Решение по делу № 2-38/2018 от 16.04.2018

Дело № 2-38/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

пос. Оленино                                                    28июня 2018 года

Оленинский районный суд Тверской области

в составе:

председательствующего судьи Филиппова А.В.

при секретаре Пашковой Н.П.,

с участием заместителя прокурора Оленинского района Тверской области Терехова Р.А.,

представителя ответчика Оленинского муниципального унитарного предприятия «Спецавтохозяйство жилищно-коммунального хозяйства» Цветковой А.А.,

представителя ответчикаадминистрации Оленинского района Тверской области Воробьевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Оленинского района Тверской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Оленинскому муниципальному унитарному предприятию «Спецавтохозяйство жилищно-коммунального хозяйства», администрации Оленинского района Тверской области об обязанииорганизовать деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями законодательствао санитарно-эпидемиологическом благополучии населения,

установил:

Прокурор Оленинского района Тверской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Оленинскому муниципальному унитарному предприятию «Спецавтохозяйство жилищно-коммунального хозяйства» далее (ОМУП «Спецавтохозяйство ЖКХ»)об обязании привести полигон для хранения отходов производства и потребления в соответствие с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в срок до 01.07.2018 года.

В обоснование своих требований указал, что прокуроромОленинского района проведена проверка исполнения природоохранного, экологического законодательства, законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, обеспечения санитарного благополучия населения, в ходе которой установлено, что полигон для хранения отходов производства и потребления, расположенный в 1-ом км.юго-восточнее д. Тереховка Гришинского сельского поселения Оленинского района Тверской области ответчиком эксплуатируется с нарушением СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 года № 80, а именно:функциональное зонирование полигона не производилось (п. 4.9); на полигоне имеются завалы, территория не спланирована, уплотнение отходов не производится (п.4.15); на полигоне отсутствуют локальные очистные сооружения (п.4.19); система нагорных канав и дождевая канализация не предусмотрены, дренажная система отсутствует (п.4.20). Кроме того, не осуществляется производственный контроль, включая лабораторный, чем нарушены п.п. 1.5, 2.7, 4.5 Санитарных правил 1.1.1058-01,введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 года № 18. Ссылаясь на положения действующего законодательства, прокурор считает необходимым привести полигон в соответствие с указанными требованиями.

В последующем прокурор уточнил исковые требования в части наименования объекта размещения отходов, заменив использованный в исковом заявлении термин «полигон для хранения отходов», понятием «свалка для хранения отходов», а также в части возложения обязанности на администрацию Оленинского района Тверской области по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию,обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями законодательства, в том числе устранения нарушения требований СанПиН 2.1.7.1322-03, СП 1.1.1058-01 при эксплуатации свалки, а именно проведения функционального зонирования земельного участка, на котором расположена свалка; осуществления послойного уплотнения твердых отходов; оборудования свалки локальными очистными сооружениями, системой нагорных канав, дождевой канализацией, дренажной системой; принятия мер к осуществлению на постоянной основе производственного контроля, в том числе лабораторного, мотивируя это тем, что муниципальное образование Оленинский район является собственником земельного участка, на котором расположена свалка и учредителем муниципального унитарного предприятия «Спецавтохозяйство жилищно-коммунального хозяйства». Проведенной проверкой установлено, что ОМУП «Спецавтохозяйство ЖКХ» имеет лицензию только на сбор и транспортирование отходов, в государственный реестр объектов размещения отходов свалка не включена. К полномочиям администрации Оленинского района Тверской области относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, однако Администрация не приняла достаточных мер к осуществлению утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями законодательства. Срок исполнения просит установить до 01.10.2019 года.

В судебном заседании заместитель прокурора Оленинского района Терехов Р.А. исковые требования с учетом их уточнения поддержал по изложенным доводам.

Представитель ответчика ОМУП «Спецавтохозяйство ЖКХ» Цветкова А.А., действующая на основании доверенности от 3мая 2018 года, в письменном отзыве и в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что действительно по указанному адресу расположена свалка ТБО, но не полигон, ссылаясь на письма Минприроды России, Росприроднадзора, а также на то, что полномочия по организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов законом переданы на уровень субъекта Федерации указала на то, что после передачи земельного участка в собственность Тверской области, действующая свалка будет реконструирована региональным оператором под полигон ТКО или рекультивирована.В связи с чем, исковые требования прокурора просит оставить без удовлетворения. Выявленные нарушения не отрицает и не оспаривает.

Представительответчика администрации Оленинского района Тверской области Воробьева А.В., действующая на основании доверенности от 9 февраля 2017 года, в судебном заседании исковые требования не признала,кроме изложенных доводов в письменном отзыве, указала, что в настоящее время принято решение о передаче земельного участка, на котором расположена свалка из муниципальной собственности в собственность Тверской области. В соответствии с утвержденной территориальной схемой обращения с отходами на территории Тверской области данная свалка не будет использоваться и будет рекультивирована региональным оператором, который приступит к выполнению своих функций с 01.01.2019 года, в связи с чем полагает нецелесообразным тратить бюджетные средства на проведение мероприятий по приведению данной свалки в соответствие с требованиями законодательства.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тверской области, привлеченное к участию в деле в порядке ст.47 ГПК РФ в качестве государственного органа для дачи заключения,извещенное о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направило, заключение по делу не представило, в письменном ходатайствепросило рассмотреть дело в отсутствие представителя, исковые требования прокурора поддерживает.

Выслушав объяснения заместителя прокурора Терехова Р.А., сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в связи с чем, экологические правонарушения затрагивают не только интересы государства, но и интересы неопределенного круга граждан.

В соответствии с ч.1 ст.9 Конституции РФ, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Согласно п.2 ст.39 названного федерального закона юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.

В соответствии с п.1 ст.51Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

Согласно п.1 ст.22 названого федерального закона отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу п.3 ст.39 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В соответствии с п.2 ст.11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" Юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в частности соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

Согласно ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в редакциях, действующих до 1 января 2016 года) к вопросам местного значения муниципального района относятся, в частности организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Согласно ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Как следует из материалов дела собственником земельного участка, на котором расположена поселковая свалка ТБО, является муниципальное образование Оленинский район, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 24.04.2018 года.

Владение, пользование, распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности Оленинского района осуществляет администрация Оленинского района.

Согласно договору аренды от 25.11.2008 №726, заключенному на неопределенный срок между Комитетом по управлению имуществом Оленинского района и ответчиком по настоящему делу ОМУП «Спецавтохозяйство ЖКХ» предоставлен в аренду земельный участок, расположенный в 1-ом км.юго-восточнее д. Тереховка Гришинского сельского поселения Оленинского района Тверской области.

В соответствии со ст.12Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п.6).

Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (п.7).

По информации Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Тверской области от 30.05.2018 года ОМУП «Спецавтохозяйство ЖКХ» не включено в государственный реестр объектов размещения отходов.

Кроме того, согласно лицензии предоставленной Федеральной службой по надзору в сфере природопользования от 19.05.2017 года ОМУП «Спецавтохозяйство ЖКХ» имеет право на осуществление деятельности только по сбору и транспортированию отходов IV класса опасности.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 года № 80введены в действие СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления».

Согласно п.4.9 указанногоСанПиНа функциональное зонирование участков объектов зависит от назначения и вместимости объекта, степени переработки отходов и должно включать не менее 2-х зон (административно-хозяйственную и производственную).

Твердые отходы IV класса опасности складируются на специальной карте с послойным уплотнением. Эти отходы в соответствии с санитарно-эпидемиологическим заключением могут использоваться в качестве изолирующего материала (п.4.15).

Объекты должны быть обеспечены централизованными сетями водоснабжения и канализации, допускается использование привозной воды для хозяйственно-питьевых целей в соответствии с санитарно-эпидемиологическим заключением. Для очистки поверхностного стока и дренажных вод предусматриваются локальные очистные сооружения (п.4.19).

Для перехвата поверхностного стока в зоне складирования полигона предусматривается система нагорных канав и дождевая канализация, а для отвода фильтрата - дренажная система (п.4.20).

Согласно п. 4.5 Санитарных правил 1.1.1058-01,введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 года № 18 при осуществлении деятельности, связанной с образованием отходов производства и потребления, следует предусматривать контроль, включая лабораторный, за сбором, использованием, обезвреживанием, транспортировкой, хранением, переработкой и захоронением отходов производства и потребления.

По указанным нарушениям, выявленным также проверкой Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тверской области в г. Ржеве от 14.02.2018 года в адрес ОМУП «Спецавтохозяйство ЖКХ» было выдано предписание N 26 от 14.02.2018 года, предусматривающее выполнение мер, направленных на устранение выявленных нарушений.

Таким образом,проведенной прокуратурой проверкой и в суде установлено нарушение ответчиками вышеназванных нормативных правовых актов, при эксплуатации спорной свалки, что не оспаривается ответчиками.

Доводы ответчиков о том, чтоданная свалка не будет использоваться и будет рекультивирована региональным оператором, который приступит к выполнению своих функций с 01.01.2019 года, несостоятельны, поскольку указанное обстоятельство не имеет правового значения при рассмотрении дела ввиду наличия нарушения санитарных норм и правил при эксплуатации свалки ТБО, которая в настоящее время не законсервирована и хозяйственная деятельность по обороту отходов на ней ведется, земельный участок находится в собственности муниципального образованияОленинский район, свалкакак объект размещения ТБО региональному оператору не передана.

Неисполнение ответчиком требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, и создает опасность причинения вреда окружающей среде.

При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Принимая решение об установлении срока для исполнения ответчиком обязанности, предусмотренной законом, суд считает, что испрашиваемый срок до 1 октября 2019 года с учетом объема устраняемых недостатков является разумным и достаточным для исполнения решения.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Искпрокурора Оленинского района Тверской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Оленинскому муниципальному унитарному предприятию «Спецавтохозяйство жилищно-коммунального хозяйства»,администрации Оленинского района Тверской области об обязании организовать деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения– удовлетворить.

Обязать Оленинское муниципальное унитарное предприятие «Спецавтохозяйство жилищно-коммунального хозяйства» и администрацию Оленинского района в срок до 1 октября 2019 года организоватьдеятельность по сбору по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями законодательства,в том числе устранить нарушения требований СанПиН 2.1.7.1322-03, СП 1.1.1058-01 при эксплуатации свалки, расположенной в 1-ом км.юго-восточнее д. Тереховка Гришинского сельского поселения Оленинского района Тверской области, а именно провести функциональное зонирование земельного участка, на котором расположена свалка; осуществить послойное уплотнение твердых отходов; оборудовать свалку локальными очистными сооружениями, системой нагорных канав, дождевой канализацией, дренажной системой; принять меры к осуществлению на постоянной основе производственного контроля, в том числе лабораторного.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Оленинский районный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 28июня 2018 года.

Председательствующий                                                                         А.В.Филиппов

2-38/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор
Ответчики
Администрация Оленинского района
ОМУП "Спецавтохозяйство ЖКХ"
Суд
Оленинский районный суд Тверской области
Судья
Филиппов Андрей Вячеславович
Дело на сайте суда
oleninsky.twr.sudrf.ru
16.04.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.04.2018Передача материалов судье
16.04.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.04.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.04.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.05.2018Судебное заседание
11.05.2018Судебное заседание
08.06.2018Судебное заседание
28.06.2018Судебное заседание
28.06.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.07.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.10.2018Дело оформлено
11.10.2018Дело передано в архив
28.06.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее