Решение по делу № 33-3-9448/2024 от 17.10.2024

Судья Кузнецова Н.М. № 2-2127/2024

№ 33-3-9448/2024.

УИД 26RS0003-01-2024-002122-36.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 ноября 2024 года г. Ставрополь

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:

судьи-председательствующего Шурловой Л.А.,

судей: Савина А.Н., Селюковой З.Н.,

при секретаре судебного заседания Кузьмичевой Е.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Свинаревой Юлии Сергеевны

на решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 03 июня 2024 года

по исковому заявлению Свинаревой Юлии Сергеевны к ГУ МВД России по Ставропольскому краю о признании незаконным и отмене приказа, заслушав судью-докладчика Шурловой Л.А.

установила:

Свинарева Ю.С. обратилась в суд исковым заявлением о признании незаконным и отмене приказа начальника ГУ МВД России по Ставропольскому краю №230 л/с от 26.02.2024 о наложении дисциплинарного взыскания «строгий выговор».

Обжалуемым решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 03 июня 2024 года исковые требования Свинаревой Ю.С. к ГУ МВД России по Ставропольскому краю о признании незаконным, подлежащим отмене приказа начальника ГУ МВД России по Ставропольскому краю №230 от 26 февраля 2024 года о наложении дисциплинарного взыскания «строгий выговор» на Свинареву Ю.С., оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе истец Свинарева Ю.С. просит об отмене решения суда, суд ошибочно объяснения истца интерпретировал не в ее пользу, выдернув фразу из контекста. На момент проведения служебной проверки и на сегодняшний день, в отношении другого сотрудника ответчика не возбуждено уголовное дело. При проведении служебной проверки не приняты во внимание несоразмерная нагрузка при выполнении истцом должностных обязанностей с учетом некомплекта действующих сотрудников. Служебная проверка в части установлении вины истца проведена формально, носит обобщенный и неконкретный характер описания вмененного истцу дисциплинарного проступка. Оспариваемый приказ о привлечении истца к дисциплинарной ответственности содержит предположительные выводы, без ссылки на допустимые доказательства, свидетельствующие о ненадлежащем выполнении истцом возложенных на нее должностных обязанностей.

Исследовав материалы гражданского дела №2-2127/2024, обсудив доводы изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к удовлетворению жалобы.

В соответствии с п.1 ст. 1 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ (ред. от 26.02.2024) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2024) служба в органах внутренних дел - федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях в органах внутренних дел Российской Федерации (далее - органы внутренних дел), а также на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

Согласно п. 1,2 и 4 ч.1 ст.12 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ (ред. от 26.02.2024) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2024), сотрудник органов внутренних дел обязан: знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение; проходить в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, регулярные проверки знания Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в указанной сфере; знать и исполнять должностной регламент (должностную инструкцию) и положения иных документов, определяющие его права и служебные обязанности, исполнять приказы и распоряжения прямых руководителей (начальников), а также руководствоваться законодательством Российской Федерации при получении приказа либо распоряжения прямого или непосредственного руководителя (начальника), заведомо противоречащих законодательству Российской Федерации; соблюдать при выполнении служебных обязанностей права и законные интересы граждан, общественных объединений и организаций.

Согласно п.7 ч.1 ст. 13 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ, при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник органов внутренних дел должен: выполнять служебные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне.

Судом установлено, что капитан полиции Свинарева Ю.С. (Б-736572) назначена на должность старшего инспектора группы по рассмотрению обращений граждан отдела организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних ГУ МВД России по Ставропольскому краю, по контракту, с 01.07.2020, что подтверждается выпиской приказа № 522 л/с от 02.07.2020 (л.д. 19).

Согласно служебной характеристики от 31.01.2024, Свинарева Ю.С. проходит службу в ОВД с 13.11.2018, в занимаемой должности с 01.07.2020, зарекомендовала себя как профессиональный сотрудник, поощрялась руководством ГУ МВД России по СК, Губернатором Ставропольского края и Думой Ставропольского края. Действующих дисциплинарных взысканий не имеет.

В соответствии с п. 8.1, 8.2 Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12.09.2013 № 707 (зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2013 № 30957), сотрудник органа внутренних дел обязан: обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина; принять меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина (пункт 91 Инструкции).

