Решение по делу № 33а-2076/2019 от 27.05.2019

Дело №33а-2076 судья Свиридова О.С.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 июня 2019 года город Тула

Судебная коллегия по административным делам Тульского областного суда
в составе председательствующего Епихиной О.М.,

судей Башкирова А.А., Юрковой Т.А.,

при секретаре Кузнецове Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца Ротаря Григория Константиновича по доверенности Ротаря Константина Григорьевича на решение Советского районного суда г. Тулы от 03 апреля 2019 года по делу по административному исковому заявлению Ротаря Григория Константиновича к министерству имущественных и земельных отношений Тульской области о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность бесплатно, обязании рассмотреть заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность бесплатно.

Заслушав доклад судьи Епихиной О.М., судебная коллегия

установила:

Ротарь Г.К. обратился в суд с административным исковым заявлением к министерству имущественных и земельных отношений Тульской области о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность бесплатно, обязании рассмотреть заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность бесплатно, указав в обоснование заявленных требований, что 24 января 2019 года на основании п. 7 ст. 39.5 Земельного кодекса РВ, а также статьи 17 закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» административный истец, являющийся инвалидом II группы, обратился в министерство имущественных и земельных отношений Тульской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства, приложив к заявлению все необходимые документы, в том числе справку ФКУ «ГБ МСЭ по Тульской области».

31 января 2019 года административный ответчик отказал в первоочередном бесплатном предоставлении испрашиваемого земельного участка, сославшись на отсутствие в ст. 1 Закона Тульской области от 25 июня 2015 года №2314-ЗТО «Об установлении случаев предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно» нормы, позволяющей бесплатно предоставлять земельный участок гражданам, имеющим инвалидность, а также на ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», согласно которой для первоочередного бесплатного предоставления земельного участка инвалиду необходимо представить документы, подтверждающие факт нуждаемости в улучшении жилищных условий.

Полагая, что данный отказ нарушает его право на получение земельного участка, поскольку нуждаемость в улучшении жилищных условий в качестве оснований получения земельного участка в собственность или в аренду для индивидуальных жилищного строительства Земельным кодексом РФ не предусмотрена, административный истец просил суд признать незаконным отказ министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 31 января 2019 №29-01-11/1318 в предварительном согласовании предоставления административному истцу земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства; обязать административного ответчика рассмотреть заявление истца о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность бесплатно.

Административный истец Ротарь Г.К. в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, сведений о причинах неявки не представил.

Представитель административного истца Ротаря Г.К. по доверенности Ротарь К.Г. в судебном заседании поддержал и просил удовлетворить заявленные требования

Представитель административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, сведений о причинах неявки не представил.

Решением Советского районного суда г. Тулы от 03 апреля 2019 года в удовлетворении административных исковых требований Ротаря Г.К. отказано.

В апелляционной жалобе представитель административного истца Ротаря Г.К. по доверенности Ротарь К.Г. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, постановленное при неправильном применении норм материального права и неправильном определении судом обстоятельств, имеющих существенное значение для административного дела.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ судебная коллегия рассмотрела административное дело по апелляционной жалобе в отсутствие извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом и не просивших об отложении судебного разбирательства административного истца Ротаря Г.К., представителя административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Тульской области, явка которого не признана судом обязательной.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя административного истца Ротаря Г.К. по доверенности Ротаря К.Г., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены постановленного по делу решения суда.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 24 января 2019 года административный истец Ротарь Г.К., являясь инвалидом II группы (бессрочно), обратился в министерство имущественных и земельных отношений Тульской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства, с ориентировочным месторасположением: <адрес> с земельными участками с кадастровыми номерами: , , площадью <данные изъяты> кв.м, на основании п. 7 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ, а также ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», приложив к заявлению, в том числе, справку ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Тульской области».

Сообщением от 31 января 2019 года министерством имущественных и земельных отношений Тульской области административному истцу дан ответ об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка в соответствии с положениями ст. 1 Закона Тульской области от 25 июня 2015 года №2314-ЗТО «Об установлении случаев предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно», а также ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый отказ уполномоченного органа по указанным основаниям является обоснованным, поскольку истец не относится к категории лиц, имеющих право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса.

Как следует из положений статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Правовое основание приобретения гражданами земельных участков в первоочередном или внеочередном порядке предусмотрено подпунктом 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан – в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

Согласно положениям Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления участвуют в осуществлении мер социальной поддержки инвалидам, проживающим на территории муниципального образования.

Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов отнесено принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о социальной защите инвалидов (в том числе регулирующих порядок и условия предоставления инвалидам единого федерального минимума мер социальной защиты). Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов имеют право предоставления дополнительных мер социальной поддержки инвалидам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (пункт 6 стать 5).

В Тульской области на момент возникновения спорных правоотношений категории граждан, порядок и основания постановки на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, снятия граждан с учета урегулированы Законом Тульской области от 26 октября 2015 года №2362-ЗТО «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно», Законом Тульской области от 25 июня 2015 года №2314-ЗТО «Об установлении случаев предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно», а также постановлением правительства Тульской области от 05 февраля 2016 года №44 «Об утверждении формы заявления, перечней документов и порядка подачи заявления о постановке на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно».

Исчерпывающий перечень категорий граждан, которым на территории Тульской области могут быть предоставлены в собственность бесплатно земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, приведен в статье 1 Закона Тульской области от 25 июня 2015 года №2314-ЗТО: данными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Тульской области, которым предоставляются в собственность бесплатно земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в случаях:

1) если они удостоены звания Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации, Героя Социалистического Труда, Героя Труда Российской Федерации либо являются ветеранами Великой Отечественной войны или полными кавалерами ордена Славы, ордена Трудовой Славы;

2) если они воспитывают ребенка-инвалида или детей-инвалидов (далее - дети-инвалиды). Для целей настоящего Закона под гражданами, воспитывающими детей-инвалидов, понимаются родители, усыновители (удочерители), проживающие совместно с детьми-инвалидами;

3) если они реализовали право на первоочередное или внеочередное обеспечение земельными участками для индивидуального жилищного строительства в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", или Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", или Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" и являются собственниками жилых помещений (жилых домов), расположенных на указанных земельных участках.

Таким образом, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, и соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.

Административный истец в установленном законом порядке не признан нуждающимся в улучшении жилищных условий

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной на инвалидов и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, нуждающихся в получении такой социальной поддержки, как дополнительные гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, которые состоят на жилищном учете или имеют основания для постановки на жилищный учет.

Доводы апелляционной жалобы об обратном основаны на неправильном применении норм материального права.

Поскольку административным истцом не представлено доказательств, признания его в установленном законом порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий, суд пришел к верному выводу о том, что оспариваемый отказ, принятый надлежащим лицом, является законным и обоснованным.

При этом суд правильно в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 62 КАС РФ установил обстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доводы и возражения сторон по существу спора.

По существу, доводы жалобы не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными.

Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ.

Материалы дела свидетельствуют о том, что предусмотренные ст. 310 КАС РФ основания для отмены либо изменения решения суда в апелляционном порядке отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 308, 309 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Тулы от 03 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца Ротаря Григория Константиновича по доверенности Ротаря Константина Григорьевича – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33а-2076/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Ротарь Григорий Константинович
Ответчики
министерство имущественных и земельных отношений Тульской области
Другие
Мамаев Виктор Александрович
Ротарь Константин Григорьевич
Суд
Тульский областной суд
Судья
Епихина Ольга Михайловна
Дело на странице суда
oblsud.tula.sudrf.ru
26.01.2020Передача дела судье
26.01.2020Судебное заседание
26.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.01.2020Передано в экспедицию
16.08.2020Передача дела судье
16.08.2020Судебное заседание
16.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.08.2020Передано в экспедицию
18.06.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее