УИД76RS0015-01-2024-001490-46
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 июля 2024 года |
город Ярославль |
Ленинский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Красильниковой Л.Г.,
при секретаре Алемасовой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Ярославля, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Комитету по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля, Департаменту городского хозяйства мэрии города Ярославля о возложении обязанности,
у с т а н о в и л :
Прокурор города Ярославля, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к КУМИ мэрии города Ярославля, ДГХ мэрии города Ярославля о возложении обязанности. В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой города Ярославля проведена проверка исполнения требований законодательства о водоснабжении, в ходе которой установлено, что на территории Ленинского района города Ярославля расположен бесхозяйный объект недвижимости: сеть водоснабжения по адресу: г. Ярославль, ул.Лизы Чайкиной, д.7, инвентарный номер: 000000000237. Непринятие мер по обращению в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого объекта снижает степень антитеррористической защищенности объектов с пребыванием граждан (в том числе жителей многоквартирных домов, находящихся поблизости от водопровода), способствует увеличению риска причинения вреда жизни и здоровью граждан отсутствию контроля за техническим состоянием бесхозяйных сетей водоснабжения, создает угрозу бесперебойному снабжению ресурсами, чем нарушаются права неопределенного круга лиц.
Прокурор города Ярославля просит возложить на КУМИ мэрии г. Ярославля обязанность в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого объекта - сети водоснабжения, расположенной по адресу: г. Ярославль, ул.Лизы Чайкиной, д.7; также возложить на ДГХ мэрии г. Ярославля в течение трех месяцев после постановки на учет указанного участка сети водоснабжения в качестве бесхозяйного недвижимого объекта организовать его передачу организации, осуществляющей эксплуатацию инженерных сетей, по договорам, предусмотренным действующим законодательством, на содержание и ремонт до признания права собственности на указанный объект.
Представитель истца - помощник прокурора г.Ярославля Бурлакова Е.В. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, не возражала против увеличения срока исполнения судебного решения до 1 года, также пояснила, что на ДГХ мэрии г. Ярославля обязанность по передаче бесхозяйного объекта организации, осуществляющей эксплуатацию инженерных сетей, необходимо возложить в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Ответчик КУМИ мэрии города Ярославля, извещенный надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, в возражениях на иск представитель ответчика по доверенности Шигин В.В. указал, что спорный участок сети водоснабжения в реестре муниципального имущества г.Ярославля не значится, КУМИ инициирована процедура бесхозяйного учета. Просит увеличить срок исполнения судебного решения с 9 месяцев, до 1 года.
Ответчик ДГХ мэрии города Ярославля, извещенный надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, в возражениях на иск представитель ответчика по доверенности Хватова Е.А. полагала, что основания для удовлетворения требований отсутствуют, поскольку истцом не представлено доказательств, что спорный участок сети водоснабжения является бесхозяйным объектом, действующим законодательством не предусмотрена передача сетей водоснабжения по договорам на содержание и ремонт, требования о понуждении ДГХ мэрии г.Ярославля определить эксплуатирующую организацию после постановки сетей на учет, как бесхозяйных, являются неправомерными.
Третьи лица - мэрия города Ярославля, АО «Ярославльводоканал», извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, своих представителей в суд не направили. Мэрия города Ярославля мнений по иску не представила. АО «Ярославльводоканал» представило служебную записку ПТО от 09.07.2024г., в которой указало, что спорный участок сетей водоснабжения на балансе и обслуживании в АО «ЯВК» не состоит. Актов приема-передачи на обслуживание в АО «ЯВК» спорного участка сетей водоснабжения от органа местного самоуправления, инициирующего процедуру признания объекта бесхозяйным имуществом, не поступало. Процедуру признания спорного участка сетей водоснабжения бесхозяйным имуществом АО «ЯВК» не инициировало.
Выслушав помощника прокурора г.Ярославля Бурлакову Е.В., исследовав и оценив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (пункт 1).
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности (пункт 3).
Из информации, представленной мэрией г.Ярославля и ДГХ мэрии г.Ярославля на запрос прокурора г.Ярославля, следует, что в отношении указанных в запросе инженерных сетей (в том числе сети водоснабжения по адресу: г. Ярославль, ул.Лизы Чайкиной, д.7) в настоящее время формируется пакет документов, необходимый для заключения договора на выполнение кадастровых работ с целью постановки данных бесхозяйных объектов недвижимого имущества на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Проведение кадастровых работ в отношении сетей, указанных в запросе, КУМИ мэрии г.Ярославля запланирована на 2024-2025г.г. (л.д.7-10).
Таким образом, участок сети водоснабжения по адресу: г.Ярославль, ул.Лизы Чайкиной, д.7 является бесхозяйным объектом недвижимого имущества, в отношении которого КУМИ мэрии г.Ярославля проводятся необходимые мероприятия с целью постановки на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В этой связи доводы представителя ДГХ мэрии г.Ярославля об отсутствии в материалах дела доказательств того, что спорная сеть водоснабжения является бесхозяйной, суд находит несостоятельными, поскольку данное обстоятельство ответчиками не оспаривалось.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии №П/0086 от 15.03.2023г. установлен Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей согласно приложению к настоящему приказу.
Согласно пункту 5 указанного Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления, представленного органами местного самоуправления, уполномоченными в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации исполнительными органами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов и муниципальных образований, либо лицами, обязанными в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию линейных объектов, в отношении бесхозяйных линейных объектов, эксплуатацию которых они обязаны осуществлять в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Также постановлением мэра г. Ярославля от 07.06.2007 № 1805 утвержден Порядок взаимодействия структурных подразделений мэрии города Ярославля при приобретении права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты (далее - Порядок взаимодействия структурных подразделений мэрии города Ярославля).
В силу пунктов 2.1, 2.2, 2.4, 2.5, 2.6 указанного Порядка взаимодействия структурных подразделений мэрии города Ярославля, ДГХ мэрии города Ярославля совместно с территориальными администрациями мэрии города Ярославля, ресурсоснабжающими организациями и организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами, выявляет бесхозяйные объекты на территории города Ярославля (пункт 2.1); совместно с ресурсоснабжающими организациями обследует бесхозяйные объекты и составляет акты их технического состояния (пункт 2.2); направляет собранную документацию о бесхозяйных объектах в комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля (пункт 2.4); после получения уведомления о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества организует передачу бесхозяйных объектов на содержание и ремонт сроком на один год эксплуатирующей организации в соответствии с действующим законодательством (пункт 2.5); принимает от эксплуатирующих организаций акты выполненных работ по содержанию и ремонту бесхозяйных объектов, формирует заявку на финансирование и направляет ее в департамент финансов мэрии города Ярославля (п.2.6).
Согласно пунктов 3.2, 3.3, 3.4, 3.5, 3.7 Порядка взаимодействия структурных подразделений мэрии города Ярославля, КУМИ мэрии г. Ярославля в целях реализации Порядка обеспечивает выполнение кадастровых работ с постановкой бесхозяйных объектов на государственный кадастровый учет и направление заявлений о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 3.2); информирует департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля о получении уведомлений о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества (пункт 3.3); по истечении одного года со дня внесения записи о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, направляет исковые заявления в суд о признании права муниципальной собственности на данные объекты (пункт 3.4); обеспечивает государственную регистрацию права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты (пункт 3.5); организует совместно с департаментом городского хозяйства мэрии города Ярославля передачу бесхозяйных объектов обслуживающим организациям для содержания и ремонта (пункт 3.7).
Учитывая нормы права, регулирующие спорные правоотношения, установленные по делу обстоятельства, отсутствие доказательств выполнения ответчиками в отношении спорного имущества мер по постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований прокурора.
На ответчика КУМИ мэрии города Ярославля подлежит возложению обязанность по обращению в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет указанного бесхозяйного объекта водоснабжения. С учетом мнения истца срок исполнения решения суд определяет в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу. ДГХ мэрии г.Ярославля после получения уведомления о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества надлежит организовать передачу данного бесхозяйного объекта на содержание и ремонт сроком на один год эксплуатирующей организации в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Судом также принято во внимание, что в соответствие с п.5 ст.225 ГК РФ, с заявлением о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов наряду с органами, указанными впунктах 3и4настоящей статьи, вправе также обратиться лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов. По истечении трех месяцев со дня постановки бесхозяйных линейных объектов на учет лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов, могут обратиться в суд с требованием о признании права собственности на них.
Согласно п.5 ст.8 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии состатьей 12настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданскимзаконодательством.
Вместе с тем, диспозитивный характер пункта 5 статьи 225 ГК РФ, предусматривающего право на обращение с заявлением о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов лица, обязанного в соответствии с законом осуществлять их эксплуатацию, равно как и положения п.5 ст.8 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», которыми определены гарантии надежного обеспечения потребителей энергией, не влекут отказа в удовлетворении иска прокурора.
Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора города Ярославля в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск прокурора города Ярославля (ИНН 7604008189), действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Возложить на Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля (ИНН 7601000992, ОГРН 1027600684100) обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявление о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества - сети водоснабжения, расположенной по адресу: г. Ярославль, улица Лизы Чайкиной, д.7, инвентарный номер: 000000000237.
Возложить на Департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля (ИНН 7601001097, ОГРН 1027600677994) обязанность в течение трех месяцев после постановки на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества - сети водоснабжения, расположенной по адресу: г. Ярославль, улица Лизы Чайкиной, д.7, инвентарный номер: 000000000237, организовать его передачу организации, осуществляющей эксплуатацию инженерных сетей, в порядке, предусмотренном действующим законодательством, на содержание и ремонт до признания права собственности на указанный объект.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Ленинский районный суд города Ярославля.
Судья Л.Г. Красильникова