Дело №2а-770/21
УИД 54RS0018-01-2021-000391-97
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«29» марта 2021г. Город Искитим
Искитимский районный суд Новосибирской области в составе:
Председательствующего судьи Мишковой Л.Г.
При секретаре Миллер Н.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Баранова С.В. к администрации <Адрес> о признании уведомления о несоответствии построенного объекта от 18.08.2020 года №5 незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
Баранов С.В. обратился в суд с административным иском к администрации города Искитима Новосибирской области, где просит признать незаконным уведомление администрации города Искитима Новосибирской области о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства Номер от 18.08.2020г., выданного в отношении индивидуального жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером Номер по адресу: <Адрес>, Баранову С. В. Доводы и основания иска указаны в административном исковом заявлении.
Административный истец в судебном заседании требования поддержал, дал соответствующие пояснения. Просит восстановить срок для оспаривания уведомления, считает, что ему стало известно о нарушении прав административного истца 2 февраля 2021 из апелляционного определения Новосибирского областного суда.
Представитель административного ответчика Никитина Н.М. в судебном заседании административные исковые требования не признала по доводам письменного отзыва на исковое заявление, заявила о пропуске административным истцом срока для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Суд, заслушав участников процесса, допросив свидетеля Зимину Т.А., исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства по делу в соответствии со ст.84 КАС РФ, приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требованиях. При этом исходит из следующего:
В соответствии с п.1 ст.46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии с ч.2 ст.46 Конституции Российской Федерации, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В соответствии с пунктами 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, бремя доказывания распределяется следующим образом:
Административный истец должен доказать следующие обстоятельства:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2)соблюдены ли сроки обращения в суд.
Административный ответчик должен доказать следующие обстоятельства:
1) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
2) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в абз. 1 п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
Как установлено судом, Проверяя в соответствии с пп. «а» п. 3 ч. 9 ст. 226 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия, суд исходит из следующего.
Согласно ч. 4 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами. В соответствии с частью 19 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации уведомление о несоответствии строения требованиям градостроительного регламента направляется также органом местного самоуправления.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о наличии у административного ответчика полномочий на принятие оспариваемого решения.
Проверяя порядок принятия оспариваемого административным истцом решения административного ответчика в соответствии с положениями с пп. «б» п. 3 ч. 9 ст. 226Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации суд руководствуется следующим.
В соответствии частью 19 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства:
1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении об окончании строительства параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами (в том числе в случае, если указанные предельные параметры или обязательные требования к параметрам объектов капитального строительства изменены после дня поступления в соответствующий орган уведомления о планируемом строительстве и уведомление об окончании строительства подтверждает соответствие параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве). В случае, если уведомление об окончании строительства подтверждает соответствие параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления об окончании строительства, осуществляется проверка соответствия параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома указанным предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления об окончании строительства;
2) проверяет путем осмотра объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома соответствие внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома описанию внешнего вида таких объекта или дома, являющемуся приложением к уведомлению о планируемом строительстве (при условии, что застройщику в срок, предусмотренный пунктом 3 части 8 статьи 51.1 настоящего Кодекса, не направлялось уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по основанию, указанному в пункте 4 части 10 статьи 51.1 настоящего Кодекса), или типовому архитектурному решению, указанному в уведомлении о планируемом строительстве, в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в границах исторического поселения федерального или регионального значения;
3) проверяет соответствие вида разрешенного использования объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома виду разрешенного использования, указанному в уведомлении о планируемом строительстве;
4) проверяет допустимость размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату поступления уведомления об окончании строительства, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в отношении планируемого к строительству, реконструкции объекта капитального строительства и такой объект капитального строительства не введен в эксплуатацию;
5) направляет застройщику способом, указанным в уведомлении об окончании строительства, уведомление о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности либо о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности с указанием всех оснований для направления такого уведомления. Формы уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
Указанные действия административным ответчиком соблюдены, в связи с чем суд считает что порядок принятия оспариваемого решения в форме уведомления соблюден.
Как установлено судом, уведомлением администрации города Искитима Новосибирской области о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства Номер от 18.08.2020г. Баранову С.В. отказано в предоставлении муниципальной услуги «Уведомления об индивидуальном жилищном строительстве (реконструкции) жилого или садового дома» по причине: «Несоответствие строительно-техническим, санитарным требованиям к дому, пригодному для круглогодичного проживания. По результатам рейдового осмотра установлено, что построенный объект не соответствует параметрам, указанным в техническом плане от 11.08.2020г., подготовленным кадастровым инженером Ч.Е.А., а именно: терраса фактически является настилом, не пристроенным к объекту. Настил сделан по деревянным лагам, установленным на земле. В связи с чем, площадь такого настила не включается в площадь жилого дома в соответствии с Приказом Министерства экономического развития РФ от 1 марта 2016 года № 90 "Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения". Следовательно площадь застройки не соответствует минимально допустимой, определенной градостроительным регламентом территориальной зоны в соответствии с ПЗЗ (менее 10%)».
По смыслу ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, обращение за получением разрешения на строительство производится до начала строительства. После завершения строительства уполномоченным органом решается вопрос о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в порядке ст. 55 Градостроительного кодекса РФ.
Согласно положениям ст. ст. 1, 2, 8, 9, 30, 36, 44, 47, 48, 55ГрК РФ при строительстве или реконструкции объекта недвижимости требуются, помимо наличия права на земельный участок, доказательства осуществления строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки, а также осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, при наличии в установленном порядке составленной проектной документации, разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, подтверждающих осуществление застройки с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил, норм и правил о безопасности.
Согласно пункта 20 статьи 55 ГрК РФ уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности направляется только в следующих случаях:
параметры построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют указанным в пункте 1 части 19 настоящей статьи предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами;
внешний облик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствует описанию внешнего облика таких объекта или дома, являющемуся приложением к уведомлению о планируемом строительстве, или типовому архитектурному решению, указанному в уведомлении о планируемом строительстве, или застройщику было направлено уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по основанию, указанному в пункте 4 части 10 статьи 51.1 настоящего Кодекса, в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в границах исторического поселения федерального или регионального значения вид разрешенного использования построенного или реконструированного объекта капитального строительства не соответствует виду разрешенного использования объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, указанному в уведомлении о планируемом строительстве;
размещение объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату поступления уведомления об окончании строительства, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в отношении планируемого к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, и такой объект капитального строительства не введен в эксплуатацию.
В период предоставления Баранову С.В. муниципальной услуги от 12.08.2020г., поданной последним через ЕПГУ, специалистами администрации города Искитима Новосибирской области 14.08.2020г. произведен рейдовый осмотр земельного участка с кадастровым номером Номер, расположенного по адресу: <Адрес>.
В ходе рейдового осмотра выявлено, что заявленная в техническом плане от 11.08.2020г. терраса фактически является настилом. Настил сделан по деревянным лагам, установленным по земле. Признаки связи объекта с землей (фундамента) отсутствуют. Настил не пристроен к объекту.
Данные обстоятельства в судебном заседании подтверждены показаниями свидетеля Зиминой Т.А., не доверять которым у суда оснований не имеется. Доводы административного истца о том, что только в отношении него произведен осмотр строения, судом приняты во внимание не могут, так как данные права для администрации города Искитима предусмотрены положениями части 19 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ.
В связи с чем, площадь такого настила не включается в площадь жилого
дома в соответствии с Приказом Министерства экономического развития РФ от
1 марта 2016 года № 90 "Об утверждении требований к точности и методам
определения координат характерных точек границ земельного участка;
требований к точности и методам определения координат характерных точек
контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на
земельном участке, а также требований к определению площади здания^
сооружения и помещения". Следовательно, площадь застройки не соответствует минимально допустимой, определенной градостроительным регламентом территориальной зоны в соответствии с ПЗЗ (менее 10%).
На основании вышеизложенного администрацией города Искитима Новосибирской области выдано спорное уведомление.
С момента подачи в администрацию уведомления о планируемом строительстве индивидуального жилого дома, Баранов С.В. представил план объекта от 11.08.2020г., несоответствующий постройке на арендуемом участке, что подтверждает рейдовый осмотр сотрудниками архитектуры от 14.08.2020г., сделавшие вывод о несоответствии объекта ввиду разрешенного строительства требованиям градостроительной деятельности.
После того как Баранов был уведомлен об этом, он переконструировал постройку, превратив настил в веранду и предоставил в администрацию, новый технический план объекта от 22.09.2020г. на тот же самый арендуемый участок с кадастровым номером Номер. Снова получив отказ о несоответствии построенных объектов должным требованиям от 30.09.2020г., административный истец Баранов оспорил решение администрации в суде.
Решение Искитимского районного суда Новосибирской области, вступившее в законную силу 02.12.2020 по делу Номер, вынесено в отношении объекта, на который был предоставлен технический план, подготовленный 22.09.2020г. с иными характеристиками на построенный объект и не относится к выданному администрацией города Искитима уведомлению от 18.08.2020 Номер.
Кроме того указанные в техническом плане параметры жилого дома соответствуют отраженному в отчете и заключении о техническом состоянии строительных конструкций, подготовленному ООО Экспертная Группа «Оргстройпрогресс» и Заключения ООО «СЭПЦЕНТР-Н», согласно которых жилой дом, расположенный на земельном участке по адресу: <Адрес>, является объектом капитального строительства, жилые помещения и веранды имеют общую крышу, связаны общим каркасом. Объект предназначен для круглогодичного проживания.
19.01.2021 года административным истцом Барановым зарегистрировано право собственности на объект индивидуального жилищного строительства 24.02.2021 года зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером Номер.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня когда гражданину стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно ч. 5 ст. 219 КАС РФ пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Согласно ч. 6 ст. 219 КАС РФ несвоевременное рассмотрение или не рассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд.
Согласно ч. 1 ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Согласно ч. 2 ст. 95 КАС РФ заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока подается в суд, в котором надлежало совершить процессуальное действие, если иное не предусмотрено настоящем Кодексом. В заявлении должны быть указаны причины пропуска процессуального срока. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие уважительность этих причин.
Обжалуя уведомление администрации города Искитима Новосибирской области о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства №5 датировано 18.08.2020. Административный истец указывает на то, что о нарушении его нрав, свобод и законных интересов ему стало известно 02.02.2021 г. из апелляционного определения Новосибирского областного суда Номер по делу Номер, на основании которого вступило в законную силу решение Искитимского районного суда от Дата (дело Номер; УИД Номер). До 02.02.2021г. Баранову не было известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.
Указанные доводы Баранова суд отвергает ввиду следующего.
О нарушении своего права истцу стало известно в промежуток времени со дня вынесения специалистом Зиминой Т.А. в системе ЕПГУ уведомления о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности, а именно с 20.08.2020 по дату, когда Баранов СВ. направил уведомление об окончании строительства в системе ЕПГУ 23.09.2020. Баранов СВ. не уведомил администрацию города Искитима, о том, что он желает получить документы нарочно.
Частью 7 ст.219 КАС РФ предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, уважительных причин пропуска административным истцом сроков обращения с административным исковым заявлением в суд, не имеется, суд отказывает административному истцу в восстановлении пропущенного им процессуального срока.
При таком положении, суд приходит к выводу, что истцом пропущен срок обращения в суд с данным административным исковым заявлением, поскольку административному истцу стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов в срок до 23.09.2020г., доказательств иной даты материалы дела не содержат, административным истцом не представлено.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Настоящий иск подан в суд 24.02.2021 года, что следует из даты отправки (загрузки) административного иска через электронный адрес Искитимского районного суда ( л.д.31).
При таких обстоятельствах, учитывая установленные Кодексом административного судопроизводства специальные сроки, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для восстановления срока обращения в суд с данным административным иском по ходатайству истца, указанном в административном иске.
Таким образом, поскольку уважительных причин пропуска срока на обращение в суд не установлено, то исходя из приведенной нормы права, суд отказывает административному истцу в удовлетворении заявленных требований также в связи с пропуском срока обращения в суд.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Баранова С.В. к администрации города Искитима Новосибирской области о признании уведомления о несоответствии построенного объекта от 18.08.2020 года №5 незаконным отказать.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение одного месяца через Искитимский районный суд.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 1 месяца.
Решение изготовлено Дата.
Председательствующий- подпись Л.Г. Мишкова