Решение по делу № 12-88/2024 от 27.05.2024

Дело № 12-88/2024, УИД 51RS0002-01-2024-002626-86

РЕШЕНИЕ

1 июля 2024 года город Мурманск

Судья Первомайского районного суд города Мурманска Дурягина М.С.,

рассмотрев жалобу Вишни О.В. на постановление административной комиссии Первомайского административного округа городского округа город-герой Мурманск №*** от ***, которым:

председатель правления ТСН «Товарищество Фрунзе» Вишня О.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 2 Закона Мурманской области от 06.06.2003 № 401-01-ЗМО «Об административных правонарушениях»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением административной комиссии Первомайского административного округа городского округа город-герой Мурманск №*** от *** председатель правления ТСН «Товарищество Фрунзе» Вишня О.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 2 Закона Мурманской области от 06.06.2003 № 401-01-ЗМО «Об административных правонарушениях» и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 10 000 руб.

*** в Первомайский районный суд города Мурманска поступила жалоба Вишни О.В. на данное постановление, в которой она просит его отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы приводит доводы о наличии существенных процессуальных нарушений, являющихся основанием для прекращения производства по делу. Указала, что не была извещена надлежаще о рассмотрении дела административной комиссией, копию постановления получила только ***. Коллегиальный орган не учел, что складирование снега в неположенном месте в нарушение п. 10.2.5.19 Правил благоустройства допустило не Товарищество, а ММБУ «УДХ», которое в *** года чистило проезд за домом №*** от снега и складировало его в непредусмотренных для этого местах. По данному факту Товарищество *** направило информацию главе администрации адрес***, просило обязать ММБУ «УДХ» вывезти ими же складированный снег, но от Управления *** поступил ответ с отказом. Расположенная в районе адрес*** детская площадка никогда не являлась ни объектом права, ни элементом благоустройства принадлежащих собственникам помещений МКД №*** земельных участков, не являлась объектом, предназначенным для обслуживания, эксплуатации и благоустройства только этих домов, а является личным имуществом отдельных жителей адрес***, строившим ее в ***. Факт нахождения Площадки на земельном участке с кадастровым номером №*** не относит ее автоматически к общему имуществу собственников помещений, обслуживаемых Товариществом домов, ее содержание за счет средств собственников помещений №№*** и №*** будет являться их нецелевым расходованием. Полагает назначение наказания в виде штрафа, а не предупреждения, необоснованным, поскольку заявитель ранее не привлекалась к административной ответственности, у нее на иждивении находятся 4 малолетних детей, двое из которых инвалиды.

В судебное заседание заявитель Вишня О.В. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Защитник Бойков В.М. в судебном заседании поддержал доводы жалобы, по изложенным в ней основаниям.

Представитель административной комиссии Первомайского административного округа муниципального образования город Мурманск Федоров С.Н. в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, полагал обжалуемое постановление законным и неподлежащим отмене, представил письменный отзыв.

Срок на подачу жалобы не пропущен.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Заслушав стороны, изучив материалы дела об административном правонарушении, административный материал, представленный административным органом, проверив доводы жалобы, нахожу оспариваемое постановление не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Мурманской областной Думой 20.05.2003 принят Закон Мурманской области от 06.06.2003 N 401-01-ЗМО «Об административных правонарушениях».

Данный закон, в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливает административную ответственность физических и юридических лиц за правонарушения, совершенные на территории адрес***.

Пунктом 1 статьи 2 Закона № 401-01-ЗМО, предусмотрена административная ответственность за нарушение правил благоустройства территории поселения (муниципального округа, городского округа), утвержденных муниципальным нормативным правовым актом, в случае, если установление ответственности за такие действия не отнесено к ведению Российской Федерации и не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Согласно примечанию к статье 2 Закона Мурманской области от 06.06.2003 №401-01-ЗМО «Об административных правонарушениях», для целей настоящей статьи под нарушением правил благоустройства территории поселения (муниципального округа, городского округа), утвержденных муниципальным нормативным правовым актом, понимается нарушение требований данного акта, установленных органами местного самоуправления в пределах своей компетенции.

Из материалов дел следует, что *** в период с *** до *** на территории адрес*** выявлено, что в границах придомовой территории многоквартирного адрес*** осуществлено складирование сколотого льда и уплотненного снега вне специально отведенных мест, установленных муниципальными нормативными актами, не осуществлен вывоз складированного снега, элементы детской площадки не очищены от самовольно нанесенных графических изображений, надписей, частично находятся в технически неисправном состоянии, имеется отслоение лакокрасочного покрытия, ржавчина, ограждение площадки имеет повреждения, частично отсутствует. Не выполнены мероприятия по ремонту, восстановлению неисправных элементов детской площадки и ограждения.

В связи с указанными обстоятельствами административный орган пришел к выводу, что Вишня О.В., являясь председателем правления ТСЖ «Фрунзе», осуществляющего управление указанным многоквартирным домом, допустила нарушение пунктов 10.2.5.1., 10.2.5.19., 10.2.6.2., 10.3.1., 10.3.2., 10.3.3., 10.4.2, Правил благоустройства территории муниципального образования город Мурманск, утвержденных решением Совета депутатов города Мурманска от 27.10.2017 № 40-712.

По данному факту *** административной комиссии Первомайского административного округа городского округа город-герой Мурманск вынесено постановление №*** о привлечении должностного лица - председателя правления ТСН «Товарищество Фрунзе» Вишни О.В. к административной ответственности по пункту 1 статьи 2 Закона Мурманской области от 06.06.2003 №401-01-ЗМО «Об административных правонарушениях».

Решением Совета депутатов города Мурманска от 27.10.2017 № 40-712 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования г.Мурманск, которые разработаны в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Правила), на основании методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, утвержденных приказом Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 13.04.2017 № 711/пр.

Раздел 10 Правил об эксплуатации объектов и элементов благоустройства включает в себя положения об уборке территории, порядок содержания элементов благоустройства, работ по озеленению территорий и содержания зеленых насаждений, содержания и эксплуатации дорог, освещения территории, содержания животных, основные положения о контроле за эксплуатацией объектов благоустройства (пункт 10.1.1 Правил).

В соответствии с пунктом 10.2.5.1 Правил в осенне-зимний период уборка объектов благоустройства предусматривает: ежедневную уборку листьев во время листопада; осуществление выкоса травы; обработку покрытий поверхностей проезжей части улично-дорожной сети и тротуаров противогололедными материалами; сгребание и подметание снега; формирование снежных валов с необходимыми разрывами между ними; скалывание льда и удаление снежно-ледяных образований; удаление снега с улиц, дорог, тротуаров; зачистку водоотводных лотков после удаления снега; подбор бытовых и промышленных отходов.

В соответствии с пунктом 10.2.5.19. Правил при производстве уборки в осенне-зимний период запрещается: - складирование сколотого льда и уплотненного снега на тротуарах, площадках, газонах и других элементах озеленения, в незамерзающих водоемах и на ледяном покрове акваторий водных объектов, а также в смотровых колодцах; - складирование снега на территории зеленых насаждений, если это наносит ущерб зеленым насаждениям; - сдвигание снега к стенам зданий, сооружений; - перемещение снега на проезжую часть и тротуары; - складирование снега вне специально отведенных мест; - складирование снега на территориях площадок, в том числе детских, спортивных, хозяйственных, а также у трансформаторных подстанций, газо-распределительных установок

Пунктом 10.2.6.2 Правил, определено, что физические и юридические лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляют: уборку территорий; уборку крылец и площадок при входных группах; уборку контейнерных площадок и площадок для сбора крупногабаритных отходов; вывоз бытовых и крупногабаритных отходов; мойку контейнеров; очистку водоотводных устройств, содержание выпусков водоотводных устройств от многоквартирных домов до присоединения к магистральной сети; установку, содержание и очистку урн. Устанавливаемые на территории домовладений урны должны соответствовать установленным параметрам; выкашивание травы, при этом высота травяного покрова не должна превышать 15 см; меры по отводу поверхностных вод с территорий зданий и сооружений.

Согласно пункту 10.3.1. Правил правообладатели обязаны осуществлять содержание объектов и элементов благоустройства.

В соответствии с пунктом 10.3.2. Правил объекты и элементы благоустройства должны находиться в технически исправном и надлежащем санитарном состоянии.

Согласно пункту 10.3.3. Правил правообладатели объектов и элементов благоустройства обязаны производить своевременный ремонт элементов благоустройства, замену их частей, непригодных к дальнейшей эксплуатации.

В соответствии с пунктом 10.4.2. Правил правообладатели площадок обязаны: производить осмотр площадок в целях выявления дефектов и повреждений элементов благоустройства, размещенных на площадке; осуществлять ремонт, выполнять очистку и покраску элементов благоустройства и (или) их частей; производить демонтаж элементов благоустройства и (или) их частей, непригодных к дальнейшей эксплуатации, а также замену элементов благоустройства, размещенных на площадке.

Выявленные нарушения послужили основанием для составления должностным лицом Управления *** и протокола об административном правонарушении по пункту 1 статьи 2 Закона Мурманской области от 06.06.2003 №401-01-ЗМО, и привлечения Вишни О.В. к административной ответственности предусмотренной указанной нормой.

Указанные обстоятельства подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении от *** №***, актом от ***, фотоматериалами к акту, копией плана земельного участка с экспликацией, схемой территории, информацией ГИС ЖКХ, выпиской из ЕГРЮЛ, копией телефонограммы от ***, ответом на телефонограмму от ***, сведениями об извещении о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, о времени и месте рассмотрения протокола об административном правонарушении, а также иными доказательствами, представленными в административном деле, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.Принимая обжалуемый акт, коллегиальный орган пришел к выводу о том, что председатель правления ТСЖ «Товарищество Фрунзе» Вишня О.В. является лицом, ответственным за соблюдение требований Правил благоустройства территории муниципального образования город Мурманск, утвержденных решением Совета депутатов города Мурманска от 27.10.2017 №40-712, при этом сведений о принятии ею всех зависящих от нее мер по недопущению правонарушения в материалы дела не представлено, что свидетельствует о ее вине в совершении вмененного административного правонарушения.

Действия должностного лица Вишни О.В. квалифицированы по пункту 1 статьи 2 Закона Мурманской области от 06.06.2003 №401-01-ЗМО «Об административных правонарушениях» в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Закона и Правилами благоустройства территории муниципального образования город Мурманск.

Совокупность установленных фактических и правовых оснований позволили административной комиссии прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

Довод жалобы о том, что заявитель не была надлежаще извещена о времени и месте рассмотрения протокола опровергаются письменными материалами дела, а именно вернувшимися в адрес административного органа за истечением срока хранения конвертами с извещениями о дате рассмотрения протокола ***, направленными по адресу регистрации Вишни О.В. (адрес***), и по адресу ее фактического проживания, являющегося также адресом регистрации ТСЖ «Товарищество Фрунзе» (адрес***).

В соответствии с частями 1,2 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства. При этом место жительства индивидуального предпринимателя определяется на основании выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных

правонарушениях» разъяснено, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если был соблюден порядок вручения почтовых отправлений.

Из приведенных норм следует, что лицу, привлекаемому к ответственности, обеспечиваются правовая возможность для защиты прав и законных интересов и его непосредственное участие при рассмотрении протокола по делу об административном правонарушении.

При этом Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, в связи с этим оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому извещение направлено.

Таким образом, в соответствии с приведенными выше разъяснениями, учитывая факт неполучения заказных писем с уведомлением, в отсутствие доказательств иного места жительства Вишни О.В., у административного органа не имелось процессуальных препятствий к рассмотрению дела без участия Вишни О.В.

Кроме того, зная, что в отношении нее составлен протокол об административном правонарушении (что подтверждается телефонограммой от ***, в которой Вишне О.В. разъяснено право на ознакомление с материалами дела, представления возражений, в том числе на заседании административной комиссии. Копия протокола получена заявителем ***, что подтверждается подписью заявителя в уведомлении о вручении), Вишня О.В. имела возможность узнать о дате рассмотрения дела в отношении нее, своевременно получать почтовую корреспонденцию.

При таких обстоятельствах, следует признать, что административный орган принял меры по извещению Вишни О.В. о месте и времени рассмотрения дела, справедливый баланс публичных и частных интересов был соблюден, права Вишни О.В. и положения статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не были нарушены.

В оспариваемом постановлении Вишне О.В. вменено складирование снега вне специально отведенных мест ***, а в письме главе администрации адрес*** заявитель ссылается на складирование снега ММБУ «УДХ» на земельном участке ТСЖ «Товарищество Фрунзе» ***, то есть между этими событиями прошло более 1,5 месяцев.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дома, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Пунктом 66 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» установлено, что согласно части 1 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее - Вводный закон) и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества (далее - многоквартирный дом).

Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (часть 2 статьи 16 Вводного закона).

Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (часть 5 статьи 16 Вводного закона).

В силу частей 2 и 5 статьи 16 Вводного закона земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.

В соответствие с п. 67 совместного Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ № 10/22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем, по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ.

В свою очередь по смыслу указанных норм, пользование собственниками помещений в многоквартирном доме придомовым земельным участком предполагает и его надлежащее содержание за их счет.

В соответствие с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» в состав общего имущества включаются:

е)    земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;

ж)    иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Правилами благоустройства установлено, что содержание объектов и элементов благоустройства - комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на поддержание технического, санитарно-эпидемиологического, экологического и эстетического состояния территорий и размещенных на них элементов благоустройства в целях обеспечения безопасных и комфортных условий проживания граждан.

Согласно пункту 2.59 Правил благоустройства, придомовая территория - территория, сформированная в границах установленных при выполнении кадастровых работ по участку застройки, а в случаях, когда кадастровые работы не выполнены, - в границах земельного участка, учтенного в техническом паспорте на здание (сооружение).

Таким образом, детская площадка, расположенная на придомовой территории, относится к общему имуществу собственников помещений дома, и находится в зоне ответственности управляющей организации, обслуживающей многоквартирный дом.

Согласно техническому паспорту адрес***, спорная детская площадки расположена в границах придомовой территории многоквартирного дома и в том числе отражена в сведениях об уборочной площади дворовой территории.

Административное наказание назначено названному лицу в размере, предусмотренном санкцией инкриминированной статьи Закона Мурманской области от 06.06.2003 №401-01-ЗМО «Об административных правонарушениях» для должностных лиц. Оснований для изменения наказания на предупреждение судом не установлено, поскольку правонарушение выявлено на детской площадке, что создает угрозу здоровью детей.

Несогласие заявителя с выводами административной комиссии и оценкой имеющихся в деле доказательств извещения, с толкованием норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемого акта не является.

Порядок и срок давности привлечения председателя правления Вишни О.В. к административной ответственности соблюдены.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 5 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.

Иных доводов, способных повлечь изменение либо отмену состоявшегося по делу постановления, не заявлено.

Фактические обстоятельства настоящего дела указывают на то, что совершенное Вишней О.В. административное правонарушение малозначительным не является.

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении жалобы Вишни О.В. - отказать.

Постановление административной комиссии Первомайского административного округа городского округа город-герой Мурманск №*** от ***, в отношении председателя правления ТСН «Товарищество Фрунзе» Вишни О.В., по делу об административном правонарушении, предусмотренном пунктом 1 статьи 2 Закона Мурманской области от 06.06.2003 № 401-01-ЗМО «Об административных правонарушениях», - оставить без изменения.

Постановление может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд города Мурманска в течение 10 суток со дня получения его копии.

Судья                        М.С. Дурягина

12-88/2024

Категория:
Административные
Ответчики
Вишня Ольга Владимировна
Суд
Первомайский районный суд г. Мурманска
Судья
Дурягина Маргарита Сергеевна
Статьи

6.6.02

Дело на странице суда
perv.mrm.sudrf.ru
27.05.2024Материалы переданы в производство судье
28.05.2024Истребованы материалы
20.06.2024Поступили истребованные материалы
01.07.2024Судебное заседание
04.07.2024Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
08.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.07.2024Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
01.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее