Дело № 2а-152/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 апреля 2019 года с. Карпогоры
Пинежский районный суд Архангельской области в составе
председательствующего Першиной Е.А.,
при секретаре судебного заседания Ромахиной Н.Г.,
с участием заместителя прокурора Пинежского района Климова Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению федерального казённого учреждения «Колония-поселение № 19 с особыми условиями хозяйственной деятельности Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» об установлении административного надзора в отношении осуждённого Попова Владимира Павловича,
у с т а н о в и л:
федеральное казённое учреждение «Колония-поселение № 19 с особыми условиями хозяйственной деятельности Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» (далее - ФКУ КП-19 ОУХД УФСИН России по Архангельской области) обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении осуждённого Попова В.П. на три года с возложением ограничения в виде явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что приговором Красноборского районного суда Архангельской области от 14 ноября 2011 года Попов В.П. осуждён по ч. 4 ст. 111 УК РФ к 8 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Постановлением Коряжемского городского суда Архангельской области от 26.10.2017 переведен для дальнейшего отбывания в колонию-поселение. Начало срока – 14 ноября 2011 года. Конец срока – 13 ноября 2019 года. За период отбывания наказания Попов В.Н. неоднократно привлекался к дисциплинарной ответственности за совершение нарушений установленного порядка отбывания наказания, 14.03.2013 был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания по ч. 1 ст. 116 УИК РФ. На данный момент характеризуется отрицательно.
В ходе судебного заседания представитель административного истца Абрамов Л.В. поддержал заявление по изложенным в нём основаниям.
Административный ответчик Попов В.П. в судебном заседании не возражал против установления в отношении него административного надзора с заявленным ограничением.
Заслушав участвующих в деле лиц, а также заключение заместителя прокурора Пинежского района Архангельской области Климова Е.В., полагавшего необходимым удовлетворить заявление, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.
В силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее Федеральный закон № 64-ФЗ) наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом временных ограничений его прав и свобод, осуществляемое органами внутренних дел, является административным надзором.
Лица, в отношении которых может устанавливаться административный надзор, определены в статье 3 Федерального закона № 64-ФЗ и в статье 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 173.1 УИК РФ, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы и отбывающего наказание за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления при рецидиве преступлений или умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, за исключением преступлений, указанных в части первой этой статьи, судом устанавливается административный надзор в соответствии с федеральным законом в случае, если это лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
В соответствии с ч. ч. 1 и 3 ст. 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее Федеральный закон № 64-ФЗ) административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 этой статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления. В отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Как следует из разъяснений, данных в п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетних лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления при рецидиве преступлений или умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего (далее - лица, указанные в части 1 статьи 3 Закона об административном надзоре). За названными лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы, административный надзор устанавливается в случае признания их злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания (пункт 1 части 3 статьи 3 Закона).
Судом установлено, что приговором Красноборского городского суда Архангельской области от 14.11.2011 Попов В.П. осужден по ч. 4 ст. 111 УК РФ к 8 годам лишения свободы, без ограничения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Срок наказания исчислен с 14.11.2011. Приговор вступил в законную силу 23.12.2011.
Постановлением Коряжемского городского суда Архангельской области от 26.10.2017 Попов В.П. переведен для дальнейшего отбывания наказания из исправительной колонии строгого режима в колонию-поселение.
Начало срока – 14 ноября 2011 года. Конец срока – 13 ноября 2019 года.
В соответствии с ч. 5 ст. 15 УК РФ преступление, за которое отбывает наказание Попов В.П., относится к категории особо тяжких.
В настоящее время Попов В.П. характеризуется отрицательно, имеет не снятое и не погашенное взыскание, за весь период отбывания наказания заслужил восемнадцать поощрений за примерное поведение и добросовестное отношение к труду, три взыскания, а также допустил нарушение установленного порядка отбывания наказания, за что взыскание объявлено не было, администрация учреждения ограничилась проведением профилактической беседы.
Постановлением начальника ФКУ ЛИУ-8 от 14 марта 2013 года Попов В.П. по представлению администрации исправительного учреждения признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания на основании ч. 1 ст. 116 УИК РФ.
В соответствии с пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» проверка законности и обоснованности постановления начальника исправительного учреждения о признании лица злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, а также постановлений по делам об административных правонарушениях, указанных в пункте 2 части 3 статьи 3 Закона, послуживших основанием для обращения исправительного учреждения или органа внутренних дел с заявлением об установлении, продлении административного надзора или о дополнении ранее установленных административных ограничений, не осуществляется судом в порядке главы 29 КАС РФ.
Лицо, в отношении которого начальником исправительного учреждения вынесено постановление о признании злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, вправе оспорить его. Однако данных о том, что Попов В.П. воспользовался таким правом, обжаловал постановление и оно отменено, суду не представлено.
Таким образом, в силу ч. 2 ст. 173.1 УИК РФ и ч. ч. 1 и 3 ст. 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ Попов В.П. подлежит административному надзору.
ФКУ КП-19 УФСИН России по Архангельской области просит установить в отношении Попова В.П. административный надзор на срок 3 года.
Сроки установления административного надзора регламентированы статьей 5 Федерального закона № 64-ФЗ.
В силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона № 64-ФЗ административный надзор может быть установлен в отношении совершеннолетнего лица, имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, признававшегося в период отбывания наказания злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
В силу п. «д» ч. 3 ст. 86 УК РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения Поповым В.П. преступления) в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступления, судимость погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания.
В соответствии с частью 2 статьи 173 УИК РФ осужденные к принудительным работам, аресту и лишению свободы на определенный срок освобождаются в первой половине последнего дня срока наказания. Если срок наказания оканчивается в выходной или праздничный день, осужденный освобождается от отбывания наказания в предвыходной или предпраздничный день.
Судом установлено, что последний день срока отбытия Поповым В.П. наказания – 13 ноября 2019 года не является выходным днем, в связи с чем осужденный подлежит освобождению в этот же день, следовательно, срок погашения судимости истекает 12 ноября 2027 года.
Исходя из наличия установленных законом оснований для установления административного надзора в отношении Попова В.П., поскольку у него имеется не снятая и не погашенная судимость за совершение преступления, относящегося к категории особо тяжких, в период отбывания наказания Попов В.П. был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, неоднократно допускал нарушения, за что подвергался взысканиям, суд приходит к выводу о необходимости установления ему административного надзора сроком на три года.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона № 64-ФЗ в отношении лица, указанного в ч. 2 ст. 3 настоящего Федерального закона, срок административного надзора исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Учитывая характеризующие сведения о личности Попова В.П., обстоятельства совершения преступления, суд приходит к выводу, что административный надзор в отношении него следует установить на срок 3 года, то есть по 12 ноября 2022 года включительно.
На основании статьи 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, принимая решение об установлении или о продлении административного надзора, одновременно устанавливает и административные ограничения. Суд вправе установить одно или несколько административных ограничений.
Согласно ст. 4 Федерального закона № 64-ФЗ в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:
1) запрещение пребывания в определенных местах;
2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;
4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
5) обязательная явка поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
При этом, установление судом административного ограничения в виде обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации является обязательным.
В целях защиты государственных и общественных интересов, предупреждения совершения Поповым В.П. преступлений и правонарушений, суд считает достаточным в настоящее время возложение на него ограничения в виде явки двух раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
На основании изложенного, руководствуясь Федеральным законом от 06.04.2011 № 64-ФЗ, ст.ст. 175-180, 272, 273 КАС РФ, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление федерального казённого учреждения «Колония-поселение № 19 с особыми условиями хозяйственной деятельности Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» об установлении административного надзора в отношении осуждённого Попова Владимира Павловича удовлетворить.
Установить в отношении освобождающегося из мест лишения свободы осуждённого Попова Владимира Павловича, гражданина <...>, родившегося ДД.ММ.ГГГГ года в <адрес> района Архангельской области, административный надзор сроком на 3 года – по 12 ноября 2022 года.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учёт в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
На период административного надзора установить в отношении Попова Владимира Павловича административное ограничение в виде обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Копию решения вручить под расписку лицам, участвующим в деле.
Апелляционная жалоба, представление могут быть поданы в Архангельский областной суд через Пинежский районный суд Архангельской области в порядке, установленном главой 34 КАС РФ в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме 29 апреля 2019 года.
Судья Е. А. Першина