64RS0045-01-2024-004445-76
Решение
Именем Российской Федерации
04 июля 2024 года г. Саратов
Кировский районный суд г. Саратова в составе
председательствующего судьи Гурылевой Е.Ю.,
при ведении протокола секретарем Згожевой Ю.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мамедовой Гюнель Вугар кызы к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о признании распоряжения незаконным,
установил:
ФИО1о. обратилась в суд с иском к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> о признании распоряжения незаконным. Исковые требования обоснованы тем, что распоряжением министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> №-Р от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в признании ее семьи нуждающейся в получении социальной выплаты и принятии на жилищный учет. Вместе с тем заявитель отвечает заявленным требованиям, поскольку площадь для проживания на одного человека составляет менее 14 кв.м, имеется статус многодетной семьи, в которой родились или воспитываются четверо детей, возраст которых не превышает 18 лет. Ссылки ответчиков являются несостоятельными, поскольку все необходимые документы были предоставлены, факты предоставления недостоверных сведений не установлены, в течение пяти лет жилищные условия не ухудшались, оснований для отказа в предоставлении выплаты не имеется. Истцом подтверждены документами об оплате услуг, объяснениями участников процесса, показаниями свидетелей доводы о фактическом проживании совместно с истцом ее родителей, при этом жилой дом принадлежит им на праве собственности. Исковое заявление содержит требования признать незаконным распоряжение министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> №-Р от ДД.ММ.ГГГГ и заключение от ДД.ММ.ГГГГ №-Р об отказе в признании многодетной семьи ФИО1о. нуждающейся в получении социальной выплаты, о возложении на ответчика обязанности признать многодетную семью ФИО1о. нуждающейся в получении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилых помещений и принять на учет.
В судебном заседании истец ФИО1о., ее представитель ТарасоваЕ.В. поддержали исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> направил письменные возражения, полагая, что оснований для включения семьи ФИО1о. в списке граждан, постановленных на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, не имеется.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу положений ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст.ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле, исходя из положений ст. 57 ГПК РФ.
В соответствии с подп. 11 ч. 1.1. ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗСО «О предоставлении жилых помещений в <адрес>» многодетным семьям, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного в области, имеющим четырех и более несовершеннолетних детей.
Право на получение жилых помещений из государственного жилищного фонда области сохраняется за гражданами, состоящими на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с абзацем первым настоящего пункта, если до получения жилого помещения их несовершеннолетние дети достигли совершеннолетия, но их возраст не превышает 23 лет, и они:
либо обучаются в образовательных организациях по очной форме обучения;
либо в соответствии с законодательством Российской Федерации проходят военную службу по призыву или альтернативную гражданскую службу;
либо в соответствии с законодательством Российской Федерации проходили военную службу по призыву или альтернативную гражданскую службу и при этом период после прохождения военной службы по призыву или альтернативной гражданской службы не превышает двух лет со дня окончания ими военной службы по призыву или альтернативной гражданской службы.
Постановлением <адрес> №-П от ДД.ММ.ГГГГ утверждена государственная программа <адрес> - «Обеспечение населения доступным жильем и развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры до 2020 года», в рамках которой действует подпрограмма «Обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, установленных законодательством <адрес>», мероприятиями которой предусмотрено улучшение жилищных условий многодетных семей, в которых родились и (или) воспитываются четверо и более несовершеннолетних детей (в том числе усыновленных), а также многодетных семей, имеющих трех и более несовершеннолетних детей (в том числе усыновленных, приемных), вставших на учет в уполномоченном органе до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст. 55 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 названного Кодекса оснований снятия их с учета.
Порядок предоставления гражданам социальных выплат на строительство (приобретение) жилых помещений установлен Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-П.
В п. 7 Постановления предусмотрено, что по результатам проверки представленных документов в течение 30 рабочих дней со дня их поступления уполномоченный орган принимает решение о постановке гражданина на жилищный учет или о мотивированном отказе в постановке на жилищный учет.
Решение об отказе в постановке гражданина на жилищный учет принимается в следующих случаях: непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных абзацами вторым - третьим, седьмым части первой пункта 6 настоящего Положения; выявление недостоверности сведений в представленных документах; если не истекло пять лет со дня совершения гражданином действий по ухудшению жилищных условий с намерением приобретения права состоять на жилищном учете; отсутствие оснований, дающих право на получение социальных выплат, предусмотренных ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗСО «О предоставлении жилых помещений в <адрес>».
Статья 15 Закона предусматривает, что право на улучшение жилищных условий при реализации государственных программ области путем предоставления безвозмездной финансовой помощи (далее - социальная выплата) на приобретение (строительство) жилых помещений имеют постоянно проживающие на территории области: 9) многодетная семья, в которой родились и (или) воспитываются четверо и более несовершеннолетних детей (в том числе усыновленных).
При этом ч. 2 ст. 15 Закона предусматривает, что граждане, указанные в пунктах 3, 4, 9 части 1 настоящей статьи, имеют право на улучшение жилищных условий, если они проживают в жилых помещениях, размер которых не превышает 14 кв. метров общей площади на одного человека, и имеют возможность участвовать в финансировании своей доли расходов в случаях, предусмотренных соответствующими областными целевыми программами, государственными программами области, за исключением случая, указанного в абзаце шестом пункта 9 части 1 настоящей статьи.
Согласно материалам дела ФИО1 является членом семьи составом 6 человек, проживающей по адресу: <адрес>. Указанный жилой дом принадлежит на праве собственности отцу заявителя – ФИО6
В состав семьи входят: супруг заявителя ФИО8, несовершеннолетние дети ФИО3, ФИО8, ФИО4, ФИО5
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ члены семьи были зарегистрированы в жилом помещении по адресу: <адрес>, общей площадью 38,8 кв.м, которое принадлежит свекрови заявителя. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в жилом помещении по адресу: <адрес>, общей площадью 32,4 кв.м, которое отчуждалось и в настоящее время принадлежит на праве собственности заявителю.
Заключением управления жилищной политики и распоряжением министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> №-Р от ДД.ММ.ГГГГ отказано в признании многодетной семьи ФИО1 нуждающейся в получении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения, в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, установленных законодательством <адрес>» государственной программы <адрес> «Обеспечение населения доступным жильем и развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры.
Из учетного дело и предоставленных документов следует, что министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> произведен расчет нуждаемость в обеспечении жилым помещением следующим образом: 53,06+32,4/6=14,24 кв.м, что превышает учетную норму в размере 14 кв.м.
Таким образом, на момент вынесения решения ответчиком заявитель не имел право на улучшение жилищных условий, поскольку проживает в жилых помещениях, размер которых превышает 14 кв. метров общей площади на одного человека.
Из объяснений лиц, участвующих в деле, показаний опрошенных свидетелей следует, что родители ФИО1 – ФИО9 и ФИО6 фактически проживают с дочерью и членами ее семьи.
Вместе с тем сведениям о фактическом проживании родственника при наличии сведений о регистрации по другому месту жительства и получения медицинских услуг не свидетельствуют о необходимость учитывать лицо при расчете нуждаемости в обеспечении жилым помещением.
Согласно сведениям ТФОМС <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ мама заявителя ФИО9 получала медицинскую помощь по месту регистрации по месту жительства в <адрес>.
Оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, с учетом положений закона об основаниях признания нуждающимися в улучшении жилищных условий многодетных семей, об основаниях постановки на учет, суд приходит к выводу о том, что оснований для признания незаконным и отмене решения, заключения министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, признания многодетной семьи ФИО1о. нуждающейся в получении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилых помещений и принять на учет не имеется.
На основании изложенного исковые требования ФИО1 к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
в удовлетворении исковых требований ФИО1 ФИО10 кызы к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> о признании распоряжения незаконным отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Кировский районный суд г.Саратова в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения – 11 июля 2024 года.
Судья Е.Ю. Гурылева