Дело № 2-39/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 февраля 2018 года г. Алушта
Алуштинский городской суд Республики Крым, в составе председательствующего судьи Изотенко Д.А., при секретаре судебного заседания Доценко А.А.,
с участием истца Попкова А.А., его представителя Тищенко Т.А., представителя Администрации г. Алушты Реброва А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Попкова А.А. к Администрации г. Алушты, третье лицо Попкова О.С. об установлении факта, признании права пользования, обязании заключить договор,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с указанным иском, который по существу мотивирован тем, что в 2013 году ему была предоставлено койко-место в комнате № в общежитии по адресу: <адрес>, ул. <адрес>. Комната была предоставлена на основании заявления как работнику ГП «Таврида».
Истец указывает, что с момента вселения и до настоящего времени он постоянно проживает в комнате №, регулярно оплачивает коммунальные услуги.
Общежитие на настоящий момент передано в муниципальную собственность.
На запрос о выдаче ордера и решения о предоставлении жилого помещения в общежитии ФГУП «Производственно-аграрное объединение «Массандра» истцом был получен ответ, что указанные документы отсутствуют.
На обращение истца Администрацию <адрес> о предоставлении муниципальной услуги «Заключение, изменение, прекращение договоров социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» ему было отказано в заключении договора социального найма, в связи с тем, что отсутствует документ, подтверждающий право пользования жилым помещением № в <адрес>А по <адрес> (договор, ордер, решение о предоставлении жилого помещения или судебное решение).
На основании изложенного, истец просит суд признать право пользования указанным жилым помещением по договору социального найма.
В судебном заседании истец и представитель истца иск поддержали по изложенным в нем основаниям.
Представитель Администрации <адрес> ФИО9 против удовлетворения исковых требований не возражал.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные материалы дела, судом установлены следующие обстоятельства и соответствующие им правоотношения.
Согласно Постановления Государственного ФИО3 Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «О даче согласия ФИО3 Республики Крым на передачу имущества из государственной собственности Республики Крым в муниципальную собственность» общежитие филиала «Таврида» ФГУП «ПАО «Массандра» по адресу: <адрес> А подлежало передаче из государственной собственности Республики Крым в муниципальную собственность муниципальных образований.
В соответствие с ФИО3 Республики Крым от 4.04.2015г. №-р «О передаче общежитий» все жилые и нежилые помещения, расположенные в здании общежития по адресу: <адрес> (за исключением помещений, принадлежащих на праве частной собственности третьим лицам) подлежат передаче из государственной собственности Республики Крым в муниципальную собственность муниципальных образований.
Передаточным актом от 23.07.2015г. № на основании вышеуказанных Постановления Государственного ФИО3 Республики Крым № и ФИО3 №-р общежитие, за исключением помещений, принадлежащих на праве частной собственности третьим лицам по <адрес> А <адрес> передано в муниципальную собственность муниципального образования городской округ Алушта.
Статья 10 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает основания возникновения жилищных прав и обязанностей при пользовании жилым помещением.
Жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
Согласно ст. 62 ч. 1 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры.
Обязанности нанимателя жилого помещения определены в статье 678 Гражданского кодекса Российской Федерации, к которым, в том числе, относится обязанность нанимателя своевременно вносить плату за жилое помещение. Если договором не установлено иное, наниматель обязан самостоятельно вносить коммунальные платежи.
В соответствии со статьей 1 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ № б-ФКЗ со дня принятия в ФИО1 Республики Крым в составе Российской Федерации образуются новые субъекты - <адрес> и город федерального значения Севастополь.
Со дня принятия в ФИО1 Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до ДД.ММ.ГГГГ действовал переходный период, в течение которого урегулировались вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
Отношения, связанные с социальным наймом жилых помещений в <адрес>, были урегулированы путем принятия Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2015 «О регулировании некоторых вопросов в области жилищных отношений в <адрес>».
Согласно части второй статьи 35 Указанного закона граждане, являющиеся основными нанимателями жилых помещений, находившихся по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в государственном жилищном фонде имеют право на заключение договора социального найма.
Исходя из вышеизложенного, граждане, проживающие по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в жилых помещениях государственного жилищного фонда на территории Республики Крым, и являющиеся основными нанимателями занимаемых, жилых помещений, имеют право на заключение договора социального найма с учетом особенностей, установленных частью второй статьи 35 закона №-ЗРК/2015, при наличии документов, подтверждающих их право пользования данными жилыми помещениями на законных основаниях.
Согласно записей в трудовой книжке истца, справке, он работает в ГП «Таврида», с 2013 года. (л.д.41-42)
Согласно справки выданной директором филиала «Таврида» ФГУП «ПАО Массандра» Попкова А.А., действительно предоставлена комната в общежитии <адрес>А ком. 9, в которой он проживает с 2013 года по настоящее время, Попкова А.А. занимает койко-место(л.д. 39).
Согласно копий квитанций, Попкова А.А. оплачивает коммунальные услуги (л.д. 44)
Оценивая представленные истцом доказательства с точки зрения их относимости, допустимости и достоверности каждого в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности, суд приходит к убеждению что истцом доказаны те обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование иска.
По материалам дела усматривается, что истец был вселен в общежитие не самовольно, а на основании волеизъявления руководства Совхоза-завода «Таврида», с которым истец на момент вселения состоял в трудовых правоотношениях, данных о том, что такие действия признавались недействительными или незаконными по материалам дела не усматривается.
Также в материалах дела отсутствуют какие либо сведения что с момента вселения истца в общежитие кто либо обращался в правоохранительные органы, иные государственные органы или в суд по вопросу незаконности занятия истцом жилья, о выселении истца, в том числе со стороны ГП «Таврида», либо ФГУП «Производственно-аграрное объединение «Массандра» Филиал «Таврида» ФГУП «ПАО «Массандра», при том что последним было достоверно известно о проживании истца в общежитии.
Отсутствие же сохранившихся документальных доказательств принятия решения о предоставлении жилья в общежитии не может служить единственным основанием для признания данного вселения незаконным, поскольку обязанность по правильному оформлению документов лежала на наймодателе жилого помещения.
В силу п. 3 ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности.
В соответствии с п. 3 ст. 11 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется путем признания жилищного права.
Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.
Данное конституционное право относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).
В силу статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Ввиду утраты указанными домами статуса общежития в силу закона, а также с учетом требований действующего законодательства о применении к жилым помещениям, расположенным в таких домах, положений о договоре социального найма, граждане, занимавшие жилое помещение приобретают право пользования им на условиях договора социального найма, поскольку статья 7 Вводного закона предусматривает применение норм Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма к отношениям по пользованию жилыми помещениями, расположенными в жилых домах, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, без каких-либо изъятий и ограничений.
Судом учтена имеющаяся судебная практика Верховного Суда Российской Федерации, которая соответствует вышеизложенному (например, определение от ДД.ММ.ГГГГ №-КГ17-19).
При таких обстоятельствах, суд полагает исковые требования о признании за истцом права пользования жилым помещением законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.11,12,194-199 ГПК Российской Федерации, суд, -
РЕШИЛ:
Иск Попкова А.А. к Администрации г. Алушты, третье лицо Попкова О.С. об установлении факта, признании права пользования, обязании заключить договор - удовлетворить частично.
Признать за Попкова А.А. право пользования жилым помещением №, расположенным по адресу <адрес>.
В остальной части иска – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы через Алуштинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Алуштинского
городского суда Д.А. Изотенко