Решение по делу № 2-332/2015 от 23.03.2015

К делу №2-332/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 апреля 2015 года ст. Отрадная

Отрадненский районный суд Краснодарского края в составе:

Председательствующего судьи Северина Н.Н.,

с участием представителей администрации муниципального образования Отрадненский район – ФИО2, ФИО5,

представителя администрации Отрадненского сельского поселения – ФИО3,

ответчика Капланяна В.С., его представителя – Шейкина А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации муниципального образования Отрадненский район к администрации Отрадненского сельского поселения Отрадненского района, Капланяну В. С. о признании права муниципальной собственности

УСТАНОВИЛ:

Администрация муниципального образования Отрадненский район обратилась в суд с иском к администрации Отрадненского сельского поселения Отрадненского района и Капланяну В. С. о признании права муниципальной собственности на объекты: сооружение - компактную установку КУ-200 для переработки жидких бытовых отходов производительностью 200 куб.м./сутки, площадью застройки 80,8 кв.м; материал стен – смешанный: металлические, обложенные кирпичом; год постройки 2005 год; и приемную камеру для жидких бытовых отходов: площадью застройки – 31,9 кв.м., год постройки – 2005 год, объем – 25 куб. м., расположенные по адресу: <адрес>, станица Отрадная, <адрес>.

В обосновании своих исковых требований указала, что 20 июня 2005 года администрация муниципального образования Отрадненский район заключила контракт на капитальный ремонт очистных сооружений расположенных по вышеуказанному адресу на общую стоимость работ 1 589816 рублей. В последствие данные объекты распоряжением комитета имущественных отношений Отрадненского района от 13 сентября 2006 года «О внесении в Перечень зданий, сооружений и имущества муниципальной собственности муниципального образования Отрадненский район установки КУ-200» были включены в реестр муниципальной собственности муниципального образования Отрадненский район. В настоящее время земельный участок, на котором расположены объекты муниципальной собственности, находятся в собственности ответчика Капланян В.С., что подтверждается свидетельством о праве собственности от 5.10.2011 года.

Представитель истца ФИО2 в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме. Также пояснила, что 12 марта 2015 года в газете «Сельская жизнь» было опубликовано сообщение, согласно которому индивидуальный предприниматель Капланян Е.В. ставит в известность абонентов о том, что очистные сооружения ст. Отрадной, расположенные по адресу: ст. Отрадная, <адрес>, останавливают с 12 апреля 2015 года работу, что недопустимо в соответствии с действующим законодательством, и может повлечь аварийные, чрезвычайные ситуации на территории Отрадненского района. Администрация муниципального образования Отрадненский район после опубликования указанного сообщения в газете «Сельская жизнь» приняла решение об обращении в Отрадненский районный суд с исковым заявлением о признании права муниципальной собственности на объекты, включенные в реестр муниципальной собственности муниципального образования Отрадненский район так как, прекращение работы очистных сооружений, собственником которых является ответчик Капланян В.С. может привести к возникновению аварийной, чрезвычайной ситуации в Отрадненском районе.

Представитель истца ФИО5 в судебном заседании поддержал заявленные требования, пояснил, что объекты, право собственности на которые просит признать администрация муниципального образования Отрадненский район являются социально-значимыми, относятся к объектам коммунальной инфраструктуры, прямо влияют на жизнедеятельность граждан и организаций Отрадненского района.

Представитель ответчика – администрации Отрадненского сельского поселения Отрадненского района ФИО3 в судебном заседании просил удовлетворить в полном объеме исковые требования администрации муниципального образования Отрадненский район в связи с тем, что спорные объекты являются социально-значимыми, и отсутствие государственной регистрации права муниципальной собственности муниципального образования Отрадненский район является недопустимым и влечет правовую неопределенность, в том числе в части расходования бюджетных средств, в целях целевого расходования бюджетных средств необходимо признание права муниципальной собственности и соответствующая государственная регистрация права.

Ответчик Капланян В.С., его представитель по доверенности Шейкин А.А. в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований. В обоснование своих возражений указали, что истцом не подтверждено, что комплексная установка КУ-200 и приемная камера являются объектами недвижимого имущества. В отношении требований заявленных в исковом заявлении истекли сроки давности, в связи с чем, просят в удовлетворении искового заявления отказать. Также пояснили, что действительно компактная установка КУ-200 и приемная камера, право собственности на которые просит признать администрация, были созданы, построены муниципальным образованием Отрадненский район, и заявили о том, чтобы указанное имущество администрация муниципального образования Отрадненский район убрало с территории очистных сооружений, собственником которых является ответчик.

Выслушав представителей истца, ответчиков, свидетелей, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлено, что при переходе прав на объекты недвижимого имущества, - ранее возникшие права (до вступления в силу вышеназванного закона) подлежат государственной регистрации (ст. 6). В соответствии со статьями 17, 25 указанного нормативного акта, основаниями для государственной регистрации прав являются документы, подтверждающие факт создания объекта недвижимости, право пользования земельным участком, предоставленном для создания объекта недвижимости, акты, договоры, другие правоустанавливающие документы.

Гражданское законодательство, определяя способы защиты гражданских прав, устанавливает, что одним из способов защиты является признание права (ст. 12 ГК РФ). Право собственности может быть приобретено, и, как следствие, признано за собственником только по тем основаниям, которые предусмотрены законодательством. В соответствии со ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, либо иной сделки об отчуждении имущества, а также посредством его создания (изготовления).

В силу статьи 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований может находиться:

1) указанное в частях 2 - 4 настоящей статьи имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения;

2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона;

3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

4) имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения.

20 июня 2005 года администрация муниципального образования Отрадненский район заключила контракт с ООО «РСП-1» на капитальный ремонт очистных сооружений ГУП КК «Пищекомбинат Отрадненский» на общую стоимость работ 1 589816 рублей, что подтверждается контрактом от 20 июня 2005 года, дополнительным соглашением от 2 ноября 2005 года к контракту , справками о стоимости выполненных работ и затрат от 30.09.2005 и от 25.10.2005 и актами о приемке выполненных работ за сентябрь и октябрь 2005 года.

Согласно техническому паспорту с инвентарным номером 22160 и ситуационному плану очистных сооружений, расположенных в ст. Отрадной, по <адрес>, объекты, право собственности на которые просит признать администрация муниципального образования <адрес>, не находится в собственности ответчика Капланяна В.С.

Согласно ситуационному плану, справкам представленным администрацией муниципального образования Отрадненский район, на территории очистных сооружений кроме имущества, находящегося в собственности ответчика Капланяна В.С., расположено сооружение - компактная установка КУ-200 для переработки жидких бытовых отходов производительностью 200 куб.м./сутки, площадь застройки 80,8 кв.м; материал стен – смешанный: металлические, обложенные кирпичом; год постройки 2005 год; и приемная камера для жидких бытовых отходов: площадь застройки – 31,9 кв.м., год постройки – 2005 год, объем – 25 куб. м.

Факт включения указанных объектов в реестр муниципальной собственности муниципального образования Отрадненский район подтверждается выпиской из реестра от 19 марта 2015 года и справкой отдела земельных и имущественных отношений администрации муниципального образования Отрадненский район от 9 апреля 2014 года № 110.

Согласно справке МБУ «Управление архитектуры и градостроительства муниципального образования Отрадненский район» от 9 апреля 2015 года № 337, по адресу: станица Отрадная, <адрес>, расположены объекты со следующими характеристиками: компактная установка КУ-200 для переработки жидких бытовых отходов производительностью 200 куб.м./сутки, площадь застройки 80,8 кв.м; материал стен – смешанный: металлические, обложенные кирпичом; год постройки 2005 год; и приемная камера для жидких бытовых отходов: площадь застройки – 31,9 кв.м., год постройки – 2005 год, объем – 25 куб. м.

Отделом земельных и имущественных отношений администрации муниципального образования Отрадненский район 10 марта 2015 года было направлено письмо в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю с просьбой о проведении государственной регистрации права муниципальной собственности муниципального образования Отрадненский район на компактную установку КУ-200 и приемную камеру.

Письмом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 15 апреля 2015 года отделу земельных и имущественных отношений сообщено, что в государственной регистрации права на объекты будет отказано в случае отсутствия необходимых документов.

Факт строительства муниципальным образованием Отрадненский район спорных объектов и возможность их дальнейшей эксплуатации в случае ремонта, вложения средств подтвердили допрошенные в судебном заседании свидетели:

Так, свидетель ФИО7 (директор ООО «Коммунальщик») пояснил, что очистные сооружения являются социально-значимым объектом, услугами по вывозу жидких бытовых отходов на очистные сооружения пользуются кроме абонентов-граждан района также и 45 бюджетных организаций, в том числе больница, детские сады, школы.

Свидетель ФИО8 пояснил, что работает на очистных сооружениях слесарем с 2003 года, являлся свидетелем ремонта администрацией муниципального образования Отрадненский район компактной установки КУ-200 и приемной камеры. В настоящее время указанные объекты находятся не в рабочем состоянии, но при вложении денежных средств на их ремонт, рабочее состояние будет восстановлено.

Свидетель Капланян Е.В. пояснила, что являлась арендатором объектов очистных сооружений до 15.03.2015г., собственником которых является её супруг ответчик по делу Капланян В.С. Объекты, на которые просит признать право собственности администрация муниципального образования Отрадненский район, не взаимосвязаны с другими объектами очистных сооружений.

Свидетель ФИО9 (руководитель МБУ «Управление архитектуры и градостроительства муниципального образования <адрес>») пояснила, что в ходе осмотра на месте установки КУ-200 и приемной камеры, расположенных по адресу: ст. Отрадная, <адрес>, право собственности на которые просит признать администрация муниципального образования Отрадненский район, данные объекты являются объектами недвижимости и объектами капитального сооружения, имеется фундамент, прочная связь с землей.

Таким образом, в судебном заседании установлен тот факт, что компактная установка КУ-200 и приемная камера, право собственности на которые просит признать администрация, были созданы муниципальным образованием Отрадненский район и являются муниципальной собственностью.

Факт строительства указанного спорного имущества муниципальным образованием Отрадненский район подтверждается контрактом от 20 июня 2005 года на капитальный ремонт очистных сооружений ГУП КК «Пищекомбинат Отрадненский» на общую стоимость работ 1 589816 рублей, дополнительным соглашением от 2 ноября 2005 года к контракту № 20-06-05, справками о стоимости выполненных работ и затрат от 30.09.2005 и от 25.10.2005 и актами о приемке выполненных работ за сентябрь и октябрь 2005 года.

Администрацией муниципального образования Отрадненский район многократно направлялись в органы государственной власти, исполнительные органы письма, обращения, проекты договоров с просьбой о передаче в собственность муниципального образования Отрадненский район социально значимого имущества ГУП «Пищекомбинат Отрадненский», что подтверждается копиями соответствующих документов, писем.

В соответствии с п. 6 ФЗ от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ, к социально значимым объектам относятся объекты коммунальной инфраструктуры, относящиеся к системам жизнеобеспечения, в том числе объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов.

Доводы ответчика Капланян В.С., его представителя о том, что спорное имущество не является объектом капитального строительства, поэтому на него не может быть признано право собственности как на объект недвижимого имущества ничем не подтверждаются. Кроме того, опровергаются пояснениями руководителя МБУ «Управление архитектуры и градостроительства муниципального образования Отрадненский район» Малекович Ю.А. о капитальности сооружения.

Доводы ответчика Капланян В.С. о том, что право собственности муниципального образования Отрадненский район не может быть признано в связи с ветхим состоянием компактной установки КУ-200 и приемной камеры, также не могут быть приняты во внимание судом, так как в судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела и пояснениями представителей истца и свидетелями о том, что при вложении денежных средств на ремонт, рабочее состояние спорных объектов будет восстановлено.

Доводы ответчика Капланян В.С. и его представителя об отказе в удовлетворении исковых требований в связи с истечением срока исковой давности судом не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям. Исковые требования истцом заявлены в суд после опубликования информационного сообщения в газете «Сельская жизнь» 12 марта 2015 года о прекращении работы очистных сооружений, то есть с этого момента администрация узнала о нарушении своего права как собственника имущества.

В силу ст. 199-200 ГК РФ требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.

Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Как разъяснено в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2001 г. N 15, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2001 г. N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", течение срока исковой давности начинается с указанного дня независимо от того, кто обратился за судебной защитой: само лицо, право которого нарушено, либо в его интересах другие лица в случаях, когда закон предоставляет им право на такое обращение.

Согласно пунктами 1,2 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Из вышеприведенных норм действующего законодательства следует, что течение срока исковой давности по искам в защиту права государственной собственности начинается со дня, когда государство в лице уполномоченного органа узнало или должно было узнать о нарушении его прав как собственника имущества.

Действующее гражданское законодательство связывает возможность применения судом срока исковой давности с обращением лица в суд с иском по истечении установленного законом срока, исчисляемого либо с момента, когда лицо фактически узнало о нарушении своего права, но длительное время не предпринимало действий к его защите, либо с момента, когда лицо в силу осуществления им профессиональной деятельности или объективных обстоятельств, должно было узнать о таком нарушении права. Данная позиция подтверждается определением Верховного суда Российской Федерации от 27 января 2015 г. N 72-КГ14-8.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление администрации муниципального образования Отрадненский район к администрации Отрадненского сельского поселения Отрадненского района и Капланяну В. С. о признании права муниципальной собственности удовлетворить.

Признать право муниципальной собственности муниципального образования Отрадненский район на объект: сооружение - компактная установка КУ-200 для переработки жидких бытовых отходов производительностью 200 куб.м./сутки, площадь застройки 80,8 кв.м; материал стен – смешанный: металлические, обложенные кирпичом; год постройки 2005 год; и приемная камера для жидких бытовых отходов: площадь застройки – 31,9 кв.м., год постройки – 2005 год, объем – 25 куб. м., расположенные по адресу: <адрес>, станица Отрадная, <адрес>.

Данное решение суда является основанием для постановки на государственный кадастровый учет вышеуказанных объектов и государственной регистрации муниципальной собственности муниципального образования Отрадненский район Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Отрадненский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: Н.Н. Северин

2-332/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация МО Отрадненский район
Ответчики
Капланян В.С.
Администрация Отрадненского сельского поселения
Другие
Галиджян А.М.
Перехода С.А.
Суд
Отрадненский районный суд Краснодарского края
Дело на сайте суда
otradnensky.krd.sudrf.ru
23.03.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.03.2015Передача материалов судье
24.03.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.03.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.03.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.04.2015Судебное заседание
09.04.2015Судебное заседание
22.04.2015Судебное заседание
28.04.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.04.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее