55RS0026-01-2022-001488-59
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Омский районный суд Омской области
в составе председательствующего судьи Реморенко Я.А.,
при секретаре Абубакировой К.Р., при помощнике судьи Бондаренко И.А.,
рассмотрел в г. Омске в открытом судебном заседании 30 мая 2022 года гражданское дело по заявлению администрации Омского муниципального района Омской области о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Омского муниципального района Омской области обратилась в Омский районный суд Омской области с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества - сооружение канализации (системы ливневой канализации на территории <адрес> с водовыпуском на земельный участок, расположенный в 10 м к северу от <адрес> в <адрес>) с кадастровым номером №, протяженностью 320 м, расположенной по адресу: <адрес>. В обоснование заявленных требований указано, что данный объект недвижимого имущества поставлен на учет в качестве бесхозяйного более одного года назад, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ. В течение года с момента постановки бесхозяйной вещи на кадастровый учет никто своих прав на данные объекты не заявлял. Согласно сведений из ЕГРН правообладатель на указанный объект недвижимого имущества отсутствует. На основании изложенного, просит признать право муниципальной собственности за Омским муниципальным районом Омской области на сооружение канализации (системы ливневой канализации на территории <адрес> с водовыпуском на земельный участок, расположенный в 10 м к северу от <адрес> в <адрес>) с кадастровым номером №, протяженностью 320 м, расположенное по адресу: <адрес>.
Представитель администрации Омского муниципального района Омской области ФИО5 в судебном заседании участия не принимала, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила в материалы дела заявление о рассмотрении заявления в свое отсутствие.
Представитель заинтересованного лица Администрации Ростовкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил в материалы дела заявление о рассмотрение дела в свое отсутствие, а также отзыв на заявление, по доводам которого указано, что в соответствии с действующим законодательством Администрации Ростовкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области не осуществляет полномочия и действия по организации в границах сельского поселения электро-, тепло-, газо-, водоснабжения населения, данные вопросы являются вопросом местного значения муниципального района в силу закона. Соглашений о передаче указанных полномочий не заключалось. В связи с изложенным, администрация сельского поселения не возражает против удовлетворения требований о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимости.
Представители заинтересованных лиц Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, Министерства имущественных отношений Омской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Омской области в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте рассмотрения настоящего дела извещены надлежаще.
Заинтересованное лицо Лобах Вячеслав Викторович в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что судебной защите подлежат оспоренные или нарушенные права.
Следовательно, предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица посредством использования предусмотренных действующим законодательством способов защиты.
В пункте 59 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» указано, что если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой не известен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По информации, представленной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, в Единый государственный реестр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ внесена запись о принятии на учёт бесхозяйного объекта недвижимого имущества - сооружения канализации (системы ливневой канализации на территории <адрес> с водовыпуском на земельный участок, расположенный в 10 м к северу от <адрес> в <адрес>) с кадастровым номером №, протяженностью 320 м, расположенной по адресу: <адрес>.
Из информации Министерства имущественных отношений <адрес> ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Едином банке данных объектов собственности <адрес> отсутствует информация об объектах недвижимого имущества - сооружении канализации (системы ливневой канализации на территории <адрес> с водовыпуском на земельный участок, расположенный в 10 м к северу от <адрес> в <адрес>) с кадастровым номером № протяженностью 320 м, расположенном по адресу: <адрес>.
Согласно информации Территориального управления Росимущества в <адрес> объекты недвижимого имущества - сооружении канализации (системы ливневой канализации на территории <адрес> с водовыпуском на земельный участок, расположенный в 10 м к северу от <адрес> в <адрес>) с кадастровым номером №, протяженностью 320 м, расположенном по адресу: <адрес> - отсутствуют в реестре федерального имущества.
Администрация Омского муниципального района <адрес> в ответе от ДД.ММ.ГГГГ, сообщает, что объект недвижимого имущества - сооружение канализации (системы ливневой канализации на территории <адрес> с водовыпуском на земельный участок, расположенный в 10 м к северу от <адрес> в <адрес>) с кадастровым номером №, протяженностью 320 м, расположенном по адресу: <адрес>, в реестре муниципального имущества Омского муниципального района <адрес>, не значатся, собственностью Омского муниципального района не являются.
Администрация Ростовкинского сельского поселения Омского муниципального района <адрес> в ответе от ДД.ММ.ГГГГ, сообщает, что объект недвижимого имущества - сооружение канализации (системы ливневой канализации на территории <адрес> с водовыпуском на земельный участок, расположенный в 10 м к северу от <адрес> в <адрес>) с кадастровым номером 55:20:210101:5521, протяженностью 320 м, расположенном по адресу: <адрес>, правообладателем не является, документами о строительстве сооружения не располагает.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22.11.2013 № 701 утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет: органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований; исполнительного органа государственной власти городов федерального значения - Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов. Заявление подается по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку. Заявление представляется в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявителем лично, посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении либо в форме электронных документов, электронных образов документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, в порядке, установленном Законом для представления заявления о государственной регистрации прав (пункт 8 названного Порядка).
Согласно пункту 22 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей в принятии на учет объекта недвижимого имущества должно быть отказано, если: собственник объекта недвижимости представит в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявление о принятии объекта недвижимого имущества вновь во владение, пользование и распоряжение (в собственность); собственник представит в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявление о том, что им ранее не совершались действия, направленные на отказ от права собственности, и (или) он не выражал волеизъявления об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества; в течение указанного в уведомлении о приостановлении срока собственник объекта недвижимого имущества не представит никакого письменного сообщения (заявления) или организация связи сообщит о невозможности вручения уведомления в связи с отсутствием адресата по указанному в нем адресу и, кроме того, орган местного самоуправления (исполнительный орган государственной власти городов федерального значения - Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) также не представит составленного в письменной форме заявления собственника об отказе от права собственности; по истечении срока, указанного в заявлении о приостановлении принятия на учет объекта недвижимого имущества, лицо, ходатайствовавшее о приостановлении, не представит в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявление об устранении указанных им ранее причин; от права собственности на объект недвижимости отказались не все участники общей собственности; в результате принятых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, мер по получению дополнительных сведений и на основании представленных заявителем дополнительных доказательств не следует, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным или лицо, отказавшееся от права собственности на объект недвижимого имущества, является собственником данного объекта.
Указанные обстоятельства установлены регистрирующим органом не были.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь, что прямо предусмотрено пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что в рамках рассматриваемого дела отсутствуют правопритязания третьих лиц на спорные объекты, связанные с возникновением права собственности или иного права на них.
Согласно пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесена организация водоснабжения и водоотведения населения.
Пункт 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" относит к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях: организацию водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В силу приведенных норм права органы местного самоуправления обязаны обеспечить бесперебойное и качественное водоснабжение и водоотведение населения на подконтрольной им территории, в том числе организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения.
Согласно части 5 статьи 8 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам, со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Анализ приведенной нормы позволяет сделать вывод о том, что органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей и сооружений водоотведения, в т.ч. бесхозяйных систем водоотведения, а также обеспечить признание права муниципальной собственности на бесхозяйные системы водоотведения.
Способ приобретения права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь, предусмотренный нормами пункта 3 статьи 218 и 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, невозможен тогда, когда имеются правопритязания на объект либо имущество находится в фактическом владении у иных лиц, что судом установлено не было, доказательств обратного не представлено.
Судом установлено, что спорный объект недвижимости не имеет собственника, и принят на учёт в установленном порядке.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать право муниципальной собственности Администрации Омского муниципального района Омской области на бесхозяйный объект недвижимого имущества - сооружение канализации (системы ливневой канализации на территории <адрес> с водовыпуском на земельный участок, расположенный в 10 м к северу от <адрес> в <адрес>) с кадастровым номером №, протяженностью 320 м, расположенное по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Я.А. Реморенко
Решение в окончательной форме изготовлено 03 июня 2022 года.