Решение по делу № 33-2171/2019 от 25.07.2019

СудьяЧистякова Н.В. Дело№33-2171/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 августа 2019 г. г.Иваново

Судебная коллегия по гражданским делам Ивановского областного суда в составе председательствующего Миллер М.В.

судей Земсковой Н.В., Дорофеевой М.М.,

при секретаре судебного заседания Бондаренко Ю.М.,

с участием прокурора Хохловой А.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Земсковой Н.В.

дело по апелляционной жалобе ФКУ «Военный комиссариат Ивановской области» на решение Кинешемского городского суда Ивановской области от 23 мая 2019г. по иску Парамонова Валерия Константиновича к ФКУ «Военный комиссариат Ивановской области», Министерству обороны Российской Федерации о взыскании невыплаченной компенсации в счет возмещения вреда здоровью,

УСТАНОВИЛА:

Парамонов В.К. обратился в суд с иском к ФКУ «Военный комиссариат Ивановской области», Министерству обороны Российской Федерации о взыскании невыплаченной компенсации в счет возмещения вреда здоровью. Иск мотивирован тем, что Парамонов В.К. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС 1986 года. Решением Экспертного Совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов (Российский МЭС) ФГБУ «Российской научный центр рентгенорадиологии» Министерства здравоохранения Российской Федерации, истцу установлена причинная связь развившегося заболевания и инвалидности с последствиями воздействия факторов в результате аварии на Чернобыльской АЭС. 16 мая 2018 г. ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ивановской области» ему установлена вторая группа инвалидности по причине заболевания, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связанного с катастрофой на Чернобыльской АЭС. В этот же день он обратился в военный комиссариат города Кинешмы и Кинешемского района Ивановской области с заявлением о выдаче удостоверения лица, получившего или перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Удостоверение Парамонову В.К. выдано 19 марта 2019г., с этой даты назначено возмещение вреда здоровью в размере 9 849 руб. 36 коп. Истец полагая, что действия ответчиков не соответствуют нормам действующего законодательства, нарушают его права на социальное обеспечение. В связи с неправомерной задержкой выдачи удостоверения истец не получил выплату денежной компенсации, предусмотренной п.15 ст.14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», которая должна производиться с 15 мая 2018 г. В этой связи истец просит обязать ответчиков выплатить задолженность по возмещению вреда здоровью, в размере 99 764 руб. 48 коп.

Решением Кинешемского городского суда Ивановской области от 23 мая 2019 г. исковые требования Парамонова В.К. удовлетворены частично, с ФКУ «Военный комиссариат Ивановской области» за счет средств федерального бюджета в пользу Парамонова В.К. взыскана задолженность по ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, за период с 16 мая 2018 г. по 18 марта 2019 г. включительно в размере 96 341 руб. 81 коп.; в удовлетворении остальной части исковых требований к ФКУ «Военный комиссариат Ивановской области», Министерству обороны Российской Федерации отказано.

Не согласившись с решение суда, ответчик ФКУ «Военный комиссариат Ивановской области» обратился с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просил решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В заседании судебной коллегии представитель ответчика ФКУ «Военный комиссариат Ивановской области» по доверенности Сивякова В.Ю. поддержала апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям.

Истец Парамонов В.К. в заседание суда апелляционной инстанции не явился, будучи извещенным надлежащим образом в порядке главы 10 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) о его времени и месте, об уважительности причин неявки не известил, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представил. Судебная коллегия, руководствуясь ч.3 ст.167, ч. 1 ст.327 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Выслушав явившихся участников процесса, заключение прокурора, полагавшего решение законным и обоснованным, проверив материалы дела на основании ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом из материалов дела, ссылки на которые имеются в решении, правильно установлено, что Парамонов В.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в 1986 г. принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Решением Российского межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов (Российской МСЭ) ФГБУ «Российской научный центр рентгенорадиологии» Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 марта 2018 г. установлена причинно-следственная связь заболеваний и инвалидности Парамонова В.К. с воздействиями радиационных факторов в результате аварии на Чернобыльской АЭС.

Заключением ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ивановской области» Минтруда России Парамонову В.К. с 16 мая 2018 г. установлена группа инвалидности по причине заболевания, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связанного с катастрофой на Чернобыльской АЭС, в подтверждение чего 10 июля 2018 г. выдана справка .

16 мая 2018 г. Парамонов В.К. обратился в военный комиссариат города Кинешмы и Кинешемского района Ивановской области с заявлением о выдаче удостоверения лица, получившего или перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ставшего инвалидом.

18 мая 2018 г. военный комиссар города Кинешма и Кинешемского района Ивановской области направил документы на выдачу удостоверения в ФКУ «Военный комиссариат Ивановской области».

28 мая 2018 г. ФКУ «Военный комиссариат Ивановской области» сформирована заявка в отношении Парамонова В.К. для замены ранее выданного удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на удостоверение лица, получившего или перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием Чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, ставшего инвалидом, которая направлена в штаб объединенного стратегического командования Западного военного округа Министерства обороны России.

15 февраля 2019 г. в ФКУ «Военный комиссариат Ивановской области» из штаба объединенного стратегического командования Западного военного округа поступило удостоверение лица, получившего или перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ставшего инвалидом, на имя Парамонова В.К.

14 марта 2019 г. Парамонов В.К. получил удостоверение лица, получившего или перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ставшего инвалидом, дающее ему право на меры социальной поддержки, о чем свидетельствует его подпись в ведомости выдачи удостоверения.

19 марта 2019 г. истец обратился в военный комиссариат города Кинешма и Кинешемского района Ивановской области с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, причиненного в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы.

С 19 марта 2019 г. Парамонову В.К. начислена и выплачивается ежемесячная денежная компенсация возмещения вреда здоровью в размере 9 849 руб. 36 коп.

Разрешая спор, суд первой инстанции с учетом оценки представленных сторонами доказательств и установленных по делу обстоятельств, руководствуясь положениями статей 19, 43, 55 Конституции Российской Федерации, статей 3, 14, 15 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – Закон РФ № 1244-1), постановления Правительства Российской Федерации № 607 от 21 августа 2001 г. «О Порядке выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС», пришел к выводу, что право на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью возникло у истца со дня установления ему инвалидности второй группы, с 16 мая 2018 г., при этом суд не согласился с расчетом истца о размере подлежащей взысканию компенсации, привел свой расчет с учетом коэффициента индексации, установленного постановлением Правительства Российской Федерации, что явилось основанием для частичного удовлетворения исковых требований.

В апелляционной жалобе ответчик ФКУ «Военный комиссариат Ивановской области» оспаривает указанные выводы суда, полагает, что право на получение мер социальной поддержки граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, имеют право с момента получения соответствующего удостоверения; ссылки суда первой инстанции на определение Конституционного суда Российской Федерации от 3 ноября 2006 г. № 445-О является необоснованной, поскольку регулирует иные правоотношения.

Судебная коллегия не может согласиться с этими утверждениями апелляционной жалобы, указанные доводы были предметом рассмотрения городского суда и правомерно признаны несостоятельными по основаниям, подробно приведенным в мотивировочной части судебного решения. По существу, жалоба сводится к изложению обстоятельств, исследованных в первой инстанции, и к выражению несогласия заинтересованной стороны с оценкой доказательств, произведенной судом, правовых оснований к отмене решения суда не содержит.

Оснований для переоценки доказательств и иного применения норм материального и процессуального права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции в отношении истца по делу полностью основаны на юридически значимых обстоятельствах данного дела, правильно установленных судом в результате исследования и оценки всей совокупности представленных по делу доказательств с соблюдением требований статьи 67 ГПК РФ.

В соответствии с п. 1, 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В силу положений частей 1, 2 статьи 3 Закона РФ № 1244-1 гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.

Частью 4 ст. 15 Закона РФ № 1244-1 предусмотрено, что гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов. Гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления. Порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 5 и п. 7 Постановления Правительства РФ от 21 августа 2001 г. № 607 «О порядке выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС», для осуществления выплаты денежной компенсации в компетентный орган инвалидом предоставляется копия специального удостоверения, денежная компенсация выплачивается со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами.

В соответствии с пп. «б» п. 1 Постановления Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. № 818 «О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных определять порядок и условия оформления и выдачи удостоверений отдельным категориям граждан из числа лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и гражданам из подразделений особого риска», Министерство обороны Российской Федерации является органом, уполномоченным определять порядок и условия оформления и выдачи удостоверений гражданам из подразделений особого риска, указанным в Постановлении Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска», а также членам семей, потерявшим кормильца из числа этих граждан.

Приказом МЧС России № 728, Минздравсоцразвития России № 832, Минфина России № 166н от 08 декабря 2006 г. утвержден Порядок и условия оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы (далее – Порядок).

Согласно п. 2 Порядка, удостоверения установленной в Приложении № 1 формы выдаются гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 ч. 1 ст. 13 Закона, а также членам семьи, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, указанным в части четвертой статьи 14 Закона. Удостоверение дает право гражданам, указанным в пункте 2 настоящего Порядка, на меры социальной поддержки с момента его предъявления.

Как установлено п. 3 Порядка, оформление и выдача удостоверения производится: федеральными органами исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная (приравненная к ней) служба – гражданам, работающим или проходящим военную (приравненную к ней) службу в этих федеральных органах исполнительной власти, находящихся в их введении учреждениях, организациях и территориальных органах, а также получающим пенсионное обеспечение в этих органах, и членам их семьи.

Пунктом 8 Порядка предусмотрено, что решение о выдаче (отказе в выдаче) удостоверения принимается уполномоченным органом в месячный срок со дня принятия от гражданина заявления (при соблюдении заявителем условий, указанных в пунктах 4 или 5 настоящего Порядка).

Бланки удостоверения выдаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации представителю уполномоченного органа на основании заявки и доверенности, оформленных в установленном порядке (п. 9 Порядка).

Таким образом, исходя из заявленных требований, учитывая, что рассмотрение вопроса о выдаче специального удостоверения, гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ставшим инвалидами, должно было быть произведено в месячный срок, несвоевременная выдача специального удостоверения повлекла за собой нарушение прав и законных интересов истца на получение компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, подателем жалобы период, порядок расчета и размер взысканной компенсации не оспаривается, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о взыскании с ФКУ «Военный комиссариат Ивановской области» в пользу Парамонова В.К. задолженности по выплате компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в указанном размере.

При этом судебная коллегия принимает во внимание, что удостоверение представляет собой формальное закрепление специального правового статуса гражданина, пострадавшего вследствие чернобыльской катастрофы, и подтверждает его право на возмещение вреда и получение мер социальной поддержки.

Доводы апелляционной жалобы относительно того, что суд первой инстанции незаконно, в противоречие нормам материального права произвел взыскание образовавшейся задолженности с ответчика в отсутствие специального удостоверения инвалида, судебная коллегия отклоняет исходя из следующего.

Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Данному праву корреспондирует конституционно-правовая обязанность государства обеспечить охрану окружающей среды, предупреждение и ликвидацию последствий аварий и катастроф, в том числе радиационных.

В результате экстраординарной по своим последствиям аварии на Чернобыльской АЭС были существенно нарушены не только право на благоприятную окружающую среду, но и другие конституционные права и интересы граждан, связанные с охраной жизни, здоровья, жилища, имущества, а также право на свободное передвижение и выбор места пребывания и жительства. Названные права были ущемлены столь значительно, что причиненный вред оказался реально невосполнимым и обусловил возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами.

Конституционно-правовая обязанность государства по возмещению вреда, обусловленного воздействием радиации, вытекает из статей 2 и 18 Конституции Российской Федерации, предусматривающих, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, - обязанность государства, а также из статьи 53 Конституции Российской Федерации, закрепляющей обязанность возмещения государством вреда, связанного с осуществлением государственной деятельности в различных ее сферах, независимо от возложения ответственности на конкретные органы государственной власти или должностных лиц.

В рамках реализации этой обязанности государство в соответствии с целями, провозглашенными в статье 7 Конституции Российской Федерации, предусмотрело меры социальной защиты лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, возмещается причиненный вред и предоставляются меры социальной поддержки (Закон РФ № 1244-1).

