дело № 33-3-7693/2024
26RS0001-01-2024-001567-61
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ставрополь 03 октября 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Осиповой И.Г.,
судей Дубинина А.И., Дириной А.И.,
при секретаре судебного заседания Фатневой Т.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Промышленного района г.Ставрополя, поданной полномочным представителем по доверенности Седых Л.В., на решение Промышленного районного суда г.Ставрополя от 22 апреля 2024 года по исковому заявлению прокурора Промышленного района г.Ставрополя, действующего в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к Администрации Промышленного района г.Ставрополя об обязании привести в соответствие детскую площадку,
заслушав доклад судьи Осиповой И.Г.,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Промышленного района г. Ставрополя, действующий в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением к Администрации Промышленного района г.Ставрополя, в обоснование которого указал, что прокуратурой Промышленного района г. Ставрополя проведён мониторинг соблюдения жилищного законодательства при эксплуатации детских игровых площадок, расположенных на территории <адрес>, в ходе которой выявлены нарушения закона.
В ходе проверки установлено, что детская площадка, расположенная на земельном участке по адресу: <адрес>, находится в неудовлетворительном состоянии.
Вместе с тем, детская площадка, расположенная по вышеуказанному адресу, в нарушение правил благоустройства территории муниципального образования содержится в ненадлежащем техническом состоянии, а именно: элементы детской площадки имеют дефекты обработки (отщепы, сколы, коррозию, ржавчину, полное нли частичное отсутствие краски, имеются острые края деревянных и металлических деталей (горка, скамья, турники, качели), что не соответствуют предъявляемым требованиям ГОСТ Р 52169-2012, и в связи с чем нуждаются в проведении ремонтных работ. На площадке отсутствуют: информационная табличка (дощечка) с правилами и возрастными требованиями при использовании оборудования, номерами телефон служб спасения, скорой помощи и служб эксплуатации при неисправности и поломке оборудования; противоударное покрытие; урны. Указанное подтверждается фотоматериалами.
Непринятие своевременных мер по устранению указанных нарушений ставит под угрозу жизнь и здоровье несовершеннолетних, пребывающих на указанной детской площадке, создает угрозу получения травм несовершеннолетними и иными лицами, пребывающими на данной площадке.
Проведенный осмотр и проверка работоспособности оборудования на детской площадке не подтверждает его комплектность и возможность безопасной эксплуатации (материалы фотофиксации прилагаются).
С учетом изложенного, прокуратурой района 27.10.2022, а также в 2023 году главе администрации <адрес> внесены 4 обобщенных представления об устранении выявленных нарушений закона при содержании и эксплуатации детских (игровых) площадок на территории <адрес>, которые рассмотрены, однако действенных мер к устранению нарушений закона не принято - детские площадки на территории района не приведены в соответствие с требованиями закона.
Просил обязать администрацию Промышленного района города Ставрополя в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р 52169-2012 и п. 7.5. ГОСТ Р 52301-2013 детскую площадку, расположенную на земельном участке по адресу: <адрес>, путем: установки информационных табличек, ударопоглащающего покрытия, устранения следов коррозии (сколов, ржавчины), дефектов обработки на поверхности элементов из древесины, металла, выступающих элементов оборудования с острыми концами, осуществление покраски отдельных элементов оборудования детской площадки.
Обжалуемым решением Промышленного районного суда г.Ставрополя от 22 апреля 2024 года исковое заявление прокурора Промышленного района г. Ставрополя, действующего в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц, к Администрации Промышленного района г. Ставрополя - удовлетворено.
Суд обязал администрацию Промышленного района города Ставрополя в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р 52169-2012 и п. 7.5. ГОСТ Р 52301-2013 детскую площадку, расположенную на земельном участке по адресу: <адрес>, путем: установки информационных табличек, ударопоглащающего покрытия, устранения следов коррозии (сколов, ржавчины), дефектов обработки на поверхности элементов из древесины, металла, выступающих элементов оборудования с острыми концами, осуществление покраски отдельных элементов оборудования детской площадки.
В апелляционной жалобе представитель администрации Промышленного района г.Ставрополя - Седых Л.В. просит решение суда отменить. Считает решение суда незаконным и необоснованным.
В обоснование доводов указывает, что администрация района является структурным органом администрации г.Ставрополя, не наделена полномочиями по решению вопросов бюджетного финансирования работ по содержанию и ремонту объектов, расположенных на территории Промышленного района г.Ставрополя. Содержание детских площадок осуществляется с учетом установленных лимитов бюджетных обязательств. Рассмотреть вопрос о приведении детской площадки по адресу: <адрес>, в соответствие с ГОСТ Р 52169-2012 и ГОСТ Р 52301-2013, возможно только при условии достаточного финансирования из бюджета г.Ставрополя.
Письменных возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступило.
Разрешая вопрос о рассмотрении дела в отсутствии неявившихся лиц, судебная коллегия, учитывая наличие сведений о надлежащем извещении участников по делу по правилам ст. 113 ГПК РФ, путем направления судебного извещения, что подтверждается почтовым реестром, отчетом об отслеживании отправления, нашла возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав пояснения прокурора Марчукова М.Б., возражавшего в удовлетворении доводов жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к их удовлетворению и отмене решения суда не нашла.
Статьи 41 и 42 Конституции Российской Федерации закрепляют право каждого на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду.
Утверждение правил благоустройства отнесено к вопросам местного значения соответствующего муниципального образования (п. 19 ч. 1 ст. 14,
п. 25 ч. 1 ст. 16 Закона N 131-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правила благоустройства территории муниципального образования - муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.
Решением Ставропольской городской Думы от 26.07.2023 № 200 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края (далее - Правила благоустройства).
В соответствии со ст. 18 Правил благоустройства детская площадка должна быть обустроена мягким покрытием, игровым оборудованием, скамьями и урнами, осветительным оборудованием, зелеными насаждениями.
Мягкие виды покрытия (песчаное, уплотненное песчаное на грунтовом основании или гравийной крошке, мягкое резиновое или мягкое синтетическое) следует предусматривать на детской площадке в местах расположения игрового оборудования и других местах, связанных с возможностью падения детей. Места установки скамей следует оборудовать твердыми видами покрытия или фундаментом.
Для сопряжения поверхностей детской площадки и газона следует применять садовые бортовые камни со скошенными или закругленными краями.
При размещении и реконструкции детских площадок во избежание травматизма не допускается наличие на территории площадки выступающих верней или нависающих низких веток, остатков старого, срезанного оборудования стойки, фундаменты), находящихся над поверхностью земли, незаглубленных в землю металлических перемычек (как правило, у турников и качелей).
Площадки могут быть организованы в виде отдельных площадок для различных возрастных групп жителей или как комплексы из игровых и спортивных площадок с зонированием по возрастным группам и интересам, а также с учетом особенностей здоровья.
Спортивные площадки должны быть оборудованы покрытием (мягкое, твердое, газонное) и спортивным оборудованием в зависимости от назначения спортивной площадки.
Спортивные площадки, предназначенные для спортивных игр, должны быть оборудованы сетчатым ограждением высотой 2,5 - 3 метра, а в местах примыкания спортивных площадок друг к другу - высотой не менее 1,2 метра.
На каждой площадке устанавливаются информационные таблички со сведениями о возрастных группах населения, для которых предназначена площадка, с правилами пользования оборудованием, включая ограничения по росту и весу, а также номерами телефонов службы спасения, скорой помощи, к контактными данными лица, осуществляющего содержание и эксплуатацию площадки, по которым следует обращаться в случае неисправности или поломки оборудования площадки.
Согласно п. 1.5 Приказа Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации № 897/пр, Министерства спорта Российской Федерации № 1128 от 27.12.2019 «Об утверждении методических рекомендаций по благоустройству общественных и дворовых территорий средствами спортивной и детской игровой инфраструктуры» участниками деятельности по благоустройству территорий (включая территории с использованием открытой плоскостной детской игровой и спортивной инфраструктуры) являются в том числе органы местного самоуправления, которые нормируют техническое задание на благоустройство территорий, проводят торги, выбирают подрядчиков, осуществляют финансирование работ по благоустройству и их приемку (далее - Приказ № №897/пр, 1128).
Согласно п. п. 6.2., 6.5-6.11, п. 6.13 Приказа № №897/пр, 1128 при содержании и эксплуатации площадок и оборудования рекомендуется учитывать требования и ограничения по использованию площадок и оборудования, изложенные в технических регламентах, национальных стандартах Российской Федерации, технических условиях, требованиях по видам спорта.
В соответствии с постановлением администрации города Ставрополя от 15.05.2015 № 890 «Об утверждении положений об администрациях районов города Ставрополя» осуществление работ по благоустройству и содержанию территории промышленного района города Ставрополя относится к полномочиям администрации Промышленного района города Ставрополя.
Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой Промышленного района города Ставрополя проведена проверка исполнения законодательства при эксплуатации детских игровых площадок, расположенных на территории <адрес>.
В ходе проверки, установлено, что детская площадка расположенная на земельном участке по адресу: <адрес>, находится в неудовлетворительном состоянии.
Согласно ответу на судебный запрос КУМИ г.Ставрополя от 12.04.2024 № 08\13-4310 земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, имеет вид разрешенного использования «жилая застройка», земельный участок находится в общей долевой собственности собственников МКД, расположенных в его границах.
Вместе с тем, детская площадка, расположенная по вышеуказанному адресу, в нарушение правил благоустройства территории муниципального образования содержится в ненадлежащем техническом состоянии, а именно: элементы детской площадки имеют дефекты обработки (отщепы, сколы, коррозию, ржавчину, полное жди частичное отсутствие краски, имеются острые края деревянных и металлических деталей (горка, скамья, турники, качели), что не соответствует предъявляемым требованиям ГОСТ Р 52169-2012, и в связи с чем нуждается в проведении ремонтных работ. На площадке отсутствуют: информационная табличка (дощечка) с правилами и возрастными требованиями при использовании оборудования, номерами телефон служб спасения, скорой помощи и служб эксплуатации при неисправности и поломке оборудования; противоударное покрытие; урны. Указанное подтверждается фотоматериалами.
Проведенный осмотр и проверка работоспособности оборудования на детской площадке не подтверждает его комплектность и возможность безопасной эксплуатации (материалы фотофиксации прилагаются).
Прокуратурой района 27.10.2022, а также в 2023 году главе администрации <адрес> внесены 4 обобщенных представления об устранении выявленных нарушений закона при содержании и эксплуатации детских (игровых) площадок на территории <адрес>, которые рассмотрены, однако действенных мер к устранению нарушений закона не принято - детские площадки на территории района не приведены в соответствие с требованиями закона.
Разрешая спор, суд первой инстанции, установив, что в нарушении вышеуказанных норм администрацией Промышленного района г.Ставрополя не обеспечивается комплекс мероприятий по обеспечению безопасности при эксплуатации детских игровых площадок, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска прокурора, поскольку несоблюдение ответчиком возложенной на него законом обязанности по содержанию детской площадки нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних.
Судебная коллегия соглашается выводами суда первой инстанции и считает, что судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для дела, применен закон, подлежащий применению, дана надлежащая оценка собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам.
Согласно гл.7 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52301-2013 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24.06.2013 № 182-ст, эксплуатант (владелец) детской игровой площадки должен периодически, не менее одного раза в 12 месяцев оценивать эффективность мероприятий по обеспечению безопасности и на основе опыта или при изменении условий эксплуатации корректировать (если это необходимо) комплекс мероприятий по обеспечению безопасности.
Для обеспечения безопасности на детской игровой площадке эксплуатант разрабатывает и устанавливает информационные таблички или доски, содержащие правила и возрастные требования при пользовании оборудованием, номера телефонов службы спасения, скорой помощи, номер(а) телефона(ов) для сообщения службе эксплуатации при неисправности и поломке оборудования.
В силу п.п. 4.3.2, 4.3.5 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52169-2012 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.11.2012 №1148-ст, конструкцией оборудования должна быть обеспечена прочность, устойчивость, жесткость и пространственная неизменяемость, элементы оборудования из древесины не должны иметь на поверхности дефектов обработки (например, заусенцев, задиров, отщепов, сколов и т.п.).
Кроме того, не допускается наличие шероховатых поверхностей, способных нанести травму ребенку, выступающие концы болтовых соединений должны быть защищены, конструкцией оборудования должно быть исключено застревание частей тела и одежды детей.
Судом первой инстанции установлено, что ответчиком в нарушение требований ст.18 Правил благоустройства территории муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края допущены нарушения требований безопасности, установленных Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52169-2012 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.11.2012 №1148-ст. и Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52301-2013 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24.06.2013 № 182-ст.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу о несоблюдении ответчиком требований законодательства о безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних в части эксплуатации детской игровой площадки, и возложил на него обязанность устранить допущенные нарушения.
Доводы апелляционной жалобы администрации Промышленного района г.Ставрополя об отсутствии полномочий на выделение бюджетных средств на приведение детской площадки в соответствие с ГОСТ Р 52169-2012, ГОСТ Р 52301-2013 не подтверждают нарушение судом норм материального и процессуального права, поскольку не отменяют установленной судом применительно к имеющимся в деле доказательствам и не опровергнутой ответчиком обязанности обеспечить безопасность жизни и здоровья несовершеннолетних в части эксплуатации данной детской игровой площадки.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Нормы материального и процессуального права применены судом правильно.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Промышленного районного суда г.Ставрополя от 22 апреля 2024 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Промышленного района г.Ставрополя - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев со дня его вступления в законную силу в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции (г.Пятигорск) по правилам, установленным главой 41 ГПК РФ через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 09.10.2024