Дело №
УИД 39RS0№-33
РЕШЕНИЕ
<данные изъяты>
24 августа 2021 года <адрес>
Гвардейский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Клименко М.Ю.,
при секретаре Бедке К.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Снегового Николая Ивановича к Правительству Калининградской области, Областной думе, УМВД по Калининградской области, Прокуратуре Калининградской области, Прокуратуре Центрального района г. Калининграда, Природоохранной прокуратуре Калининградской области, Прокуратуре Гвардейского района Калининградской области, МО МВД России «Гвардейский», ГУ МСО СУ по Калининградской области, ОМВД по Центральному району г. Калининграда, Ким Денису Вячеславовичу, Коломийцу Максиму Юрьевичу, Гришину Вячеславу Михайловичу о возмещении морального вреда,
у с т а н о в и л :
Снеговой Н.И. обратился в суд с заявлением к ответчикам о возмещении компенсации морального вреда, указав, что в соответствии с муниципальным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенным между МО «<адрес>» и генеральным подрядчиком ООО «Люкс-Строй, произведено строительство очистных сооружений в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ объект введен в эксплуатацию. Фактически строительство очистных сооружений не проводилось, были похищены бюджетные денежные средства, выделенные на строительство данного объекта. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в МО МВД России «Гвардейский» с заявлением по факту совершения неправомерных действий при строительстве очистных сооружений, расположенных в пос. Озерки Гвардейского района Калининградской области. Кроме того, неоднократно обращался по данному факту к ответчикам, в СМИ, дважды публиковались статьи в газетах «Комсомольская правда» и «Страна Калининград». Прокурор природоохранной прокуратуры Калининградской области Ким Д.В. в своем ответе на обращение истца, сообщил, что по результатам проведенной проверки сточные воды в <адрес> собираются в канализационных отстойниках (колодцах), затем откачиваются ассенизаторской машиной, после чего вывозятся на очистные сооружения <адрес>, однако данные работы не обеспечивают надлежащего водоотведения в <адрес>, было вынесено представление главе администрации МО «Гвардейский городской округ» об устранении выявленных нарушений. Однако до настоящего времени очистные сооружения не функционируют, продолжается выброс отходов в сточные воды с <адрес>, а также с ФКУ ЛИУ-5 УФСИН России по Калининградской области, где содержаться осужденные, страдающие туберкулезом и ВИЧ-инфекциями, тем самым наносится вред окружающей среде, а также жителям <адрес> и приезжающим туристам. Таким образом, в результате незаконных действий ответчиков ему и жителям <адрес> причинены нравственные и физические страдания, выразившиеся в причинении на протяжении нескольких лет вреда их здоровью, жизни и достоинству. На основании изложенного, истец просит, обязать Правительство Калининградской области выплатить ему компенсацию за нанесенный моральный вред в сумме 40000000 рублей, Областную думу выплатить ему компенсацию за нанесенный моральный вред в сумме 30000000 рублей, УМВД по Калининградской области выплатить ему компенсацию за нанесенный моральный вред в сумме 40000000 рублей, Прокуратуру Калининградской области выплатить ему компенсацию за нанесенный моральный вред в сумме 40000000 рублей, Прокуратуру Центрального района г. Калининграда выплатить ему компенсацию за нанесенный моральный вред в сумме 50000000 рублей, Природоохранную прокуратуру Калининградской области выплатить ему компенсацию за нанесенный моральный вред в сумме 30000000 рублей, Прокуратуру Гвардейского района Калининградской области выплатить ему компенсацию за нанесенный моральный вред в сумме 50000000 рублей, ГУ МСО СУ по Калининградской области выплатить ему компенсацию за нанесенный моральный вред в сумме 50000000 рублей, МО МВД России «Гвардейский» выплатить ему компенсацию за нанесенный моральный вред в сумме 30000000 рублей, ОМВД по Центральному району г. Калининграда выплатить ему компенсацию за нанесенный моральный вред в сумме 50000000 рублей, Ким Денису Вячеславовичу выплатить ему компенсацию за нанесенный моральный вред в сумме 5000000 рублей, Коломийцу Максиму Юрьевичу выплатить ему компенсацию за нанесенный моральный вред в сумме 5000000 рублей, Гришину Вячеславу Михайловичу выплатить ему компенсацию за нанесенный моральный вред в сумме 10000000 рублей, а также обязать ответчиков выплатить судебные издержки. Кроме того, просит суд причитающую денежную компенсацию направить на специальный счет администрации МО «Гвардейский городской округ», для строительства новых очистных сооружений в <адрес> и восстановление окружающей среды.
В судебном заседании истец Снеговой Н.И. поддержал исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика Коломийца М.Ю. – Бреньков А.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании иск не признал.
Представитель ответчика – прокуратуры Калининградской области и Прокуратуры Гвардейского района Калининградской области – помощник прокурора Кемайкина В.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала, просила отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика – председатель Областной думы Калининградской области М.Э. Оргеева в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без участия представителя. В письменном ходатайстве указала, что требования истца не признает и считает Областную думу ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку она не является участником правоотношений, связанных с заключением и исполнением муниципального контракта на выполнение пусконаладочных работ по объекту «Канализационные очистные сооружения в <адрес>».
Представитель ответчика – Правительства Калининградской области в судебное заседание не явился, представил возражения, в которых указывает, что не согласен с заявленными Снеговым Н.И. требованиями, по тем основаниям, что истцом не указано какие именно права со стороны Правительства были нарушены, а также, в чем именно, заключается нарушение прав истца Правительством Калининградской области, какие конкретно действия с их стороны причинили истцу нравственные и физические страдания, не указан факт причинения морального вреда, а также, в чем заключается вина Правительства Калининградской области. Кроме того, в соответствии с п.4 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» обязанность по организации деятельности по водоотведению сточных вод возложена на органы местного самоуправления на территории соответствующего муниципального образования.
Ответчики - УМВД по Калининградской области, Прокуратура Центрального района г. Калининграда, Природоохранная прокуратура Калининградской области, МО МВД России «Гвардейский», ГУ МСО СУ по Калининградской области, ОМВД по Центральному району г. Калининграда, Ким Д.В., Гришин В.М. в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, дав оценку добытым доказательствам, суд находит исковые требования Снегового Н.И. не подлежащими удовлетворению.
В соответствии с п. 2 ст. 1070 Гражданского кодекса РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, не повлекший последствий, предусмотренных п. 1 настоящей статьи, возмещается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ст. 1069 настоящего Кодекса.
В силу ст. 1069 Гражданского кодекса РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.
Статья 1101 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда.
Как разъяснено в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» (в редакции Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 06.02.2007 № 6), суду следует устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора. Одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом.
Из приведенных нормативных положений гражданского законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что по общему правилу необходимыми условиями для возложения обязанности по компенсации морального вреда являются: наступление вреда, противоправность деяния причинителя вреда, наличие причинной связи между наступлением вреда и противоправностью поведения причинителя вреда, вина причинителя вреда.
Следовательно, обязанность по компенсации морального вреда за счет соответствующей казны может быть возложена на государственные органы или должностных лиц этих органов при наличии вины указанных органов и лиц в причинении вреда. Если не представляется возможным установить непосредственного причинителя вреда, а также его вину, то основания для компенсации морального вреда по правилам норм гл. 59 ГК РФ отсутствуют.
В судебном заседании установлено, что Снеговой Н.И. проживает в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Снеговой Н.И. обратился в МО МВД России «Гвардейский» с заявлением по факту совершения неправомерных действий и возможного хищения бюджетных средств при строительстве очистных сооружений, расположенных в <адрес>, указывая, что в 2013 году были построены канализационные очистные сооружения, расположенные по адресу: <адрес>. Заказчиком выступала администрация МО «Гвардейский район», подрядчиком ООО «Люкс – Строй». По окончанию выполнения работ, приемная комиссия приняла данный объект, произвела расчет с подрядчиком, но до настоящего времени данные очистные сооружения не работают. Для их функционирования требуется дополнительно провести пусконаладочные работы, что требует затраты дополнительных бюджетных средств. Кроме того, Снеговой Н.И. полагает, что при строительстве данного объекта были похищены бюджетные денежные средства. С аналогичным заявлением Снеговой Н.И. обращался в прокуратуру Гвардейского района Калининградской области. По данным обращениям была проведена проверка, в ходе которой установлено, что канализационные очистные сооружения в <адрес> не функционируют.
ДД.ММ.ГГГГ Калининградской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно с Министерством проведена проверка соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды при эксплуатации очистных сооружений в <адрес>, в ходе которой было установлено, что сточные воды <адрес> на очистные сооружения не поступают, очистные сооружения не работают, очистку сточных вод не осуществляют. Сточные воды <адрес> без какой – либо очистки сбрасываются через соответствующую в поселке централизованную систему водоотведения, на рельеф местности в лесном массиве, примерно в 30 метрах от очистных сооружений. ДД.ММ.ГГГГ проведен отбор проб сточных вод и почвы для определения степени загрязнения земель опасными для окружающей среды веществами в составе сточных вод (л.д. 69)
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Снегового Н.И. главой администрации МО «Гвардейский городской округ» был направлен ответ на его обращение от ДД.ММ.ГГГГ, о том, что ориентировочный срок разработки администрацией МО «Гвардейский городской округ» сметной документации на проведение пусконаладочных работ для функционирования очистных сооружений– ДД.ММ.ГГГГ После получения заключения экспертизы ГАУ Калининградской области «Центр проектных экспертиз и ценообразования в строительстве» будет заключен муниципальный контракт на проведение пуско-наладочных работ.
Судом установлено и из материалов дела усматривается, что с мая 2019 года в территориальных органах полиции УМВД России по Калининградской области проводится проверка в порядке ст. 144,145 УПК РФ по заявлению Снегового Н.И. о неправомерных действиях при строительстве очистных сооружений в <адрес>, в ходе которой, должностными лицами ОМВД России по Центральному району г. Калининграда неоднократно принимались решения об отказе в возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, которые отменялись в порядке надзора, передавались по подследственности. ДД.ММ.ГГГГ прокурором Центрального района г. Калининграда отменено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по ч.1 ст. 160 УК РФ от ДД.ММ.ГГГГ материал направлен на дополнительную проверку.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Калининградской области по трем обращениям Снегового Н.И. от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ о ненадлежащей эксплуатации очистных сооружений в <адрес>, была проведена проверка, в ходе которой было установлено, что деятельность по забору, очистке, распределению воды, а также отбору и обработке сточных вод осуществляет МУП «Комсервис», за которым закреплены на праве хозяйственного ведения сети водоотведения в <адрес> городского округа. В соответствии с заключением по оценке воздействия на окружающую среду хозяйствующего субъекта МУП «Комсервис», по результатам лабораторных исследований отобранных проб установлено - значительное загрязнение почвы в результате попадания неочищенных сточных вод. ДД.ММ.ГГГГ Калининградским природоохранным прокурором руководителю МУП «Комсервис» вынесено представление об устранении выявленных нарушений, а также возбуждены дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 8.6 КоАП РФ, в отношении МУП «Комсервис» (л.д.82)
Согласно пп. 3 и 4 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 1 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, а также организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
Как следует из пп. 1 п. 1 ст. 50 и п. 1 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В нарушении указанных требований закона, канализационные очистные сооружения расположенные в <адрес> не введены в эксплуатацию. Использование муниципального имущества - очистных сооружений осуществляется ненадлежащим образом, длительный простой дорогостоящего оборудования может привести к невозможности использования муниципального имущества без дополнительных затрат на проведение дефектовочных работ, а также нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
ДД.ММ.ГГГГ по результатам выявленных нарушений в адрес главы администрации МО «Гвардейский городской округ» внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, к дисциплинарной ответственности привлечено 1 лицо.
В целях устранения нарушений законодательства администрацией МО «Гвардейский городской округ» было проведено обследование очистных сооружений в <адрес>, определены перечень работ и дополнительного оборудования, которое будет обеспечивать технологический цикл очистки сточных вод. Разработано техническое задание на выполнение работ по разработке сметной документации для проведения пуско-наладочных работ канализационных очистных сооружений в <адрес>, получены коммерческие предложения на проведение указанных работ.
О результатах проведенной прокуратурой проверки в адрес Снегового Н.И. было направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ №-ж-2009 (л.д.128)
Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что заявления (обращения) Снегового Н.И. по факту совершения неправомерных действий и возможного хищения бюджетных средств при строительстве очистных сооружений, расположенных в пос. Озерки Гвардейского района Калининградской области, поступавшие в Правительство Калининградской области, Областную думу, УМВД по Калининградской области, Прокуратуру Калининградской области, Прокуратуру Центрального района г. Калининграда, Природоохранную прокуратуру Калининградской области, Прокуратуру Гвардейского района Калининградской области, МО МВД России «Гвардейский», ГУ МСО СУ по Калининградской области, ОМВД по Центральному району г. Калининграда, были рассмотрены компетентными должностными лицами в установленные законом сроки, по обращениям Снегового Н.И. направлены ответы в его адрес, проведены ряд проверок, о результатах которых Снеговой Н.И. был проинформирован, виновные лица, привлечены к административной, дисциплинарной ответственности, кроме того, Снеговому Н.И. разъяснялось право обжалования указанных решений в вышестоящие органы, а также в судебном порядке.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что не имеется оснований предусмотренных ст. 151 ГК РФ для взыскания компенсации морального вреда с ответчиков, поскольку в ходе рассмотрения дела не были установлены ни противоправность, ни виновность действий ответчиков, при рассмотрении поступивших обращений истца, а также не было представлено доказательств нарушения каких-либо личных неимущественных прав или других нематериальных благ истца и наличие причинно-следственной связи между таким нарушением и неправомерным бездействием должностных лиц – ответчиков при рассмотрении поступивших обращений истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований Снегового Николая Ивановича о возмещении компенсации морального вреда, – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Гвардейский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Дата изготовления мотивированного решения суда – ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: подпись
Копия
Судья Клименко М.Ю.