Дело №12-169/2020

РЕШЕНИЕ

по жалобе на определение по делу об административном правонарушении

25 мая 2020 года          г. Хабаровск

Судья Центрального районного суда г.Хабаровска Владимирова Н.В., рассмотрев жалобу ФИО1 на определение и.о. заместителя прокурора города Хабаровска ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.59 КоАП РФ в отношении должностного лица – и.о. начальника управления дорог и внешнего благоустройства администрации <адрес> ФИО4,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ и.о. заместителя прокурора города Хабаровска ФИО7 вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 5.59 КоАП РФ в отношении должностного лица – и.о. начальника управления дорог и внешнего благоустройства администрации г. Хабаровска ФИО4, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Не согласившись с принятым определением, ФИО1 подана жалоба, в которой просит отменить данное определение, мотивируя тем, что в возбуждении дела отказано неправомерно в силу ошибки должностного лица в применении норм материального права о порядке рассмотрения обращений граждан, а также в силу ошибки в определении субъекта административного правонарушения. Мэр города, как высшее должностное лицо, а также как лицо, возглавляющее администрацию (ч. 1, 2 ст. 33 Устава <данные изъяты>), должен был самостоятельно рассмотреть жалобу на действия администрации, а не перенаправлять ее в администрацию, то есть в орган, чьи действия обжалуются. До настоящего времени от мэра города в его адрес не поступило ни ответа на вышеуказанное обращение по существу, ни уведомления о перенаправлении его обращения в какой-либо иной государственный или муниципальный орган. В оспариваемом определении на странице 3 указано, что обращение было рассмотрено и.о. начальника управления дорог и внешнего благоустройства администрации города по поручению мэра. Таким образом, на его обращение ответил муниципальный орган, чьи действия он обжаловал прокурору города и впоследствии мэру. Согласно ч. 3 ст. 8 ФЗ №, мэр города нарушил правило об уведомлении гражданина, направившего обращение, о том, что его обращение перенаправлено в иной орган для рассмотрения по существу в течение 7 дней с момента регистрации. Мэром был нарушен 30-дневный срок для рассмотрения обращения и направления ответа на него, предусмотренный ч. 1 ст. 12 Закона № 59-ФЗ. Администрация города не могла при ответе на обращение подменить высшее должностное лицо города, а также не могла по существу рассматривать его обращение, так как действия администрации обжаловались. Таким образом, доводы должностного лица прокуратуры города в оспариваемом определении о том, что порядок рассмотрения обращений граждан при указанных выше обстоятельствах не нарушен - несостоятельны и противоречат нормам материального права. В оспариваемом определении в качестве субъекта правонарушения должностное лицо прокуратуры города определило и.о. начальника управления дорог и внешнего благоустройства администрации города Хабаровска, однако фактические обстоятельства, нормы материального права и текст жалобы на действия мэра в прокуратуру города четко и однозначно указывают на то, что порядок рассмотрения обращений граждан нарушил именно мэр города, а не какие-либо иные лица из аппарата администрации. Считает, что первоначальное обращение о неправомерной установке ворот администрацией города на территории подъездного пути к образовательному учреждению заявитель направил в прокуратуру города Хабаровска ДД.ММ.ГГГГ, и до настоящего времени оно так и не рассмотрено по существу в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Не рассмотрение его обращения по существу и нарушение порядка рассмотрения обращений граждан мэром города наносит ему моральный ущерб, а также ущерб его правам, предусмотренным Законом № 59-ФЗ, а также является основанием для привлечения виновного лица к ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ.

ФИО1 в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме, настаивал на удовлетворении его жалобы и отмене обжалуемого определения.

В судебном заседании помощник прокурора г.Хабаровска ФИО5 пояснила, что рассмотрение указанного обращения поручено мэром города начальнику управления дорог и внешнего благоустройства администрации г. Хабаровска, являющегося структурным подразделением аппарата администрации города. В рамках проверки установлено, что обращение рассмотрено по существу доводов заявителя в установленный законом срок. Ответ на обращение дан и.о. начальника управления дорог и внешнего благоустройства администрации г. Хабаровска, ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ за исх.№. Ответ направлен по адресу электронной почты, указанному в обращении заявителя. Таким образом, нарушений требований действующего законодательства РФ о порядке рассмотрения обращений граждан не выявлено. Право заявителя на своевременное рассмотрение обращения, администрацией города не нарушено. Решение по обращению принимало управление дорог и внешнего благоустройства администрации города по указанию мэра и заместителя мэра, а уведомление заявителю о поручении рассмотрения обращения в структурном подразделении, не предусмотрено требованиями действующего законодательства. Мэром города решения по обращениям граждан подписываются с учетом принятых ранее решений руководителей структурных подразделений администрации города и замов мэра, т.е. с учетом решений нижестоящих руководителей. Обращение заявителя рассмотрено администрацией города и прокуратурой города в соответствии с установленным законом порядке. Право заявителя не нарушено. Относительно того, что заявителю причинен моральный вред мэром, к предмету рассмотрения жалобы не относится. Заявитель вправе обратиться с указанными доводами в суд в установленном законом порядке к мэру города. Прокурором города проведена проверка и заявителю дан ответ в установленном законом порядке. Кроме того, срок направления заявителю определения в отношении должностного лица администрации города, не влечет правовые последствия о признании его незаконным. Право заявителя на доступ к правосудию при рассмотрении его обращения прокуратурой города не нарушен. Просила в удовлетворении жалобы отказать, определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по ст.5.59 КоАП РФ в отношении должностного лица – и.о. начальника управления дорог и внешнего благоустройства администрации г. Хабаровска ФИО4 оставить без изменения.

В судебном заседании представитель администрации г. Хабаровска ФИО6 суду пояснила, что в соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 41 Устава городского округа «<адрес>», п. 1.1. Положения об администрации города Хабаровска, утвержденного Решением Хабаровской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положений об органах местного самоуправления города Хабаровска», администрация города Хабаровска является исполнительно-распорядительным органом городского округа, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции по эффективному решению вопросов местного значения. Согласно ст. 42, 43 Устава <адрес>, Положения об администрации, в структуре администрации города могут структурные подразделения, которые наделяются собственной компетенцией на решение вопросов местного значения в соответствующих отраслях или сферах управления, действующие на основании Положений о них. Решением Хабаровской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № п.2 в структуре администрации города учреждено Управление дорог и внешнего благоустройства. Согласно Решению Хабаровской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № учреждено Управление дорог и внешнего благоустройства администрации г.Хабаровска. Пунктом 1.2. данного Положения, установлено, что Управление является органом администрации г.Хабаровска в форме МКУ, то есть является его структурным подразделением, кроме того, п. 6.1 установлено, что структура и штатное расписание Управления утверждается распоряжением администрации г.Хабаровска. Управление дорог и внешнего благоустройства входит в структуру администрации г.Хабаровска и является её структурным подразделением. В связи с тем, что Управление дорог и внешнего благоустройства администрации г.Хабаровска является структурным подразделением администрации г.Хабаровска обязательств по перенаправлению запроса в иной орган у Администрации г.Хабаровска в лице Мэра не возникло, в том числе обязательств по уведомлению заявителя. Согласно п. 1.5. Постановления Администрации г.Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения об организации рассмотрения обращений граждан в администрации города Хабаровска» предусмотрено, что рассмотрение обращений осуществляется не только Мэром, но руководителями подразделений, которым на момент предоставления ответа заявителю являлся И.о. начальника Управления дорог и внешнего благоустройства ФИО4. В связи с изложенным, ответ на запрос дан уполномоченным лицом. Кроме того, на Управление дорог и внешнего благоустройства в соответствии с Положением возложены вопросы дорожной деятельности на территории г.Хабаровска, поэтому данный вопрос отнесен к компетенции данного Управления. Запрос рассмотрен в установленный законом 30-дневный срок со дня поступления. Ответ заявителю направлен ДД.ММ.ГГГГ уполномоченным на то лицом. Просила в удовлетворении жалобы отказать в полном объеме.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, выслушав ФИО1, помощник прокурора г.Хабаровска ФИО5, представителя администрации г.Хабаровска ФИО6, прихожу к следующему.

Требования к порядку рассмотрения должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления обращений граждан установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № № «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № №).

В соответствии с ч.1 ст.12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

Лица, виновные в нарушении вышеназванного Федерального закона, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № №).

Статья 5.59 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 настоящего Кодекса,

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 обратился в прокуратуру г.Хабаровска о неправомерной установке ворот администрацией города на территории подъездного пути к образовательному учреждению.

Обращение было перенаправлено для рассмотрения Мэру г.Хабаровска в соответствии с ч.3 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № № «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Обращение ФИО1 зарегистрировано в администрации города от ДД.ММ.ГГГГ.

Рассмотрение обращения поручено мэром города начальнику управления дорог и внешнего благоустройства администрации г.Хабаровска.

Ответ на вышеуказанное обращение ФИО1 был дан и.о. начальника управления дорог и внешнего благоустройства администрации города Хабаровска ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ. за исх.№. Ответ направлен по адресу электронной почты, указанному в обращении заявителя.

ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 обратился в прокуратуру города Хабаровска с заявлением о привлечении мэра города Хабаровска к административной ответственности, за нарушение порядка рассмотрения обращения.

Частью 3 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № №О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предусмотрено, что письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.

На основании Устава городского округа «Город Хабаровск» Мэр города является высшим должностным лицом города Хабаровска и наделяется согласно Уставу собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Мэр города возглавляет администрацию города, представляет интересы населения города Хабаровска, осуществляет представительские, исполнительные, распорядительные и контрольные функции на основе единоначалия.

Администрация города Хабаровска является исполнительно-распорядительным органом городского округа и действует под непосредственным руководством главы городского округа - Мэра города. Администрация города осуществляет муниципальный контроль через свои структурные подразделения.    

Согласно пп.1.4 Положения об организации рассмотрения обращений граждан в администрации города Хабаровска, утвержденного Постановлением администрации города от 13.09.2017     №, в администрации города рассматриваются обращения по вопросам ее компетенции в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № № «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № № «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом городского округа «Город Хабаровск» и настоящим положением.

Рассмотрение обращений в администрации города осуществляется Мэром города Хабаровска, вице-Мэром города, заместителями Мэра города, руководителями структурных подразделений администрации города (пп. 1.5 Положения).

При этом, обращения, поступающие в администрацию города на имя Мэра города Хабаровска, и документы, связанные с их рассмотрением, передаются в отдел по рассмотрению обращений граждан. Зарегистрированные обращения направляются мэру города Хабаровска, специалистом отдела по рассмотрению обращений граждан, в зависимости от компетенции по решению поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию администрации города Хабаровска, в том числе структурных подразделений администрации города или их должностных лиц, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением в этот же срок гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.

После рассмотрения обращения мэром города Хабаровска, обращение направляется исполнителям, указанным в резолюции на карточке учета обращения. Ответственный исполнитель отвечает за своевременное и качественное рассмотрение обращения.

Ответ на обращение подписывает: Мэр города Хабаровска, вице-мэр города, заместитель мэра города либо в установленном порядке уполномоченные на то лица; руководитель структурного подразделения либо лицо, временно исполняющее его обязанности (п.п.3.1.1, 3.3.1,3.3.4,3.4.3,3.4.4, 3.7.1,3.7.3,3.8.2,3.8.3.3.8.4 Положения).

Таким образом, спорное обращение заявителя рассмотрено и.о.начальника управления дорог и внешнего благоустройства администрации г. Хабаровска, являющегося структурным подразделением аппарата администрации города Хабаровска, в пределах своих полномочий.

Доводы заявителя о том, что ответ должен был дать мэр города, не основаны на положениях ч.3 ст. 10 Федерального закона № 59-ФЗ, согласно которому ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом, в связи с чем, подлежат отклонению.

Кроме того, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от ДД.ММ.ГГГГ №, ч. 1 ст. 8 названного Федерального закона устанавливает порядок направления письменных обращений граждан в соответствующий орган или должностному лицу. Из него не следует, что ответ на такое обращение подписывается исключительно руководителем государственного органа, иным должностным лицом, которому было направлено обращение. Более того, ч. 3 ст. 10 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» прямо предусматривает возможность подписания ответа на обращение граждан уполномоченным на то лицом. Это обусловлено тем, что в органах публичной власти предусмотрено распределение должностных обязанностей для реализации возложенных на них полномочий. В частности, в структурах государственных органов и при должностных лицах для обеспечения работы с обращениями граждан могут создаваться подразделения, обязанные рассматривать подобные обращения и уполномоченные давать на них ответы.

При этом перенаправление обращения в иной орган само по себе не нарушает права заявителя, поскольку обращение ФИО1 органом местного самоуправления было рассмотрено по существу доводов заявителя в установленный законом срок, и на него был дан письменный ответ.

И.о. заместителя прокурора города Хабаровска ФИО7 определением от ДД.ММ.ГГГГ отказала в возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 5.59 КоАП РФ в отношении должностного лица – и.о. начальника управления дорог и внешнего благоустройства администрации г. Хабаровска, ФИО4 по обращению ФИО1 по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Материалами дела подтверждается, что прокуратурой города Хабаровска проведена проверка по факту обращения заявителя о нарушении требований законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан, о возбуждении дела об административном правонарушении по ст.5.59 КоАП РФ в отношении должностных лиц администрации г. Хабаровска, в ходе которой установлено, что обращение о неправомерной установке ворот администрацией города на территории подъездного пути к образовательному учреждению зарегистрировано в администрации ДД.ММ.ГГГГ.

По результатам рассмотрения обращения письмом и.о. начальника Управления дорог и внешнего благоустройства администрации г. Хабаровска, ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ № заявителю был дан мотивированный ответ ДД.ММ.ГГГГ.

Учитывая, что обращение было подано в прокуратуру ДД.ММ.ГГГГ, ответ на обращение по существу доводов заявителю дан ДД.ММ.ГГГГ, то руководствуясь положениями Закона № №, обращение рассмотрено в установленный законом срок.

В этой связи, отклоняются доводы жалобы о том, что нарушен 30-дневный срок для рассмотрения обращения заявителя, поскольку данное обстоятельство опровергается представленными в материалы дела письменными доказательствами.

Копией отчёта подтверждается направление в адрес ФИО1 данного ответа на обращение заявителя по указанному в его обращении адресу электронной почты ДД.ММ.ГГГГ.

Факт неполучения заявителем ответа на спорное обращение не является следствием виновных действий (бездействий) должностных лиц органа местного самоуправления и не образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст.5.59 КоАП РФ.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

В силу п. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато при отсутствии события административного правонарушения.

Принимая во внимание фактические обстоятельства, суд приходит к выводу, что определение и.о. заместителя прокурора <адрес> ФИО7 является законным и обоснованным, оснований для его отмены либо изменения у суда не имеется.

Несогласие заявителя с выводами обжалуемого определения не свидетельствует о том, что прокурором допущены существенные нарушения КоАП РФ и предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении заявления ФИО1 прокурором не допущено.

При изложенных обстоятельствах оснований для отмены оспариваемого определения прокурора не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6 – 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░7 ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░.5.59 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░.░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░░4 ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░1 - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

12-169/2020

Категория:
Административные
Истцы
Прокуратура г.Хабаровска
Ответчики
Рыбалко Владимир Викторович
Суд
Центральный районный суд г. Хабаровск
Судья
Владимирова Наталья Викторовна
Дело на сайте суда
centralnyr.hbr.sudrf.ru
05.02.2020Материалы переданы в производство судье
11.02.2020Истребованы материалы
20.02.2020Поступили истребованные материалы
18.03.2020Судебное заседание
31.03.2020Судебное заседание
25.05.2020Судебное заседание
05.03.2020Поступили истребованные материалы
05.03.2020Судебное заседание
19.03.2020Судебное заседание
10.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее