Решение по делу № 2-2447/2022 от 21.02.2022

Дело № 2-2447/2022

50RS0052-01-2022-001585-67

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 декабря 2022 года                        г. Щелково Московской области

Щелковский городской суд Московской области в составе:Председательствующего судьи Ванеевой Н.В.,

при секретаре судебного заседания Грачевой К.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Асановой ФИО7 к Администрации городского округа Щелково Московской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги, об обязании подготовить и подписать проект договора купли-продажи земельного участка,

Установил:

Асанова Л.А. обратилась в Щелковский городской суд Московской области с исковым заявлением к Администрации городского округа Щелково Московской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги, об обязании подготовить и подписать проект договора купли-продажи земельного участка.

В обоснование иска указала, что 22.01.2021 года между Администрацией городского округа Щелково и Асановой Л.А. был заключен договор аренды земельного участка площадью 1129 кв.м. с кадастровым номером категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения (строительства) производственной базы, расположенного по адресу: <адрес>. Срок аренды составляет 3 года, с 20.01.2021 по 20.01.2024.

Ранее, 07.07.2014 года между Администрацией Щелковского муниципального з Асановой Л.А. заключен договор аренды указанного земельного участка площадью 1129 кв.м. с кадастровым номером на срок пять лет с 10 июня 2014 года по 10 июня 2019 года.

В период действия договора аренды истцом на земельном участке возведено и зарегистрировано нежилое здание площадью 203,9 кв.м., ему присвоен кадастровый .

В декабре 2021 года истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении государственной услуги - «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена в собственность за плату без проведения торгов».

Решением Администрации городского округа Щелково от 20.12.2021 года истцу отказано в предоставлении Государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность без проведения торгов».

По мнению истца, указанный отказ является незаконным, нарушающим права на приобретение в собственность земельного участка и подлежащим отмене по следующим основаниям.

На основании изложенного, истец просит суд:

- признать незаконным Решение об отказе в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность без проведения торгов» от 20.12.2021 года,

- обязать Администрацию городского округа Щелково Московской области подготовить и подписать в трех экземплярах проект договора купли-продажи земельного участка площадью 1129 кв.м. с кадастровым номером , категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения (строительства) производственной базы, расположенного по адресу: <адрес>, и направить его истцу на подпись в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержала.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации городского округа Щелково Московской области против удовлетворения иска возражал.

Представитель третьего лица - Комитета по архитектуре и градостроительству по Московской области в судебное заседание не явился, о его дате, времени и месте извещен.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска по следующим основаниям.

На основании ч. 2 ст. 11 ЗК РФ органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с п. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельный участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:

решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;

договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;

договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;

договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Согласно статье 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.

В силу пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Законом Московской области от 10.12.2020 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений» органы местного самоуправления городских округов Московской области наделены отдельными государственными полномочиями Московской области по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа, за исключением случаев предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.

Согласно части 1 статьи 3 Закона Московской области от 10.12.2020 органы местного самоуправления вправе принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления государственных полномочий.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона Московской области от органы местного самоуправления обязаны при реализации полномочий, установленных настоящим Законом, представлять на согласование в уполномоченный орган проекты решений, договоров и соглашений, в сроки и порядке, установленные уполномоченным органом.

Из материалов дела усматривается, что 22.01.2021 года между Администрацией городского округа Щелково и Асановой Л.А. был заключен договор аренды земельного участка площадью 1129 кв.м., с кадастровым номером категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения (строительства) производственной базы, расположенного по адресу: <адрес>. Срок аренды составляет 3 года, с 20.01.2021 по 20.01.2024.

Ранее, 07.07.2014 года между Администрацией Щелковского муниципального района и Асановой Л.А. был заключен договор аренды указанного земельного участка площадью 1129 кв.м. с кадастровым номером сроком на пять лет с 10 июня 2014 года по 10 июня 2019 года.

В период действия договора аренды истцом на земельном участке возведено и зарегистрировано нежилое здание площадью 203,9 кв.м., ему присвоен кадастровый .

В декабре 2021 года истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении государственной услуги - «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена в собственность за плату без проведения торгов».

Решением Администрации городского округа Щелково от 20.12.2021 года истцу отказано в предоставлении Государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность без проведения торгов».

В обоснование данного решения указано следующее:

установленный вид разрешенного использования земельного участка не соответствует его фактическому использованию,

предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального или местного значения;

недостижение цели, для которой земельный участок предоставлялся в аренду,

расположение на испрашиваемом земельном участке объекта капитального строительства, зарегистрированного в ЕГРН без разрешения на строительство, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, или зарегистрированного в ЕГРН на основании декларации.

Определением Щелковского городского суда Московской области от 29.03.2022 года по делу была назначена судебная строительно-техническая и землеустроительная экспертиза, производство которой было поручено эксперту ФИО3

Согласно заключению эксперта нежилое здание площадью 203,9 кв.м., с кадастровым номером , расположенное на земельном участке площадью 1129 кв.м., с кадастровым номером является объектом капитального строительства.

Для определения расположен ли земельный участок с кадастровым номером в каких-либо охранных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, экспертом на геопортал Московской области были загружены координаты земельного участка с кадастровым номером .

Согласно геопорталу Московской области обследуемый объект расположен в зоне планируемого размещения объектов автомобильного транспорта.

По настоящему делу также проведена дополнительная судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ФИО4

В дополнительном заключении эксперта указано, что в соответствии со Схемой территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 15.03.2016 № 230/8 (с изменениями на 07.07.2022) земельный участок с кадастровым номером расположен в зоне планируемого размещения объектов автомобильного транспорта Сабурово-Богослово.

Согласно части 1 статьи 55 и части 1 статьи 56 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио и видеозаписей, заключений экспертов. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Выводы экспертов ФИО3 и ФИО4 в своей совокупности являются полными, ясными, у суда сомнений не вызывают, так как они основаны на фактических данных и соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела. Эксперты предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, заключение экспертов в судебном заседании не оспорено, может быть положено в основу судебного решения.

Пунктом 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также - размещение) объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения (подпункт 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации).

Исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, содержится в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (подпункт 6); указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов (подпункт 17).

Согласно пункту 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 февраля 2017 г., для отказа в предоставлении земельного участка в собственность по основанию, предусмотренному пунктом 17 статьи 39.16 ЗК РФ, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения.

Статьей 14 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что документами территориального планирования субъекта Российской Федерации являются схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации (часть 1); схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации содержат положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов регионального значения, относящихся, в том числе, к области транспорта (железнодорожный, водный, воздушный транспорт), автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения (часть 3).

Частью 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

Красные линии обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, к которым относятся, в том числе автомобильные дороги (пункты 10.1,    11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Статьей 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования.

Для обеспечения возможности размещения объектов транспортной инфраструктуры установлены зоны их планируемого размещения, которые являются ограничением использования данной территории в градостроительной деятельности до установления красных линий, границ зон планируемого размещения объектов транспортной инфраструктуры регионального и федерального значения в документации по планировке территории.

В соответствии с Законом Московской области от 7 марта 2007 г. N 36/2007-03 «О Генеральном плане развития Московской области» схема территориального планирования транспортного обслуживания является составной частью Генерального плана развития Московской области.

Указанная выше Схема территориального планирования транспортного обслуживания Московской области является градостроительной основой планируемых стратегических преобразований пространства Московской области и задает рамочные условия развития муниципальных образований Московской области; развития региональных транспортных инфраструктур, согласованного с развитием инфраструктур федерального и муниципального значения; сохранения природного и исторического наследия и своеобразия городов, поселков, сел и деревень Московской области.

Имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждено, что испрашиваемый истцом земельный участок находится в зоне территориального планирования транспортного обслуживания Московской области.

Руководствуясь положениями статьи 2 Закона Московской области от 24 июля 2014 г. № 106/2014-03 «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области», статьей 2 Закона Московской области от 24 июля 2014 г. № 107/2014-03 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области», подпунктом 2 пункта 3 постановления Правительства Московской области от 26 декабря 2014 г. № 1154/51 и административного регламента предоставления государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», утвержденного распоряжением Минмособлимущества № 15BP-1S24, согласно которым орган местного самоуправления лишен возможности распоряжаться земельными участками «разграниченной государственной собственности в отсутствие согласия Министерства имущественных отношений Московской области, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного иска.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оснований для признания незаконным решения Администрации городского округа Щёлково Московской области от 20.12.2021 года об отказе в предоставлении Асановой Л.А. государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов» не имеется.

Производные исковые требования истца об обязании Администрации городского округа Щёлково Московской области подготовить и подписать проекты договора купли-продажи земельного участка в трех экземплярах площадью 1129 кв.м. с кадастровым номером 50:14:0030210:338 и направить его истцу на подпись в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу также удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Асановой ФИО8 к Администрации городского округа Щелково Московской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги, об обязании подготовить и подписать проект договора купли-продажи земельного участка – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Щелковский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                   Н.В. Ванеева

2-2447/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Асанова Линара Асановна
Ответчики
Администрация городского округа Щелково Московской области
Другие
Комлева Елена Алексеевна
Комитет по архитектуре и градостроительству по Московской области
Суд
Щелковский городской суд Московской области
Судья
Ванеева Наталья Владимировна
Дело на странице суда
shelkovo.mo.sudrf.ru
21.02.2022Регистрация административного искового заявления
21.02.2022Передача материалов судье
22.02.2022Решение вопроса о принятии к производству
22.02.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.03.2022Судебное заседание
29.03.2022Судебное заседание
06.06.2022Производство по делу возобновлено
09.06.2022Судебное заседание
14.06.2022Судебное заседание
22.06.2022Судебное заседание
29.06.2022Судебное заседание
21.11.2022Производство по делу возобновлено
01.12.2022Судебное заседание
01.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее