УИД № 59RS0040-01-2023-002025-47
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
26 октября 2023 года город Чайковский
Чайковский городской суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Трошковой Л.Ф.
при секретаре судебного заседания Бурнышевой Д.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Муниципального образования «Чайковский городской округ» в лице администрации Чайковского городского округа к Пельц А.Ф., Пельц О.Ф. о прекращении права муниципальной собственности и исключении сведений из государственного кадастра недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное образование «Чайковский городской округ» в лице администрации Чайковского городского округа обратилось в суд с исковым заявлением к Пельц А.Ф., Пельц О.Ф. о прекращении права муниципальной собственности и исключении сведений из государственного кадастра недвижимости. В обоснование требований указало, что при инвентаризации муниципального имущества Чайковского городского округа специалистами Управления земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа обнаружена двойная регистрация права собственности на объект недвижимого имущества: жилой дом, расположенный по <адрес>, площадью 165,0 кв.м. с кадастровым номером №, правообладателем которого является Муниципальное образование Чайковский городской округ Пермского края; одноэтажный брусчатый жилой дом, расположенный по <адрес>, площадью 165,0 кв.м. с кадастровым номером №, правообладателем которого являются Пельц А.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Пельц О.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Право муниципальной собственности на объект с кадастровым номером № зарегистрировано ошибочно. Установлено, что в действительности жилой дом по <адрес>, имеет площадью 40,3 кв.м., на государственном кадастровом учете не числится. В отношении этого дома запланированы мероприятия по постановке на государственный кадастровый учет с целью регистрации права муниципальной собственности. Фактически объекты с кадастровыми номерами № и № это один и тот же дом, что подтверждается техническим паспортом с инвентарным номером 8549. Ошибка возникла при присвоении адреса объекту при постановке на кадастровый учет органами учета. В настоящее время дом с кадастровым номером № находится в собственности Пельц А.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Пельц О.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. ДД.ММ.ГГГГ истцом в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю направлено обращение о проведении анализа реестровых дел указанных объектов недвижимости. В ответ на обращение Управление Росреестра подтвердило, что объект недвижимости одноэтажный брусчатый жилой дом, расположенный по <адрес>, площадью 165,0 кв.м. с кадастровым номером № является дублем объекта недвижимости – жилой дом, расположенный по <адрес>, площадью 165,0 кв.м. с кадастровым номером №, то есть произошло дублирование сведений об объекте недвижимости в ЕГРН. Самостоятельное прекращение прав собственности Управлением Росреестра не может быть осуществлено в силу положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке, в связи с чем прекратить право и исключить сведения из государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости с кадастровым номером № возможно только в судебном порядке. Как следует из правоустанавливающих документов право собственности на объект: жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 165,0 кв.м. с кадастровым номером №, зарегистрировано за муниципальным образованием Чайковский городской округ Пермского края. Факт совпадения местоположения объекта с кадастровым номером № и № подтверждается информацией, представленной Управлением Росреестра. Таким образом, объект недвижимости с кадастровым номером № является дублем объекта недвижимости с кадастровым номером №, то есть один и тот же объект дважды поставлен на кадастровый учет. Поскольку один и тот же объект поставлен на кадастровый учет и зарегистрирован дважды с присвоением разных кадастровых номеров, истец просит прекратить право собственности Муниципального образования Чайковский городской округ Пермского края на объект недвижимости: <адрес>, площадью 165,0 кв.м. с кадастровым номером №, снять спорный объект с кадастрового учета.
Истец администрация Чайковского городского округа о месте и времени судебного заседания извещено, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, на требованиях настаивают.
Ответчики Пельц А.Ф., Пельц О.Ф. о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещены, просили рассмотреть дело в их отсутствие, возражений относительно исковых требований не высказали.
Третье лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещены, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, возражений относительно заявления не высказали.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Пунктами 1 и 2 статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности, имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований
В соответствии с пунктом 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
От имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 3 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Имущество, находящееся вгосударственнойсобственности, закрепляется загосударственнымипредприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закрепленонаправеоперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона «О кадастровой деятельности» от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 Федеральным законом «О кадастровой деятельности», кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, или сведений, указанных в пунктах 21, 21.1 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
В соответствии с пунктом 3 статьи 45 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» сведения о ранее учтенных объектах недвижимости и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие раздел государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и государственный кадастровый учет осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», иных федеральных законов и издаваемых в соответствии с ними других нормативных правовых актов РФ.
В соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 Федерального закона участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Частью 2 статьи 7 данного Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ предусмотрено, что одной из составных частей Единого государственного реестра недвижимости является реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости). В кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений (части 1 и 2 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ государственный кадастровый учет осуществляется на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном законом порядке.
Основанием для осуществления государственного кадастрового учета, в силу части 2 этой же статьи, являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.
Снятие объекта недвижимости с кадастрового учета возможно с соблюдением порядка, установленного Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ, которым установлен исчерпывающий перечень случаев, предусматривающих возможность снятия объекта недвижимого имущества с государственного кадастрового учета.
Пунктом 2 статьи 15 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ определен перечень лиц, имеющих право обратиться за осуществлением учета изменений данного объекта недвижимости, иные лица вправе требовать кадастровый учет изменений лишь на основании решения суда.
В силу положений Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ и части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса РФ единственным основанием для снятия с кадастрового учета объекта недвижимости и погашения записи о праве собственности на него является решение суда, вступившее в законную силу.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что жилой дом, расположенный по <адрес>, площадью 165,0 кв.м. с кадастровым номером №, зарегистрирован за Муниципальным образованием «Чайковский городской округ» Пермского края 27 октября 2021 года в 18:11:32. Из выписки из ЕГРН следует, что кадастровый номер присвоен спорному объекту 26 мая 2012 года (л.д. 4).
Одноэтажный брусчатый жилой дом, расположенный по <адрес>, площадью 165,0 кв.м. с кадастровым номером №, зарегистрирован за Пельц А.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (1/2 доли) и Пельц О.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (1/6 доли) на праве общей долевой собственности 24 марта 2004 года 00:00:00 и 13 сентября 2016 года в 13:14:38. Из выписки из ЕГРН следует, что кадастровый номер присвоен спорному объекту 10 октября 2013 года (л.д. 5-6).
Администрацией Чайковского городского округа в адрес регистрирующего органа направлено обращение о наличии двойной регистрации объекта недвижимости поскольку при инвентаризации муниципального имущества Чайковского городского округа обнаружен факт дублирования и двойной регистрации права собственности на один и тот же объект недвижимости – жилой дом с кадастровым номером №, правообладателем которого является Муниципальное образование «Чайковский городской округ», и жилой дом с кадастровым номером №, правообладателями которой являются ответчики Пельц А.Ф., Пельц О.Ф. (л.д. 7)
Регистрирующим органом при проведении анализа сведений, содержащихся в ЕГРН, установлено, что сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером № дублируют сведения об объекте недвижимости (с кадастровым номером №, что привело к двойному кадастровому учету объекта и двойной регистрации прав на него (л.д.17).
В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, он вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Согласно статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 Федерального закона участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Частью 2 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ предусмотрено, что одной из составных частей Единого государственного реестра недвижимости является реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости). В кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений (части 1 и 2 статьи 8 Закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ).
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их, суд исходит из того, что при постановке жилого дома с кадастровым номером №, расположенного по <адрес> на учет была допущена техническая ошибка, которая нарушает права истца как собственника и подлежит исправлению путем исключения из ЕГРН неверных сведений о спорном объекте, поскольку в ЕГРН дважды учтен один и тот же объект недвижимости – жилой дом, расположенный по вышеуказанному адресу, которому в результате «задвоения» сведений присвоены разные кадастровые номера № и №. Право собственности по последнему указанному объекту зарегистрировано ошибочно, а соответственно подлежит прекращению и снятию спорного объекта недвижимости с государственного кадастрового учета.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Прекратить право собственности Муниципального образования «Чайковский городской округ» Пермского края на объект недвижимости: жилой дом, расположенный по <адрес>, площадью 165,0 кв.м. с кадастровым номером №.
Решение является основанием для снятия с кадастрового учета объекта недвижимости: жилого дома, расположенного по <адрес>, площадью 165,0 кв.м. с кадастровым номером №.
Решение суда в течение месяца, со дня вынесения, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Чайковский городской суд Пермского края.
Мотивированный текст решения изготовлен 02 ноября 2023 года.
Судья