УИД 05RS0029-01-2023-000804-17
№ 2-865/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 июля 2023 г. с. Карабудахкент
Карабудахкентский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего - судьи Мусаева Б.А., при секретаре ФИО1, с участием истца Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора ФИО2 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора к Администрации муниципального образования городское поселение «<адрес>» об обязании создать реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов,
установил:
Заместитель прокурора <адрес> обратился в суд с вышеназванным иском по тем основаниям, что прокуратурой на поднадзорной территории проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления в деятельности органов местного самоуправления при обращении с твердыми коммунальными отходами, по результатам которой установлены нарушения в деятельности администрации муниципального образования городское поселение «<адрес>», выразившиеся в отсутствии реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «<адрес>» Республики Дагестан.
Схема размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов отражает данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на карте соответствующего муниципального образования масштаба 1:2000. Администрацией реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Муниципального образования не сформирован, в связи с чем его ведение не осуществляется, схема размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Муниципального образования не определена. Кроме того, администрацией по настоящее время не исполнены п.п. 4 и 22 Правил.
Вместе с тем, как установлено проверкой, Администрация по настоящее время не утвердила формы заявок на согласование создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории Муниципального образования и о включении сведений о них в реестр. Кроме того, администрацией проигнорированы требования п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», в соответствии с которым органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Так, по настоящее время административный регламент, определяющий порядок действий при поступлении указанных выше заявок, отсутствует. Несвоевременное принятие правовых актов может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов граждан, неэффективное решение системных проблем в области обращения с отходами производства и потребления. В адрес органа местного самоуправления внесено представление об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды № от ДД.ММ.ГГГГ. Требования прокурора не выполнены. Потому просит суд возложить на администрацию муниципального образования городское поселение «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан обязанность в течение месяца со дня вступления в силу решения суда: разработать схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; разработать реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №; разработать административный регламент, определяющий порядок действий при поступлении заявок о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов.
Махачкалинский межрайонный природоохранный прокурор ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
В судебное заседание, надлежаще извещенный о времени и месте, представитель ответчика администрации муниципального образования городское поселение «<адрес>» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом. О причинах неявки суду не сообщил, об отложении разбирательства дела не просил.
Надлежаще извещенные о времени и месте, представители третьих лиц: Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека РД и Министерство природных ресурсов и экологии РД в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом. О причинах неявки суду не сообщили, об отложении разбирательства дела не просили.
В соответствие со ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие сторон.
Исследовав письменные материалы дела, выслушав истца, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; под накоплением отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
В силу п. 1 ст. 8 данного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:
- создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
- определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
- организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Положениями ст. 13.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определены требования к местам (площадкам) накопления отходов.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, которые определяют порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра.
В силу п. 15 Правил в соответствии с п. 5 ст. 13.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» реестр включает в себя следующие разделы:
- данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
- данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
- данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
- данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Пунктом 16 Правил, предусмотрено, что раздел «Данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов» содержит сведения об адресе и (или) географических координатах мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно п. 3 Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с п. 4 Правил в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (далее - заявка).
Пунктом 21 Правил предусмотрено, что в случае если место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов создано заявителем, он обязан обратиться в уполномоченный орган с заявкой о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр не позднее 3 рабочих дней со дня начала его использования.
Согласно п. 22 Правил заявитель направляет в уполномоченный орган заявку о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр по форме, установленной уполномоченным органом.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из материалов дела установлено, что в ходе прокурорской проверки исполнения законодательства об отходах производства и потребления в деятельности органов местного самоуправления при обращении с твердыми коммунальными отходами, выявлены нарушения в деятельности администрации МО городского поселения «<адрес>», выразившиеся в отсутствии реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования городского поселения «<адрес>» Республики Дагестан. Схема размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов отражает данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на карте соответствующего муниципального образования масштаба 1:2000.
Администрацией реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Муниципального образования не сформирован, в связи с чем его ведение не осуществляется, схема размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Муниципального образования не определена.
Нарушения были выявлены в ходе прокурорской проверки деятельности администрации, в связи с чем в адрес органа местного самоуправления внесено представление от устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно поступившему ответу на представление от ДД.ММ.ГГГГ требования прокурора не выполнены, проекты разработанных нормативно-правовых актов в прокуратуру также не поступили.
Доказательство обратного, ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования истца законны, обоснованны и полежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Махачкалинского Межрайонного природоохранного прокурора ФИО4 к Администрации МО городское поселение «<адрес>» об обязании создать реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов - удовлетворить.
Возложить на администрацию муниципального образования городское поселение «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан обязанность в течение месяца со дня вступления в силу решения суда:
- разработать схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
- разработать реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №;
- разработать административный регламент, определяющий порядок действий при поступления заявок о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов;
- разработать правила благоустройства территории поселения;
- разработать положение об осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства на территории поселения.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы, представления в Верховный суд РД суд через <адрес> РД в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: Б.А. Мусаев