Согласно п.103 Инструкции, если в ходе проверки по обращению выявлены признаки преступления или административного правонарушения, непосредственный исполнитель составляет мотивированный рапорт на имя руководителя, принявшего организационное решение о порядке рассмотрения обращения, и с его поручением, оформленным в порядке, установленном пунктом 83 Инструкции, передает рапорт в дежурную часть для незамедлительной регистрации в КУСП и рассмотрения в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации или Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Непосредственный исполнитель в установленном порядке сообщает гражданину о дате и номере регистрации рапорта в КУСП и приобщает копию рапорта к материалу по обращению.

В силу п. «а» ст.5 Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 г. № 1377, сотрудник обязан знать и соблюдать основные и служебные обязанности, порядок и правила выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных ему прав.

Как следует из должностного регламента (должностная инструкция), п.17 (раздел 3 Обязанности) должного регламента (должностная инструкция), старшего инспектора группы по рассмотрению обращений и заявлений граждан ООД УУП и ПДН ГУ МВД России по СК майора полиции Свинаревой Ю.С., утвержденной 07.04.2022, является старшим группы по рассмотрению обращений и заявлений граждан, организует и контролирует работу сотрудников группы по рассмотрению обращений и заявлений граждан, организаций учреждений и иных источников в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», приказа МВД России от 12.09.2013 № 707 «Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе МВД РФ», от 29.08.2014 № 736 Приказа МВД России «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах МВД РФ заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» (п.9).

Сотрудник обязан: обеспечивать объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости – с участием гражданина, направившего обращение (п.18). Составлять мотивированное заключение, после завершения проверки, проведенной по сведениям, изложенным в обращении (п.20).

Установлено, что 12.12.2023 в ГУ МВД России по СК поступило обращение Орлова В.Ю. о несогласии с принятым решением сотрудниками ОП №4 УМВД России по СК по ранее поданным заявлениям о неправомерных действиях Моргунова Д.В.

В соответствии с п.3 ст. 5 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи (ч.1 ст.12 Закона ).

Согласно заключению от 27.12.2023, составленного старшим инспектором ООД УУП и ПДН ГУ МВД России по СК майором полиции Свинаревой Ю.С. (истцом), проверку по обращению Орлова В.Ю. считать оконченной. Нарушений законодательства РФ и нормативных правовых актов МВД России в действиях сотрудников ОП №4 УМВД России по г.Ставрополю, не установлено. Сведения, изложенные в обращении считать не подтвердившимися, обращение – не поддержанным (л.д. 29-32).

Как следует из материалов служебной проверки № 6, начатой 26.01.2024, оконченной 26.02.2024, в рамках рассмотрения ОРЧ СБ ГУ МВД России по СК обращения Орлова В.Ю. получены сведения о том, что старшим инспектором ООД УУП и ПДН ГУ МВД России по СК майор полиции Свинаревой Ю.С., при рассмотрении обращения Орлова В.Ю. о несогласии с принятым решением сотрудниками ОП №4 Управления МВД России по г.Ставрополю по ранее поданному заявлению о неправомерных действиях Моргунова Д.В., - проверку провела не в полном объеме, нарушив требования пунктов 99,99.1,99.2,99.3,99.4,99.7,99.8,99.9,103,143 Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе МВД РФ, утвержденной приказом МВД России от 12.09.2013 № 707, что подтверждается рапортом начальника ОРЧ СБ ГУ МВД России по СК полковника полиции Спинко И.А. от 26.01.2024 (л.д. 23), как то:

выразившееся в необеспечении объективного, всестороннего рассмотрения обращения гражданина В.Ю. Орлова (рег. № 3/237733918443 от 12.12.2023), в непринятии мер, направленных на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов заявителя, не составлении мотивированного рапорта об обнаружении признаков преступления в действиях сотрудника ОП № 4 Управления МВД России по г. Ставрополю.