Возникновение права на получение компенсации в возмещение вреда связано с наличием у лица правового статуса лица, здоровью которого был причинен вред в связи с радиационным воздействием, обусловленным чернобыльской катастрофой, что предопределило возникновение конституционной обязанности государства по его возмещению, а основаниями для выполнения государством названной обязанности перед конкретным лицом, которое оказалось в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, являются факт причинения ему вреда и наличие причинно-следственной связи между наступлением неблагоприятных последствий для его здоровья и соответствующей чрезвычайной ситуацией. В связи с этим приобретение специального правового статуса «инвалид вследствие чернобыльской катастрофы» осуществляется в рамках особой правоприменительной процедуры, которая предполагает установление межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями причинной связи между повлекшим инвалидность заболеванием и радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, как это предусмотрено частью седьмой статьи 24 Закона РФ № 1244-1.

Правовой механизм реализации конституционного права на возмещение вреда, причиненного воздействием радиации и признанного государством, как субъектом конституционно-правовых отношений, должен обеспечивать беспрепятственное осуществление гражданами этого права.

Законом гарантировано получение участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС ежегодных компенсаций по возмещению вреда здоровью. Назначение данных выплат не носит заявительный характер, поскольку Законом РФ № 1244-1 такое обстоятельство не предусмотрено.

Само получение этих компенсаций не связано каким-либо условием - например, получением или предъявлением в компетентные органы соответствующего удостоверения и заявления. В соответствии с Определением Конституционного Суда России от 3 ноября 2006г. № 445-О, положения статьи 208 ГК РФ не препятствуют взысканию за прошлое время без ограничения каким-либо сроком своевременно не полученных сумм возмещения вреда, причиненного вследствие чернобыльской катастрофы по вине органов, обязанных осуществлять также выплаты.

Длительность процедуры оформления истцу удостоверения в порядке, предусмотренном подзаконным нормативным правовым актом (около одного года), фактически блокировала признание за ним права на возмещение вреда, когда его специальный правовой статус не получил окончательного формального подтверждения по не зависящей от него причине, однако была установлена причинная связь приведшего к инвалидности заболевания с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, что вступало бы в противоречие со статьями 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 42 Конституции Российской Федерации.

Судебная коллегия разделяет выводы суда первой инстанции о наличии правовых оснований для взыскания невыплаченной ежемесячной денежной компенсации в счет возмещения вреда здоровью и удовлетворения исковых требований в указанной части.

Иные доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения в суде первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, указывали на его незаконность и необоснованность. Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, приведенные в судебном решении выводы об обстоятельствах дела подтверждены доказательствами, мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и в жалобе не опровергнуты.

Разрешая настоящий спор в пределах предмета и оснований иска, суд дал всестороннюю, полную и объективную оценку всех представленных по делу доказательств в их взаимной связи, и пришел к верному выводу о достаточной совокупности доказательств, бесспорно свидетельствующих о наличии законных оснований для взыскания невыплаченной ежемесячной денежной компенсации в счет возмещения вреда здоровью.

Доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию ответчика, изложенную и поддержанную им в суде первой инстанции, в основном сводятся к несогласию с выводами суда об удовлетворении заявленных требований, направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств и представленных в их подтверждение доказательств, получивших надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. ст. 67, 198 ГПК РФ в постановленном по делу решении и, как не опровергающие правильности выводов суда, не могут служить основанием для его отмены.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции принято в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, оснований для его отмены по основаниям, предусмотренным статьей330Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по доводам апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кинешемского городского суда Ивановской области от 23 мая 2019г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФКУ «Военный комиссариат Ивановской области» – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-2171/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Парамонов Валерий Константинович
Ответчики
ФКУ Военный комиссариат Ивановской области
МО РФ
Суд
Ивановский областной суд
Судья
Земскова Наталья Владимировна
Дело на странице суда
oblsud.iwn.sudrf.ru
22.07.2020Передача дела судье
22.07.2020Судебное заседание
22.07.2020Судебное заседание
22.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.07.2020Передано в экспедицию
30.07.2020Передача дела судье
30.07.2020Судебное заседание
30.07.2020Судебное заседание
30.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.07.2020Передано в экспедицию
28.08.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее