Решение по делу № 2-2708/2022 от 11.07.2022

Дело (УИД) № ***RS0№ ***-67

Производство № ***

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 октября 2022 года        г. Сызрань

Сызранский городской суд Самарской области в составе председательствующего судьи О.И. Сергеевой, при секретаре ФИО1 рассмотрев в открытом судебном заседании с участием прокурора ФИО3, представителя ответчика МКУ г.о. ФИО7 «Служба городского хозяйства», третьего лица КЖКХ Администрации г.о. ФИО7 ФИО4, представителя ответчика Администрации г.о. ФИО7 ФИО5, представителя третьего лица МКУ г.о.ФИО7 «СызраньСтройЗаказчик» ФИО2, гражданское дело по иску прокурора города ФИО7 Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному учреждению городского округа ФИО7 «Служба городского хозяйства», Администрации городского округа ФИО7, об обязании выделить финансирование для организации и проведения работ по ограничению доступа к расселенным, но не снесенным многоквартирным домам и осуществить мероприятия по проведению работ по ограничении доступа к расселенным, но не снесенным многоквартирным домам,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Сызрани обратился в суд с учетом уточнения требований в интересах неопределенного круга лиц к ответчикам просит обязать Администрацию г.о. ФИО7 выделить финансирование для организации и проведения работ по ограничению доступа к * * * обосновании требований указал, что Прокуратурой г. Сызрани в рамках осуществления надзора за исполнением требований жилищного законодательства проведен анализ исполнения органами местного самоуправления жилищного законодательства в части своевременности произведения сноса фактически расселенных многоквартирных домов, в ходе которой выявлены нарушения означенного законодательства. П. 10 ст. 32 ЖК РФ установлено, что признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 -3,5-9 настоящей статьи. Из представленной в прокуратуру города информации Комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.о. ФИО7, Комитета по строительству и архитектуре Администрации городского округа ФИО7 от <дата> следует, что до настоящего времени не снесены 52 многоквартирных жилых дома, расположенных на территории городского округа ФИО7 и расселенные в период 2014-2021г.<адрес> городского округа ФИО7 <дата> принято постановление № *** «Об определении срока сноса аварийных домов», которым установлены сроки сноса 54 ранее расселенных домов, признанных ветхими и аварийными. Действующим законодательством обязанность выполнения таких работ, а также их финансирования возложены на органы местного самоуправления. Наличие на территории городского округа ФИО7 аварийных жилых домов, подлежащих сносу, создает условия для беспрепятственного доступа в них неограниченного круга лиц, что влечет угрозу их жизни и здоровью. Фактически не исполненными остаются работы по сносу расселенных аварийных многоквартирных домов. Выделявшееся в 2020-2021г.г. финансирование недостаточно для сноса уже расселенных домов. Вместе с тем, в рамках реализации национального проекта «Жилье и комфортная городская среда» в 2020-2021г.г. расселено значительное количество аварийных домов, сроки сноса которых постановлением Администрации городского округа ФИО7 от <дата> № *** «Об определении срока сноса аварийных домов» не установлены. Финансирование на произведение работ по их сносу, ограничению доступа к расселенным многоквартирным домам, путем установки ограждения, в границах земельного участка, на котором расположены указанные многоквартирные дома, препятствующему свободному доступу граждан на прилегающую территорию указанных домов, не предусмотрено. Проектом бюджета общий объем финансирования для выполнения мероприятий по сносу аварийных домов на 2022 год является недостаточным для сноса фактически расселенных в предыдущих периодах аварийных домов. В связи с изложенным, прокуратурой города <дата> в Думу г.о. ФИО7 и Администрацию г.о. ФИО7 направлено письмо об увеличении финансирования указанных мероприятий в пределах доходной части бюджета и активизации работы в части привлечения дополнительного финансирования из вышестоящих бюджетов. В принятом бюджете на 2022 год на снос аварийного жилищного фонда сумма, запланированная для произведения сноса 11 многоквартирных домов сумма не скорректирована. По результатам рассмотрения Думой г.о. ФИО7 указанной информации прокуратуры города объем финансирования мероприятий по сносу аварийного жилищного фонда г.о. ФИО7 не увеличен. Исполнителями программы являются Комитет по строительству и архитектуре Администрации городского округа ФИО7; МКУ городского округа ФИО7 «СызраньСтройЗаказчик»; Комитет жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского округа ФИО7. Одной из целей указанной программы является, в том числе, снос или реконструкция аварийных многоквартирных домов. Сам по себе аварийный дом является объектом опасности, нахождение на территории которого, в частности лиц без определенного места жительства, а также несовершеннолетних детей, может привести к наступлению негативных последствий, в том числе к причинению вреда здоровья данным лицам. Длительное бездействие должностных лиц органов местного самоуправления городского округа ФИО7 по сносу аварийных домов нарушает права неопределенного круга лиц, создает угрозу возникновения пожаров, причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