Согласно объяснений Свинаревой Ю.С., отобранных 02.02.2024, указано ею, что в декабре 2023 г. она была сильно загружена в работе. У нее на исполнении находилось около 80 обращений. Проводить полные проверки по данным обращениям она физически не могла. Также штат сотрудников группы жалоб не укомплектован. Впоследствии обязуется всесторонне, объективно проводить проверочные мероприятия по обращениям граждан (л.д. 43-44).

Приказом начальника ГУ МВД России по СК № 230 л/с от 26.02.2024 на Свинареву Ю.С. наложено дисциплинарное взыскание строгий выговор.

27.02.2024 Свинарева Ю.С. ознакомлена с указанным приказом, указав о несогласии с выводами заключения (л.д. 156).

В соответствии с ч.3 ст.15 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ, за нарушения служебной дисциплины на сотрудника органов внутренних дел в соответствии со статьями 47, 49 - 51 настоящего Федерального закона налагаются дисциплинарные взыскания.

По ч. 1 ст.49 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ, нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.

Порядок организации и сроки проведения служебной проверки в органах внутренних дел Российской Федерации регулируются Федеральным законом № 342-ФЗ от 30 ноября 2011 г. «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», приказом МВД России от 26 марта 2013 г. № 161 «Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации».

В заключении по результатам служебной проверки №6 указаны установленные факты и обстоятельства, предложения, касающиеся наложения на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания (ч.7 ст.52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ), затребовано в письменной форме объяснение.

Статьей 40 Дисциплинарного устава органов внутренних дел определено, что дисциплинарное взыскание должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины.

При определении вида дисциплинарного взыскания работодателем приняты во внимание характер проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, прежнее поведение сотрудника, совершившего проступок, его отношение к службе, знание правил ее несения, другие обстоятельства.

Определение соразмерности применяемого дисциплинарного взыскания и тяжести совершенного сотрудником органов внутренних дел проступка относится к полномочиям начальника, правомочного принимать решение о наложении дисциплинарного взыскания.

Законом установлен ряд норм, касающихся порядка проведения служебной проверки, несоблюдение которых может служить основанием для признания недействительным (незаконным) заключения по результатам служебной проверки.

Таких обстоятельств несоблюдения требований закона по делу не установлено.

Судом установлено, что в рамках проведения служебной проверки у Свинаревой Ю.С. было отобрано объяснение, истцу были разъяснены права и обязанности, предусмотренные ч.6 ст.52 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ. Порядок и сроки проведения служебной проверки ответчиком соблюдены, заключение по результатам служебной проверки утверждено соответствующим должностным лицом. С оспариваемым приказом Свинарева Ю.С. ознакомлена.

При выборе дисциплинарного взыскания, работодателем в достаточной степени учтены характер совершенного проступка, обстоятельства и последствия его совершения, существенность допущенных работником нарушений, связанных с исполнением должностных обязанностей, его отношение к содеянному, данные о его личности.

Судом проверены и отклонены за необоснованностью доводы истца о том, что ответчиком при проведении служебной проверки нарушены требования ФЗ № 342 от 30.11.2011 « О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ, а также приказа МВД РФ № 161 от 26.03.2013 « об утверждении Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях МВД РФ».

Ссылки истца на формальный характер проведенной работодателем служебной проверки, в суде не нашли подтверждения, поскольку указаны конкретные нарушения, допущенные сотрудником при исполнении службы, выразившееся в необеспечении объективного, всестороннего рассмотрения обращения гражданина В.Ю. Орлова (рег. № 3/237733918443 от 12.12.2023), в непринятии мер, направленных на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов заявителя, не составлении мотивированного рапорта об обнаружении признаков преступления в действиях сотрудника ОП № 4 Управления МВД России по г. Ставрополю.

Суд, обозрев материалы дела об административном правонарушении № 3-1/32-560/2024 в отношении Моргунова Д.В. по ст. 6.1.1 КоАП РФ, содержащего материалы КУСП № 9454, счел их непротиворечащими, установленным обстоятельствам по результатам служебной проверки.

В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (ч.1). Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (ч.2).

