Дело №2А-406/2021 УИД: 66RS0034-01-2021-000654-03
КОПИЯ
Мотивированное решение изготовлено 06 августа 2021 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Красноуральск
06 августа 2021 года Красноуральский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Карташова О.В.,
при секретаре Кадыргуловой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России №27 по Свердловской области к Андриянову ФИО5 о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 27 по Свердловской области обратилась в суд с административным иском к Андриянову ФИО6. о взыскании обязательных платежей и санкций.
В обосновании иска административный истец указал, что налогоплательщик Андриянов ФИО7 не исполнил обязанность по уплате налога на имущество физических лиц за 2014-2015 годы, в сумме 294 рубля, задолженность пени по транспортному налогу, за 2016-2018 годы, в сумме 3 468 рублей.
Поскольку обязанность по уплате налога Андриянов ФИО8. в полном объеме в добровольном порядке не была исполнена, 04.06.2020, по заявлению налогового органа, мировым судьей судебного участка №1 Красноуральского судебного района Свердловской области вынесен судебный приказ о взыскании с Андриянова ФИО9. указанной суммы недоимки. В связи с поступившими от Андриянова ФИО10. возражениями судебный приказ был отменен определением мирового судьи от 18.06.2020, что послужило основанием для обращения налогового органа с административным исковым заявлением в соответствии со статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В связи с указанными обстоятельствами, административный истец просил взыскать с административного ответчика задолженность: по транспортному налогу, земельному налогу за 2016-2018 годы, в сумме 3 468 рублей, пени в сумме 131 рубль 06 копеек, по налогу на имущество физических лиц за 2014-2015 годы, в сумме 294 рубля, пени, в сумме 15 рублей 84 копейки.
Несмотря на своевременные извещения, представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №27 по Свердловской области в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть без его участия, на удовлетворении иска настаивал.
В судебное заседание административный ответчик Андриянов ФИО11. не явился, что не препятствует рассмотрению дела без его участия.
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с требованиями ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу части 3 статьи 75 Конституции Российской Федерации система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.
В силу пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено этим же пунктом.
Абзацем 4 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Как следует из административного искового заявления, в налоговый орган из БТИ, Росреестра поступили сведения (выписка из электронной базы) о том, что административный ответчик Андриянов ФИО12 являлся в 2014-2015 годах собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, и соответственно, являлся налогоплательщиком по указанному недвижимому имуществу. Также административный ответчик Андриянов ФИО13. имел на 2016-2018 годы на праве собственности транспортное средство, которое являются объектом налогообложения.
Между тем, Андриянов ФИО14. не уплатил в установленный срок налоги
В связи с уклонением Андриянова ФИО15. от исполнения обязанности по уплате налога, по заявлению налогового органа, мировым судьей судебного участка №1 Красноуральского судебного района Свердловской области, вынесен судебный приказ от 04.06.2020 №2а-2466/2020 о взыскании с Андриянова ФИО16. недоимки по налогам и пени.
Однако, в связи с поступившими от Андриянова ФИО17 возражениями, судебный приказ был отменен определением мирового судьи от 18.06.2020.
Таким образом, судом установлено, что срок исполнения выставленного Андрияновым ФИО19 последнего требования об уплате налогов, истек 28.01.2020. При этом, срок обращения налогового органа в суд с заявлением о взыскании подлежит определению в соответствии с правилами абзаца 1 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Соответственно, с исковым заявлением о взыскании имеющейся у Андриянова ФИО18. недоимки по налогам, указанной в требованиях, налоговый орган должен был обратиться в срок не позднее 18.12.2020.
Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций; пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации и указанной нормы Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пени, штрафов. При пропуске установленных сроков судебная процедура взыскания недоимки не может быть реализована без восстановления срока для обращения в суд.
В обоснование уважительности причин пропуска срока исковой давности, административный истец ссылается на большую загруженность сотрудников инспекции, связанной с администрированием значительного количества налогоплательщиков. При этом, административный истец просит учесть, что инспекцией последовательно принимались меры по взысканию неуплаченной суммы налога в принудительном порядке
Вместе с тем, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08.02.2007 N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
В связи с тем, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может и несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
Как следует из искового заявления, материалов дела административный ответчик с ноября 2018 года знал о неисполнении налогоплательщиком Андрияновым ФИО20 обязанности по уплате налогов и пени за 2014-2018 годы.
Между тем, с требованиями о взыскании задолженности по налогу административный истец обратился в суд только в июле 2021 года.
Суд не принимает доводы административного истца об уважительности причин пропуска истцом срока исковой давности для обращения в суд. Уважительности причин пропуска срока давности административным истцом не приведено. Отсутствуют документальные доказательства, что он в установленный срок был лишен возможности обратиться в суд. Представленные доводы административного истца об уважительности пропуска срока обращения в суд иском, являются необоснованными и надуманными. Срок обращения с иском в суд нарушен существенно. Следовательно, в удовлетворении ходатайства административного истца о восстановлении пропущенного срока исковой давности следует отказать.
Таким образом, у суда нет оснований для удовлетворения заявленных требований административного истца за пропуском срока давности обращения с иском в суд. В удовлетворении административного иска необходимо отказать в полном объёме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.62, 175, 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ №27 ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░21 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░