В судебном заседании представитель истца прокурора г.о. ФИО7 ФИО3 заявленные уточненные требования поддержала, по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика МКУ г.о. ФИО7 «СГХ», третьего лица КЖКХ Администрации г.о. ФИО7 ФИО4, в судебном заседании относительно заявленных требований пояснила, что Постановлением Администрации г.о. ФИО7 от 19.012018 г. № *** МКУ «СГХ» г.о. ФИО7 возложены полномочия по осуществлению контроля за сохранностью имущества включенного в состав муниципальной казны г.о. ФИО7. Для обеспечения пожарной безопасности в расселенные дома и не в неэксплуатируемые нежилые помещения (102 объекта) необходимо ограничить свободный доступ граждан. Стоимость работ по устройству ограждения проемов и дверей в указанные здания составляет 12 297 309,74 руб., о чем было сообщено Главе г.о.ФИО7 с просьбой решить вопрос о выделении дополнительного финансирования на согласительной комиссии по доработке проекта г.о. ФИО7, на выполнение работ по устройству ограждений проемов и дверей в указанном размере.

Представитель ответчика Администрации г.о. ФИО7 ФИО5 в судебном заседании относительно заявленных требований пояснила, что на территории г.Сызрани перечень расселенных домов, но не снесенных аварийных домов включает в себя 52 объекта, которые запланировано снести до 2029 года. На 31 объект имеются решения Сызранского городского суда о необходимости их сноса, и они являются первоочередными. Бюджетом г.о. ФИО7 на 2022 год предусмотрены средства в размере 10 млн. руб. На снос аварийного жилищного фонда в 2023 году запланирован снос 4-х домов, необходимая сумма денежных средств 5 018 862,97 руб., в 2024 г. запланирован снос 15 домов, необходимая сумма денежных средств 24 830 000 руб. Указанные в исковом заявлении аварийные дома также запланированы в данных списках.

Представитель третьего лица МКУ г.о.ФИО7 «СызраньСтройЗаказчик» судебном заседании относительно заявленных требований не возражала, пояснила, что в их обязанности входит снос жилых помещений.

Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что Прокуратурой г. Сызрани в рамках осуществления надзора за исполнением требований жилищного законодательства выявлен факт не исполнения органами местного самоуправления жилищного законодательства в части своевременности произведения сноса фактически расселенных многоквартирных домов, что не было оспорено ответчиками.

По данному факту Прокурором г.Сызрани было вынесено представление об устранении нарушений требований жилищного законодательства.

Частью 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от <дата> № *** «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).

В соответствии с п. 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Пунктом 10 ст. 32 ЖК РФ установлено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 -3,5-9 настоящей статьи.

Администрацией городского округа ФИО7 <дата> принято постановление за № *** «Об определении срока сноса аварийных домов», которым установлены сроки сноса 54 ранее расселенных домов, признанных ветхими и аварийными. Действующим законодательством обязанность выполнения таких работ, а также их финансирования возложены на органы местного самоуправления.

Наличие на территории городского округа ФИО7 аварийных жилых домов, подлежащих сносу, создает условия для беспрепятственного доступа в них неограниченного круга лиц, что влечет угрозу их жизни и здоровью

Согласно информации представленной Администрацией г.о. ФИО7 <дата> на территории г. Сызрани перечень расселенных домов, но не снесенных аварийных домов включает в себя 52 объекта, которые запланировано снести до 2029 года. На 31 объект имеются решения Сызранского городского суда о необходимости их сноса, и они являются первоочередными. Бюджетом г.о. ФИО7 на 2022 год. предусмотрены средства в размере 10 млн. руб., на снос аварийного жилищного фонда, в 2023 г. запланирован снос 4-х домов, необходимая сумма денежных средств 5 018 862,97 руб., в 2024 г. запланирован снос 15 домов, необходимая сумма денежных средств 24 830 000 руб., указанные в исковом заявлении аварийные дома также запланированы в данных списках.

Как установлено судом и не оспорено сторонами бюджетное планирование на 2022 год осуществляется с дефицитом финансовых средств.

Фактически не исполненными остаются работы по сносу расселенных аварийных многоквартирных домов. Выделявшееся в 2020-2021г.г. финансирование недостаточно для сноса уже расселенных домов. Вместе с тем, в рамках реализации национального проекта «Жилье и комфортная городская среда» в 2020-2021г.г. расселено значительное количество аварийных домов, сроки сноса которых постановлением Администрации городского округа ФИО7 от <дата> № *** «Об определении срока сноса аварийных домов» не установлены, финансирование на произведение работ по их сносу, ограничению доступа к расселенным многоквартирным домам, путем установки ограждения, в границах земельного участка, на котором расположены указанные многоквартирные дома, препятствующему свободному доступу граждан на прилегающую территорию указанных домов, не предусмотрено.

В связи с изложенным, прокуратурой города ФИО7 <дата> в Думу г.о. ФИО7 и Администрацию г.о. ФИО7 направлено письмо об увеличении финансирования указанных мероприятий в пределах доходной части бюджета и активизации работы в части привлечения дополнительного финансирования из вышестоящих бюджетов.

В принятом бюджете на 2022 год на снос аварийного жилищного фонда сумма, запланированная для произведения сноса 11 многоквартирных домов сумма не скорректирована.

Таким образом, по результатам рассмотрения Думой г.о. ФИО7 указанной информации прокуратуры города объем финансирования мероприятий по сносу аварийного жилищного фонда г.о. ФИО7 не увеличен.

На территории г.о. ФИО7 в период 2014-2020 действовала муниципальная программа «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания на территории городского округа ФИО7» на 2014 - 2020 годы», утвержденная Постановлением Администрации г.о. ФИО7 от <дата> № ***.

Указанной муниципальной программой, в том числе предусмотрены мероприятия по ликвидации домов, подлежащих сносу, которые не могут быть восстановлены (в том числе и по причине экономической нецелесообразности).

В соответствии с разделом 6 «Механизм реализации муниципальной программы» Постановления Администрации г.о. ФИО7 № *** от <дата> «О утверждении муниципальной программы городского округа ФИО7 «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодном для проживания на территории городского округа ФИО7» на 2014-2020 годы» Комитет по строительству и архитектуре Администрации городского округа и МКУ «СызраньСтройЗаказчик» решает задачи по сносу расселяемого жилищного фонда, признанного непригодным для проживания на территории городского округа ФИО7, в том числе выполнение работ по демонтажу газопровода с аварийных домов, подлежащих сносу.

По состоянию на <дата> не снесенными остаются расселенные в рамках указанной программы в период 2014-2018гг. 38 многоквартирных домов.

В г.о. ФИО7 переселение граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, осуществляется в рамках государственной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01.01.2017» до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от <дата> № ***, в которую вошли дома, признанные аварийными и подлежащими сносу в период с <дата> по <дата> и включенные в адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до <дата> до 2024», утвержденную Постановлением Администрации г.о. ФИО7 от <дата> № *** и реализуемую на территории г.о. ФИО7.

Одной из целей указанной программы является, в том числе, снос или реконструкция аварийных многоквартирных домов.

По состоянию на <дата> не снесенными остаются расселенные в рамках указанной программы в период 2019-2021г.г. 14 многоквартирных домов, сроки сноса которых до настоящего времени не определены.

Ч. 1 ст. 37 Федерального закона от <дата> №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации ”06 общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” к вопросам местного значения поселения относятся, помимо прочих, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В силу ст. 1 Федерального закона от <дата> №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Аварийный дом является объектом опасности, нахождение на территории которого, в частности лиц без определенного места жительства, а также несовершеннолетних детей, может привести к наступлению негативных последствий, в том числе к причинению вреда здоровья данным лицам.

Длительное бездействие должностных лиц органов местного самоуправления городского округа ФИО7 по сносу аварийных домов нарушает права неопределенного круга лиц, создает угрозу возникновения пожаров, причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

При таких обстоятельствах суд считает, что в целях восстановления нарушенных прав граждан, во исполнение требований закона исковые требования Прокурора г. Сызрани подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Прокурора г. Сызрани в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать, Администрацию городского округа * * *

* * * в течение трех месяцев с момента вступления настоящего решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                Сергеева О.И.

Решение в окончательной форме принято 26.10.2022г.

Судья                                Сергеева О.И.

2-2708/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор
Ответчики
Администрация г.о.Сызрань
МКУ "СызраньСтройЗаказчик"
КСиА Администрации г.о. Сызрань
Другие
КЖКХ Администрации г.о. Сызрань
Сызранский отдел Управления Росреестра по Самарской области
Суд
Сызранский городской суд Самарской области
Судья
Сергеева О.И.
Дело на странице суда
syzransky.sam.sudrf.ru
11.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.07.2022Передача материалов судье
18.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.08.2022Подготовка дела (собеседование)
08.08.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
22.08.2022Предварительное судебное заседание
26.09.2022Предварительное судебное заседание
13.10.2022Предварительное судебное заседание
19.10.2022Судебное заседание
26.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.03.2023Дело оформлено
19.10.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее