12-869/2021
РЕШЕНИЕ
ЛО <адрес>
пер. Вахрушева, 8 9 июня 2022 года
Судья Всеволожского городского суда <адрес> ФИО3, рассмотрев жалобу ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ на постановление № АД-404/14/2021 от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Калининградской, Ленинградской, Новгородской, Псковской областям и по <адрес> по ст. 8.46 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением № АД-404/14/2021 от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Калининградской, Ленинградской, Новгородской, Псковской областям и по <адрес> по ст. 8.46 КоАП РФ признано виновным ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, назначен административный штраф 31 000 рублей,
В жалобе на постановление ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ просит постановление отменить, производство по делу прекратить, указывает на нарушения норм материального и процессуального права, обращает внимание на то, что в адрес ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России решения прокурора о проведении проверки не поступало, считает, что привлечено учреждение к административной ответственности по истечении срока давности привлечения к административной ответственности, также считает необходимым применение ст. 2.9 КоАП РФ.
В судебное заседание законный представитель ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, прокурор, извещенные о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Судья, исследовав материалы дела в полном объеме, приходит к следующему.
Согласно ст. 8.46 КоАП РФ невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, Военная прокуратура Выборгского гарнизона ДД.ММ.ГГГГ возбудила в отношении юридического лица ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.15 КоАП Российской Федерации, и направила его на рассмотрение и принятие решения по существу в Северо-Западное межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (правопреемник Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо- Западному федеральному округу.
В ходе рассмотрения по существу установлено следующее: Военной прокуратурой Выборгского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ требований законодательства об охране окружающей среды, в ходе которой проведен осмотр территории канализационных очистных сооружений <адрес>. (далее - КОС <адрес>, а также территории войсковой части 49719-2 по адресу: <адрес>.
Проведенным ДД.ММ.ГГГГ осмотром установлено, что на канализационные очистные сооружения <адрес> (далее — КОС <адрес>) поступают хозяйственнобытовые сточные воды (приблизительно 1000 м3/сут. согласно пояснениям начальника производственного участка № (<адрес>) ЖКС 6 филиала ФГБУ хЦЖКУ» МО РФ (по ЗВО) ФИО1) от военных городков <адрес> и войсковой части 49719-2.
Сточная вода проходит через здание с решетками, с которых обслуживающим персоналом удаляется крупный мусор. Далее самотеком сточные воды поступают в первичные отстойники, где проходят механическую очистку. После первичных отстойников-сточная вода через выведенную на поверхность самодельную пластиковую трубу, поступает в хлораторную. Далее после хлораторной, сточные воды поступают на вторичный отстойник, который визуально также находится в нерабочем состоянии. После вторичного отстойника сточные воды через лоток поступают в канаву, находящуюся в лесном массиве (длина канавы около 700 метров) и далее самотеком поступают в озеро Суходольское. На момент осмотра сточная вода, поступающая из конечного лотка в канаву лесного массива и далее в озеро Сухо дольское имеет ярко выраженные признаки недостаточного очищения (серо-черный цвет, специфический запах характерный для канализации).
В материалах дела имеется письмо ФГКУ «Северо-Западное ТУПО» за исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ с приложением Актов приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому, ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по объекту КОС <адрес> и объектов водоотведения в/ч 49719-2, были приняты следующие объекты недвижимости:" (здание решеток инв. №, Биофильтры инв №, сети канализации). Также в материалах дела имеются Акты осмотров систем водоотведения по вышеуказанному адресу, согласно которым установлено, что оборудование и сети водоотведения находятся в неудовлетворительном состоянии и неспособны обеспечить необходимую очистку сточных вод.
Механическая очистка сточных вод подразумевает отделение в очищаемых стоках твёрдых и взвешенных частиц. Чаще всего принцип механической очистки используется в подготовке отработанных стоков к их последующей более тонкой физико-химической или биологической очистки. Механические методы очистки сточных водбывают нескольких разновидностей.
Процеживание является первичной ступенью в обработке сточных вод. Путём пропускания сточных вод через специальные стальные решётки из них извлекаются крупные нерастворимые примеси и более мелкие волокнистые фракции. Затем эти решётки подлежат очистке от осадка, а очищенные стоки идут на следующую ступень очистки.
Для механической очистки сточных вод применяются такие инструменты и методики: Решетки - они задерживают достаточно крупные элементы, которые содержатся в сточных водах. Решетки устанавливают по направлению тока жидкости. Они представляют собой стержни из различных металлических сплавов, закрепленные на рамке. Устанавливаться стержни могут как вертикально, так и в наклонном положении. В пазухах решетки располагаются подвижные зубцы граблей. Их закрепляют на пластинчато-шарнирной цепи. Цепь в движение приводит привод с передачей шестеренчатого типа. Со стенки решетки отбросы снимают грабли, которые затем поднимают загрязняющие вещества на подвижную ленту. Взвешенные частицы направляются в дробилку, где размельчаются.
Более того, согласно заключению <адрес> государственного учреждения «Государственная экологическая инспекция <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №-Э-21 установлено следующее. 1. 05.11.2020г., 23.12.2020г., 21.01.2021г. сотрудником испытательной лаборатории ЛОГКУ «Леноблэкоконтроль», в присутствии старшего помощника Военной прокуратуры Выборгского гарнизона (ФИО2) был произведен отбор проб природной и сточной воды. 2. Для оценки загрязнения водного объекта, в соответствии с Приказом Министерства Сельского хозяйства Российской Федерации от 13.12.2016г. № об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах объектов рыбохозяйственого значения, использовались нормативы качества воды (НКВ), включаяпредельно допустимые концентрации загрязняющих веществ, для водных объектов рыбохозяйственного значения (ПДК рыб.хоз). 3. По результатам произведённых исследований в пробе (проба №, рег.№) сточной воды, отобранной после КОС, 05.11.2020г. наблюдается повышенное содержание (превышение ПДК Рыб.хоз и НКВ) по 11 (одиннадцати) показателям. По результатам произведённых исследований в пробе (проба №, per. №) природной воды, отобранной в 50 м ниже, 05.11.2020г. наблюдается повышенное содержание (превышение ПДК рЫб.хоз и НКВ) и 10 (десяти) показателям. По результатам приведённых исследований в пробе №, per. №) природной воды, отобранной в 50 м выше, около родника (истока ручья), 05.11.2020г. наблюдается повышенное содержание (превышение ПДК рЫб.хоз и НКВ) по 1 (одному) показателю. 4. По результатам произведённых исследований в пробе (проба №, per. №) сточной воды, отобранной в месте сброса сточной воды в ручей, 23.12.2020г. наблюдается повешенное содержание (превышение ПДК рыб.Хоз и НКВ) по 12 (двенадцати) показателям. По результатам произведённых исследований в пробе (проба №, per. №) природной воды, отобранной 50 м ниже по течению ручья, 23.12.2020г. наблюдается повышенное содержание (превышение ПДК Рыб.ХОз и НКВ) по 11 (одиннадцати) показателям. По результатам произведённых исследований в пробе (проба №, per. №) природной воды, отобранной 50 м выше в месте вытекания (источника) ручья, 23.12.2020г. наблюдается повышенное содержание (превышение ПДК рыб.Хоз и НКВ) по 3 (трем) показателям. 5. По результатам произведённых исследований в пробе (проба № per. №) сточной воды, отобранной из трубы после КОС, сброс в ручей, 21.01.2021г. наблюдается повышенное содержание (превышение ПДК рыб.Хоз и НКВ) по 10 (десяти) показателям. По результатам произведённых исследований в пробе (проба №, per. №) природной воды, отобранной 50 м ниже по течению ручья, 21.01.2021г. наблюдается повышенное содержание (превышение ПДК рыб.Хоз и НКВ) по 12 (двенадцати) показателям. По результатам произведённых исследований в пробе (проба №, per. №) природной воды, отобранной 50 м выше по течению, 21.01.2021г. наблюдается повышенное содержание (превышение ПДК рь,б.ХОз и НКВ) по 2 (двум) показателям.
Согласно пунктам 1,2 статьи 69.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (далее - объекты HBOC), подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов В силу пункта 1 статьи 69 Закона № 7-ФЗ государственный учет объектов HBOC осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.
Пунктом 4 статьи 69 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя информацию о технических средствах по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технических средствах и технологиях по обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления п.7 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ предусмотрена обязанность для юридических лиц по актуализации сведений об объектах в связи с изменением источников загрязнения окружающей среды; В соответствии с ч.1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», к видам негативного воздействия на окружающую среду относится сброс загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты.
На основании пункта 4 статьи 69 Закона № 7-ФЗ государственный реестр объектов HBOC включает в себя, в том числе, сведения о сбросах загрязняющих веществ.
У ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Тем самым ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ совершено административное правонарушение, предусмотренное 8.46КоАП РФ.
В обоснование доводов жалобы ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России указывает в том числе, что постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.46 КоАП РФ в отношении ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ вынесено военным прокурором Выборгского гарнизона без уведомления юридического лица о проведении проверки, что противоречит фактическим обстоятельствам дела.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Северо-Западным межрегиональным Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования составлен протокол № АД 404/14/2021 о возбуждении в отношении ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ дела об административного правонарушении, предусмотренного статьей 8.46 КоАП РФ. Основанием для возбуждения дела послужило непосредственное обнаружение лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, достаточных данных, указывающих на наличие событие административного правонарушения.
Нарушений требований закона при возбуждении дела об административном правонарушении не допущено.
Автор жалобы приводит довод о вынесении постановления о назначении административного наказания за пределами срока давности привлечения к административной ответственности, указывая, что в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 69.2 Закона № 7-ФЗ обязанность по подаче заявки на постановку на государственный учет объекта, принятого в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ, должна быть выполнена не позднее ДД.ММ.ГГГГ, а административное правонарушение длящимся не является, срок давности привлечения к административной ответственности подлежал исчислению с ДД.ММ.ГГГГ, и истек ДД.ММ.ГГГГ.
Данный довод состоятельным признать нельзя.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.46 КоАП РФ, составляет один год.
В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № разъяснено, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).
При этом согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей, сроки, предусмотренные частью 1 этой статьи, начинают исчисляться со дняобнаружения административного правонарушения. Невыполнение предусмотренной правовыми актами обязанности к установленное с; свидетельствует о том, что административное правонарушение не являет л- длящимся. Днем обнаружения длящегося административного правонару:::е считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Согласно приведенной выше диспозиции статьи 8.46 КоАП РФ, предусмотренная данной нормой административная ответственность наступает, в частности, за невыполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, выражающееся в бездействии, либо за сам факт подачи такой заявки за пределами установленных законодательством сроков, то есть за несвоевременное выполнение предусмотренной законом обязанности.
При этом невыполнение обязанности к установленному сроку не тождественно несвоевременному ее выполнению. В первом случае административная ответственность наступает в связи с невыполнением обязанности, неподачей заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и административное правонарушение считается оконченным по истечении установленного законодательством срока. Во втором случае административное правонарушение будет считаться оконченным в результате действий привлекаемого лица, связанных с подачей указанной заявки за пределами срока, установленного законом.
Данный правовой подход сформулирован Верховным Судом Российской Федерации в постановлениях от ДД.ММ.ГГГГ №-АД19-21 и от ДД.ММ.ГГГГ №-АД 19-23.
Таким образом, противоправное деяние, выразившееся в несвоевременной подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, начинается с момента соответствующего бездействия и оканчивается вследствие действий допустившего его лица, направленных на прекращение противоправного деяния, или наступления событий, препятствующих его совершению (например, выявление противоправного деяния).
Следовательно, в данном случае обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, имели место в день, когда данные обстоятельства выявлены уполномоченным органом.
Срок давности привлечения к административной ответственности за совершение вмененного административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.46 КоАП РФ, начал исчисляться с ДД.ММ.ГГГГ - даты, когда установлены достаточные данные, указывающие на наличие событие административного правонарушения. На дату рассмотрения дела и вынесенияпостановления о назначении административного наказания исчисляемой с указанной даты срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
Утверждение автора жалобы о том, что срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного названной нормой, в данном случае подлежит исчислению со дня, следующего за днем, когда в срок, установленный пунктом 2 статьи 69.2 Закона № 7-ФЗ; не была подана заявка на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и на дату вынесения постановления о назначении административного наказания истек, является неверным.
Доводы автора жалобы о малозначительности правонарушения суд не может признать обоснованными, поскольку с учетом характера правонарушения малозначительным правонарушение признать не представляется возможным.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что порядок привлечения ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ к административной ответственности соблюден, административное наказание назначено с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ и в пределах санкции статьи 8.46 КоАП РФ. При рассмотрении данного дела нарушений или неправильного применения норм административного или процессуального права не допущено. Каких-либо оснований для отмены или изменения постановления о привлечении юридического лица к административной ответственности не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь 30.1-30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░№ ░░-404/14/2021 ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░ <░░░░░> ░░ ░░. 8.46 ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░- ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░: