КОПИЯ
Дело № 2-930/2023 30 марта 2023 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Кунгурский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Малышевой Е.Е.
при секретаре Серебренниковой Е.В.
с участием прокурора Абдуллаева Р.Б.
с участием представителя ответчика Окуневой Е.И.
представителя третьего лица Клюева Н.С.
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Кунгуре Пермского края гражданское дело по иску Кунгурского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края об обязании обустроить пешеходный переход.
У С Т А Н О В И Л:
Кунгурский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ответчику, просит обязать Администрацию Кунгурского муниципального округа <адрес> обустроить пешеходный переход по <адрес>) освещением в соответствии с ГОСТ Р 55844-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Освещение наружное утилитарное дорог и пешеходных зон. Нормы.» в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований указал, что Кунгурской городской прокуратурой проведена проверка по обращению ФИО2 о несоблюдении органами местного самоуправления Кунгурского муниципального округа <адрес> требований законодательства Российской Федерации о дорожной деятельности и безопасности дорожного движения.
По результатам рассмотрения обращения ФИО2 Кунгурской городской прокуратурой в администрацию Кунгурского муниципального округа ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении выявленных нарушений закона по факту отсутствия стационарного электрического освещения на участках автомобильных дорог по <адрес>, Поваренная, Голованова, на пешеходном переходе по <адрес> 1).
По результатам рассмотрения представления освещение восстановлено. Согласно ответу на представление (№ от ДД.ММ.ГГГГ), Управлению жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации Кунгурского муниципального округа дано поручение организовать работу по приведению пешеходного перехода по <адрес>) в соответствие с требованиями п.6.9.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
Согласно информации Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации Кунгурского муниципального округа (от ДД.ММ.ГГГГ №), проведена работа по приведению в соответствие с требованиями п.6.9.4 ГОСТ Р 50597-2017 пешеходного перехода, расположенного по <адрес>) путем установления на опоре ЛЭП нового светильника.
В рамках контроля фактически устранением выявленных нарушений сотрудником прокуратуры у заявителя взяты пояснения относительного восстановления освещения. ФИО2 пояснила, что освещение восстановлено на всех участках, однако, на пешеходном переходе по <адрес>) освещения недостаточно.
С целью проверки обоснованности доводов заявителя Кунгурской городской прокуратурой в ОГИБДД МО МВД России «Кунгурский» направлен запрос о предоставлении информации о достаточности освещенности на вышеуказанном переходном переходе.
В соответствии с актом замера от ДД.ММ.ГГГГ, среднее значение освещенности переходного перехода в <адрес> вблизи <адрес> составила 9,72 лк, что является нарушением требований п. 4.2 ГОСТ Р 55844-2013.
Таким образом, администрация Кунгурского муниципального округа <адрес> не принимает мер по исполнению законодательства о безопасности дорожного движения и надлежащему содержанию вышеуказанной автомобильной дороги.
В данном случае отсутствие нормативного освещения пешеходного перехода создает риск возникновения дорожно-транспортного происшествий с участием пешеходов.
Тем самым нарушаются предусмотренные ст. 24 Закона № 196-ФЗ права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации, гарантированные государством (ст. 45 Конституции РФ) и обеспечиваемые путем выполнения законодательства РФ.
В судебном заседании прокурор Абдуллаев Р.Б. настаивал на исковых требованиях.
Представитель ответчика ФИО4 с иском согласна, указав, что требования прокурора законны, но исполнить исковые требования прокурора, с учетом отсутствия предусмотренных бюджетом Кунгурского муниципального округа <адрес> денежных средств на 2023 г. и плановый период 2024-2025 гг., возможно не ранее 60 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель третьего лица - МО МВД России «Кунгурский» ФИО5. исковые требования поддержал.
Суд, заслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав письменные доказательства, считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Согласно п.5 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичное полномочие закреплено в п.5 ст. 3 Устава Кунгурского муниципального округа Пермского края, принятого решением Думы Кунгурского муниципального округа Пермского края от 15.06.2021 № 76.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности. В силу ст. 5 Закона № 196-ФЗ, обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.
К полномочиям органов местного самоуправления городского (муниципального) округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в т.ч. на объктах улично-дорожной сети, в границах населенного пункта при осуществлении дорожной деятельности. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований (ст. 6 Закона № 196-ФЗ).
В силу ст. 15 Бюджетного кодекса РФ средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, являются расходными обязательствами муниципальных образований и предусматриваются в местном бюджете.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», содержание дорог на территории Российской Федерации должно обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В ст. 3 Закона № 257-ФЗ определено, что дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно п. 13 ст. 3 Закона № 257-ФЗ содержание автомобильной дороги – это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
На основании ч.1 ст. 17 Закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в т.ч. посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Требования к наружному освещению объектов улично-дорожной сети и нормы освещения дорог и пешеходных зон в пределах территорий городских и сельских населенных пунктов установлены ГОСТ Р 55844-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Освещение наружное утилитарное дорог и пешеходных зон. Нормы.» и ГОСТ Р 55706-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Освещение наружное утилитарное. Классификация и нормы».
Все требования стандартов являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества граждан.
В соответствии с ГОСТ Р 55706-2013, улицы местного значения в жилой застройке за пределами центра города относятся к классу по освещению В1 (таблица 1 п. 4.1).
Нормы освещения проезжей части в зависимости от категории и класса объектов улично-дорожной сети для городских поселений приведены в таблице 3 ГОСТ Р 55706. Так, для класса В1 норма средней освещенности равна 15 лк.
Согласно ГОСТ Р 55706-2013 освещение наземных пешеходных переходов должно обеспечивать пешеходам безопасное пересечение проезжей части и возможность видеть препятствия и дефекты дорожного покрытия (п. 5.3.1).
В соответствии с ГОСТ Р 55844-2013, нормы освещения в зависимости от категории и класса объектов улично-дорожной сети для городских и сельских поселений должны соответствовать ГОСТ Р 55706 со следующими дополнениями (п.4.1). Средняя освещенность на пешеходном переходе должна быть не менее 20 лк при значении минимальной освещенности – не менее 6 лк (п.4.2).
Все требования стандартов являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества граждан, охрану окружающей среды.
Судом установлено:
Кунгурской городской прокуратурой на обращение ФИО2 проведена проверка об исполнения законодательства о дорожной деятельности и безопасности дорожного движения (л.д.8-13).
ДД.ММ.ГГГГ ОГИБДД МО МВД России «Кунгурский» проведено обследование <адрес>), нерегулируемого пешеходного перехода расположенного на <адрес>), нерегулируемого пешеходного перехода расположенного на <адрес> (вблизи <адрес> напротив столовой №), переулка Боровой (от <адрес> до пересечения с <адрес> (от <адрес> до пересечения с <адрес> от <адрес> до пересечения с <адрес>, по результатам которого составлен акт осмотра и фототаблица (л.д. 14-15).
По результатам рассмотрения обращения ФИО2 Кунгурской городской прокуратурой в администрацию Кунгурского муниципального округа ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении выявленных нарушений закона по факту отсутствия стационарного электрического освещения на участках автомобильных дорог по <адрес>), пешеходного перехода по <адрес> №) (л.д.16-20).
По результатам рассмотрения представления освещение восстановлено. Согласно ответу на представление (№ от ДД.ММ.ГГГГ), Управлению жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации Кунгурского муниципального округа дано поручение организовать работу по приведению пешеходного перехода по <адрес> напротив столовой №) в соответствие с требованиями п.6.9.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (л.д.21-23).
Согласно информации Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации Кунгурского муниципального округа (от ДД.ММ.ГГГГ №), проведена работа по приведению в соответствие с требованиями п.6.9.4 ГОСТ Р 50597-2017 пешеходного перехода, расположенного по <адрес> №) путем установления на опоре ЛЭП нового светильника (л.д.24).
В рамках контроля фактически устранением выявленных нарушений сотрудником прокуратуры у заявителя взяты пояснения относительного восстановления освещения. ФИО2 пояснила, что освещение восстановлено на всех участках, однако, на пешеходном переходе по <адрес> в <адрес> (вблизи <адрес> напротив столовой №) освещения недостаточно (л.д.26-30).
С целью проверки обоснованности доводов заявителя Кунгурской городской прокуратурой в ОГИБДД МО МВД России «Кунгурский» направлен запрос о предоставлении информации о достаточности освещенности на вышеуказанном переходном переходе.
В соответствии с актом замера от ДД.ММ.ГГГГ, среднее значение освещенности переходного перехода в <адрес> вблизи <адрес> составила 9,72 лк, что является нарушением требований п. 4.2 ГОСТ Р 55844-2013.
Таким образом, администрация Кунгурского муниципального округа <адрес> не принимает мер по исполнению законодательства о безопасности дорожного движения и надлежащему содержанию вышеуказанной автомобильной дороги. В данном случае отсутствие нормативного освещения пешеходного перехода создает риск возникновения дорожно-транспортного происшествий с участием пешеходов.
Администрацией Кунгурского муниципального округа <адрес> не выполнены установленные действующим законодательством требования по обустройству указанных участков автомобильных дорог.
Доводы, указанные представителем ответчика, не освобождают администрацию Кунгурского муниципального округа <адрес>, как орган местного самоуправления, от исполнения требований законодательства по благоустройству и безопасности дорожного движения.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым возложить на администрацию Кунгурского муниципального округа <адрес> обязанность обустроить пешеходный переход по <адрес> напротив столовой №) освещением в соответствии с ГОСТ Р 55844-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Освещение наружное утилитарное дорог и пешеходных зон. Нормы».
Суд, в целях безопасности дорожного движения, находит разумным срок, определенный прокурором, для приведения автомобильной дороги в соответствие с нормативными требованиями.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Администрацию Кунгурского муниципального округа <адрес> обустроить пешеходный переход по <адрес> в г.№) освещением в соответствии с ГОСТ Р 55844-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Освещение наружное утилитарное дорог и пешеходных зон. Нормы.» в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Кунгурский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья: (подпись) Е.Е.Малышева
Копия верна. Судья:
Подлинное решение подшито в гражданское дело №. Дело находится в Кунгурском городском суде.