К делу №
УИД: 01RS0№-74
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> 26 сентября 2024 года
Майкопский районный суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего Юрченко Н.И.
при секретаре ФИО2,
с участием ст.помощника прокурора <адрес> – ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску <адрес> Республики Адыгея к Администрации муниципального образования «<адрес>» о возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
<адрес> Республики Адыгея в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с названным выше иском и просил обязать администрацию муниципального образования «Победенское сельское поселение» принять меры по оформлению права собственности на следующие гидротехнические сооружения: - МрБ-119 на <адрес> в <адрес>, протяженностью 1085м. (начало - 44°33"47,58",40°08"13,41", конец -44°33"26,70", 40°08"13,62"), кадастровый №; - МрБ-118 на <адрес> в <адрес>, протяженностью 670м. (начало 44°33"45,15" с.ш., 40°07"41,08 в.д., конец- 44°33"39,60" с.ш., 40°08"03,02 в.д.), кадастровый №; -МрБ-120 (1) на <адрес> в районе <адрес>, протяженностью 400м. (начало 44°33"22,89" с.ш., 40°08"02,21 в.д., конец- 44°33"18,23" с.ш., 40°08"17,60 в.д.), кадастровый №; -МрБ-120(2) на <адрес> в <адрес>, протяженностью 410м. (начало 44°33"39,47" с.ш., 40°08"03,18 в.д., конец- 44°33"26,74" с.ш., 40°08"01,04 в.д.), кадастровый №, указав следующее.
<адрес> на основании поручения прокуратуры Республики Адыгея проведена проверка исполнения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.
В ходе проверки выявлены нарушения в деятельности МО «Победенское сельское поселение».
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ), Закона Республики Адыгеяот ДД.ММ.ГГГГ № «О закреплении за сельскими поселениями вопросов местного значения» к вопросам местного значения сельского поселения, относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее – Закон) под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения.
Согласно ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно пункту 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В пределах территории муниципального образования «Победенское сельское поселение» расположены следующие гидротехнические сооружения:
- МрБ-119 на <адрес> в <адрес>, протяженностью 1085м. (начало - 44°33"47,58",40°08"13,41", конец -44°33"26,70", 40°08"13,62"), кадастровый №; - МрБ-118 на <адрес> в <адрес>, протяженностью 670м. (начало 44°33"45,15" с.ш., 40°07"41,08 в.д., конец- 44°33"39,60" с.ш., 40°08"03,02 в.д.), кадастровый №; --МрБ-120 (1) на <адрес> в районе <адрес>, протяженностью 400м. (начало 44°33"22,89" с.ш., 40°08"02,21 в.д., конец- 44°33"18,23" с.ш., 40°08"17,60 в.д.), кадастровый №; -МрБ-120(2) на <адрес> в <адрес>, протяженностью 410м. (начало 44°33"39,47" с.ш., 40°08"03,18 в.д., конец- 44°33"26,74" с.ш., 40°08"01,04 в.д.), кадастровый №.
Указанные гидротехнические сооружения являются бесхозяйными и поставлены администрацией в 2019 году на учет как бесхозяйные объекты недвижимого имущества.
Учитывая, что сведения о зарегистрированных правах на указанные гидротехнические сооружения отсутствуют, данные гидротехнические сооружения признаны бесхозными более 1 года назад и право собственности на них не установлено, Администрация обязана принять меры по установлению права собственности на них.
Гидротехнические сооружения представляют реальную угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, а, следовательно, причинения вреда населению поселения и окружающей среде, что, в свою очередь, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Таким образом, отсутствие зарегистрированного права собственности на гидротехническое сооружение влечет невозможность исполнения предусмотренной ст. 9 Закона обязанности по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации, а также обязанности органа местного самоуправления по предупреждению чрезвычайных ситуаций.
По ходатайству прокурора ненадлежащий ответчик – Администрация МО «Победенское сельское поселение» был заменен на надлежащего – Администрацию МО « <адрес>».