Руководствуясь приведенными нормами права, исследовав юридически значимые обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи, учитывая фактические обстоятельства дела, а также то, что истец Свинарева Ю.С. в своих объяснениях фактически признала факт нарушения в рассмотрении обращения гражданина и его не полноту, а последовательность выявленных нарушений по результатам служебной проверки, документально нашли свое подтверждение, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным, подлежащим отмене приказа начальника ГУ МВД России по СК № 230 от 26.02.2024 о наложении дисциплинарного взыскания «строгий выговор», поскольку вопреки доводам истца, таких нарушений ответчиком допущено не было, а несогласие истца с выводами служебной проверки само по себе не свидетельствует об их не соответствии закону.

Субъективное мнение истца и его представителей о нарушении требований действующего законодательства в ходе проведения служебной проверки, и отсутствие последствий в отношении УУП ОУУП и ДН ОП № 4 УМВД России по городу Ставрополю лейтенанта полиции Петина С.И., не может повлечь оснований для признания оспариваемого приказа незаконным.

Относительно довода истца о нарушении права на ознакомление с материалами служебной проверки, следует, что на обращение Свинаревой Ю.С. об ознакомлении с заключением по результатам служебной проверки, работодателем 04.03.2023 дан ответ о возможности ознакомления с заключением по материалам проверки без использования средств фото-видео фиксации в служебном кабинете, в виду того, что материалы носят конфиденциальный характер и разглашению не подлежат.

Нарушений прав заявителя судом не установлено.

Указанные выводы суда подтверждены следующими ненормативными актами: Порядок проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации утвержден приказом МВД России от 26 марта 2013 года N 161 ( пункт 30 ); Перечень сведений конфиденциального характера утвержден Указом Президента Российской Федерации от 06 марта 1997 года N 188, части 5 статьи 39 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ, статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных".

С учетом изложенного, исковые требования Свинаревой Ю.С. судом первой инстанции оставлены без удовлетворения, с чем соглашается судебная коллегия не находя оснований для иной оценки доказательств.

Руководствуясь статьями 327, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 03 июня 2024 года -оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Свинаревой Ю.С. без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Судья Кузнецова Н.М. № 2-2127/2024

№ 33-3-9448/2024.

УИД 26RS0003-01-2024-002122-36.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 ноября 2024 года г. Ставрополь

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:

судьи-председательствующего Шурловой Л.А.,

судей: Савина А.Н., Селюковой З.Н.,

при секретаре судебного заседания Кузьмичевой Е.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Свинаревой Юлии Сергеевны

на решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 03 июня 2024 года

по исковому заявлению Свинаревой Юлии Сергеевны к ГУ МВД России по Ставропольскому краю о признании незаконным и отмене приказа, заслушав судью-докладчика Шурловой Л.А.

установила:

Свинарева Ю.С. обратилась в суд исковым заявлением о признании незаконным и отмене приказа начальника ГУ МВД России по Ставропольскому краю №230 л/с от 26.02.2024 о наложении дисциплинарного взыскания «строгий выговор».

Обжалуемым решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 03 июня 2024 года исковые требования Свинаревой Ю.С. к ГУ МВД России по Ставропольскому краю о признании незаконным, подлежащим отмене приказа начальника ГУ МВД России по Ставропольскому краю №230 от 26 февраля 2024 года о наложении дисциплинарного взыскания «строгий выговор» на Свинареву Ю.С., оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе истец Свинарева Ю.С. просит об отмене решения суда, суд ошибочно объяснения истца интерпретировал не в ее пользу, выдернув фразу из контекста. На момент проведения служебной проверки и на сегодняшний день, в отношении другого сотрудника ответчика не возбуждено уголовное дело. При проведении служебной проверки не приняты во внимание несоразмерная нагрузка при выполнении истцом должностных обязанностей с учетом некомплекта действующих сотрудников. Служебная проверка в части установлении вины истца проведена формально, носит обобщенный и неконкретный характер описания вмененного истцу дисциплинарного проступка. Оспариваемый приказ о привлечении истца к дисциплинарной ответственности содержит предположительные выводы, без ссылки на допустимые доказательства, свидетельствующие о ненадлежащем выполнении истцом возложенных на нее должностных обязанностей.

Исследовав материалы гражданского дела №2-2127/2024, обсудив доводы изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к удовлетворению жалобы.

В соответствии с п.1 ст. 1 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ (ред. от 26.02.2024) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2024) служба в органах внутренних дел - федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях в органах внутренних дел Российской Федерации (далее - органы внутренних дел), а также на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

Согласно п. 1,2 и 4 ч.1 ст.12 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ (ред. от 26.02.2024) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2024), сотрудник органов внутренних дел обязан: знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение; проходить в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, регулярные проверки знания Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в указанной сфере; знать и исполнять должностной регламент (должностную инструкцию) и положения иных документов, определяющие его права и служебные обязанности, исполнять приказы и распоряжения прямых руководителей (начальников), а также руководствоваться законодательством Российской Федерации при получении приказа либо распоряжения прямого или непосредственного руководителя (начальника), заведомо противоречащих законодательству Российской Федерации; соблюдать при выполнении служебных обязанностей права и законные интересы граждан, общественных объединений и организаций.

Согласно п.7 ч.1 ст. 13 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ, при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник органов внутренних дел должен: выполнять служебные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне.

Судом установлено, что капитан полиции Свинарева Ю.С. (Б-736572) назначена на должность старшего инспектора группы по рассмотрению обращений граждан отдела организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних ГУ МВД России по Ставропольскому краю, по контракту, с 01.07.2020, что подтверждается выпиской приказа № 522 л/с от 02.07.2020 (л.д. 19).

Согласно служебной характеристики от 31.01.2024, Свинарева Ю.С. проходит службу в ОВД с 13.11.2018, в занимаемой должности с 01.07.2020, зарекомендовала себя как профессиональный сотрудник, поощрялась руководством ГУ МВД России по СК, Губернатором Ставропольского края и Думой Ставропольского края. Действующих дисциплинарных взысканий не имеет.

В соответствии с п. 8.1, 8.2 Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12.09.2013 № 707 (зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2013 № 30957), сотрудник органа внутренних дел обязан: обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина; принять меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина (пункт 91 Инструкции).

Согласно п.103 Инструкции, если в ходе проверки по обращению выявлены признаки преступления или административного правонарушения, непосредственный исполнитель составляет мотивированный рапорт на имя руководителя, принявшего организационное решение о порядке рассмотрения обращения, и с его поручением, оформленным в порядке, установленном пунктом 83 Инструкции, передает рапорт в дежурную часть для незамедлительной регистрации в КУСП и рассмотрения в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации или Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Непосредственный исполнитель в установленном порядке сообщает гражданину о дате и номере регистрации рапорта в КУСП и приобщает копию рапорта к материалу по обращению.

В силу п. «а» ст.5 Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 г. № 1377, сотрудник обязан знать и соблюдать основные и служебные обязанности, порядок и правила выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных ему прав.

Как следует из должностного регламента (должностная инструкция), п.17 (раздел 3 Обязанности) должного регламента (должностная инструкция), старшего инспектора группы по рассмотрению обращений и заявлений граждан ООД УУП и ПДН ГУ МВД России по СК майора полиции Свинаревой Ю.С., утвержденной 07.04.2022, является старшим группы по рассмотрению обращений и заявлений граждан, организует и контролирует работу сотрудников группы по рассмотрению обращений и заявлений граждан, организаций учреждений и иных источников в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», приказа МВД России от 12.09.2013 № 707 «Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе МВД РФ», от 29.08.2014 № 736 Приказа МВД России «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах МВД РФ заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» (п.9).

Сотрудник обязан: обеспечивать объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости – с участием гражданина, направившего обращение (п.18). Составлять мотивированное заключение, после завершения проверки, проведенной по сведениям, изложенным в обращении (п.20).

Установлено, что 12.12.2023 в ГУ МВД России по СК поступило обращение Орлова В.Ю. о несогласии с принятым решением сотрудниками ОП №4 УМВД России по СК по ранее поданным заявлениям о неправомерных действиях Моргунова Д.В.

В соответствии с п.3 ст. 5 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи (ч.1 ст.12 Закона ).

Согласно заключению от 27.12.2023, составленного старшим инспектором ООД УУП и ПДН ГУ МВД России по СК майором полиции Свинаревой Ю.С. (истцом), проверку по обращению Орлова В.Ю. считать оконченной. Нарушений законодательства РФ и нормативных правовых актов МВД России в действиях сотрудников ОП №4 УМВД России по г.Ставрополю, не установлено. Сведения, изложенные в обращении считать не подтвердившимися, обращение – не поддержанным (л.д. 29-32).

Как следует из материалов служебной проверки № 6, начатой 26.01.2024, оконченной 26.02.2024, в рамках рассмотрения ОРЧ СБ ГУ МВД России по СК обращения Орлова В.Ю. получены сведения о том, что старшим инспектором ООД УУП и ПДН ГУ МВД России по СК майор полиции Свинаревой Ю.С., при рассмотрении обращения Орлова В.Ю. о несогласии с принятым решением сотрудниками ОП №4 Управления МВД России по г.Ставрополю по ранее поданному заявлению о неправомерных действиях Моргунова Д.В., - проверку провела не в полном объеме, нарушив требования пунктов 99,99.1,99.2,99.3,99.4,99.7,99.8,99.9,103,143 Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе МВД РФ, утвержденной приказом МВД России от 12.09.2013 № 707, что подтверждается рапортом начальника ОРЧ СБ ГУ МВД России по СК полковника полиции Спинко И.А. от 26.01.2024 (л.д. 23), как то:

выразившееся в необеспечении объективного, всестороннего рассмотрения обращения гражданина В.Ю. Орлова (рег. № 3/237733918443 от 12.12.2023), в непринятии мер, направленных на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов заявителя, не составлении мотивированного рапорта об обнаружении признаков преступления в действиях сотрудника ОП № 4 Управления МВД России по г. Ставрополю.

Согласно объяснений Свинаревой Ю.С., отобранных 02.02.2024, указано ею, что в декабре 2023 г. она была сильно загружена в работе. У нее на исполнении находилось около 80 обращений. Проводить полные проверки по данным обращениям она физически не могла. Также штат сотрудников группы жалоб не укомплектован. Впоследствии обязуется всесторонне, объективно проводить проверочные мероприятия по обращениям граждан (л.д. 43-44).

Приказом начальника ГУ МВД России по СК № 230 л/с от 26.02.2024 на Свинареву Ю.С. наложено дисциплинарное взыскание строгий выговор.

27.02.2024 Свинарева Ю.С. ознакомлена с указанным приказом, указав о несогласии с выводами заключения (л.д. 156).

В соответствии с ч.3 ст.15 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ, за нарушения служебной дисциплины на сотрудника органов внутренних дел в соответствии со статьями 47, 49 - 51 настоящего Федерального закона налагаются дисциплинарные взыскания.

По ч. 1 ст.49 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ, нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.

Порядок организации и сроки проведения служебной проверки в органах внутренних дел Российской Федерации регулируются Федеральным законом № 342-ФЗ от 30 ноября 2011 г. «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», приказом МВД России от 26 марта 2013 г. № 161 «Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации».

В заключении по результатам служебной проверки №6 указаны установленные факты и обстоятельства, предложения, касающиеся наложения на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания (ч.7 ст.52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ), затребовано в письменной форме объяснение.

Статьей 40 Дисциплинарного устава органов внутренних дел определено, что дисциплинарное взыскание должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины.

При определении вида дисциплинарного взыскания работодателем приняты во внимание характер проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, прежнее поведение сотрудника, совершившего проступок, его отношение к службе, знание правил ее несения, другие обстоятельства.

Определение соразмерности применяемого дисциплинарного взыскания и тяжести совершенного сотрудником органов внутренних дел проступка относится к полномочиям начальника, правомочного принимать решение о наложении дисциплинарного взыскания.

Законом установлен ряд норм, касающихся порядка проведения служебной проверки, несоблюдение которых может служить основанием для признания недействительным (незаконным) заключения по результатам служебной проверки.

Таких обстоятельств несоблюдения требований закона по делу не установлено.

Судом установлено, что в рамках проведения служебной проверки у Свинаревой Ю.С. было отобрано объяснение, истцу были разъяснены права и обязанности, предусмотренные ч.6 ст.52 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ. Порядок и сроки проведения служебной проверки ответчиком соблюдены, заключение по результатам служебной проверки утверждено соответствующим должностным лицом. С оспариваемым приказом Свинарева Ю.С. ознакомлена.

При выборе дисциплинарного взыскания, работодателем в достаточной степени учтены характер совершенного проступка, обстоятельства и последствия его совершения, существенность допущенных работником нарушений, связанных с исполнением должностных обязанностей, его отношение к содеянному, данные о его личности.

Судом проверены и отклонены за необоснованностью доводы истца о том, что ответчиком при проведении служебной проверки нарушены требования ФЗ № 342 от 30.11.2011 « О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ, а также приказа МВД РФ № 161 от 26.03.2013 « об утверждении Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях МВД РФ».

Ссылки истца на формальный характер проведенной работодателем служебной проверки, в суде не нашли подтверждения, поскольку указаны конкретные нарушения, допущенные сотрудником при исполнении службы, выразившееся в необеспечении объективного, всестороннего рассмотрения обращения гражданина В.Ю. Орлова (рег. № 3/237733918443 от 12.12.2023), в непринятии мер, направленных на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов заявителя, не составлении мотивированного рапорта об обнаружении признаков преступления в действиях сотрудника ОП № 4 Управления МВД России по г. Ставрополю.

Суд, обозрев материалы дела об административном правонарушении № 3-1/32-560/2024 в отношении Моргунова Д.В. по ст. 6.1.1 КоАП РФ, содержащего материалы КУСП № 9454, счел их непротиворечащими, установленным обстоятельствам по результатам служебной проверки.

В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (ч.1). Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (ч.2).

Руководствуясь приведенными нормами права, исследовав юридически значимые обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи, учитывая фактические обстоятельства дела, а также то, что истец Свинарева Ю.С. в своих объяснениях фактически признала факт нарушения в рассмотрении обращения гражданина и его не полноту, а последовательность выявленных нарушений по результатам служебной проверки, документально нашли свое подтверждение, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным, подлежащим отмене приказа начальника ГУ МВД России по СК № 230 от 26.02.2024 о наложении дисциплинарного взыскания «строгий выговор», поскольку вопреки доводам истца, таких нарушений ответчиком допущено не было, а несогласие истца с выводами служебной проверки само по себе не свидетельствует об их не соответствии закону.

Субъективное мнение истца и его представителей о нарушении требований действующего законодательства в ходе проведения служебной проверки, и отсутствие последствий в отношении УУП ОУУП и ДН ОП № 4 УМВД России по городу Ставрополю лейтенанта полиции Петина С.И., не может повлечь оснований для признания оспариваемого приказа незаконным.

Относительно довода истца о нарушении права на ознакомление с материалами служебной проверки, следует, что на обращение Свинаревой Ю.С. об ознакомлении с заключением по результатам служебной проверки, работодателем 04.03.2023 дан ответ о возможности ознакомления с заключением по материалам проверки без использования средств фото-видео фиксации в служебном кабинете, в виду того, что материалы носят конфиденциальный характер и разглашению не подлежат.

Нарушений прав заявителя судом не установлено.

Указанные выводы суда подтверждены следующими ненормативными актами: Порядок проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации утвержден приказом МВД России от 26 марта 2013 года N 161 ( пункт 30 ); Перечень сведений конфиденциального характера утвержден Указом Президента Российской Федерации от 06 марта 1997 года N 188, части 5 статьи 39 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ, статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных".

С учетом изложенного, исковые требования Свинаревой Ю.С. судом первой инстанции оставлены без удовлетворения, с чем соглашается судебная коллегия не находя оснований для иной оценки доказательств.

Руководствуясь статьями 327, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 03 июня 2024 года -оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Свинаревой Ю.С. без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

33-3-9448/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Свинарева Юлия Сергеевна
Ответчики
ГУ МВД России по Ставропольскому краю
Другие
Кутюмов Валерий Игорьевич
Легецкий Николай Николаевич
Прокуратура Октябрьского района г.Ставрополя
Суд
Ставропольский краевой суд
Дело на сайте суда
kraevoy--stv.sudrf.ru
17.10.2024Передача дела судье
19.11.2024Судебное заседание
27.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.11.2024Передано в экспедицию
19.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее