судья Галачатников А.С. дело № 33а-1692
25RS0020-01-2019-000242-64
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 февраля 2020 года город Владивосток
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе: председательствующего Гончарова А.А.,
судей Украинцевой С.Н., Суднициной С.П.,
при секретаре Оленевой Е.С.
рассмотрела административное дело по административному исковому заявлению Губернатора Приморского края Кожемяко О.Н. к депутату муниципального комитета Преображенского городского поселения Лазовского муниципального района Приморского края ФИО о досрочном прекращении полномочий депутата муниципального комитета по апелляционной жалобе административного истца на решение Лазовского районного суда Приморского края от 25 ноября 2019 года, которым отказано в удовлетворении заявленных требований.
Заслушав доклад судьи Гончарова А.А., пояснения представителя административного истца Федоровой Е.С. судебная коллегия
установила:
Губернатор Приморского края Кожемяко О.Н. обратился с административным иском к депутату муниципального комитета Преображенского городского поселения Лазовского муниципального района Приморского края ФИО. о досрочном прекращении полномочий.
В обоснование административного иска, указал, что согласно решению территориальной избирательной комиссии Лазовского района от 18 сентября 2015 года № 332/88 «О регистрации избранных депутатов муниципального комитета Преображенского городского поселения Лазовского муниципального района третьего созыва по избирательному округу №1,№2» ФИО зарегистрирован избранным депутатом ... По результатам проведенной департаментом по профилактике коррупционных и иных правонарушений Приморского края, проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период 2017 года, представленных депутатом муниципального комитета Преображенского городского поселения Лазовского муниципального района Приморского края ФИО выявлены факты несоблюдения им ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», выразившихся в представлении недостоверных и неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период 2017 года. Установлено, что ФИО указал доход по основному месту работы в размере 411657, 52 рубля. Вместе с тем, согласно информации УФНС России по Приморскому краю от 29 апреля 2019 года № 19-18/4/1492деп, доход по основному месту работы ФИО. составил 148985,69 рублей. В справе о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера ФИО. не указал доход, полученный от МАУ ДОЛ «...» в размере 294671, 83 рубля. Административным ответчиком в нарушение ч. 4 ст. 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ представлены неполные и недостоверные сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. В соответствии с ч. 7.3 ст. 40 Федерального закона при выявлении в результате проверки, проведенной в соответствии с ч. 7.2 статьи 40 Федерального закона, фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом № 273-ФЗ, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата в суд.
Административный истец просил досрочно прекратить полномочия административного ответчика в качестве депутата муниципального комитета Преображенского городского поселения Лазовского муниципального района Приморского края по основаниям, предусмотренным частями 7.1, 7.3, 10.1 ст. 40 Федерального закона.
Дело рассмотрено отсутствие административного истца, заинтересованных лиц Департамента по профилактике коррупционных и иных правонарушений Приморского края, Муниципального комитета Преображенского городского поселения Лазовского муниципального района Приморского края.
Административный ответчик ФИО. с административным иском не согласился, представил письменные возражения, из которых следует, что он как депутат муниципального комитета Преображенского городского поселения, действующий на непостоянной основе, официально трудоустроен в Управлении образования Лазовского муниципального района Приморского края. Доход по основному месту работы составил 148985,69 рублей. Также за отчетный период работал в МАУ ДОЛ «...», доход составил 294671, 83 рубля. При заполнении сведений о доходах не указал отдельно доход 294671,83 рубля в МАУ ДОЛ «...», поскольку указанное Учреждение находится в отраслевом ведении Управления образования Лазовского муниципального района, административный ответчик как директор трудоустроен в Управлении образования Лазовского муниципального района. Доход, полученный в МАУ ДОЛ «...», является доходом по основному месту работы. В декларации о доходах административным ответчиком указан как по основному месту работы общий доход с двух мест работы в сумме 411657,52 рубля, без указания отдельного дохода с МАУ ДОЛ «...». Полагает, что представил полные и достоверные сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, но оформил их в декларации не совсем корректно, что не является грубым нарушением обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Дополнительно указал, что уточненных сведений о доходах им не предоставлялись. Уведомление о проводимой в отношении него проверке на предмет достоверности поданных сведений о доходах было им получено, объяснения не представил, в связи с загруженностью по работе. Относительно расхождений между общей суммой дохода, отраженной им в справе о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 года, и общей суммой доходов за указанный год по данным налогового органа пояснил, что частично заработная плата в МАУ ДОЛ «...», начисленная в 2017 года, была фактически ему выплачена в 2018 году, в связи с отсутствием денежных средств на счету.
Суд постановил решение, которым отказал в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе представитель административного истца просит решение отменить, принять новое решение, которым заявленные требования удовлетворить.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены принятого судом решения.
Разрешая заявленные административные исковые требования и отказывая в их удовлетворении, суд с учетом характера допущенных административным ответчиком нарушений, насколько они являются существенными, пришел к выводу об отсутствии достаточных оснований для досрочного прекращения полномочий депутата ФИО
Судебная коллегия соглашается с выводом суда.
Согласно ч. 4 ст. 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, нарушившие запреты, ограничения и обязанности, установленные частями 1-4.1 настоящей статьи, несут ответственность, предусмотренную федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч.5 ст. 12.1 указанного Федерального закона).
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лицо, замещающее муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений, если иное не установлено федеральными законами.
В силу ч. 7.3 ст. 40 Федерального закона N 131-ФЗ высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации наделено правом обращения в суд с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления при совершении ими коррупционного нарушения.
Согласно части 7.1 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом N 273-ФЗ и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом N 273-ФЗ, Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам".
Согласно ч. 10.1 ст. 40 Закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных Законом N 131-ФЗ.
Федеральным законом от 26 июля 2019 года N 228-ФЗ, вступившим в силу 6 августа 2019 года, в ч. 7.3-1 ст. 40 Федерального закона Федерального закона № 131-ФЗ внесены изменения, из которых следует, что к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, представившим недостоверные или неполные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественным, могут быть применены иные меры ответственности.
Из материалов дела следует, что решением территориальной избирательной комиссии Лазовского района Приморского края от 18 сентября 2015 года № 328/88 административный ответчик зарегистрирован избранным депутатом ....
Административным ответчиком была составлена и подана в Департамент государственной гражданской службы и кадров администрации Приморского края справка о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2017 год. Согласно разделу 1 «Сведения о доходах», административным ответчиком отражен доход по основному месту работы в размере 411657,52 рубля.
В соответствии с приказом Губернатора Приморского края № 53-мк от 9 апреля 2019 года, на основании поступившей в администрацию Приморского края информации прокуратуры Приморского края от 27 сентября 2018 года № 86-20-2018/709дсп, Департаментом по профилактике коррупционных и иных правонарушений Приморского края проведена проверка соблюдения административным ответчиком ограничений, запретов, исполнения обязанностей, установленных Федеральными законами "О «противодействии коррупции», «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами». По результатам указанной проверки выявлены факты несоблюдения административным ответчиком ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», выразившихся в представлении недостоверных и неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период 2017 года. Установлено, что административный ответчик в свой справке о доходах указал доход по основному месту работы, Управление образования администрации Лазовского муниципального района, в размере 411657,52 рубля, вместо 148985,69 рублей, не отразил доход, полученный от МАУ ДОЛ «Юный Рыбак», в размере 294671,83 рубля.
Имевшиеся в распоряжении налогового органа сведения о доходах административного ответчика были предоставлены в рамках проводимой проверки. По данным налогового органа, административным ответчиком за 2017 год получен доход в общей сумме 443657,52 рубля, в том числе, в МАУ ДОЛ «...»- 294671,83 рубля, в Управлении образования администрации Лазовского муниципального района - 148985,69 рублей.
Административный ответчик был извещен о проведении в отношении него проверки и необходимости предоставления письменных пояснений по фактам, изложенным в информации прокуратуры с приложением подтверждающих документов, однако своим правом по представлению письменных пояснений по данным фактам, не воспользовался.
С учетом указанных обстоятельств, судом сделан верный вывод, что факт нарушения административным ответчиком обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», выразившихся в представлении недостоверных сведений о своих доходах за отчетный период 2017 года, нашел свое подтверждение. Административным ответчиком при составлении справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2017 года, неверно отражена сумма доходов по основанному месту работы, без разделения на доходы в МАУ ДОЛ «...» и на доходы в Управлении образования администрации Лазовского муниципального района, не в полном объеме отражена сумма дохода в МАУ ДОЛ «...», а именно не отражена сумма 32000 рублей.
При этом, принимая во внимание характер допущенных административным ответчиком нарушений при предоставлении сведений о доходах за отчетный период, что они не были направлены на сокрытие полученных доходов, отсутствие в материалах дела иной информации, свидетельствующей о наличии иных нарушений в его действиях, суд пришел к верному выводу об отсутствие достаточных оснований для досрочного прекращения полномочий административного ответчика в качестве депутата муниципального комитета, указав, что такая мера ответственности не будет отвечать требованиям справедливости, соразмерности.
Довод жалобы о том, что ответственность для лиц, замещающих муниципальные должности, должна наступать за любое совершенное коррупционное правонарушение, вне зависимости от тяжести (малозначительности) совершенного проступка, не является основанием для отмены принятого судом решения.
Суд, установив факт предоставления, административным ответчиком недостоверных сведений, принимая во внимание характер допущенных административным ответчиком нарушений, пришел к верному выводу об отсутствие достаточных оснований для удовлетворения требований о досрочном прекращении его полномочий. Вместе с тем, ч. 7.3-1 ст. 40 Федерального закона N 131-ФЗ допускается возможность применения к депутату иных мер ответственности в случае несущественности искажения представленных сведений.
Оснований для отмены принятого судом решения по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Лазовского районного суда Приморского края от 25 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи