РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
09 июня 2020 года г. Ангарск
Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Ягжовой М.В., при секретаре Поповой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1737/2020 (УИД 38RS0001-01-2020-000608-52) по административному иску РХА ХА к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области о признании незаконным и отмене отказа, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
РХА обращаясь в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (далее Управлению Росреестра по Иркутской области), указал, что на основании договора купли-продажи от **, является собственником 1/2 доли в праве собственности ..., .... В связи с тем, что им данный объект недвижимости не используется по назначению, а также невозможностью реализации данного объекта недвижимости третьим лицам, им было принято решение об отказе от права собственности. С целью регистрации прекращения права собственности без перехода права на объект недвижимости он обратился ** в ГАУ «Иркутский областной многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг». ** им было получено уведомление о приостановлении государственной регистрации права по причине не предоставления документов, необходимых для государственной регистрации права, предусмотренной п. 5 ч.1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», не предоставление необходимых документов. На этих основаниях были приостановлены действия по государственной регистрации права до **, предложено представить вышеуказанные документы. Свое решение об отказе он оформил в письменном виде и направил вместе с письмом уведомительного характера в администрацию Ангарского городского округа, что подтверждается отметкой на решении от **. Уведомление от **, решение об отказе от права собственности ** были сданы ** в МФЦ в рамках приостановленного действия по государственной регистрации права от **. Уведомлением от ** ему сообщено об отказе в государственной регистрации права от ** № № Основанием для отказа в государственной регистрации права явилось не предоставление документов, необходимых для государственной регистрации права, предусмотренной п. 5 ч.1 ст. 26 ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ, не приняты во внимание представленные дополнительные документы, не дано им никакой правовой оценки. Из-за незаконного отказа административного ответчика он не может осуществить государственную регистрацию прекращения права на объект недвижимости без перехода права, в связи с чем, вынужден нести расходы на содержание данного объекта недвижимости, а также оплату налогов. Административный истец просит признать незаконным и отменить отказ Управления Росреестра по Иркутской области в государственной регистрации прекращения права собственности, не связанный с переходом права от ** № № в отношении объекта недвижимости - ...; обязать административного ответчика совершить государственную регистрацию прекращения права собственности.
** определением Ангарского городского суда Иркутской области к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен ВГН
Административный истец РХА в судебное заседание не явился, извещался о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в соответствии с правилами отправки почтовой корреспонденции. Заявлений и ходатайств суду не представлено.
Представитель административного истца СЕВ, действующая на основании доверенности, в судебном заседании административные исковые требования поддержала, по основаниям указанным в иске, полагала иск обоснованным, просила суд удовлетворить исковые требования.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Иркутской области ПВА, действующая на основании доверенности, в судебном заседании административные исковые требования не признала, поддержала представленные письменные возражения. Просила в иске отказать, т.к. отказ РХА вынесен на законных основаниях.
Заинтересованное лицо ВГН в судебное заседание не явился, извещался о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в соответствии с правилами отправки почтовой корреспонденции. Возражений по иску не представлено.
Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, исследовав представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, из смысла указанных норм права следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействий) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457, полномочия по осуществлению государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Согласно части 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ), государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Порядок осуществления учетно-регистрационных действий установлен Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-03 «О государственной регистрации недвижимости», в соответствии с которым орган регистрации прав проводит правовую экспертизу представленных на государственную регистрацию документов, на предмет установления оснований для отказа в учетно-регистрационных действиях или их приостановлении в соответствии с Законом № 218-ФЗ.
Судом установлено:
РХА на основании договора купли-продажи от ** является собственником 1/2 доли в праве собственности <данные изъяты> адрес объекта: ..., кадастровый №, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ** имеется запись о регистрации №.
ВГГ является сособственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности в отношении сооружения – <данные изъяты>., адрес объекта: ..., кадастровый №, на основании договора купли-продажи имущества № от **, в ЕГРН внесена запись о регистрации права собственности.
** РХА обратился в ГАУ «Иркутский областной многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг», с заявлением о регистрации прекращения права собственности без перехода права на объект недвижимости, № №. Согласно описи документов в целях прекращения права собственности на государственную регистрацию были представлены: заявление о прекращении права, доверенность на представителя и письмо администрации АГО от ** № р-306/19 об отсутствии заинтересованности администрации в приеме в муниципальную собственность сооружения, указанного РХА.
** уведомлением № № приостановлена государственная регистрация права до **, в соответствии с п.5, ч.1 ст.26 Закона № 218-ФЗ.
Порядок осуществления учетно-регистрационных действий установлен Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в соответствии с которым орган регистрации прав проводит правовую экспертизу представленных на государственную регистрацию документов, на предмет установления оснований для отказа в учетно-регистрационных действиях или их приостановлении в соответствии с Законом № 218-ФЗ.
При проведении правовой экспертизы представленных документов в порядке п.3 ч.1 ст.29 Закона № 218-ФЗ были выявлены недостатки, препятствующие осуществлению учетно-регистрационных действий. Учитывая, что из представленных в целях прекращения права собственности документов не представлялось возможным установить правовые основания прекращения права собственности, государственным регистратором, на основании п.1 ст. 235 ГК РФ, было предложено представить документы, на основании которых регистрация прекращения права собственности была бы возможна.
РХА было предложено представить в случае ликвидации (гибели) объекта недвижимости - акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости и соответствующее заявление о снятии объекта с государственного кадастрового учета; в случае отчуждения объекта третьему лицу - документы, подтверждающие такое отчуждение; в случае отказа от права собственности в порядке, предусмотренном приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» (далее - Порядок) - заявление органа местного самоуправления о постановке на учет бесхозяйного объекта с приложением заявления всех участников общей собственности об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества.
** РХА в адрес администрации АГО направлено решение об отказе от права собственности на 1/2 доли в праве собственности, на недвижимое имущество – <данные изъяты> адрес объекта: ...
Уведомление от **, решение об отказе от права собственности от ** были сданы РХА в ГАУ «Иркутский областной многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» в рамках приостановленного действия по государственной регистрации права от **.
** уведомлением № № Управления Росреестра по Иркутской области отказано РХА в государственной регистрации прекращения права, данное уведомление получено РХА **.
Суд отклоняет доводы административного истца о том, что оспариваемый отказ не соответствует закону, нарушает законные права и интересы административного истца, как основанный на неверном толковании норм действующего законодательства. При этом суд учитывает следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с ч. 1 ст. 235 ГК РФ, право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
В соответствии со ст. 236 ГК РФ, гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Для регистрации прекращения права собственности на строение необходимо заявление собственника строения, документ технического учета и постановление главы местной администрации о ликвидации объекта.
В случае отказа от права собственности в порядке, предусмотренном приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» предоставляется заявление органа местного самоуправления о постановке на учет бесхозяйного объекта с приложением заявления всех участников общей собственности об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества.
В соответствии с п.12 приказа Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», заявление и прилагаемые к нему документы возвращаются органом регистрации прав, если: из представленных документов не следует, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным; в представленных документах отсутствует заявление собственника (всех участников общей собственности, если объект недвижимого имущества находится в общей собственности) об отказе от права собственности на объект недвижимости или из представленного заявления однозначно не следует, что данное лицо отказывается от права собственности на объект недвижимого имущества.
На момент обращения РХА с заявлением о прекращении права собственности им не было предоставлено доказательств того, что произведено отчуждение имущества – <данные изъяты> адрес объекта: ... на основании договоров и иных сделок другим лицам. Также не представлялось доказательств того, что произошла гибель или уничтожение указанного строения либо того, что произошла утрата права собственности на вышеуказанное строение произошла по иным случаям, предусмотренным законом, в частности перечисленным в ч. 2 ст. 235 ГК РФ. Не представлено данных доказательств и в ходе рассмотрения настоящего административного дела.
Кроме того, доказательств принятия строения как безхозяиного, материалы дела не содержат. При этом, право собственности истца на строение не может быть прекращено до приобретения права собственности на него другим лицом в силу пункта 2 ст. 236 ГК РФ
Отказ от права собственности, заявленный административным истцом, без соблюдения указанного выше порядка, не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на имущество другим лицом, в том числе обязанности по содержанию имущества, оплаты налоговых платежей. Таким образом, судом не установлено нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.
Учитывая, что при отказе от права собственности, в порядке избранном административным истцом, регистрационные действия осуществляются на основании заявления органа местного самоуправления и заявления собственников имущества, однако такие заявления в Управление не были представлены, и в ходе рассмотрения настоящего дела не установлено несоответствие закону действий административного ответчика Управления Росреестра по Иркутской области при рассмотрении заявления РХА, а также не установлено нарушения прав и свобод административного истца РХА, суд приходит к выводу, что оспариваемый отказ является законным и обоснованным, основания для удовлетворения административного иска о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить государственную регистрацию прекращения права собственности отсутствуют.
Порядок рассмотрения заявления РХА о прекращении права собственности и сроки его рассмотрения, установленные п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ Управлением Росреестра по Иркутской области, соблюдены.
Вместе с тем, судом отклоняется довод административного ответчика о том, что при подаче настоящего иска административным истцом пропущен трехмесячный срок, установленный ст.219 КАС РФ, поскольку основан на неверном толковании норм действующего законодательства. Административный иск подан по средствам отправки почтовой корреспонденции **, в трехмесячный срок с момента вынесения оспариваемого решения.
Руководствуясь ст. ст.175-180, ст.227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска РХА ХА к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области о признании незаконным решения № № от ** об отказе в государственной регистрации прекращения права собственности, не связанный с переходом права в отношении объекта недвижимости – <данные изъяты>, расположенного по адресу: ... возложении обязанности совершить государственную регистрацию превращения права собственности – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья М.В. Ягжова
Мотивированное решение по делу изготовлено **.