Решение по делу № 5-1187/2021 от 27.05.2021

Дело № 5-1187/2021

УИД 21RS0023-01-2021-003757-65

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

11 июня 2021 года г. Чебоксары

Судья Ленинского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики Сидорова И. Н.,

с участием защитников юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, - ФИО4, ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

в отношении Бюджетного учреждения Чувашской Республики «Центральная городская больница» Министерства здравоохранения Чувашской Республики ------

установил:

В ходе проведения Министерством здравоохранения Чувашской Республики внеплановой документарной проверки в период с дата по дата в рамках ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности по факту оказания медицинской помощи ФИО2 в отношении юридического лица - Бюджетного учреждения Чувашской Республики «Центральная городская больница» Министерства здравоохранения Чувашской Республики установлено, что Бюджетное учреждение Чувашской Республики «Центральная городская больница» Министерства здравоохранения Чувашской Республики, имеющее лицензию на осуществление медицинской деятельности ----- от дата, выданную Министерством здравоохранения Чувашской Республики, действующую бессрочно, осуществляет медицинскую деятельность с грубым нарушением лицензионных требований, предъявляемых к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности: не соблюдает порядки оказания медицинской помощи, а именно:

медицинская помощь дата оказывалась ФИО3 с нарушением требований Приказа Минздрава России от дата -----н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «анестезиология и реаниматология»: в нарушение п. 5 Приложения к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «анестезиология и реаниматология» медицинская помощь ФИО3 с диагнозом: ------

Так, в нарушение Клинических рекомендаций «Токсическое действие алкоголя», утвержденных Минздравом России в 2016 году, БУ ЧР «Центральная городская больница» Минздрава Чувашии пациенту не выполнены диагностические исследования с целью установления диагноза: ------

------

------

------

По данному факту дата должностным лицом Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзора) в Чувашской Республике в отношении Бюджетного учреждения Чувашской Республики «Центральная городская больница» Министерства здравоохранения Чувашской Республики составлен протокол об административном правонарушении -----.

В судебном заседании защитники Бюджетного учреждения Чувашской Республики «Центральная городская больница» Министерства здравоохранения Чувашской Республики ФИО4, ФИО5 вину Учреждения не признали, указав, что характер проверки – документарный не позволил объективно оценить фактические обстоятельства и сделать соответствующие выводы: 1) дата в приемное отделение больницы одновременно в ------ Полагают, что деятельность Бюджетного учреждения Чувашской Республики «Центральная городская больница» Министерства здравоохранения Чувашской Республики как медицинская деятельность с грубым нарушением лицензионных требований квалифицирована формально, медицинская помощь ФИО3 оказывалась в соответствии с Клиническими рекомендациями «Токсическое действие алкоголя», утв. в 2016 г., просят признать Учреждение невиновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ. Считают, что смерть пациента не обусловлена действиями указанных врачей.

Территориальный орган Росздравнадзора по Чувашской Республике, извещенный о месте и времени, явку представителя на судебное заседание не обеспечил.

ФИО7, извещенный о месте и времени, на судебное заседание не явился.

Выслушав участников производства по делу об административном правонарушении, изучив представленные доказательства, прихожу к следующему.

Частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объектом посягательства правонарушения, предусмотренного данной статьей, является установленный порядок управления. Объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении лицензируемого вида деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией.

Примечанием к ч. 3 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В силу пункта 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») подлежит лицензированию.

Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. № 291 (далее - Положение о лицензировании медицинской деятельности).

Частью 11 статьи 19 Закона о лицензировании предусмотрено, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

В соответствии с пунктом 6 указанного Положения под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами «а», «б» и «в(1)» пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В силу подпункта «а» пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности лицензионным требованием, предъявляемым к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соблюдению порядков оказания медицинской помощи.

В силу положений статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская деятельность - профессиональная деятельность, в том числе по оказанию медицинской помощи, т.е. комплекса мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг. В свою очередь медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

В числе основных принципов охраны здоровья Закон № 323-ФЗ называет соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья, доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи; приоритет профилактики в сфере охраны здоровья (пункты 1, 5, 6, 7,8 статьи 4).

Частями 1, 2 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и включает в себя: 1) этапы оказания медицинской помощи; 2) правила организации деятельности медицинской организации (ее структурного подразделения, врача); 3) стандарт оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений; 4) рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений; 5) иные положения исходя из особенностей оказания медицинской помощи (ч. 2 указанной ст. 37).

