Решение по делу № 2а-376/2018 от 01.03.2018

2а-376/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 марта 2018 года г. Пудож

Пудожский районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Точинова С.В.,

при секретаре Ханаевой Е.В.,

с участием административного ответчика Нечаева Г.С.,

рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции ФНС России №9 по Республике Карелия к Нечаеву Г.С. о взыскании обязательных платежей,

у с т а н о в и л :

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №9 по Республике Карелия (далее – административный истец, Инспекция) обратилась суд с административным исковым заявлением к Нечаеву Г.С. (далее – административный ответчик), в обоснование которого указала, что согласно сведений, полученных от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, прав на недвижимое имущество, ответчик в период с 01.01.2012 по 31.12.2015 владел на праве собственности земельными участками, транспортными средствами, указанными в налоговых уведомлениях, в связи с чем являлся плательщиком земельного и транспортного налогов за 2012-2015 годы. В связи с тем, что в установленные сроки, указанные в налоговых уведомлениях, суммы транспортного и земельного налогов налогоплательщиком уплачены не были, инспекцией на сумму недоимки были исчислены пени. Впоследствии налоговый орган направлял в адрес административного ответчика требования об уплате налогов и пени, которые в указанный в них срок выполнены не были. Налоговый орган обращался с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Нечаева Г.С. недоимки и пени за 2011-2014, однако судебный приказ был отменен в связи с возражениями должника. В связи с вступлением в силу Федерального закона от 28.12.2017 №436-ФЗ взысканию подлежит задолженность, возникшая по сроку уплаты после 01.01.2015, в связи с чем в настоящее время подлежит взысканию задолженность по земельному и транспортному налогу за период 2014 и 2015. Административный истец просил взыскать с административного ответчика задолженность по транспортному налогу за 2014 в размере 1322 руб., за 2015 в размере 1322 руб., а также по пеням в размере 19,56 руб., по земельному налогу за 2014 в размере 285 руб., за 2015г. в размере 285 руб., а также по пеням в размере 4,21 руб.

Одновременно административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд, где он указал, что первоначально срок для обращения в суд, установленный п.2 ст.48 НК РФ, истек 23.06.2017. Налоговый орган обратился к мировому судье 28.08.2017 с заявлением о вынесении в отношении Нечаева Г.С. судебного приказа, который был отменен в связи с возражениями ответчика. Ссылаясь на большой объем работы, связанный с подачей заявлений о вынесении судебных приказов в 2014-2017 годах, в целях обеспечения исполнения налогоплательщиком обязанности платить законно установленные налоги и сборы, восполнения потерь, понесенных казной, административный истец просил восстановить срок для подачи административного искового заявления в отношении Нечаева Г.С.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела.

Административный ответчик в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, указывая, что является инвалидом 2 группы, в связи с чем он освобожден от уплаты налогов.

Выслушав административного ответчика, исследовав материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.

Статья 57 Конституции РФ и п.1 ст.23 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) обязывают каждого платить законно установленные налоги и сборы.

В силу ст.356 НК РФ, транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов РФ о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов РФ о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.

По общему правилу, установленному ст.357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст.358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. При этом объектом налогообложения признаются в т.ч. автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч.1 ст.358 НК РФ). Налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (ч.1 ст.359 НК РФ).

Уплата транспортного налога на территории Республики Карелия регулируется разделом 3 Закона РК «О налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия» №384-ЗРК от 30.12.1999 (далее – Закона), который был введен в действие с 01.01.2003.

Как установлено в отношении транспортного налога ст.362 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Согласно абз.1 ч.3 ст.363 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (абз.2). Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

В силу ст.388 НК РФ, налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (п.1 ст.389 НК РФ).

Согласно ст.397 НК РФ налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками-организациями в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (п.1). Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта (п.4).

Согласно учетным данным налогоплательщика, Нечаев Г.С. является владельцем двух земельных участков в д.<адрес>, находящихся на кадастровом учете. Также на его имя зарегистрированы: <данные изъяты>. Сведений о снятии указанных транспортных средств с регистрационного учета в рассматриваемый период не имеется. Факт регистрации за административным ответчиком в спорный период указанных объектов налогообложения им не оспаривался.

Таким образом, в силу вышеприведенных положений закона и установленных обстоятельств суд находит, что административный ответчик являлся плательщиком земельного и транспортного налога в указанный в административном иске период.

В силу ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

В соответствии с ч.2 ст.52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п.4 ст.52 НК РФ).

В силу п.4 ст.57 названного Кодекса в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

С учетом положений ст.ст.363, 367 НК РФ, Закона РК от 30.12.1999 №384-ЗРК налогоплательщиками - физическими лицами подлежал уплате: транспортный налог в срок: за 2012 – не позднее 05.11.2013, за 2013 – не позднее 05.11.2014, за 2014 – не позднее 01.10.2015, за 2015 – не позднее 01.12.2016; земельный налог в срок: за 2012- не позднее 01.11.2013, за 2013 – не позднее 05.11.2014; за 2014 – не позднее 01.10.2015, за 2015г. не позднее 01.12.2016.

