дело № 2а-6154/2020
66RS0001-01-2020-007196-55
Мотивированное решение суда изготовлено 12.11.2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 октября 2020 г. гор. Екатеринбург
Верх-Исетский районный суд гор. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Черных О.А.
при секретаре Расулеве М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Моськина Владимира Владимировича к Администрации Верх-Исетского района гор. Екатеринбурга о признании незаконным акта приемочной комиссии о готовности помещения к эксплуатации после выполнения работ по переустройству и (или) перепланировке от 17.07.2020 № 168/2020, обязании административного ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административного истца,
У С Т А Н О В И Л:
В суд обратился административный истец Моськин В.В. с административным исковым заявлением, в котором просит суд признать незаконным акт приемочной комиссии Администрации <адрес> о готовности помещения к эксплуатации после выполнения работ по переустройству и (или) перепланировке от ДД.ММ.ГГГГ №, обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административного истца.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Парфенов М., ТСЖ «Юмашева, 18», Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области.
В обоснование своих исковых требований административный истец указал, что в сентябре 2019 года в квартире, расположенной по адресу: <адрес>76, в которой проживает административный истец вместе со своей семьей, стали слышны шумы из-за стены соседней <адрес>. Для выяснения причины шумов административный истец обратился к жильцам <адрес>, осмотрел квартиру и увидел, что в ней произведена перепланировка, а именно за стеной детской комнаты в квартире истца расположена кухонная зона в <адрес>, трубы водоснабжения проходят вдоль всей смежной стены и вмонтированы в смежную стену. В санузле <адрес> также произведена перепланировка, а именно ванная перенесена в другой угол, смежный с детской комнатой в квартире административного истца. Шум возникает после включения воды в <адрес> прохождения ее по трубам, вмонтированным в смежную стену.
Моськин В.В. неоднократно обращался в Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области и органы прокуратуры с жалобами на незаконную перепланировку <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, т.к. в результате указанной перепланировки проживание в <адрес> административного истца и его семьи стало невозможно.
ДД.ММ.ГГГГ административный истец получил ответ из Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области исх. №, из которого узнал, что ДД.ММ.ГГГГ приемочной комиссией Администрации <адрес> принят акт о готовности помещения (<адрес>, расположенной в <адрес> в <адрес>) к эксплуатации после выполнения работ по переустройству и (или) перепланировке №.
Считает указанный акт незаконным и необоснованным, т.к. он принят с нарушением ст.ст. 26, 36, 40 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку трубы водоснабжения вмонтированы в межквартирные стены, которые являются общедомовым имуществом. Общего собрания жильцов <адрес> по данному вопросу не проводилось.
Также, п. 24 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, содержит прямой запрет на расположение кухни над жилыми комнатами.
Оспариваемый акт, по мнению административного истца, нарушает его права и законные интересы на благоприятные жилищные условия.
В судебном заседании административный истец Моськин В.В. административный иск поддержал в полном объеме и просил суд его удовлетворить.
Представитель административного ответчика Администрации <адрес> Родионова Т.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании административные исковые требования не признала и суду пояснила, что собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>125, Парфеновым М. на основании рабочей документации, разработанной ООО АП «Аранж», выполнены работы по переустройству и перепланировке, включающие в себя снос и возведение несущих перегородок и перенос оборудования, которые были ранее согласованы с ТСЖ «Юмашева, 18». При производстве работ существующие несущие конструкции, инженерные системы сохранены. После выполнения работ администрацией района оформлен акт от ДД.ММ.ГГГГ № о готовности помещения после выполнения работ по переустройству и перепланировке. Акт подписан членами приемочной комиссии, состав которой утвержден распоряжением Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. Выполненные работы не предусматривают прокладку трубопроводов водоснабжения в смежной стене с квартирой № и не требуют соответствующего решения всех собственников помещений в многоквартирном <адрес>. В ходе проверки Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ доводы административного истца о том, что трубы водоснабжения вмонтированы в стену, не нашли своего подтверждения.
Заинтересованные лица Парфенов М., представители ТСЖ «Юмашева, 18», Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела были извещены надлежащим образом, о причине неявки суд не уведомили. От представителя Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области поступил отзыв на административный иск, в котором вопрос о разрешении указанного спора оставлен на усмотрение суда.
Суд, заслушав мнение участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В судебном заседании установлено, что административный истец Моськин В.В. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>76 (общая совместная собственность).
ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Моськин В.В. обратился в Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области с жалобой, в которой просил провести проверку и принять меры к устранению незаконной перепланировки, произведенной собственниками <адрес>. В указанной жалобе Моськин В.В. указал, что в сентябре 2019 года в квартире, расположенной по адресу: <адрес>76, в которой проживает административный истец вместе со своей семьей, стали слышны шумы из-за стены соседней <адрес>. Для выяснения причины шумов административный истец осмотрел <адрес> увидел, что в ней произошла перепланировка, а именно за стеной детской комнаты в квартире истца расположена кухонная зона в <адрес>, трубы водоснабжения проходят вдоль всей смежной стены и вмонтированы в смежную стену. В санузле <адрес> также произведена перепланировка, а именно ванная перенесена в другой угол, смежный с детской комнатой в квартире административного истца. Шум возникает после включения воды в <адрес> прохождения ее по трубам, вмонтированным в смежную стену.
ДД.ММ.ГГГГ Моськиным В.В. был получен ответ из Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, в котором сообщено, что в ходе выездной проверки ДД.ММ.ГГГГ установлено, что собственником <адрес> в <адрес> проведены работы по перепланировке и переустройству жилого помещения. При этом, в рамках проверочных мероприятий собственником жилого помещения представлен Акт приемочной комиссии Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О готовности жилого помещения к эксплуатации после выполнения работ по переустройству и (или) перепланировке». В связи с этим нарушений жилищного законодательства со стороны собственника жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>125, Департаментом не выявлено.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится согласование переустройства и перепланировки помещений в многоквартирном доме.
Порядок переустройства и перепланировки жилого помещения предусмотрен главой 4 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу частей 1 и 2 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
Для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:
1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение в многоквартирном доме (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме, а если переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме невозможны без присоединения к данному помещению части общего имущества в многоквартирном доме, также протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии всех собственников помещений в многоквартирном доме на такие переустройство и (или) перепланировку помещения в многоквартирном доме, предусмотренном частью 2 статьи 40 настоящего Кодекса;
4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме;
5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);
6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, если такое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
Основания для отказа в согласовании переустройства (перепланировки) указаны в статье 27 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу п.п. 3 п. 1 ст. 27 Жилищного кодекса Российской Федерации, отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме допускается в случае несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства.
Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи (п. 2 ст. 27 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В судебном заседании установлено, что в ходе перепланировки жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>125, кухонная зона перенесена в жилую комнату, трубы водоснабжения проведены к раковине. В санузле <адрес> также произведена перепланировка, а именно ванная перенесена в другой угол, трубы водоснабжения также перенесены.
В соответствии с п. 24 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, размещение над комнатами уборной, ванной (душевой) и кухни не допускается.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 170, установлено, что перепланировка квартир (комнат), ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры, не допускается (п. 1.7.3).
В данном случае административный ответчик предоставил в судебное заседание нотариально заверенное согласие Малышкиной О.Ю. (собственника нижерасположенной <адрес>) на расположение кухни-ниши в <адрес> над ее жилой комнатой.
Однако, п. 24 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, содержит прямой запрет на размещение кухни над жилой комнатой, вне зависимости от наличия либо отсутствия согласия жильцов нижерасположенных квартир. Постановлением Администрации г. Екатеринбурга от ДД.ММ.ГГГГ N 2505 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Прием заявлений и выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирном доме" (далее Регламент).
Основаниями для отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения являются:
- несоответствие проекта переустройства и (или) перепланировки помещения требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации, строительным нормам и правилам, санитарным нормам и правилам, техническим регламентам (п. 19 Регламента).
Принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения (об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения) осуществляется приемочной комиссией.
Приемочная комиссия проверяет представленный проект переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения на соответствие действующему законодательству, строительным нормативам и правилам, санитарным нормам и правилам, техническим регламентам (п. 32 Регламента).
Специалист администрации района в день обращения заявителя осуществляет прием заявления и документов, указанных в пункте 14 настоящего Административного регламента, согласовывает с заявителем дату и время проведения комиссионной проверки и уведомляет приемочную комиссию о дате проверки произведенных работ и оформления акта приемочной комиссии о готовности помещения к эксплуатации после выполнения работ по переустройству и (или) перепланировке.
Заявитель обеспечивает присутствие представителей проектной организации и исполнителя (производителя) работ (при его наличии) при проведении комиссионной проверки (при невозможности личного участия заявителя в работе комиссии лицо, представляющее его интересы, должно иметь доверенность, которая передается уполномоченному представителю администрации района) (п. 34 Регламента).
В ходе приемки произведенных работ по переустройству и (или) перепланировке помещения приемочная комиссия проверяет:
- соответствие произведенных работ проекту переустройства и (или) перепланировки помещения;
- наличие доступа к внутридомовым инженерным системам;
- наличие актов освидетельствования скрытых работ, в случае если были проведены работы, скрываемые последующими работами (п. 36 Регламента).
По результатам приемки произведенного переустройства и (или) перепланировки помещения приемочная комиссия в присутствии заявителя составляет акт о готовности помещения к эксплуатации после выполнения работ по его переустройству и (или) перепланировке (приложение N 4) в четырех экземплярах, которые подписываются заявителем и членами приемочной комиссии и передаются на подписание председателю приемочной комиссии (п. 37 Регламента).
В случае если приемочной комиссией установлены факты несоответствия произведенных работ по переустройству и (или) перепланировке помещения согласованному проекту, об этом делается соответствующая запись в акте (п. 38 Регламента).
В данном случае суд соглашается с доводами административного истца о том, что оспариваемый акт о готовности помещения к эксплуатации после выполнения работ по переустройству и (или) перепланировке от ДД.ММ.ГГГГ № принят приемочной комиссией Администрации <адрес> с нарушениями требований Жилищного кодекса Российской Федерации и Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Прием заявлений и выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирном доме", а именно кухня находится над жилой комнатой, произведен перенос труб водоснабжения.
Оспариваемый ненормативный акт органа местного самоуправления нарушает права и законные интересы административного истца на благоприятные жилищные условия в собственной квартире.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска Моськина В.В. в полном объеме. На административного ответчика необходимо возложить обязанность по устранению нарушенных прав и законных интересов административного истца путем повторного рассмотрения заявления собственника <адрес> об оформлении акта приемочной комиссии о готовности помещения к эксплуатации после выполнения работ по переустройству и (или) перепланировке.
Руководствуясь ст.ст. 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ (░░░) ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ №.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.
░░░░░: ░░░░░░ ░.░.