2а-624/2022 (2а-4168/2021)
24RS0017-01-2021-006600-24
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 января 2022 года Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Вербицкой Т.А.,
при помощнике Моталиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции ИФНС России по Железнодорожному району г. Красноярска к Петрияко Олесе Васильевне о взыскании недоимки по страховым взносам,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по Железнодорожному району г. Красноярска обратилась в суд с административным исковым заявлением к Петрияко О.В. о взыскании недоимки по страховым взносам.
Требования мотивированы тем, что Петрияко О.В. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ и прекратила свою деятельность ДД.ММ.ГГГГ. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются налогоплательщиком не позднее 31 декабря текущего календарного года. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода налогоплательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом. В соответствии со ст. 430 НК РФ плательщики уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 32 448 рублей за расчетный период 2020; в случае если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 32 448 рублей за расчетный период 2020 плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта. Страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 8 426 рублей за расчетный период 2020. В связи с тем, что налоговым органом была выявлена задолженность по страховым взносам в адрес налогоплательщика заказным письмом направлено требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафа № от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № 47 в Железнодорожном районе г. Красноярск был выдан судебный приказ о взыскании с административного ответчика в пользу ИФНС по Железнодорожному району г. Красноярска недоимки и пени по страховым взносам за 2020 в размере 40 997,79 руб. 30.04.2021г. в связи с поступившими возражениями административного ответчика определением мирового судьи судебного участка № 47 в Железнодорожном районе г. Красноярске судебный приказ был отменен.
Административный истец просит взыскать с Петрияко О.В. в свою пользу недоимки по:
- страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ: налог за 2020 год в размере 8 358,05 руб., пени за 2020 год за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ в размере 24,87 руб.;
- страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ): налог за 2020г. в размере 32 186,32 руб., пеня за 2020 год за период с 13.01.2021г. по 02.02.2021г. в размере 95,75 руб., на общую сумму 40 664,99 руб.
Представитель административного истца Кузнецова Я.В., действующая на основании доверенности № б/н от 10.12.2021г., надлежащим образом извещенная о дате, месте и времени судебного заседания, в зал суда не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Административный ответчик Петрияко О.В. в судебном заседании заявленные требования не признала по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление, дополнительно пояснила, что регистрирующим органом ДД.ММ.ГГГГ. принято решение № 6339 о предстоящем исключении ИП Петрияко О.В., как недействующего индивидуального предпринимателя, из ЕГРИП и 28.12.2020г. принято решение № 6339-И об исключении ИП Петрияко О.В. из ЕГРИП, так как предприятие признано недействующим с 2017г. Последняя декларация подавалась ДД.ММ.ГГГГ. за 2016г. Недействующее предприятие не осуществляет предпринимательскую деятельность, соответственно не получает доход от предпринимательской деятельности и не имеет возможность платить стразовые взносы. Последние несколько лет административный ответчик проживала в г. Томске и не имела возможность подать заявление о закрытии ИП, просила в удовлетворении заяленных требований отказать полностью.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации злоупотребление правом не допускается. Согласно ч. 6 ст. 45 КАС РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве, отказе от иных процессуальных прав.
В соответствии с положениями ст. 150 КАС РФ, принимая во внимание, что, в силу части 2 статьи 289 названного Кодекса неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося административного истца, ответчика.
Заслушав административного ответчика, исследовав материалы настоящего административного дела, суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
В соответствие с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01.01.2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 419 НК РФ, плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 430 НК РФ плательщики уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса.
В случае если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 430 НК РФ, плательщики уплачивают страховые взносы на обязательное медицинское страхование, фиксированный размер которых определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, установленного подпунктом 3 пункта 2 статьи 425 настоящего Кодекса.
Согласно с п. 2 ст. 425 НК РФ тарифы страховых взносов устанавливаются в следующих размерах: 1) на обязательное пенсионное страхование: в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 26 процентов; 3) на обязательное медицинское страхование - 5,1 процента.
Пунктом 5 ст. 430 НК РФ предусмотрено, что если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую, либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах.
За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, дату снятия с учета в налоговых органах адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, медиатора, патентного поверенного и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, включительно.
Согласно п. 1 ст. 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 НК РФ.
Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии со ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Положениями ст. 75 НК РФ предусмотрено, что пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить, в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1).
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п. 2).
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (п. 3).
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п. 4).
Как установлено судом и следует из материалов дела, Петрияко Олеся Васильевна состояла на учете в качестве индивидуального предпринимателя в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ что подтверждается выпиской из ЕГРИП.
В адрес Петрияко О.В. было направлено требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафа № от ДД.ММ.ГГГГ. на общую сумму 40 544,37руб., пени в размере 453,42 руб. со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ. мировым судьей судебного участка № 47 в Железнодорожном районе г. Красноярска вынесен судебный приказ № о взыскании с Петрияко О.В. в пользу ИФНС по Железнодорожному району г. Красноярска недоимки и пени по страховым взносам за 2020 в размере 40 997,79 руб.
Определением мирового судьи судебного участка № 47 в Железнодорожном районе г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ вышеприведенный судебный приказ был отменен, в связи с поступлением от Петрияко О.В. возражений относительного его исполнения.
Указанное требование было размещено в личном кабинете налогоплательщика.
Статьей 69 НК РФ установлено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (пункт 1); требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (пункт 2); требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (абзац четвертый пункта 4).
В соответствии с п. 5 Постановления Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. N 20-П, неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пени как компенсацию потерь государственной казны в результате недополученных налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога. Поэтому Инспекция вправе предъявлять к взысканию пени, как совместно с недоимкой, так и по отдельным периодам просрочки уплаты до прекращения (погашения) основного обязательства по уплате страховых взносов.
Согласно ст. 48 НК РФ, рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Учитывая, что сумма требования № от ДД.ММ.ГГГГ превышает 3 000 руб., срок для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа исчисляется следующим образом: ДД.ММ.ГГГГ. (срок исполнения требования №) + 6 месяцев (так как сумма превышает 3 000 руб.) = до ДД.ММ.ГГГГ
Судебный приказ отменен ДД.ММ.ГГГГ согласно почтовому штемпелю на конверте административное исковое заявление подано в Железнодорожный районный суд ДД.ММ.ГГГГ то есть в течение установленного законом срок, что подтверждается почтовым штемпелем на конверте.
Расчет задолженности, представленный административным истцом, судом проверен, административным ответчиком не оспорен, доказательств оплаты недоимки по страховым взносам, пени административным ответчиком не представлено.
Поскольку, судом установлено, что обязанность по оплате страховых взносов, пени на общую сумму 40 664,99 руб. Петрияко О.В. не исполнена, доказательств обратного административным ответчиком суду не представлено, суд приходит к выводу об обоснованности требований административного истца о взыскании с административного ответчика вышеуказанной задолженности и их удовлетворении в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ, судебные расходы, понесённые судом, в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобождён, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов.
Таким образом, суд взыскивает с ответчика государственную пошлину в доход местного бюджета в соответствии с требованиями п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ в размере 1 419,95 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 – 181 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ИФНС по Железнодорожному району г. Красноярска удовлетворить.
Взыскать с Петрияко Олеси Васильевны (№ недоимки по:
страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года: налог за 2020 год в размере 8 358,05 руб., пени за 2020 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 24,87 руб.;
страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года): налог за 2020 в размере 32 186,32 руб., пеня за 2020 за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в размере 95,75 руб.,
на общую сумму 40 664,99 руб.
Взыскать с Петрияко Олеси Васильевны в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1 419,95 руб.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Железнодорожный районный суд г. Красноярска.
Решение в окончательной форме изготовлено 17.01.2022.
Судья Т.А. Вербицкая