В судебном заседании ст.помощник прокурора ФИО3 поддержал требования к Администрации МО « <адрес>» и просил обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» принять меры по оформлению права собственности на следующие гидротехнические сооружения: - МрБ-119 на <адрес> в <адрес>, протяженностью 1085м. (начало - 44°33"47,58",40°08"13,41", конец -44°33"26,70", 40°08"13,62"), кадастровый №; - МрБ-118 на <адрес> в <адрес>, протяженностью 670м. (начало 44°33"45,15" с.ш., 40°07"41,08 в.д., конец- 44°33"39,60" с.ш., 40°08"03,02 в.д.), кадастровый №; -МрБ-120 (1) на <адрес> в районе <адрес>, протяженностью 400м. (начало 44°33"22,89" с.ш., 40°08"02,21 в.д., конец- 44°33"18,23" с.ш., 40°08"17,60 в.д.), кадастровый №; -МрБ-120(2) на <адрес> в <адрес>, протяженностью 410м. (начало 44°33"39,47" с.ш., 40°08"03,18 в.д., конец- 44°33"26,74" с.ш., 40°08"01,04 в.д.), кадастровый №.
Представитель ответчика – Администрации МО « <адрес>» по доверенности ФИО4 признал исковые требования.
Представитель третьего лица – Администрации МО «Победенское сельское поселение» в судебное заседание не явился, уведомлен о рассмотрении дела.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Так, согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ), Закона Республики Адыгеяот ДД.ММ.ГГГГ № «О закреплении за сельскими поселениями вопросов местного значения» к вопросам местного значения сельского поселения, относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее – Закон) под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения.
Согласно ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно пункту 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В пределах территории муниципального образования «<адрес>» (в границах Победенского сельского поселения) находятся гидротехнические сооружения: - МрБ-119 на <адрес> в <адрес>, протяженностью 1085м. (начало - 44°33"47,58",40°08"13,41", конец -44°33"26,70", 40°08"13,62"), кадастровый №; - МрБ-118 на <адрес> в <адрес>, протяженностью 670м. (начало 44°33"45,15" с.ш., 40°07"41,08 в.д., конец- 44°33"39,60" с.ш., 40°08"03,02 в.д.), кадастровый №; --МрБ-120 (1) на <адрес> в районе <адрес>, протяженностью 400м. (начало 44°33"22,89" с.ш., 40°08"02,21 в.д., конец- 44°33"18,23" с.ш., 40°08"17,60 в.д.), кадастровый №; -МрБ-120(2) на <адрес> в <адрес>, протяженностью 410м. (начало 44°33"39,47" с.ш., 40°08"03,18 в.д., конец- 44°33"26,74" с.ш., 40°08"01,04 в.д.), кадастровый №.
Указанные гидротехнические сооружения являются бесхозяйными и поставлены администрацией в 2019 году на учет, как бесхозяйные объекты недвижимого имущества.
Сведения о зарегистрированных правах на указанные гидротехнические сооружения отсутствуют, данные гидротехнические сооружения признаны бесхозяйными более 1 года назад и право собственности на них не установлено.
Гидротехнические сооружения представляют реальную угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, а, следовательно, причинения вреда населению поселения и окружающей среде, что, в свою очередь, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Таким образом, отсутствие зарегистрированного права собственности на гидротехническое сооружение влечет невозможность исполнения предусмотренной ст. 9 Закона обязанности по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации, а также обязанности органа местного самоуправления по предупреждению чрезвычайных ситуаций.
В связи с указанным выше имеются основания для удовлетворения требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л :
Удовлетворить исковые требования прокурора <адрес> Республики Адыгея.
Обязать Администрацию муниципального образования «Победенское сельское поселение» принять меры по оформлению права собственности на следующие гидротехнические сооружения: - МрБ-119 на <адрес> в <адрес>, протяженностью 1085м. (начало - 44°33"47,58",40°08"13,41", конец -44°33"26,70", 40°08"13,62"), кадастровый №; - МрБ-118 на <адрес> в <адрес>, протяженностью 670м. (начало 44°33"45,15" с.ш., 40°07"41,08 в.д., конец- 44°33"39,60" с.ш., 40°08"03,02 в.д.), кадастровый №; -МрБ-120 (1) на <адрес> в районе <адрес>, протяженностью 400м. (начало 44°33"22,89" с.ш., 40°08"02,21 в.д., конец- 44°33"18,23" с.ш., 40°08"17,60 в.д.), кадастровый №; -МрБ-120(2) на <адрес> в <адрес>, протяженностью 410м. (начало 44°33"39,47" с.ш., 40°08"03,18 в.д., конец- 44°33"26,74" с.ш., 40°08"01,04 в.д.), кадастровый №.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Адыгея
через Майкопский районный суд в течение месяца.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: подпись
Копия верна: Судья Юрченко Н.И.
Подлинник решения находится в материалах дела № в
Майкопском районном суде Республики Адыгея