Решение по делу № 2а-757/2021 от 03.12.2021

Дело № 2а-757/2021

56RS0041-01-2021-001277-50

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 декабря 2021 года                              с. Тоцкое

Тоцкий районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Евсеевой О.В.,

при секретаре Царенко Ю.Г.,

с участием административного истца – помощника прокурора Тоцкого района Наревич Ю.Д.,

административного ответчика Симонова К.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Тоцкого района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к Симонову К. Н. о прекращении права управления транспортным средством,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Тоцкого района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с данным административным иском к ответчику, указав в обоснование заявленных требований, что прокуратурой Тоцкого района Оренбургской области в ходе осуществления надзорной деятельности в сфере безопасности дорожного движения выявлены основания для прекращения права управления транспортным средством Симонова К.Н., обладающего правом управления транспортными средствами, имеющего водительское удостоверение , выданное ДД.ММ.ГГГГ, категории В.

С ДД.ММ.ГГГГ Симонов К.Н. состоит на диспансерном учете у врача-нарколога <данные изъяты> с диагнозом <данные изъяты>

В соответствии с пунктом 7 раздела 2 Перечня медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 года № 1604, психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (F10-F16, F18, F19), являются медицинским противопоказанием к управлению транспортным средством.

В нарушение требований закона Симонов К.Н. обладает правом на управление транспортными средствами, являющимися источником повышенной опасности.

Полагает, что управление Симоновым К.Н. автотранспортными средствами создает реальную угрозу возникновения дорожно-транспортных происшествий, причинения вреда жизни, здоровью граждан, причинения имущественного ущерба, чем могут быть нарушены права и интересы неопределенного круга лиц, интересы общества и государства.

Просил суд прекратить действие права управления транспортными средствами Симонова К.Н., ДД.ММ.ГГГГ рождения, обязать Симонова К.Н. по вступлению в законную силу решения суда сдать водительское удостоверение , выданное ДД.ММ.ГГГГ, категории В, в МРЭО ГИБДД УМВД России по <данные изъяты> области.

В судебном заседании помощник прокурора Тоцкого района Наревич Ю.Д. административные исковые требования поддержала, просила удовлетворить по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.

Административный ответчик Симонов К.Н. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал, полагал, что не подлежит лишению права управления транспортными средствами, поскольку выздоровел, просил назначить судебную наркологическую экспертизу.

Представители заинтересованных лиц Управления ГИБДД УМВД России по Оренбургской области, Управления МВД России по Оренбургской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представили отзыв, в котором по существу заявленных требований возражений не заявили.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.

Заслушав административного истца, административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее – Закон о безопасности дорожного движения) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

Согласно статье 5 Закона о безопасности дорожного движения обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно части 1 статьи 23 Закона о безопасности дорожного движения медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств.

Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности (часть 6 статьи 23 Закона о безопасности дорожного движения).

В силу статьи 23.1 и пункта 2 статьи 24 Закона о безопасности дорожного движения медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством. При этом, перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 28 Закона о безопасности дорожного движения основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются, в том числе, выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.

Таким образом, федеральным законодательством Российской Федерации в области безопасности дорожного движения возникновение и наличие права на управление транспортными средствами поставлено в прямую зависимость от состояния здоровья водителя.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, пункт 7 которого предусматривает, что психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (код заболевания по Международной классификации болезней (МКБ-10) F10 - F16, F18, F19) до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровления) являются противопоказаниями для управления транспортным средством.

Международной классификацией болезней (МКБ10) предусматриваются психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением алкоголя - код F10, к которым относится также синдром зависимости от алкоголя (F10.2).

Приказом Минздрава России от 30 декабря 2015 года № 1034н утвержден Порядок диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ (приложение к приказу № 2).

В соответствии с п. 2 и 6 Порядка диспансерное наблюдение представляет собой динамическое наблюдение, в том числе необходимое обследование, за состоянием здоровья пациентов в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострения заболевания, иных патологических состояний, их профилактики, осуществления лечения и медицинской реабилитации указанных лиц, а также подтверждения наличия стойкой ремиссии заболевания. Наличие оснований для организации диспансерного наблюдения, объем обследования, профилактических мероприятий, лечения и медицинской реабилитации определяются врачом-психиатром-наркологом (врачом-психиатром-наркологом участковым) в соответствии с Порядком оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология", на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи.

В силу п. 7 и 12 Порядка осмотр врачом-психиатром-наркологом пациентов, находящихся под диспансерным наблюдением, осуществляется: в течение первого года ремиссии - не реже одного раза в месяц; находящихся в ремиссии от 1 до 2 лет - не реже одного раза в шесть недель; находящихся в ремиссии свыше 2 лет - не реже одного раза в три месяца. Решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия, в том числе в случае наличия подтвержденной стойкой ремиссии не менее трех лет у пациентов с диагнозом "синдром зависимости".

Следовательно, при разрешении вопроса о наличии оснований для прекращения права управления транспортными средствами у лица, имеющего водительское удостоверение и страдающего алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, правовое значение имеет наличие у гражданина состояния стойкой ремиссии.

Из материалов дела следует, что Симонов К.Н., ДД.ММ.ГГГГ рождения, имеет водительское удостоверение , выданное ДД.ММ.ГГГГ, категории «В», действительное до ДД.ММ.ГГГГ.

Из справки <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Симонов К.Н. на учете у врача-психиатра не состоит.

Из справки врача психиатра-нарколога <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Симонов К.Н. состоит на динамическом наблюдении у врача психиатра-нарколога, зарегистрирован в базе данных с диагнозом <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ, стойкая ремиссия отсутствует, врача по месту жительства посещает регулярно, последнее обращение к врачу психиатру-наркологу ДД.ММ.ГГГГ.

Изложенное также подтверждается представленной в материалы дела медицинской картой амбулаторного наркологического больного Симонова К.Н., заведенной <данные изъяты>

Согласно сведениям <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ , Симонов К.Н. зарегистрирован в <данные изъяты> стационарное лечение ДД.ММ.ГГГГ диагноз - <данные изъяты>. По сведениям <данные изъяты> у врача психиатра-нарколога на диспансерном наблюдении состоит с диагнозом - <данные изъяты>, стойкая ремиссия отсутствует, врача-нарколога по месту жительства посещает регулярно, последнее обращение к врачу психиатру-наркологу ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, у Симонова К.Н. имеется заболевание, относящееся к числу медицинских противопоказаний для осуществления деятельности, связанной с управлением автотранспортными средствами, являющимися источниками повышенной опасности для окружающих, которое является основанием для прекращения действия специального права на управление транспортными средствами в соответствии с положениями Закона о безопасности дорожного движения.

Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 года № 377, установлено, что управление транспортным средством категории "B", "C" возможно при заболеваниях алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией лишь при стойкой ремиссии после специального лечения.

Из содержания приказа Министерства здравоохранения России от 30 декабря 2015 года № 1034н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ", следует, что снятие с диспансерного учета (прекращение диспансерного наблюдения) производится на основании заключения врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдался больной.

В ходе рассмотрения дела достоверно установлено, что Симонов К.Н. состоит на диспансерном наблюдении у врача психиатра-нарколога с ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом <данные изъяты> врача психиатра-нарколога по месту жительства посещает регулярно.

Доказательств того, что Симонов К.Н. снят с учета в установленном законом порядке, наличие у него стойкой ремиссии, которая должна быть объективно подтверждена результатами диспансерного наблюдения, на момент вынесения решения суда представлено не было.

Доводы административного ответчика о необходимости назначения по делу судебной наркологической экспертизы отклоняются в силу отсутствия к тому правовых оснований. Наличие у Симонова К.Н. заболевания, препятствующего управлению транспортным средством, подтверждено представленными в материалы дела медицинским справками (заключением) и медицинской картой амбулаторного наркологического больного Симонова К.Н.

Непроведение медицинского освидетельствования не свидетельствует об отсутствии у Симонова К.Н. выявленного заболевания. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 27 февраля 2020 года № 521-О, законоположением не исключается, что заболевание, включенное в Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, будет выявлено в ином, помимо обязательного медицинского освидетельствования, порядке. На основании таких сведений прокурор, обращаясь в суд в порядке, установленном статьей 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, уполномочен поставить перед судом вопрос о прекращении действия права на управление транспортными средствами на основании любых сведений о здоровье водителя транспортного средства.

Доказательств снятия Симонова К.Н. с диспансерного учета на основании заключения врачебно-консультативной комиссии в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением), как предусмотрено действующим законодательством, материалы дела не содержат.

Отсутствие заключения врачебно-консультативной комиссии медицинского учреждения о снятии административного ответчика с учета свидетельствуют об имеющемся у него медицинском противопоказании для управления транспортными средствами по состоянию здоровья.

Имеющиеся в деле и исследованные судом доказательства свидетельствуют о том, что состояние здоровья административного ответчика препятствует безопасному управлению им транспортными средствами, что в силу статьи 28 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" влечет прекращение права на управление транспортными средствами, так как создает реальную угрозу жизни и здоровью, как самого водителя, так и иных участников дорожного движения.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 1064 до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением) у Симонова К.Н. имеются в настоящее время медицинские противопоказания к управлению транспортным средством.

Учитывая, что Симоновым К.Н. не представлено доказательств прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением) по заболеванию с диагнозом <данные изъяты> суд приходит к выводу о том, что действие права управления транспортными средствами Симонова К.Н. подлежит прекращению.

Реальная опасность причинения вреда административным ответчиком при управлении транспортным средством соответствует мере, требуемой прокурором для предупреждения угрозы нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц - участников дорожного движения.

Право управления транспортными средствами Симоновым К.Н. создает угрозу для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения, в связи с чем требования прокурора являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

Доводы Симонова К.Н. о том, что регулярно посещает врача-нарколога, не употребляет спиртные напитки на протяжении длительного периода времени, что свидетельствует о его полном выздоровлении, судом отклоняются по тем мотивам, что они не являются обстоятельствами, которые в силу вышеприведенных положений закона исключают удовлетворение заявленных требований о прекращении права управления транспортным средством до выздоровления (стойкой ремиссии).

Факт наличия заболевания, препятствующего праву управления транспортными средствами, установлен, срок диспансерного учета не истек, доказательства стойкой ремиссии заболевания суду административным ответчиком не представлены.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Тоцкого района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Прекратить действие права управления транспортными средствами Симонова К. Н., ДД.ММ.ГГГГ рождения.

Изъять у Симонова К. Н., ДД.ММ.ГГГГ рождения, водительское удостоверение , выданное ДД.ММ.ГГГГ, категории В.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Оренбургского областного суда через Тоцкий районный суд Оренбургской области в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 24 декабря 2021 года.

Судья     О.В. Евсеева

2а-757/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Тоцкого района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
СИМОНОВ КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧ
Другие
Управление МВД России по Оренбургской области
УГИБДД УМВД России по Оренбургской области
Суд
Тоцкий районный суд Оренбургской области
Судья
Евсеева Ольга Владимировна
Дело на странице суда
totsky.orb.sudrf.ru
03.12.2021Регистрация административного искового заявления
03.12.2021Передача материалов судье
06.12.2021Решение вопроса о принятии к производству
06.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.12.2021Судебное заседание
24.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее