Дело № 2а-441/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 июня 2021 года г. Чебаркуль Челябинской области
Чебаркульский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Устьянцева Н.С.,
при секретаре Куликовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с участием административного ответчика Балашова А.В., дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 23 по Челябинской области к Балашову ФИО4 о взыскании задолженности по земельному налогу и пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № по Челябинской области обратилась в суд с административным иском к Балашову А.В. о взыскании задолженности по земельному налогу за 2016 год в размере 13862 рубля и пени в размере 249 рублей 17 копеек.
В основание иска указано, что за Балашову А.В. на праве собственности в 2016 году принадлежали земельные участки, расположенные по адресам:
- <адрес>;
- <адрес>.
В связи с нахождением в собственности у Балашова А.В. указанных земельных участков, ему был начислен земельный налог. Вместе с тем, при расчете налога, была неверно учтена налоговая ставка. Поскольку земельный налог за 2016 год уплачен не был, Налоговая инспекция произвела перерасчет земельного налога за 2016 год исходя из правильных ставок земельного налога. Направленные в адрес Балашова А.В. налоговое уведомление и требование об уплате налога были оставлены без удовлетворения.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № по <адрес> в суд не явился. Административный истец извещен о месте и времени судебного заседания, просил о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Административный ответчик Балашов А.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований, указал на пропуск налоговым органом срока для взыскания недоимки.
В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав административного ответчика Балашова А.В., исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему выводу.
Конституция Российской Федерации в ст. 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в п. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу п. 1 ст. 387 Налогового кодекса РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 3 ст. 396 Налогового кодекса РФ, если иное не предусмотрено п. 2 настоящей статьи, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В силу п.п. 1, 2, 4 ст. 69 Налогового кодекса РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Из п. 1 ст. 70 Налогового кодекса РФ следует, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с п. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Согласно п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Согласно п. 4 ст. 397 Налогового кодекса РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
В соответствии с п. 2.1 ст. 52 Налогового кодекса РФ перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в п. 3 ст. 14 и п. 1 и п. 2 ст. 15 настоящего Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Перерасчет, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта, в отношении налогов, указанных в п. 1 и п. 2 ст. 15 Кодекса, не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов (абз. 2 п. 2.1 ст. 52 Налогового кодекса РФ).
Из материалов дела следует, что по состоянию на 2016 год ФИО1 являлся собственником земельных участков, расположенных по адресам:
- <адрес> (земли населенных пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства), кадастровый №, кадастровая стоимость на 2016 год - 105857 рублей;
- <адрес> (земли населенных пунктов, для эксплуатации нежилого здания), кадастровый №, кадастровая стоимость на 2016 год - 1137562 рубля.
Указанное обстоятельство подтверждается выписками из ЕГРН в отношении указанных земельных участков.
В связи с тем, что ФИО1 являлся собственником данных земельных участков, Межрайонная ИФНС России № по <адрес> в 2017 году исчислила земельный налог на указанные земельные участки в размере 106 рублей (<адрес>) и 3413 рублей (<адрес>).
Обязанность по уплате земельного налога за 2016 год Балашов А.В. не исполнил, в связи с чем Налоговая инспекция обратилась в суд с иском о взыскании неуплаченных налогов.
Решением Чебаркульского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Межрайонной ИФНС России № по <адрес> были удовлетворены частично, с Балашова А.В. в пользу Межрайонной ИФНС России № по <адрес> взыскана задолженность по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу за 2014, 2015, 2016 годы в сумме 12323 рубля 53 копейки, пени в размере 74 рубля 47 копеек.
Определением судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда решение Чебаркульского городского суда <адрес> от 18 февраля 2019 года было изменено, в части взысканных сумм налогов.
Вместе с тем, при исчислении земельного налога за 2016 год Межрайонной ИФНС России № по <адрес> была неверно учтена налоговая ставка земельного налога.
Решением совета депутатов Кундравинского сельского поселения Чебаркульского. района от 27 ноября 2013 года № установлены ставки земельного налога для прочих земельных участков под ЛПХ и жилищного строительства ставка налога составляет 0,3% от кадастровой стоимости земельных участков.
Решением собрания депутатов Чебаркульского городского округа <адрес> от 11 ноября 2014 года № установлены ставки земельного налога для прочих земельных участков ставка налога составляет 1,5% от кадастровой стоимости земельных участков.
В связи с актуализацией сведений в базе данных Инспекцией был произведен перерасчет по земельному налогу за 2016 год на указанные земельные участки.
С учетом применения правильных ставок земельного налога, Балашову А.В. доначислен земельный налог за земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, за 2016 год в размере 212 рублей (105857 рублей (кадастровая стоимость) х 0,3% (ставка земельного налога) - 106 рублей (исчисленный ранее налог)), за земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, за 2016 год в размере 13650 рублей (1137562 (кадастровая стоимость) х 1,5 % - 3413 рублей (исчисленный ранее налог)).
В налоговом уведомлении № от 25 октября 2019 года Балашову А.В. было предложено оплатить земельный налог за 2016 год по указанным выше участкам в размере 13862 рубля в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8).
Поскольку в установленный срок земельный налог не был уплачен, в адрес Балашова А.В. было направлено требование об уплате налога № рублей от 24 марта 2020 года, в котором было указано не необходимость уплаты земельного налога за 2016 год в срок до 27 апреля 2020 года (л.д. 6).
В связи с тем, что требование об уплате налога не было исполнено, Межрайонная ИФНС России № по <адрес> 08 сентября 2020 года обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа (л.д. 25-28). 08 сентября 2020 года мировой судья судебного участка № <адрес> и <адрес> вынес судебный приказ о взыскании с Балашова А.В. задолженности по налогам (л.д. 29). В связи с поступившими возражениями судебный приказ был отменен определением мирового судьи от 18 сентября 2020 года (л.д. 30).
Поскольку после отмены судебного приказа задолженность по уплате земельного налога за 2016 год Балашовым А.В. не была погашена, Межрайонная ИФНС России № по <адрес> 12 марта 2021 года обратилась в суд с данным иском (л.д. 4-5).
Проверив представленный Межрайонной ИФНС России № по <адрес> расчет задолженности по земельному налогу за 2016 год, суд соглашается с ним.
Из представленных в материалы дела сведений, усматривается, что по стоянию на 25 октября 2019 года (момент выявления неправильного расчета задолженности) Балашовым А.В. обязанность по уплате земельного налога за 2016 год в полном объеме исполнена не была.
Учитывая, что Балашов А.В. обязанность по уплате земельного налога за 2016 год не исполнил, доказательств обратного административным ответчиком не предоставлено, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований налогового органа и взыскании с Балашова А.В. задолженности по уплате земельного налога за 2016 год в размере 13862 рубля.
Довод Балашова А.В. о том, что обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения соответствующего уведомления и не позднее 3 лет по окончании соответствующего налогового периода, в связи с чем Межрайонная ИФНС России № по <адрес> утратила возможность взыскания задолженности земельного налога за 2016 год по состоянию на 2021 год утрачена, является несостоятельным.
Согласно ч. 2 ст. 44 Налогового кодекса РФ, обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
В силу п. 2.1 ст. 52 Налогового кодекса РФ перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному (году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом).
Из системного толкования норм Налогового кодекса РФ следует вывод о том, что налоговые органы в случаях выявления неправильно исчисленных ими сумм земельного налога (в том числе в результате имеющейся у них неполной или недостоверной информации), вправе производить перерасчет сумм налога и направлять физическим лицам налоговые уведомления о доплате земельного налога за прошедшие налоговые периоды, но не более чем за три налоговых периода.
Из материалов дела усматривается перерасчет земельного налога за 2016 год был произведен Налоговой инспекцией в 2019 году. Следовательно, у налогового органа имелись правовые основания для направления административному истцу налогового уведомления о перерасчете земельного налога по иным налоговым ставкам.
Ссылка Балашова А.В. на то, что он произвел оплату земельного налога за 2016 год в полном объеме, подлежит отклонению, поскольку согласно ответу Налоговой инспекцией на запрос суда, Балашовым А.В. произведена следующая уплата по земельному налогу (ОКТМО 75758000 за 2016 год):
- 06 декабря 2017 года в сумме 1050 рублей;
- 06 декабря 2017 года в сумме 3415 рублей;
- 06 декабря 2017 года в сумме 1100 рублей.
Таким образом, земельный налог за 2016 год на 25 октября 2019 года по данному ОКТМО уплачен Балашовым А.В. частично в сумме 5565 рублей.
Уплата по земельному налогу (ОКТМО 756574ДД.ММ.ГГГГ год) произведена 04 декабря 2017 года в сумме 98 рублей. Таким образом, земельный налог за 2016 год на 25 октября 2019 года по данному ОКТМО уплачен Балашовым А.В. частично в сумме 98 рублей.
Из представленных Балашовым А.В. в судебное заседание квитанций об оплате налога от 10 июня 2021 года усматривается, что в них не указан налоговый период, за который осуществлена оплата и индекс документа, позволяющие идентифицировать платеж, в связи с чем указанные платежи налоговым органом могут быть учтены в счет погашения ранее возникшей задолженности. Соответственно данные платежи не свидетельствуют о погашении задолженности за 2016 год по земельному участку, расположенному по адресу: <адрес>.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Балашовым А.В. земельный налог за 2016 год в полном объеме не уплачен.
Согласно п. 1 ст. 72 Налогового кодекса РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
В соответствии с п. 2 ст. 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Поскольку в установленный законом срок Балашов А.В. обязанность по уплате налогов не исполнил, с него подлежат взысканию пени за период с 27 декабря 2019 года по 23 марта 2020 года в размере 249 рублей 17 копеек.
Согласно п. 19 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
В соответствии со ст. 114 Кодекса об административном судопроизводстве РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Вместе с тем, исходя из разъяснений, данных в абз. 2 п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», а также п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации суммы государственной пошлины по административным делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, зачисляются в местный бюджет.
При подаче искового заявления имущественного характера, административного искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска до 20000 рублей размер государственной пошлины составляет 4% цены иска, но не менее 400 рублей (п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ).
Поскольку исковые требования МИФНС России № по Челябинской области удовлетворены, суд приходит к выводу о взыскании с административного ответчика государственной пошлины в доход местного бюджета в размере 564 рубля 45 копеек.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 293 Кодекса административного судопроизводства РФ, п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Межрайонной ИФНС России № по <адрес> к Балашову ФИО5 о взыскании задолженности по оплате налогов и пени удовлетворить.
Взыскать с Балашова ФИО6 в пользу Межрайонной ИФНС России № по <адрес> задолженность по земельному налогу за 2016 год в размере 13862 рубля, пени в размере 249 рублей 17 копеек.
Взыскать с Балашова ФИО7 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 564 рубля 45 копеек.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда через Чебаркульский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий:
Мотивированное решение составлено 18 июня 2021 года
Судья Н.С. Устьянцев