Судья Божко О.А. Дело № 33-649/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Волгоград 12 февраля 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Ванюхина Н.Н.,
судей Грымзиной Е.В., Шеховцовой Ю.В.,
при секретаре Антюфеевой Т.Ф.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Прохоренко Е. А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Суровикинском районе Волгоградской области об оспаривании отказа в назначении пенсии,
по апелляционной жалобе Прохоренко Е. А.
на решение Суровикинского районного суда Волгоградской области от
27 мая 2019 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Прохоренко Е. А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда в Суровикинском районе Волгоградской области о признании решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда в Суровикинском районе Волгоградской области № <...> от 7 марта 2019 года незаконным и обязании назначить страховую пенсию по старости с уменьшением возраста на 1 год с 23 марта 2019 года отказать.
Заслушав доклад судьи Шеховцовой Ю.В., выслушав истца Прохоренко Е.А., представителя истца Белову Т.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда в Суровикинском районе Волгоградской области Инякину М.В., полагавшую, что решение является законным, обоснованным и отмене не подлежит, судебная коллегия по гражданским делам
установила:
Прохоренко Е.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Суровикинском районе Волгоградской области об оспаривании отказа в назначении пенсии.
В обоснование требований указал, что 4 марта 2019 года он обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости с уменьшением возраста на 1 год, поскольку в период с 26 апреля 1986 года по 13 февраля 1987 года он проживал в <адрес> Украинской ССР, то есть в зоне с льготным социально-экономическим статусом, что подтверждается копий трудовой книжки, справкой <адрес> от 7 апреля 2011 года № <...> и военным билетом.
Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Суровикинском районе Волгоградской области № <...> от 7 марта 2019 года ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии, поскольку не представлено удостоверение установленного образца, а также документы, подтверждающими проживание в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (регистрацию по месту жительства или месту пребывания»).
Полагая пенсионные права нарушенными, просил суд признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Суровикинском районе Волгоградской области об отказе в назначении досрочной страховой пенсии № <...> от 7 марта 2019 года, возложить обязанность на ответчика назначить страховую пенсию по старости с уменьшением возраста на 1 год, с 23 марта 2019 года.
Суд постановил указанное выше решение.
Не согласившись с постановленным судом решением, Прохоренко Е.А. обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, вынести новое решение, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
В возражениях на апелляционную жалобу начальник Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Суровикинском районе Волгоградской области Кравец Е.В. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях на апелляционную жалобу, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 194 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решением является постановление суда первой инстанции, которым дело разрешается по существу.
Решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Постановленное судом решение названным требованиям не соответствует.
Разрешая спорные правоотношения, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что факт проживания Прохоренко Е.А. в зоне с льготно-экономическим статусом в период с 26 апреля 1986 года по 30 июня 1986 года не подтверждается имеющимися у него документами, представленными как пенсионному органу, так и суду, следовательно, решение УПФР об отказе в назначении страховой пенсии по старости с уменьшением возраста на один год законно, в связи с чем отказал истцу в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия не может согласиться с указанным выше выводом суда и исходит из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Прохоренко Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданином Российской Федерации.
04 марта 2019 года Прохоренко Е.А. обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Суровикинском районе Волгоградской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости с уменьшением возраста на 1 год ввиду проживания в период с 26 апреля 1986 года по 13 февраля 1987 года в <адрес> Украинской ССР, то есть в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
К указанному заявлению Прохоренко Е.А. в пенсионный орган представлены военный билет на его имя серии № <...> и справка, выданная 7 апреля 2011 года Исполкомом Горщиковского сельского совета.
Согласно военному билету 18 февраля 1987 года истец снят с учета <адрес>, 13 февраля 1987 года поставлен на учет <адрес>.
Согласно трудовой книжке истца с 03 февраля 1986 года по 26 августа 1989 года он работал учителем труда в Гулянецкой средней школе <адрес>.
Из справки Исполкомом Горщиковского сельского совета от 7 апреля 2011 года следует, что Прохоренко Е.А. проживал и был зарегистрирован в <адрес> с 26 апреля 1986 года по 13 февраля 1987 года, которое согласно постановлению Кабинета Министров №106 от 26 июля 1991 года относится к зоне усиленного радиоэкологического контроля, категория 4, с плотностью загрязнения изотопами цезия от 1 до 5-ти-км-2.
Жители данного населенного пункта пользуются льготами согласно Закону Украины «О статусе и социальной защите граждан, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы».
Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Суровикинском районе Волгоградской области № <...> от 7 марта 2019 года Прохоренко Е.А. отказано в назначении страховой пенсии по старости с уменьшением возраста на один год по причине отсутствия условий для её назначения, предусмотренных пунктом 100 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Минтруда России от 29 ноября 2014 года №958н, согласно которому проживание (период проживания) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом РФ № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», подтверждается удостоверениями установленного образца, документами, подтверждающими проживание в указанных зонах (регистрация по месту жительства или месту пребывания).
Основанием для отказа в назначении Прохоренко Е.А. страховой пенсии с уменьшением возраста на 1 год указано на отсутствие у последнего документа, выданного в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации, в связи с тем, что законодательством Российской Федерации не предусмотрена возможность предоставления права на льготное пенсионное обеспечение на основании документов, выданных уполномоченными органами других государств.
Удостоверение установленного образца в соответствии с законодательством Российской Федерации Прохоренко Е.А. представлено не было в связи с тем, что оно ему не выдавалось.
Из ответа ГКУ «Центр социальной защиты населения по Суровикинскому району» КСЗН Волгоградской области от 16 мая 2019 года за № <...> следует, что согласно перечню населенных пунктов, отнесенных к зонам радиоактивного загрязнения вследствие Чернобыльской катастрофы, утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины от 23 июля 1991 года № 106, <адрес> Украины, относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. Для граждан, выехавших из данной зоны проживания, выдача специальных удостоверений единого образца не предусмотрена. В соответствии с письмом Госкомчернобыля РФ от 27 апреля 1993 года № ВД-10-2079 «О порядке подтверждения пребывания в зоне с льготным социально-экономическим статусом» гражданам, выезжающим из зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, удостоверение проживающего на загрязненной радиацией территории изымается. Взамен его местными органами власти выдается справка установленного образца о проживании (работе) в данной зоне.
Установленные судом обстоятельства следуют из пояснений сторон и подтверждаются письменными доказательствами по делу.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии со статьями 34, 35 и 49 Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – Закон № 1244-1) гражданам, указанным в пункте 8 части 1 статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32-35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территорий Украины, республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом (статья 49 Закона № 1244-1).
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 166-ФЗ), в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации прав на пенсии по государственному пенсионному обеспечению и условия назначения этих пенсий отдельным категориям граждан.
Перечень документов, необходимых для установления пенсии, правила обращения за пенсией, в том числе работодателей, установления пенсии, проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, правила выплаты пенсии, осуществления контроля за ее выплатой, проведения проверок документов, необходимых для выплаты пенсии, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке пенсии, в том числе в электронной форме устанавливаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 24 Федерального закона № 166-ФЗ).
Аналогичная норма содержится в пункте 6 статьи 21 Федерального закона № 400-ФЗ.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 ноября 2014 года № 958н (далее – Перечень документов).
В силу пункта 18 Перечня документов, для подтверждения дополнительных условий назначения пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, предусмотренных Федеральным законом № 166-ФЗ, в зависимости от категории гражданина необходимы документы: а) удостоверяющие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (подпункт 3 пункта 1 статьи 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»); б) о проживании (периоде проживания) или работе (периоде работы) в определенных зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»; в) о получении или перенесении лучевой болезни и других заболеваний, связанных с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации указанной катастрофы (подпункт 1 пункта 1 статьи 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»); г) о том, что гражданин является инвалидом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (подпункт 2 пункта 1 статьи 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»); д) о том, что гражданин является инвалидом в результате других радиационных и техногенных катастроф (пункт 1 статьи 17 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).
В соответствии с пунктом 100 Перечня документов, проживание (период проживания) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», подтверждается удостоверениями установленного образца, документами, подтверждающими проживание в указанных зонах (регистрация по месту жительства или месту пребывания).
Исходя из системного толкования положений Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 ноября 2014 года № 958н (пункты 18 и 100) и Постановления Правления ПФ РФ от 23 января 2019 года № 16п «Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению», не представление гражданином в пенсионный орган одного из документов, поименованных в пункте 100 Перечня документов, а именно удостоверения установленного образца, является формальным юридическим основанием для принятия административным органом решения об отказе в назначении ему пенсии.
С указанного момента между гражданином и пенсионным органом возникает гражданский правовой спор о праве на пенсионное обеспечение, подлежащий рассмотрению по правилам, предусмотренным гражданским процессуальным законом.
Юридическое значение для рассмотрения такого спора имеют не оценка действий и решения пенсионного органа на соответствие формальным предписаниям нормативных правовых актов, а наличие обстоятельств, являющихся основанием для возникновения у гражданина права на соответствующий вид пенсионного обеспечения.
В соответствии со статьями 7, 11, 13, 32-35, 49 Закона № 1244-1, в рассматриваемом деле такими обстоятельствами являются факт проживания истца в определенных зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных указанным законом, то есть не только на территории Российской Федерации, но и на территории Украины.
В силу предписаний, закреплённых в статьях 55, 59 и 60 Гражданского процессуального кодекса РФ, указанные обстоятельства могут быть подтверждены доказательствами, являющимися относимыми и допустимыми применительно к существу рассматриваемого спора.
Признавая недопустимым доказательством документ, представленный истцом, только на том основании, что он выдан на территории иностранного государства и не соответствует форме, утверждённой для такого документа законодательством Российской Федерации, судом первой инстанции не учтено следующее.
Международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются составной частью ее правовой системы (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, часть 1 статьи 5 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации»).
Международные договоры, которые имеют прямое и непосредственное действие в правовой системе Российской Федерации, применимы судами при разрешении гражданских, уголовных и административных дел, в частности при рассмотрении гражданских дел, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем законом Российской Федерации, который регулирует отношения, ставшие предметом судебного рассмотрения (пункты 2, 3 и 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 года № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации»).
В соответствии со статьями 1 и 11 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (заключено в г. Москве 13 марта 1992 года), участниками которого являются Российская Федерации и Украина, необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 года, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.
Исходя из указанного правового регулирования, документ, выданный на территории государства, участника данного Соглашения, подтверждающий обстоятельства, имеющие значение для пенсионного обеспечения гражданина, должен соответствовать законодательству выдавшего его государства, а не государства, в котором решается вопрос о пенсионном обеспечении гражданина.
В соответствии с Приказом МЧС России № 228, Минздравсоцразвития России № 271, Минфина России № 63н от 11 апреля 2006 года «Об утверждении Порядка и условий оформления и выдачи специальных удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», удостоверение установленного образца выдаётся гражданину по его заявлению уполномоченным в сфере социальной защиты населения органом на основании представленных гражданином документов, подтверждающих факт проживания гражданином в зонах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (выписки из похозяйственных, домовых книг, архивов жилищно-эксплуатационных управлений, жилищно-коммунальных отделов, справки паспортных столов, иные документы).
Между тем, согласно ответу органа, уполномоченного в соответствии с законодательством Российской Федерации на выдачу такого удостоверения (ГКУ «Центр социальной защиты населения по Суровикинскому району» КСЗН Волгоградской области), для граждан, выехавших из зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, выдача специальных удостоверений единого образца не предусмотрена. Для подтверждения проживания на загрязнённой радиацией вследствие аварии на Чернобыльской АЭС территории местными органами власти выдается справка о таком проживании (для решения вопросов пенсионного обеспечения) в соответствии с письмом Госкомчернобыля РФ от 27 апреля 1993 года № ВД-10-2079 «О порядке подтверждения пребывания в зоне с льготным социально-экономическим статусом»).
Таким образом, истцом Прохоренко Е.А. факт проживания в зоне с льготно-экономическим статусом в период с 26 апреля 1986 года по 30 июня 1986 года подтверждается представленными документами: справкой <адрес> от 07 апреля 2011 года № <...>, военным билетом и трудовой книжкой. В связи с чем отказ Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Суровикинском районе Волгоградской области в назначении истцу страховой пенсии по старости с уменьшением возраста на один год является незаконным.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает необходимым отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новое решение, которым иск Прохоренко Е.А. удовлетворить.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Суровикинского районного суда Волгоградской области от
27 мая 2019 года отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования Прохоренко Е. А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Суровикинском районе Волгоградской области об оспаривании отказа в назначении пенсии – удовлетворить.
Признать решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда в Суровикинском районе Волгоградской области № <...> от 7 марта 2019 года незаконным
Обязать Государственное учреждение – Управления Пенсионного фонда в Суровикинском районе Волгоградской области назначить Прохоренко Е. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения страховую пенсию по старости с уменьшением возраста на 1 год с 23 марта 2019 года.
Председательствующий:
Судьи: