заявленной ко взысканию задолженности административного ответчика по заявленному налогу обоснован.

Вместе с тем, срок для обращения в суд для подачи административного искового заявления, установленный п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ, административным истцом пропущен, административный истец просит его восстановить.В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в официально опубликованном постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги распространяется на налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; плательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.

В силу статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

При наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога; требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (пункт 2 статьи 69, пункт 1 статьи 70 Налогового кодекса РФ).

Статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен выплатить пени (пункт 1). Сумма пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога (пункт 2). Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно (пункт 3). Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (пункт 4).

В силу положений п. 2 ст. 48 НК РФ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, т.е. до вступления ФЗ № от 23.11.2020 N 374-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в законную силу (п. 9 – 23.12.2020) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страхов взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом), при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ).

Абзацем 4 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Согласно части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций; пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации и указанной нормы Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пени, штрафов. При пропуске установленных сроков судебная процедура взыскания недоимки не может быть реализована без восстановления срока для обращения в суд.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (ч. 6 ст. 289 КАС РФ).

Определением мирового судьи, и.о.мирового судьи судебного участка № 3 Фрунзенского района г. Ярославля от 19.10.2020 года отменен судебный приказ мирового судьи судебного участка № 3 Фрунзенского судебного района г. Ярославля № 2.3 (А)-3359/2020, вынесенный 24.09.2020 года по заявлению МИФНС № 5 по Ярославской области о взыскании с Сорокина А.В. недоимки по земельному налогу за 2015, 2016, 2017, 2018 г.г. в сумме 2615 руб., пени 32,54 руб., недоимки по земельному налогу за 2015, 2016, 2017, 2018 г.г. в сумме 624 руб., пени 9,80 руб., всего 3281,34 руб., госпошлины 200 руб.

Как видно из дела, данное заявление было подано налоговым органом в судебный участок 24.09.2020 года (л.д. 38), т.е. с пропуском предусмотренного законом шестимесячного срока для его подачи (срок истек 31.07.2020 года - по требованию № 56108 до 31.01.2020 года).

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 8 февраля 2007 года N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

В связи с тем, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может и несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления, установленный факт несоблюдения налоговым органом установленного законом шестимесячного срока для обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки по налогу и задолженности по пеням со дня истечения срока, установленного для исполнения требования об уплате налога и пеней, является основанием для вынесения на обсуждение обстоятельств, связанных с причинами пропуска этого срока и основаниями для его восстановления.

В качестве причин пропуска срока налоговый орган указывает на то, что в течение предусмотренного законом срока на территории Ярославской области производилась модернизация программного обеспечения налоговых органов, особенности работы которого в период внедрения в промышленную эксплуатацию не позволили в установленные сроки принять меры по взысканию соответствующих платежей за счет имущества налогоплательщика. Кроме того, налоговый орган указал, что налог не имеет адресной основы, не персонифицируется при поступлении в бюджет.

Суд не усматривает оснований для восстановления пропущенного процессуального срока.

Указанные налоговым органом причины пропуска срока не могут признаваться уважительными, поскольку не являются исключительными, объективно препятствующими своевременному обращению в суд с заявлением о взыскании недоимки, учитывая, что административный истец является профессиональным участником налоговых правоотношений, осуществляет возложенные на него обязанности по контролю и надзору в области налогов и сборов, в т.ч. по их взысканию в принудительном порядке, что предполагает осведомленность инспекции о правилах обращения в суд с заявлениями/исками о взыскании обязательных платежей и санкций.

Пропуск без уважительных причин процессуального срока служит самостоятельным основанием для принятия решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административных исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи жалобы через Фрунзенский районный суд г. Ярославля в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                 И.Л. Андрианова

2а-1072/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Межрайонная ИФНС России №5 по Ярославской области
Ответчики
Сорокин Антон Вячеславович
Суд
Фрунзенский районный суд г. Ярославль
Судья
Андрианова Ирина Леонидовна
Дело на сайте суда
frunzensky.jrs.sudrf.ru
21.01.2021Регистрация административного искового заявления
21.01.2021Передача материалов судье
26.01.2021Решение вопроса о принятии к производству
26.01.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.01.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.04.2021Судебное заседание
29.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее