11RS0003-01-2022-000864-79 Дело № 2-747/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Интинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Махневой Л.В.
при секретаре Мартьяновой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 20 июня 2022 года гражданское дело по иску Коровиной Л. И., Коровина Д. В. к ПАО "Т Плюс" о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда, штрафа, возложении обязанности не начислять плату за горячее водоснабжение,
УСТАНОВИЛ:
Коровина Л.И., Коровин Д.В. обратились в суд с иском к ПАО "Т Плюс" о взыскании денежных средств, уплаченных по строке "горячая вода – теплоноситель" за период с мая 2019 г. по февраль 2022 г. включительно, возложении обязанности произвести перерасчет платы путем аннулирования в полном объеме начислений за горячее водоснабжение по строке "теплоноситель" за период с апреля 2019 г. по февраль 2022 г. включительно, не начислять плату за горячее водоснабжение по строке "горячая вода – теплоноситель" по адресу: ____ 01.03.2022 и до момента приведения качества горячей воды на узле ввода в соответствие с требованиями санитарного законодательства; взыскании компенсации морального вреда в размере по 15 000 руб., штрафа в связи с нарушением прав потребителя. В обоснование заявленных требований истцы указали, что ПАО "Т Плюс" предоставляет услуги по снабжению отоплением и горячей водой квартиры, расположенной по адресу: ____, собственником которой является Коровина Л.И. Истцы зарегистрированы и проживают в данной квартире. Ресурсоснабжающей организацией ПАО "Т Плюс" горячая вода предоставляется ненадлежащего качества по показателям мутности, цвета, запаха. Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 коммунальные услуги должны предоставлять надлежащего качества. Согласно п. 98 указанных Правил при предоставлении потребителю коммунальных услуг ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги. Согласно п. 6 Приложения № 1 горячая вода по составу и свойствам должна постоянно соответствовать СанПиН 2.1.4.2496-09, 2.1.4.1074-01. Несоответствие качества горячей воды в г. Инте установленным требованиям подтверждается решением Сыктывкарского городского суда от 24.02.2014 по делу №__, которое вступило в законную силу, на настоящий момент не исполнено. Указанное решение имеет преюдициальное значение. Устранение недостатков обязан доказывать исполнитель услуги.
Ответчик представил письменный отзыв на иск, в котором иск не признал. Указал, что истцами не представлены относимые и допустимые доказательства в обоснование позиции по поставке коммунальной услуги горячего водоснабжения ненадлежащего качества. Факт поставки воды ненадлежащего качества должен подтверждаться в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354. в указанном порядке факт предоставления истцу коммунальной услуги горячего водоснабжения ненадлежащего качества не фиксировался. Также истцом не представлено доказательств, что в будущем периоде коммунальный ресурс будет предоставляться ненадлежащего качества. Решение Сыктывкарского городского суда от 24.02.2014 по делу №__ не имеет преюдициального значения и не может приниматься во внимание. Указанным решением установлено несоответствие горячей воды, подаваемой Интинской ТЭЦ, по показателю «цветность». Выводов о несоответствии воды показателям «мутность», «запах» в решении по делу №__ не содержится. Причиной обращения Роспотребнадзора с указанным иском послужило нарушение качества поставки энергоресурсов в период с декабря 2010 г. по декабрь 2013 г. Указанным судебным актом не установлен и не подтвержден факт ненадлежащей услуги именно в многоквартирном доме и жилом помещении истца в спорный период. Определением от 02.10.2020 ПАО "Т Плюс" предоставлена отсрочка исполнения решения до 31.12.2023. Управлением Роспотребнадзора Республики Коми согласован план мероприятий по приведению качества горячей воды, подаваемой Интинской ТЭЦ, в соответствие с установленными требованиями на период 2020 – 2023 гг. Согласно п. 10 ст. 24 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ на срок реализации плана мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, допускается несоответствие качества подаваемой питьевой воды установленным требованиям в пределах, определенных таким планом мероприятий, за исключением показателей качества горячей воды, характеризующих ее безопасность. План мероприятий предоставляет ответчику право допускать отклонение требований к качеству подаваемой воды. На период реализации плана мероприятий потребитель не может быть освобожден от оплаты полученной услуги. Освобождение истца от оплаты потребленного ресурса повлечет дополнительные негативные последствия в реализации мер, направленных на обеспечение соответствия качества горячей воды требованиям законодательства, поскольку повлечет дополнительную финансовую нагрузку на ресурсоснабжающую организацию, негативно повлияет на сроки выполнения реконструкции ХВО. Имеются доказательства предоставления качественной услуги по горячему водоснабжению. Интинской ТЭЦ осуществляется производственный контроль качества сетевой прямой и обратной воды. Компетентность проводимых исследований подтверждается заключением от 31.05.2021 № 693, выданным Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии ФБУ «Коми ЦСМ». Исковые требования за период с 01.05.2019 по 12.05.2019 не подлежат удовлетворению в связи с истечением срока исковой давности. Требование о компенсации морального вреда является чрезмерно завышенным.
Дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Установлено, что жилое помещение по адресу: ____ находится в собственности Коровиной Л.И. (л.д. 8). Истцы зарегистрированы по месту жительства и проживают по указанному адресу (л.д. 11,12).
ПАО "Т Плюс" является ресурсоснабжающей организацией, предоставляющей населению г. Инты услуги по горячему водоснабжению и теплоснабжению (отоплению), что никем из сторон не оспаривается.
Согласно выпискам из лицевого счета по начислению платы за услуги горячего водоснабжения и отопления по адресу: ____, истцы оплачивают указанные услуги. По состоянию на 01.02.2022 у истцов не имеется задолженности перед ответчиком за предоставленные услуги. Доказательств оплаты ГВС за февраль 2022 г. материалы дела не содержат.
Вступившим в законную силу решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 24.02.2014 по делу №__ по иску Управления Роспотребнадзора по Республике Коми в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «ТГК-9» установлено, что горячая вода, поставляемая потребителям Интинской ТЭЦ, не соответствует требованиям санитарного законодательства. Признано незаконным бездействие ОАО «ТГК-9», выразившееся в невыполнении обязанности по подаче населению горячей воды, соответствующей установленным гигиеническим требованиям. ОАО «ТГК-9» обязано в срок до 01.09.2014 устранить нарушения санитарного законодательства и обеспечить соответствие требованиям санитарных правил горячей воды, подаваемой Интинской ТЭЦ (____), по показателю цветности.
ПАО "Т Плюс" является правопреемником ОАО «ТГК-9», так как образовано в результате реорганизации последнего.
Решение Сыктывкарского городского суда от 24.02.2014 до настоящего момента не исполнено. Определениями Сыктывкарского городского суда многократно предоставлялась отсрочка исполнения указанного решения суда. Определением Сыктывкарского городского суда от 02.10.2020 №__ ответчику предоставлена отсрочка исполнения решения до 31.12.2023.
Истцы полагают, что они не обязаны вносить в полном объеме плату за горячую воду, не соответствующую установленным законодательством требованиям.
Правила перерасчета размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества установлены Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, утвердившим Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее по тексту – Правила № 354).
В соответствии с п. 31, 33 указанных Правил Исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
Пунктом 98 Правил № 354 установлено, что при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги. Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении № 1 к настоящим Правилам.
Правилами № 354 установлен порядок обращения потребителя за перерасчетом платы в связи с ненадлежащим качеством коммунальных услуг. В соответствии с пунктами 105 – 110 Правил при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем. Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой. Работник аварийно-диспетчерской службы обязан немедленно после получения сообщения потребителя уведомить ресурсоснабжающую организацию, у которой исполнитель приобретает коммунальный ресурс для предоставления потребителям коммунальной услуги, дату и время проведения проверки. По окончании проверки составляется акт проверки. Если в ходе проверки будет установлен факт нарушения качества коммунальной услуги, то в акте проверки указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги, использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги.
В соответствии с п. 103 Правил если исполнителем является ресурсоснабжающая организация, которая в соответствии с договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не осуществляет обслуживание внутридомовых инженерных систем, то такая организация производит изменение размера платы за коммунальную услугу в том случае, если нарушение качества коммунальной услуги и (или) перерывы в предоставлении коммунальной услуги возникли до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
Согласно п. 1, 5 ст. 24 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" организация, осуществляющая горячее водоснабжение с использованием централизованных и нецентрализованных (автономных) систем горячего водоснабжения, обязана подавать абонентам горячую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей и частью 7 статьи 8 названного Федерального закона. Горячая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества горячей воды не превышают нормативов качества горячей воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения.
Пунктами 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Согласно пункту 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей" потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
Пунктом 6 Приложения № 1 установлено, что горячая вода по составу и свойствам должна постоянно соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09). Отклонение состава и свойств горячей воды от требований законодательства РФ о техническом регулировании не допускается. При несоответствии состава и свойств горячей воды требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании размер платы за коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением № 2 к Правилам, снижается на размер платы, исчисленный суммарно за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета) в соответствии с пунктом 101 Правил.
СанПиН 2.1.4.2496-09 признаны утратившими силу с 01.03.2021.
С 01.03.2021 введены в действие СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
Пунктом 75 СанПиН 2.1.3684-21 предусмотрено, что качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам. Качественной признается питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием систем водоснабжения, если при установленной частоте контроля в течение года не выявлены: превышения уровня гигиенических нормативов по микробиологическим (за исключением ОМЧ, ОКБ, ТКБ. Escherichia coli), паразитологическим, вирусологическим показателям, уровней вмешательства по радиологическим показателям; превышения уровней гигиенических нормативов ОМЧ, ОКБ, ТКБ и Escherichia coli в 95% и более проб, отбираемых в точках водоразбора, при количестве исследуемых проб не менее 100 за год; превышения уровней гигиенических нормативов органолептических, обобщенных показателей, неорганических и органических веществ более, чем на величину ошибки метода определения показателей. При этом согласно Приложению № 3 к указанному СанПиНу цветность является одним из контролируемых показателей при проведении лабораторных исследований горячей воды.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.09.2001 № 24 утверждены СанПиН 2.1.4.1074-01. 2.1.4 "Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" (далее - СанПиН 2.1.4.1074-01).
Пунктом 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 предусмотрено, что благоприятные органолептические свойства воды определяются ее соответствием нормативам, указанным в таблице 4, а также нормативам содержания веществ, оказывающих влияние на органолептические свойства воды, приведенным в таблицах 2 и 3 и в Приложении 2.
Согласно таблице 4 показатель цветности воды по нормативу не может составлять более 20 градусов.
Аналогичные требования по цветности установлены приложением 6 к СанПиН 2.1.4.1074-01 (в части требований к горячей воде).
СанПиН 2.1.4.1074-01 утратил силу с 01.03.2021, однако в течение части спорного периода указанный СанПиН подлежал применению.
На основании решения Сыктывкарского городского суда по делу №__ суд считает доказанным, что с 2014 г. и до настоящего момента вся горячая вода на территории г. Инты, поставляемая потребителям Интинской ТЭЦ, принадлежащей ответчику, не соответствует санитарно-гигиеническим требованиям по показателю цветности. Решение Сыктывкарского городского суда по делу №__ принято по иску Роспотребнадзора к ОАО «ТГК-9» (правопредшественника ответчика) в интересах неопределенного круга лиц, в связи с чем суд признает указанное решение имеющим преюдициальное значение для данного дела.
В связи с этим суд полагает, что с учетом наличия указанного решения суда возможно отступление от требований Правил № 354 в части подтверждения факта предоставления услуг ненадлежащего качества. Поскольку указанным решением установлено, что вся горячая вода на территории г. Инты на выходе из ТЭЦ не соответствует обязательным требованиям, то отсутствует необходимость отдельно подтверждать, что горячая вода, поставляемая в квартиру истца, также не соответствует предъявляемым требованиям.
Кроме того, порядок подтверждения факта предоставления услуги ненадлежащего качества, установленный Правилами № 354, предусмотрен для случаев, когда перерасчет платы за коммунальную услугу ненадлежащего качества производится исполнителем во внесудебном порядке. При наличии судебного спора потребитель не ограничен в способах доказывания предоставления ему услуги ненадлежащего качества.
Таким образом, поскольку решением Сыктывкарского городского суда по делу №__ доказано, что ответчик предоставляет истцам услуги горячего водоснабжения ненадлежащего качества, то истцы вправе требовать от ответчика соответствующего уменьшения размера платы за коммунальную услугу, вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Доводы ответчика о наличии у него доказательств предоставления услуг надлежащего качества (протоколов испытаний проб сетевой воды, составленных производственной лабораторией химического цеха Интинской ТЭЦ) судом отвергаются. Поскольку доказательством ненадлежащего качества поставляемой услуги по горячему водоснабжению является решение суда, которым установлено, что качество всей поставляемой от Интинской ТЭЦ горячей воды не соответствует обязательным требованиям, то надлежащим доказательством приведения воды в соответствие с установленными требованиями может являться исключительно постановление об окончании исполнительного производства фактическим исполнением. Такой документ в настоящий момент отсутствует.
При этом суд находит позицию ответчика по данному вопросу противоречивой. Ответчик сам ссылается на то, что решение не исполнено, ему предоставлена отсрочка по исполнению указанного решения суда до 31.12.2023, что в настоящий момент имеется согласованная программа мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, что указанная программа в настоящий момент еще не исполнена. В связи с чем суд считает, что поскольку фактически ответчик еще не совершил никаких конкретных мероприятий по исполнению решения суда (в части выполнения непосредственно работ по замене оборудования и др.), а находится еще только на стадии подготовительных мероприятий), то ответчик не мог привести подаваемую Интинской ТЭЦ воду в соответствие в установленными требованиями. Представленные ответчиком отдельные протоколы изменений производственной лаборатории не могут опровергнуть того факта, что решение Сыктывкарского городского суда не исполнено. Указанные протоколы не подтверждают надлежащее качество воды на выходе с Интинской ТЭЦ в городскую систему горячего водоснабжения. Указанные протоколы имеют внутрипроизводственное значение.
При этом в материалах дела имеется информация Управления Роспотребнадзора по ____ о том, что средние уровни показателей проб горячей воды после приготовления, отобранных в течение 2019, 2020, 2021 г., не соответствовали нормативам качества горячей воды по цветности и содержанию железа (отклонение от нормативов в 3 - 4 раза).
Не имеют значения доводы ответчика о том, что указанным решением Сыктывкарского городского суда установлено отклонение горячей воды только по показателю «цветность», истцом не представлено доказательств несоответствия воды по иным показателям. Несоответствия коммунального ресурса установленным требованиям только по одному показателю уже достаточно для возникновения у потребителя права требовать снижения платы за указанный коммунальный ресурс. При этом, как указано в информации Управления Роспотребнадзора по Республике Коми, горячая вода отклонялась от норматива и по содержанию железа в течение 2019 – 2021 гг.
С учетом вышеизложенного суд находит требования о взыскании денежных средств, уплаченных по строке «горячая вода – теплоноситель» и о возложении на ответчика обязанности не начислять плату за горячее водоснабжение по указанной строке до приведения горячей воды в соответствие с санитарно-гигиеническими требованиями подлежащими удовлетворению.
Доводы ответчика о том, что в соответствии с п. 10 ст. 24 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ на срок реализации плана мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, допускается несоответствие качества подаваемой питьевой воды установленным требованиям в пределах, определенных таким планом мероприятий, за исключением показателей качества горячей воды, характеризующих ее безопасность, не подтверждены документально. Из буквального толкования указанного пункта следует, что несоответствие качества подаваемой питьевой воды установленным требованиям на период реализации плана мероприятий допускается исключительно в пределах, определенных таким планом мероприятий. Ответчик не представил в материалы дела документы, свидетельствующие о том, что в рамках мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями были согласованы пределы отклонения качества горячей воды, допускаемые на период реализации программы.
Кроме того, суд полагает, что норма, предусмотренная п. 10 ст. 24 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ, допускает отклонение качества воды в период реализации мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями лишь постольку, поскольку в период производства конкретных монтажных, пусконаладочных и иных работ на трубопроводах, оборудовании и т.п. соответствие качества воды установленным требованиям невозможно в силу объективных причин, так как само производство указанных работ влияет на качество поставляемой воды. Указанная норма не освобождает ресурсоснабжающую организацию от обязанности обеспечивать надлежащее качество коммунального ресурса в течение всего периода реализации мероприятий приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями. Из материалов дела не следует, что в спорный период, за который истец просит сделать перерасчет, ответчиком производились какие-либо работы согласно плану мероприятий, которые могли повлиять на качество водоснабжения. Согласно плану мероприятий в период до июля 2021 г. производство каких-либо работ не было предусмотрено, выполнялись только подготовительные мероприятия (проектно-изыскательские работы, закупка материалов и оборудования). Строительно-монтажные и пусконаладочные работы запланированы на период с июля 2021 г. по сентябрь 2023 г. Доказательств того, что ответчик фактически приступил к выполнению каких-либо работ, которые реально могли бы повлиять на качество горячего водоснабжения, материалы дела не содержат.
Заслуживают внимания доводы ответчика о пропуске истцами срока исковой давности по части требований.
В силу ст. 195 Гражданского кодекса РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В соответствии со ст. 196 Гражданского кодекса РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса. При этом согласно ст. 199 Гражданского кодекса РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске. Согласно ст. 204 Гражданского кодекса РФ срок исковой давности не течет со дня обращения в суд в установленном порядке за защитой нарушенного права на протяжении всего времени, пока осуществляется судебная защита нарушенного права.
Согласно входящему штампу на исковом заявлении, истцы обратились в суд 13.05.2022 (л.д. 5). Соответственно, ими пропущен срок по требованиям о перерасчете платы за ГВС за период до 12.05.2019 включительно. Требования о взыскании оплаченных сумм за период с 01.05.2019 по 12.05.2019, подлежат отклонению в связи с пропуском срока исковой давности. Требования за период с 13.05.2022 подлежат удовлетворению. Поскольку доказательств оплаты ГВС за февраль 2022 г. материалы дела не содержат, уплаченные суммы подлежат взысканию до января 2022 г. включительно.
Согласно выписке из лицевого счета за май 2019 г. по строке «теплоноситель» истцу начислена плата в размере 20,27 руб. Из указанной суммы на период с 13.05.2019 по 31.05.2019 приходится 12,42 руб. (20,27 / 31 х 19). Всего за период с 13.05.2019 по 31.01.2022 истцам начислена плата за горячее водоснабжение по строке «теплоноситель» 539,91 руб. Указанная сумма полностью оплачена. Поскольку суд признает незаконным начисление платы по строке «теплоноситель», то указанная сумма подлежит взысканию в пользу истца на основании ст. 1102 Гражданского кодекса РФ как возврат неосновательного обогащения.
Поскольку плата за услуги ненадлежащего качества подлежит снижению за весь период предоставления услуги ненадлежащего качества, то подлежат удовлетворению требования о возложении на ответчика обязанности не начислять плату по строке «горячая вода - теплоноситель» до момента приведения качества воды на узле ввода в дом в соответствие с требованиями действующего законодательства.
На основании статьи 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от __.__.__ №__ "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Учитывая длительность нарушения прав истцов путем предоставления им услуг горячего водоснабжения ненадлежащего качества, а также учитывая, что нарушение прав истцов происходило путем длительного бездействия, выражавшегося в неисполнении решения суда о приведении горячего водоснабжения в соответствие с требованиями законодательства, суд считает соразмерной нравственным страданиям истцов компенсацию морального вреда в размере по 10 000 руб. каждому. В остальной части требования о компенсации морального вреда суд находит завышенными.
В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, …) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Размер штрафа, подлежащего взысканию в пользу истца Коровиной Л.И., составляет (10 000 + 539,91) * 0,5 = 5 269,96 руб. Размер штрафа, подлежащего взысканию в пользу Коровина Д.В., составляет 5 000 руб.
При подаче иска истец освобожден от уплаты госпошлины на основании Закона РФ "О защите прав потребителей". В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, в связи с тем, что судом удовлетворены требования истца, с ответчика подлежит взысканию госпошлина в размере 700 руб. (400 руб. за имущественные требования о взыскании сумм и 300 руб. за неимущественные требования о компенсации морального вреда).
Руководствуясь ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с ПАО "Т Плюс" в пользу Коровиной Л. И. денежные средства, уплаченные за горячее водоснабжение по строке "горячая вода – теплоноситель" по адресу: ____ за период с 13.05.2019 по 31.01.2022 в размере 539,91 руб., компенсацию морального вреда 10 000 руб., штраф в соответствии с Законом РФ "О защите прав потребителей" в размере 5 269,96 руб.
Возложить на ПАО "Т Плюс" обязанность аннулировать начисление платы за горячее водоснабжение по строке "горячая вода – теплоноситель" по адресу: ____, за период с 13.05.2019 до вынесения настоящего решения; не начислять плату за горячее водоснабжение по строке "горячая вода – теплоноситель" по адресу: ____, вне зависимости от объемов фактического потребления, с момента вынесения настоящего решения до момента приведения качества горячей воды на узле ввода в ____ в ____ в соответствие с требованиями санитарного законодательства (до полного исполнения решения Сыктывкарского городского суда от 24.02.2014 по делу №__).
Взыскать с ПАО "Т Плюс" в пользу Коровина Д. В. компенсацию морального вреда 10 000 руб., штраф в соответствии с Законом РФ "О защите прав потребителей" в размере 5 000 руб.
Взыскать с ПАО "Т Плюс" в доход местного бюджета МОГО "Инта" государственную пошлину в размере 700 рублей.
Коровиной Л. И., Коровину Д. В. в иске к ПАО "Т Плюс" о возложении обязанности аннулировать начисление платы за горячее водоснабжение по строке "горячая вода – теплоноситель" по адресу: ____, за период с 01.05.2019 по 12.05.2019, взыскании денежных средств, уплаченных по строке "горячая вода – теплоноситель" по адресу: ____, за период с 01.05.2019 по 12.05.2019, с 01.02.2022 по 28.02.2022 отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Интинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 28.06.2022.
Судья Л.В. Махнева