Подпунктом 9 п.1 ст.31 НК РФ предусмотрено право налоговых органов взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также пени в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ.

В силу п.6 ст.289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом.

В соответствии с п.1 ст.48 НК РФ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 04.03.2013г. N20-ФЗ) в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 1500 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Согласно п.2 этой же статьи заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 1500 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 1500 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 1500 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

В силу п.3 указанной статьи рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Федеральным законом от 04.03.2013 N20-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (вступил в силу 04.04.2013) внесены изменения в абз.3 п.1, в абз.2 и 3 п.2 ст.48 НК РФ, размер задолженности, по достижении которой налоговый орган обращается в суд, был увеличен до 3000 руб.

04.06.2013 Нечаеву Г.С. было направлено налоговое уведомление об уплате земельного и транспортного налога за 2012 в общей сумме 1651,01 руб. с указанием на необходимость их уплаты до 01.11.2013 и 05.11.2013 соответственно. В связи с неоплатой налога в адрес налогоплательщика 28.11.2013 было направлено требование об уплате налогов и пени в общей сумме 1845,01 руб. в срок до 23.12.2013.

25.06.2014 Нечаеву Г.С. было направлено налоговое уведомление об уплате земельного и транспортного налога за 2013 в общей сумме 1607 руб. с указанием на необходимость их уплаты до 05.11.2014. В связи с неоплатой налога в адрес налогоплательщика 04.12.2014 было направлено требование об уплате налогов и пени в общей сумме 1798,31 руб. в срок до 20.01.2015.

24.04.2015 Нечаеву Г.С. было направлено налоговое уведомление об уплате земельного и транспортного налога за 2014 в общей сумме 1607 руб. с указанием на необходимость их уплаты до 05.10.2015. В связи с неоплатой налога в адрес налогоплательщика 12.11.2015 было направлено требование об уплате налогов и пени в общей сумме 1933,58 руб. в срок до 26.01.2016.

13.03.2016 Нечаеву Г.С. было направлено налоговое уведомление об уплате земельного и транспортного налога за 2014 в общей сумме 1607 руб. с указанием на необходимость их уплаты до 01.12.2016. В связи с неоплатой налога в адрес налогоплательщика 27.12.2016 было направлено требование об уплате налогов и пени в общей сумме 1616,64 руб. в срок до 02.03.2017.

Вместе с тем, как подтверждается материалами дела, первичное обращение с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки по транспортному и земельному налогу за 2012-2015 имело место только 23.08.2017, то есть за пределами установленного срока обращении в суд.

Суд находит, что с учетом установленных обстоятельств и вышеприведенных положений Налогового Кодекса РФ к моменту обращения первичного административного истца за взысканием недоимки и пени, срок установленный ст.48 НК РФ, истек в связи с чем утрачена возможность принудительного взыскания недоимки.

Принудительное же взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 N479-О-О).

Поскольку пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований, суд приходит к выводу, что нарушение налоговым органом приведенных выше сроков влечет за собой утрату им права на взыскание недоимки в судебном порядке.

Суд не усматривает оснований для удовлетворения ходатайства о восстановлении срока по мотивам, указанным административным истцом, поскольку указанная им причина не может быть признана уважительной.

При таких обстоятельствах требования о взыскании транспортного и земельного налога подлежит отклонению в полном объеме.

Согласно п.1 ст.75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

В силу п.3 ст.75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено гл. гл.25 и 26.1 НК РФ.

Из правовых норм, содержащихся в ст.ст.46, 75 НК РФ, следует, что обязанность по уплате пени, в отличие от обязанности по уплате налога, следует рассматривать как дополнительную, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате налога либо после исполнения последней

Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 08.02.2007 N381-О-П, обязанность по уплате пени производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.

Поскольку исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога, то пени по истечении пресекательного срока взыскания задолженности по налогу не подлежат начислению и не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, поэтому в случае утраты налоговым органом возможности принудительного взыскания суммы недоимки по налогу, на которую начислены пени, пени с налогоплательщика не могут быть взысканы.

Таким образом, правовые основания для взыскания суммы пени также отсутствуют.

В соответствии со ст.114 КАС РФ оснований для отнесения судебных издержек на административного ответчика не имеется, тогда как административный истец был освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в суд.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 290 -293 КАС РФ, суд

р е ш и л :

Административное исковое заявление Межрайонной инспекции ФНС России №9 по Республике Карелия к Нечаеву Г.С, о взыскании обязательных платежей, пени оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Пудожский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 26.03.2018.

Судья подпись          Точинов С.В.

2а-376/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
МИФНС № 9 по РК
Ответчики
Нечаев Геннадий Сергеевич
Нечаев Г.С.
Суд
Пудожский районный суд Республики Карелия
Дело на странице суда
pudozhsky.kar.sudrf.ru
01.03.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
01.03.2018[Адм.] Передача материалов судье
02.03.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
02.03.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.03.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.03.2018[Адм.] Судебное заседание
16.04.2020Регистрация административного искового заявления
16.04.2020Передача материалов судье
16.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
16.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.04.2020Судебное заседание
16.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее