Дело №
25RS0№-23
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
5 июля 2023 года <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Корсаковой А.А.
при секретаре Трифановой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Уполномоченного по правам человека в <адрес> в интересах Ханина В. В. к КГКУ «Приморский центр занятости населения» о признании решения незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Уполномоченный по правам человека в <адрес> обратился в суд в интересах Ханина В.В. с требованиями о признании незаконным отказа ответчика в назначении истцу пособия по безработице за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании сведений о выплатах и иных вознаграждениях по последнему месту работы, на которые произведены начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, возложении обязанности произвести перерасчет размера пособия по безработице с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании сведений, полученных из Пенсионного фонда Российской Федерации о выплатах и иных вознаграждениях по последнему месту работы, на которые произведены начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Представитель Уполномоченного по правам человека в <адрес> Рывкин А.А. в судебном заседании требования поддержал в полном объеме. Полагал, что ввиду наличия технической ошибки не были учтены сведения о размере заработной платы, что повлекло нарушение прав Ханина В.В. на получение пособия больше назначенного минимального размера.
Представитель ответчика Козлова М.О. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска. В материалах дела имеются письменные возражения, доводы которых представитель ответчика поддержала в полном объеме.
Истец в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
С учетом требований статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (Далее - ГПК РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Выслушав позицию представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела, представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено и не оспорено, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес Уполномоченного по правам человека в <адрес> форме электронного документа поступило обращение Ханина В.В. по вопросу несогласия с решением КГКУ «Приморский центр занятости населения» об отказе в перерасчете пособия по безработице и с просьбой о содействии по пересмотру учреждением принятого решения.
С ДД.ММ.ГГГГ Ханин В.В. признан безработным, отделением КГКУ «Приморский центр занятости населения» ему назначено пособие по безработице в минимальном размере на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Основанием для установления минимального размера пособия указан тот факт, что на момент признания Ханина В.В. безработным, на портале межведомственного электронного взаимодействия государственных органов отсутствовали сведения о доходе работника за предшествующий период. Обработка запроса единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) выдавала ошибку по техническим причинам портала.
Основанием для начисления пособия в минимальном размере послужило то обстоятельство, что при использовании единой системы межведомственного электронного взаимодействия ЕЦП «Работа в России» направлены запросы в Управление пенсионного фонда Российской Федерации о трудовой деятельности, по факту осуществления трудовой деятельности и о заработной плате или доходе, на которые начислены страховые взносы.
Решение о признании Ханина В.В. безработным назначено на ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ №). К указанному дню, запрашиваемые сведения из УПФР не поступили.
ДД.ММ.ГГГГ При содействии Центра занятости ДД.ММ.ГГГГ Ханин В.В. был трудоустроен.
В последующем решением Центра занятости от ДД.ММ.ГГГГ изменен порядок расчета пособия по безработице и с ДД.ММ.ГГГГ пособие по безработице назначено в процентом отношении от среднего заработка, исчисленного по последнему месту работу.
В связи с трудоустройством ДД.ММ.ГГГГ педагогом-психологом в муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей № <адрес>» выплата пособия по безработице прекращена с одновременным снятием с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ.
За периоды безработицы Ханину В.В. начислено пособие по безработице в следующем размере:
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за 9 дней (из расчета 1 800 руб. в месяц) 530,32 руб.;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за 11 дней (из расчета 1 800 руб. в месяц) 638,70 руб.;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за 1 день (из расчета 15 350,40 руб. в месяц) 495,18 руб.
Исходя из сведений, указанных в заявлении гражданина о поиске подходящей работы № Ханина В.В. следует, что Центром занятости осуществлялось запросы ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ для уточнения сведений о заработной плате или доходе, на которые начислены страховые взносы, по месяцам.
При этом как следует из личного дела Ханина В.В. на ЕЦП технические ошибки при запросах Центра занятости в Пенсионный фонд от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ отсутствовали.
Факт осуществления в 2022 году трудовой деятельности Ханиным В.В. не оспаривается ответчиком.
Согласно информации Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, сведения о сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу Ханина В.В. и о начисленных и уплаченных страховых взносах за 1-ый квартал 2022 года, представленные Обществом с ограниченной ответственностью «БЭЙТ» поступили в Фонд из ФНС России ДД.ММ.ГГГГ и были разнесены на индивидуальный лицевой счет Ханина В.В.
Таким образом, своевременно размещенные на информационном ресурсе Пенсионного фонда РФ сведения о доходе Ханина В.В. не были получены и учтены Центром занятости при назначении ДД.ММ.ГГГГ пособия по безработице в минимальном размере.
Согласно письму Заместителя министра Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации полагается возможным из-за позднего поступления сведений в орган службы занятости через единую систему межведомственного электронного взаимодействия по не зависящим от самого безработного гражданина причинам технического характера сведений, необходимых для исчисления среднего заработка по последнему месту работы для определения размера причитающегося пособия по безработице, производить изменения, предусмотренные Приказом 116н, со дня признания гражданина в установленном порядке безработным.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила функционирования единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России» (далее по тексту решения – Правила).
Действия по изменению размера и срока выплат истцу пособия в сторону увеличения лишь с ДД.ММ.ГГГГ ответчиком обоснованы п.14 Правил исчисления среднего заработка по последнему месту работы (службы), утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, в соответствии с которым органы службы занятости осуществляют социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, при поступлении сведений, влияющих на размер и/или сроки выплаты пособия по безработице, центром занятости издается приказ о внесении изменений в приказ о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным и назначении, размерах и сроках выплаты пособия по безработице. Изменения производятся со дня представления указанных сведений.
Согласно п.2 Правил, ведение цифровой платформы осуществляются Федеральной службой по труду и занятости, являющейся оператором платформы.
Разделом VI указанных Правил определен порядок информационного взаимодействия единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России» (далее по тексту решения – ЕЦП) с иными информационными системами.
В соответствии с п.56 Правил, ЕЦП осуществляет взаимодействие с иными информационными системами государственных органов власти, в том числе с автоматизированной информационной системой Пенсионного фонда РФ.
В соответствии с п.57 Правил под информационным взаимодействием ЕЦП с иными информационными системами понимается получение, размещение в автоматизированном режиме и использование информации, содержащейся в иных информационных системах, на ЕЦП, а также представление в иные информационные системы информации, содержащейся на ЕЦП.
СМЭВ – федеральная государственная информационная система, предназначенная для организации информационного взаимодействия между информационными системами участников СМЭВ в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме. СМЭВ позволяет обеспечить единый технологический способ предоставления данных из информационных систем органов и организаций (единый сервис доступа к данным) посредством исполнения зарегистрированных запросов к витринам данных и фиксацию фактов движения электронных сообщений в системе взаимодействия.
Согласно пункту 4 Правил Исчисления среднего заработка по последнему месту работы (службы), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № в исключительных случаях, указанных в пункте 3 указанных Правил, гражданин представляет в органы служб ы занятости справку работодателя о среднем заработке, подписанную руководителем и главным бухгалтером (при наличии) организации или ИП. Средний заработок исчисляется работодателем, а не органом службы занятости в порядке, предусмотренном пунктами 4 – 13 Правил. Данный перечень закрытый и расширительному толкованию не подлежит. Отсутствие сведений о заработной плате или доходе, на которые начислены страховые взносы, к случаям, перечисленным в пункте Правил не относится. Таким образом, правовых оснований для принятия выписки предоставленной Ханины В.В. у Центра занятости не имелось.
При этом согласно ответу ответчика от ДД.ММ.ГГГГ сведения о выплатах по месту работы запрашиваются центрами занятости из данных ведомственной информационной системы Пенсионного фона РФ. Представленные ответчиком в материалы дела копии скрин-шотов экрана программного обеспечения не содержат информации об отсутствии данных в отношении Ханина В.В. в информационной системе Пенсионного фонда. Доводы ответчика о неполучения этих сведений на день обращения по причине некорректной работы СМЭВ (сбое), по мнению суда, надлежащими доказательствами не подтверждены. Работа СМЭВ, единого сервиса доступа к данным не зависит от истца. В силу положений действующего законодательства иным способом, кроме обращения в Центр занятости с заявлением о постановке на учет, защитить свои права и осуществить право на получение пособия в большем размере Ханин В.В. не мог.
Поскольку материалами дела установлено, что все установленные законодательством отчисления работодателем осуществлены, Ханин В.В. с момента принятия на учет в качестве безработного на основании положений Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О занятости население в Российской Федерации» обладал правом на получение пособия по безработице, рассчитанного в процентном отношении к среднему заработку по последнему месту работы (службы), исчисленному в порядке, установленном Правительством РФ.
В связи с чем ссылка в письме Министерства профессионального образования и занятости населения <адрес> КГКУ «Приморский центр занятости населения» от ДД.ММ.ГГГГ № на то обстоятельство, что основанием для установления с ДД.ММ.ГГГГ минимального размера пособия истцу являлось отсутствие в отношении Ханина В.В. на портале единой системы межведомственного электронного взаимодействия государственных органов сведений о доходе работника за предшествующий период, не может быть принята во внимание судом.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, руководствуясь положениями перечисленных норм права, суд, приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований в части.
Вместе с тем, при вынесении решения и удовлетворения исковых требований в части, суд исходит из того, что согласно представленным расчетам и не оспоренным обстоятельствам, Ханину В.В. произведен перерасчет пособия за ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем производить повторный перерасчет за указанный день не имеется оснований, следовательно перерасчету подлежит период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление Уполномоченного по правам человека в <адрес> в интересах Ханина В. В. к КГКУ «Приморский центр занятости населения» о признании решения незаконным, возложении обязанности удовлетворить в части.
Признать незаконным отказ КГКУ «Приморский центр занятости населения» (№ в назначении Ханину В. В. пособия по безработице за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании сведений о выплатах и иных вознаграждениях по последнему месту работы, на которые произведены начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Возложить на КГКУ «Приморский центр занятости населения» (№ обязанность произвести Ханину В. В. перерасчет размера пособия по безработице с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании сведений, полученных из Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации о выплатах и иных вознаграждениях по последнему месту работы, на которые произведены начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.А. Корсакова
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.