УИД 16RS0047-01-2022-001660-84
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
24 марта 2023 года г. Казань
Кировский районный суд города Казани в составе:
председательствующего судьи Сибгатуллиной Д.И.,
при секретаре судебного заседания Зиннатуллиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Валиуллиной А.Р. к муниципальному казенному учреждению «Администрация Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» о признании необоснованным отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий,
УСТАНОВИЛ:
Валиуллина А.Р. обратилась в суд с иском к МКУ «Администрация Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» о признании необоснованным отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В обоснование требований указала, что распоряжением главы Администрации Кировского и Московского районов ИКМО г. Казани от 20 августа 2020 года истица была принята на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки Республики Татарстан; 22 октября 2020 года с ней был заключён договор социальной ипотеки. Распоряжением главы Администрации Кировского и Московского районов ИКМО г. Казани от 10 сентября 2021 года истице было отказано в перерегистрации в системе социальной ипотеки, она была снята с названного учёта со ссылкой на обеспеченность общей площадью жилого помещения свыше учётной нормы. Истица полагает, что её жилищные условия по сравнению с состоянием на дату постановки на учёт не улучшились, она проживает в принадлежащей её тёте Свидетель №1 квартире, площадью 16,7 кв.м; при этом предоставление Свидетель №1 жилого помещения по договору социальной ипотеки не может, по мнению истицы, служить основанием для вывода об улучшении её жилищных условий. Истица просила признать отказ ответчика в принятии её на учёт нуждающейся в жилом помещении необоснованным и возложить обязанность принять на указанный учёт.
Валиуллина А.Р. в судебном заседании иск поддержала.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился.
Заслушав представителя истицы, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В целях реализации Закона Республики Татарстан от 27 декабря 2004 года № 69-ЗРТ "О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан", создания единой системы учета для приобретения жилых помещений по социальной ипотеке Кабинетом Министров Республики Татарстан утверждены Правила и порядок постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан от 15 апреля 2005 года № 190.
С целью реализации конституционного права граждан на жилище, объединения усилий государственных органов, органов местного самоуправления и организаций всех форм собственности по развитию жилищного строительства и формирование рынка доступного жилья в Республике Татарстан, Государственным Советом Республики Татарстан принят Закон Республики Татарстан «О государственной поддержке развития жилищного строительства Республики Татарстан» от 27 декабря 2004 года № 69-ЗРТ.
Согласно пункту 3 Правил норма постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки устанавливается в размере менее 18 квадратных метров общей площади на одного члена семьи.
При этом, согласно пункту 2.5 Правил к членам семьи заявителя относятся проживающие совместно с ним его дети, родители и супруг.
Другие родственники и нетрудоспособные иждивенцы могут быть признаны членами семьи заявителя, если они вселены заявителем в качестве членов своей семьи.
Граждане, проживающие в одном жилом помещении, объединенные признаками родства, но имеющие свои источники дохода, отдельный бюджет и ведущие раздельное хозяйство, признаются разными семьями.
Разные семьи подлежат отдельному принятию на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, если размер общей площади, приходящийся на каждого гражданина в занимаемых по договору найма и (или) находящихся в собственности объектах жилищных прав, соответствует норме постановки на учет, определенной пунктом 3 настоящих Правил и порядка (пункт 4 Правил).
Основаниями постановки на учет семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, являются, в том числе совокупный уровень обеспеченности общей площадью на одного члена семьи в объектах жилищных прав менее нормы постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, определенной пунктом 3 настоящих Правил и порядка.
Реализация подпрограммы "Социальное жилье" предусматривает предоставление жилья по договору социального найма гражданам, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с действующим законодательством.
Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Из положений статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 2.5 Правил в их взаимосвязи следует, что по общему правилу для целей постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки объединенные признаками родства лица признаются одной семьей лишь в том случае, если они проживают в одном жилом помещении и вселены в качестве членов семьи.
Как следует из материалов дела, 20 августа 2020 г. Валиуллина А.Р. включена в список семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки.
22 октября 2020 г. между НО «Государственный жилищный фонд при Президенте РТ» и Валиуллиной А.Р. заключен договор социальной ипотеки № 1656004630, по условиям которого гражданин обязан ежемесячно вносить платежи предварительных накоплений, получить предварительный протокол, после чего пройти перерегистрацию в Исполкоме района на предмет нуждаемости гражданина к моменту получения жилья.
25 июня 2021 г. истица обратилась в Администрацию Кировского и Московского районов ИКМО г. Казани с заявлением о перерегистрации учетного дела в рамках программы социальной ипотеки.
Распоряжением главы Администрации Кировского и Московского районов ИК МО город Казани № 1471р от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в прохождении перерегистрации с последующим снятием с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в связи с обеспеченностью общей площадью жилья более учетной нормы.
Истица зарегистрирована в жилом помещении по адресу: <адрес>, площадью 16,7 кв.м, иного жилья ни на условиях найма, ни в собственности не имеет.
Ответчиком при принятии спорного решения было установлено, что кроме истицы по указанному адресу была зарегистрирована Свидетель №1, которой данная квартира принадлежит на праве собственности, в ее же пользовании на основании протокола участия, выбора и передачи «Будущей собственной квартиры» находится жилое помещение по адресу: <адрес>,площадью 46 кв.м, которое было учтено при расчете жилой площади, которой обеспечена истица.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О, по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Свидетель Галиева Л.К. в судебном заседании показала, что истица является ее племянницей, поскольку у нее нет жилья, она на время ее поселила в квартире, расположенной по адресу: <адрес>. Членами одной семьи они не являются, общее хозяйство не ведут. Одной семьей никогда не жили.
Свидетели Фазеева Э.Х. и Сагдиева Р.Н. в судебном заседании пояснили, что являются соседями Галиевой Л.К., им известно, что Валиуллина А.Р. является её племянницей. Одной семьей они никогда не проживали, вели отдельное хозяйство, отдельно приобретались продукты питания.
Таким образом, Валиуллина А.Р. не является членом семьи её тети Галиевой Л.К., следовательно, действия по включению ее тети Галиевой Л.К. в число членов ее семьи неправомерно.
Расчет уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется с учетом количества членов семьи лица, состоящего на учете, а также исходя из суммарной общей площади всех жилых помещений, имеющихся в наличии у гражданина и (или) членов его семьи, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности (часть 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Жилищный кодекс Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относит проживающих совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруга, а также его детей и родителей (часть 1 статьи 31 данного Кодекса).
Федеральный законодатель, не определяя возраст этих детей, не признает внуков и родителя внука, не состоявшим в родстве с собственником жилого помещения, членами его семьи; другие родственники и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов именно своей семьи.
Таким образом, оснований для исключения Валиуллиной А.Р. с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки не имелось, поскольку ФИО1 и ее тетя Свидетель №1 не являются членами одной семьи, несмотря на проживание некоторое время совместно в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, общее хозяйство не вели и единой семьей не проживали.
При таком положении иск подлежит удовлетворению, необходимо признать отказ муниципального казенного учреждения «Администрация Кировского и <адрес>ов Исполнительного комитета муниципального образования <адрес>» в принятии ФИО1 на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным, и возложить обязанность на МКУ «Администрация Кировского и <адрес>ов Исполнительного комитета муниципального образования <адрес>» повторно рассмотреть заявление ФИО1 о постановке на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку данный вопрос необходимо разрешить ответчику в соответствии с его функциями.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить частично.
Признать отказ муниципального казенного учреждения «Администрация Кировского и <адрес>ов Исполнительного комитета муниципального образования <адрес>» в принятии Валиуллиной А.Р. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным.
Возложить обязанность на МКУ «Администрация Кировского и <адрес>ов Исполнительного комитета муниципального образования <адрес>» повторно рассмотреть заявление Валиуллиной А.Р. о постановке на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, через Кировский районный суд г. Казани.
Судья Сибгатуллина Д.И.
Мотивированное решение составлено 31 марта 2023 года.