Дело №
решение
Именем Российской Федерации
<адрес> 8 мая 2024 года
Магасский районный суд Республики Ингушетия в составе:
председательствующего - Шеди А.В.,
при секретаре судебного заседания Гиреевой Х.А.,
с участием представителя истца Матиева И.И., представителей ответчика Баркинхоева М.Б., Торшхоева Р.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Зурабовой М. А. к ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Минтруда России о признании незаконным решения об отказе в установлении инвалидности,
УСТАНОВИЛ:
Зурабова М.А. обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в котором просит признать решение Бюро медико-социальной экспертизы № ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес> России» от ДД.ММ.ГГГГ, выразившееся в отказе в установлении инвалидности ребенку истца - Чапановой М.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, незаконным; признать решение ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ, выразившееся в отказе в установлении инвалидности ребенку истца - Чапановой М.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, незаконным; признать решение Федерального государственного бюджетного учреждение «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, выразившееся в отказе в установлении инвалидности ребенку истца - Чапановой М.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, незаконным; обязать Бюро медико-социальной экспертизы № ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес> России» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации провести повторную очную медико-социальную экспертизу на предмет установления инвалидности ребенку истца - Чапановой М.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В обоснование заявленных требований указала, что является матерью несовершеннолетнего ребенка - Чапановой М.И., ребенка-инвалида, с диагнозом - Детский церебральный паралич, правосторонний гемипарез с нарушением статики и ходьбы. Снижение когнитивных функций. Логоневроз. Нарушение осанки, вальгусная установка стоп. Структурная эпилепсия с миоклоническими приступами в анамнезе. Энурез. В связи с данным диагнозом, в 2017 году ребенку была установлена инвалидность в Бюро медико-социальной экспертизы № ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Минтруда России и до 2022 года ребенок проходил неоднократно очередные освидетельствования и продлевал срок инвалидности в категории «Ребенок-инвалид». В 2022 году, в связи с очередным освидетельствованием истцом были направлены необходимые документы в Бюро медико-социальной экспертизы № ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Минтруда России, после проведения очной медико-социальной экспертизы ДД.ММ.ГГГГ данным Бюро была выдана справка №.1.6/2022 о результатах заочной медико-социальной экспертизы, где отмечено, что принято решение об отказе в установлении инвалидности ребенку. Не согласившись с принятым решением, истец обжаловал данное решение в ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Минтруда России в установленный законом месячный срок. ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Минтруда России, по результатам очной медико-социальной экспертизы, было принято решение об отказе в установлении инвалидности ребенку истца, о чем указано в справке №.1.Э.6/2022 о результатах медико-социальной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ Экспертным составом № ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России были рассмотрены представленные документы, проведена медико-социальная экспертиза без личного присутствия и по результатам медико-социальной экспертизы было принято решение об отказе в установлении инвалидности ребенку истца, о чем указано в справке №.16.ФБ/2023 о результатах медико-социальной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ В связи с установленным врачами диагнозом, ребенок постоянно нуждается в лекарствах по медицинским показаниям, что подтверждается назначением врача в медицинской документации и другой необходимой медицинской помощи. Также ребенок нуждается в реабилитационных мероприятиях и технических средствах реабилитации. Получение бесплатно необходимых по медицинским показаниям лекарственных препаратов, технических средств реабилитации, реабилитационных мероприятий, в т.ч. обучение в бюджетном учреждении школьного образования для детей с ОВ3, массаж, ЛФК, остеопатическая коррекция и др., для ребенка возможно только при наличии инвалидности.
В судебном заседании представитель истца Матиев И.И. поддержал исковые требования, просил их удовлетворить.
Представители ответчика Баркинхоев М.Б. и Торшхоев Р.М. просили отказать в удовлетворении исковых требований.
Остальные участники процесса, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
Выслушав пояснения явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ) инвалидом признаётся лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать своё поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребёнок-инвалид". Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Часть 1 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" даёт понятие медико-социальной экспертизы как признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (часть 2 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" утверждены Правила признания лица инвалидом (далее также - Правила).
Согласно пункту 1 Правил признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главным бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.
Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 2 Правил).
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина (в том числе степени ограничения способности трудовой деятельности) и его реабилитационного потенциала.
В соответствии с пунктом 5 Правил условиями признания гражданина инвалидом являются:
а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.
Пунктом 25 Правил определено, что медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путём обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.
Наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом. В зависимости от степени выраженности стойких расстройств функций организма, возникших в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет - категория "ребенок-инвалид" (п.п. 6,7 Правил).
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец Зурабова М.А. является матерью Чапановой М.И.
Бюро медико-социальной экспертизы № ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Минтруда России в 2017 году Чапановой М.И. была установлена инвалидность «Ребенок-инвалид».
Согласно справке №.1.6/2022 о результатах медико-социальной экспертизы, Бюро медико-социальной экспертизы № ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России рассмотрел представленные документы, провел очную медико-социальную экспертизу, по результатам проведения медико-социальной экспертизы принято решение: Инвалидность не установлена.
Экспертное решение принято в соответствии с Правилами признания лица инвалидом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, и «Классификациями и критериями, используемыми при проведении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы», утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № н.
Согласно справке №.1.Э.6/2022 о результатах медико-социальной экспертизы, экспертный состав ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России рассмотрел представленные документы, провел очную медико-социальную экспертизу, по результатам проведения медико-социальной экспертизы принято решение: Инвалидность не установлена.
Согласно справке 40.16.ФБ/2023 о результатах медико-социальной экспертизы, экспертный состав № ФГБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации рассмотрел представленные документы, провел медико-социальную экспертизу без личного присутствия, по результатам проведения медико-социальной экспертизы принято решение: Инвалидность не установлена.
По результатам МСЭ в Экспертном составе № ФГБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации оформлен акт медико-социальной экспертизы гражданина №.16.ФБ/2023 от ДД.ММ.ГГГГ
Указанные обстоятельства подтверждается также делом медицинского освидетельствования, представленным ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Минтруда России.
При изложенных обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения исковых требований Зурабовой М.А., не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
Решил:
исковое заявление Зурабовой М. А. к ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Минтруда России о признании незаконным решения об отказе в установлении инвалидности оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Председательствующий
Копия верна:
Судья А.В. Шеди
*Решение изготовлено в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