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 ноября 2012 года № 919н утвержден Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «анестезиология и реаниматология».

Согласно пункту 2 Порядка № 919н медицинская помощь по профилю «анестезиология и реаниматология» оказывается в экстренной, неотложной и плановой формах и включает комплекс медицинских и реабилитационных мероприятий, целью которых является: профилактика и лечение боли и болезненных ощущений у пациентов, выбор вида обезболивания в соответствии с соматическим статусом пациента, характером и объемом вмешательства и его неотложностью; поддержание и (или) искусственное замещение обратимо нарушенных функций жизненно важных органов и систем при состояниях, угрожающих жизни пациента; проведение лечебных и диагностических мероприятий пациентам во время анестезии, реанимации и интенсивной терапии; лабораторный и функциональный мониторинг за адекватностью анестезии и (или) интенсивной терапии; наблюдение за состоянием пациентов в пред- и посленаркозном периоде и определение его продолжительности; лечение заболевания, вызвавшего развитие критического состояния; отбор пациентов, подлежащих лечению в подразделении, оказывающем анестезиолого-реанимационную помощь, перевод пациентов в отделения по профилю заболевания или в палаты интенсивного наблюдения (послеродовые, послеоперационные и другие) после стабилизации функций жизненно важных органов.

В соответствии с п. 5 Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «анестезиология и реаниматология» медицинская помощь по профилю «анестезиология и реаниматология» оказывается на основе стандартов медицинской помощи и с учетом клинических рекомендаций (протоколов лечения).

В 2016 году Министерством здравоохранения РФ утверждены Клинические рекомендации «Токсическое действие алкоголя», которыми предусмотрены: выполнение осмотра пациента врачом-токсикологом и/или врачом-анестезиологом-реаниматологом не позднее 15 минут от момента поступления в стационар; настоятельно рекомендовано определение всем пациентам КОС (кислотно-основное состояние) для оценки тяжести отравления, для дифференциальной диагностики отравления алкоголем и другими токсикантами, вызывающими нарушение сознания (pH, PaCO2, PaO2, BE, SB, BB, SO2, H2O) не позднее 1-го часа от момента поступления в стационар. В комментариях отмечено: Важное значение в течении интоксикации играет ранняя ликвидация нарушений КОС, поскольку длительное состояние метаболического ацидоза, закономерно развивающегося при отравлениях алкоголем, способно само по себе оказывать выраженное неблагоприятное влияние на различные системы организма; настоятельно рекомендовано проведение всем пациентам рентгенографии черепа в двух проекциях - пациентам, доставленным с улицы, общественных мест, при наличии следов травм - не позднее 2-х часов от момента поступления в стационар; проведение терапии гепатопротекторами (при повышении аспартатаминотрансферазы и аланинаминотрансферазы и щелочной фосфатазы более чем в 2 раза и при отсутствии медицинских противопоказаний).

Согласно материалам дела ФИО3 употребил ------, при этом в соответствии с Клиническими рекомендациями «Токсическое действие алкоголя» от 2016 г. смертельной дозой изопропилового спирта при приеме внутрь для взрослых считают 240 мл., то есть пациент доставлен по экстренным показаниям, тяжелой степени тяжести, что следует из Акта проверки Минздрава Чувашии от дата.

Вместе с этим, дата в БУ ЧР «Центральная городская больница» Минздрава Чувашии не выполнены диагностические исследования с целью установления диагноза доставленного по экстренным показаниям в приемное отделение пациенту ФИО3: ------

------

------

------

Указанное является нарушением Клинических рекомендаций «Токсическое действие алкоголя», утв. Министерством здравоохранения РФ в 2016 г., Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «анестезиология и реаниматология», подпункта «а» пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. № 291, невыполнение лицензиатом требований, предъявляемых к соблюдению порядков оказания медицинской помощи, в соответствии с пунктом 6 указанного выше Положения признается грубым нарушением, повлекшим за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Факты нарушений, отраженных в протоколе об административном правонарушении, подтверждаются исследованными судом доказательствами, которые являются допустимыми, достоверными, достаточными в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: выпиской из Единого реестра лицензий о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности БУ «Центральная городская больница» Минздрава Чувашии, приказом Минздрава Чувашии «О проведении внеплановой документарной проверки» от дата -----, копией медицинской карты стационарного больного -----, оформленной БУ «Центральная городская больница Минздрава Чувашии на ФИО3, копиями образовательных документов на врачей-специалистов (врача анестезиолога-реаниматолога, оказывающих медицинскую помощь ФИО3, копией акта по результатам проверки в рамках ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности в БУ «Центральная городская больница» Минздрава Чувашии от дата -----, копией предписания по результатам внеплановой документарной проверки в рамках ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности в БУ «Центральная городская больница» Минздрава Чувашии от дата.

Согласно Уставу Бюджетного учреждения Чувашской Республики «Центральная городская больница» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики от 18.06.2014 № 1180, согласованному распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Чувашской Республики 06.06.2014 453-р (с изменениями) и зарегистрированному в установленном порядке Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Чувашской Республики, настоящим Уставом, путем выполнения работ, оказания услуг в сфере здравоохранения (п. 2.1).

Материалы дела объективно свидетельствуют о грубом нарушении Учреждением лицензионных требований, предусмотренных подпунктом «а» пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, повлекшем за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Закона о лицензировании, за что наступает административная ответственность, установленная частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При установленных обстоятельствах суд не может согласиться с доводами защитников как оказание медицинской услуги надлежащего качества в соответствии с указанными Клиническими рекомендациями от 2016 года. Обстоятельства, на которые ссылаются защитники, в частности, одновременное поступление двух пациентов и оказание медицинской помощи, прежде всего, пациенту, находившемуся в состоянии клинической смерти, отсутствие оборудования для проведения соответствующего исследования кислотно-основного состояния крови и остальные доводы, не освобождают от соблюдения требований, предъявляемых к соблюдению порядков оказания медицинской помощи.

Исследовав и оценив в совокупности собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о виновности Бюджетного учреждения Чувашской Республики «Центральная городская больница» Министерства здравоохранения Чувашской Республики в совершении административного правонарушения и квалифицирует действия юридического лица по ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ч. 1 ст. 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств принятия Учреждением всех зависящих от него мер по предупреждению совершения административного правонарушения, для соблюдения требований законодательства о лицензировании при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.

При наличии врачей, соответствующих квалификационным требованиям, не выполнен своевременный осмотр пациента врачом-токсикологом и/или врачом-анестезиологом-реаниматологом и не проведены необходимые исследования и терапия.

Обстоятельства, которые бы позволили применить положения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признав правонарушение малозначительным, что имеет место исключительно при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, с учетом характера допущенных нарушений, специфики деятельности Учреждения, а также оснований применения положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении наказания судьей не установлены.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется.

Обстоятельства, отягчающие и смягчающие административную ответственность, отсутствуют.

На основании вышеизложенного, с учетом характера и обстоятельств совершения административного правонарушения, имущественного и финансового положения Учреждения, для достижения цели административного наказания, установленной ст. 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья считает правильным назначить наказание в виде административного штрафа в минимальном размере административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку обеспечивает адекватность применяемого административного принуждения всем обстоятельствам, имеющим существенное значение для индивидуализации ответственности и наказания за совершённое административное правонарушение, с учетом характера допущенных нарушений чрезмерным не является. Применение административного наказания в виде административного приостановления деятельности юридического лица является нецелесообразным.

Руководствуясь ст.ст.29.9-29.10 КоАП РФ, судья

постановил:

Бюджетное учреждение Чувашской Республики «Центральная городская больница» Министерства здравоохранения Чувашской Республики признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере ------

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу по следующим реквизитам: получатель платежа: ------

В соответствии с ч.1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Верховный Суд Чувашской Республики.

    

Судья И. Н. Сидорова

5-1187/2021

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено постановление о назначении административного наказания
Ответчики
БУ ЧР "Центральная городская больница" Министрерства здравоохранения ЧР
Суд
Ленинский районный суд г. Чебоксары
Судья
Сидорова Ирина Николаевна
Статьи

19.20

Дело на странице суда
leninsky.chv.sudrf.ru
27.05.2021Передача дела судье
28.05.2021Подготовка дела к рассмотрению
11.06.2021Рассмотрение дела по существу
15.06.2021Направление копии постановления (определения) в соотв. с ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ
15.06.2021Материалы дела сданы в отдел судебного делопроизводства
18.06.2021Направленная копия постановления (определения) ВРУЧЕНА
29.06.2021Вступление постановления (определения) в законную силу
11.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее