61RS0006-01-2022-004828-67
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«18» августа 2022 года
Первомайский районный суд г. Ростова-на-Дону
в составе:
судьи Коваленко И.А.
при секретаре Мальцевой В.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Первомайского района г. Ростова-на-Дону, в интересах неопределенного круга лиц, к МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства", третье лицо Администрация Первомайского района г. Ростова-на-Дону, об обязании устранить нарушения при содержании муниципального имущества,
У С Т А Н О В И Л :
Истец обратился в суд с иском к ответчику ссылаясь на то, что прокуратурой Первомайского района г. Ростова-на-Дону проведена проверка исполнения требований законодательства при эксплуатации детских игровых площадок.
В ходе проверки установлено, что ряд игровых площадок, расположенных на территории Первомайского района г. Ростова-на-Дону, не соответствуют требованиям безопасности, а именно на площадках имеется поврежденное игровое оборудование, требующее замены и ремонта (<адрес>
Так, по ул. Чистопольской, 15 г. Ростова-на-Дону выявлен износ лакокрасочного покрытия ДИК, качалки-балансира, качели (на металлических стойках на жесткой сцепке), карусели, указанным объектам требуется окрашивание; у качелей «Гнездо», каруселей - 2 шт., скамей - 5 шт., щитов баскетбольных — 2 шт., имеется износ лакокрасочного покрытия деревянных и металлических поверхностей (требуется окрашивание); также установлен износ лакокрасочных покрытий металлических поверхностей стола для тенниса, детского спортивного комплекса, качалки балансира (требуется окрашивание); на качалке балансире и урне нанесены граффити (требуется окрашивание); требуется демонтаж качалки-балансира на пружине «корабль».
В сквере Можайский г. Ростова-на-Дону у карусели, детского игрового комплекса с песочницей установлен износ лакокрасочного покрытия деревянных поверхностей (требуется окрашивание и ремонт), у детского игрового комплекса имеется износ лакокрасочного покрытия деревянных поверхностей и сломанная горка (труба) - требуется окрашивание и ремонт; также изношено лакокрасочное покрытие деревянных поверхностей качалки на пружине и качалки-балансира (требуется окрашивание).
В ходе проверки выявлен износ лакокрасочного покрытия деревянных и металлических поверхностей качели (на металлических стойках), карусели, качалки-балансира, ДИКа, расположенных в сквере 353 Стрелковой Дивизии (требуется окрашивание).
Карусель, качалка-балансир, ДИК (малый), песочница (малая), скамья (на металлических стойках со спинкой - 2 шт.) по ул. Шостаковича в г. Ростове-на- Дону имеют износ лакокрасочного покрытия деревянных и металлических поверхностей (требуется окрашивание); выявлен износ лакокрасочного покрытия деревянных и металлических поверхностей, дефект деревянного покрытия спинки скамьи на металлических стойках со спинкой (требуется окрашивание); детский спортивный комплекс имеет износ лакокрасочного покрытия деревянных и металлических поверхностей, частично демонтирована канатная сетка (требуется окрашивание); также изношено лакокрасочное покрытие деревянных и металлических поверхностей, отсутствие и разрушение части деревянных поверхностей большой песочницы (требуется демонтаж).
С целью устранения выявленных нарушений в адрес ответчика прокуратурой района выносилось представление, которое рассмотрено, однако до настоящего времени нарушения не устранены.
На основании изложенного, истец просил суд обязать МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства» Первомайского района города Ростова-на-Дону устранить нарушения при текущем содержании и привести в соответствие с требованиями ГОСТ 52301- 2013 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования» детские площадки, расположенные по адресам: ул. <адрес> произвести демонтаж большой песочницы по ул. Шостаковича в г. Ростове-на-Дону; произвести восстановительные технические работы по замене частей оборудования и его структурных элементов.
Представитель истца – помощник прокурора Первомайского района г.Ростова-на-Дону Алиева Ю.И., в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства» Первомайского района г.Ростова-на-Дону в судебное заседание не явился, извещены.
Представитель третьего лица администрации Первомайского района г.Ростова-на-Дону Филатова С.М., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, полагала заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.45 ГПК РФпрокурор обладает правом обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п. 4 ст.27, п. 3 ст.35Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В п. 1 ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от24.07.1998 года№ 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» указано, что целями государственной политики в интересах детей является содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» для жизнеобеспечения детей, а также в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей, создаются объекты социальной инфраструктуры для детей, к которым, в том числе, относятся детские игровые площадки.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Первомайского района г. Ростова-на-Дону проведена проверка соблюдения законодательства при эксплуатации игрового и спортивного инвентаря на детских игровых и спортивных площадках, расположенных на территории района.
В силу п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
На основании Закона разработаны «Правила благоустройства территории города Ростова-на-Дону», утвержденные Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 24.10.2017 года № 398.
В соответствии с п. 5 разд. 11 Правил содержание детских площадок осуществляется собственниками площадок или земельных участков, на которых они расположены. Содержание, помимо уборки территории, предполагает регулярный осмотр игрового оборудования и обеспечение эксплуатационной надежности имеющихся функциональных элементов.
В силу п. 6 разд. 11 Правил на территории детской (игровой) площадки должен быть размещен информационный щит, содержащий информацию об эксплуатирующей организации (ответственном лице), правила эксплуатации игрового оборудования, информацию о дате проведения последнего осмотра и ремонта оборудования, а также информацию об оборудовании, не допущенном к эксплуатации, и сроках проведения его ремонта.
Кроме того, постановлением мэра г. Ростова-на-Дону от 14.07.2003 года № 1500 утверждены «Правила содержания и эксплуатации детских игровых комплексов», в соответствии с которыми важное значение имеет экологическая и санитарная безопасность на детских площадках. Особое внимание уделяется сохранению комплектности оборудования, его структурной целостности, исправности оборудования, состоянию подвижных частей.
В п. 23 Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 17.05.2017 № 21 «О техническом регламенте Евразийского экономического союза «О безопасности оборудования для детских игровых площадок» указано, что конструкция оборудования: а) должна обеспечивать прочность, устойчивость, жесткость и неизменяемость; б) должна иметь защиту от коррозии и старения с учетом степени агрессивности среды и стойкости используемых материалов; в) не должна иметь выступающих элементов с острыми концами или кромками; г) не должна иметь шероховатых поверхностей, способных нанести травму пользователю; д) должна иметь защиту выступающих концов болтовых соединений; е) должна иметь гладкие сварные швы; ж) должна иметь закругленные углы и края любой доступной для пользователей части оборудования; з) должна исключать возможность демонтажа без применения специализированных инструментов; и) должна иметь защиту от несанкционированного доступа к элементам (комплектующим) оборудования, подлежащим периодическому обслуживанию или замене; к) должна иметь размеры поперечного сечения элементов оборудования для захвата, при которых обеспечивается возможность захвата детьми; л) должна исключать образование сдавливающих или режущих поверхностей между подвижными, а также подвижными и неподвижными элементами; м) должна обеспечивать безопасные расстояния между подвижными элементами оборудования и поверхностью игровой площадки; н) должна иметь оснащение перилами и ограждениями; о) не должна допускать застревание тела, частей тела или одежды ребенка; п) должна обладать необходимой несущей способностью к возникающим нагрузкам.
Из положений п. 6 ГОСТ 52301-2013 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования» следует, что оборудование и его элементы осматривают и обслуживают в соответствии с инструкцией изготовителя с периодичностью, установленной изготовителем. Осмотр проводят с периодичностью один раз в 1 - 3 месяца. Особое внимание уделяют скрытым, труднодоступным элементам оборудования. Ежегодный основной осмотр для целей оценки соответствия технического состояния оборудования требованиям безопасности проводят с периодичностью не более одного раза в 12 мес. В целях контроля периодичности, полноты и правильности выполняемых работ при осмотрах различного вида эксплуатант (владелец) разрабатывает графики проведения осмотров.
Пунктом 7.4 ГОСТ предусмотрено, что вся эксплуатационная документация (в том числе паспорт, акт осмотра и проверки, графики осмотров и т.п.) подлежит постоянному хранению.
Согласно п. 7.7 ГОСТ неисправности оборудования, обнаруженные в процессе эксплуатации, снижающие безопасность, немедленно устраняют. Если это невозможно, то принимаются меры, обеспечивающие невозможность пользования оборудованием, либо оборудование демонтируют и удаляют с игровой площадки.
В ходе обследования игровых детских площадок, расположенных на территории Первомайского района г. Ростов-на-Дону, установлено, что содержание указанных объектов должным образом не осуществляется, их состояние не соответствует требованиям ГОСТ 52301-2013 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования», что может повлечь вред жизни и здоровью несовершеннолетних.
Детские игровые площадки, расположенные по адресам: г. Ростов-на-Дону, ул. Чистопольская, д. 15, сквер Можайский, сквер 353 Стрелковой Дивизии, ул. Шостаковича, находятся на балансе МКУ «УЖКХ Первомайского района г. Ростова-на-Дону».
В ходе проверки установлено, что ряд игровых площадок, расположенных на территории Первомайского района г. Ростова-на-Дону, не соответствуют требованиям безопасности, а именно на площадках имеется поврежденное игровое оборудование, требующее замены и ремонта (ул. Чистопольская, д. 15, сквер Можайский, сквер 353 Стрелковой Дивизии, ул. Шостаковича).
Так, по ул. Чистопольской, 15 г. Ростова-на-Дону выявлен износ лакокрасочного покрытия ДИК, качалки-балансира, качели (на металлических стойках на жесткой сцепке), карусели, указанным объектам требуется окрашивание; у качелей «Гнездо», каруселей - 2 шт., скамей - 5 шт., щитов баскетбольных — 2 шт., имеется износ лакокрасочного покрытия деревянных и металлических поверхностей (требуется окрашивание); также установлен износ лакокрасочных покрытий металлических поверхностей стола для тенниса, детского спортивного комплекса, качалки балансира (требуется окрашивание); на качалке балансире и урне нанесены граффити (требуется окрашивание); требуется демонтаж качалки-балансира на пружине «корабль».
В сквере Можайский г. Ростова-на-Дону у карусели, детского игрового комплекса с песочницей установлен износ лакокрасочного покрытия деревянных поверхностей (требуется окрашивание и ремонт), у детского игрового комплекса имеется износ лакокрасочного покрытия деревянных поверхностей и сломанная горка (труба) - требуется окрашивание и ремонт; также изношено лакокрасочное покрытие деревянных поверхностей качалки на пружине и качалки-балансира (требуется окрашивание).
В ходе проверки выявлен износ лакокрасочного покрытия деревянных и металлических поверхностей качели (на металлических стойках), карусели, качалки-балансира, ДИКа, расположенных в сквере 353 Стрелковой Дивизии (требуется окрашивание).
Карусель, качалка-балансир, ДИК (малый), песочница (малая), скамья (на металлических стойках со спинкой - 2 шт.) по ул. Шостаковича в г. Ростове-на- Дону имеют износ лакокрасочного покрытия деревянных и металлических поверхностей (требуется окрашивание); выявлен износ лакокрасочного покрытия деревянных и металлических поверхностей, дефект деревянного покрытия спинки скамьи на металлических стойках со спинкой (требуется окрашивание); детский спортивный комплекс имеет износ лакокрасочного покрытия деревянных и металлических поверхностей, частично демонтирована канатная сетка (требуется окрашивание); также изношено лакокрасочное покрытие деревянных и металлических поверхностей, отсутствие и разрушение части деревянных поверхностей большой песочницы (требуется демонтаж).
С целью устранения выявленных нарушений в адрес ответчика прокуратурой района выносилось представление об устранении нарушений законодательства в части обеспечения безопасной эксплуатации детских игровых площадок».
До настоящего времени нарушения не устранены, что не отрицалось сторонами по делу.
Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.1992 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» целями государственной политики в интересах детей является содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры.
В соответствии со ст. 1 указанного Закона для жизнеобеспечения детей, а также в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей, создаются объекты социальной инфраструктуры для детей, к которым, в том числе, относятся детские игровые площадки.
В силу ст. 13 указанного Закона федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при принятии решений по вопросам социально-экономического развития соответствующих территорий учитывают нормативы строительства объектов социальной инфраструктуры для детей.
Поскольку выявленные нарушения не были устранены, прокурор Первомайского района г. Ростова-на-Дону обратился в суд с настоящим иском.
В ст. ст. 20, 41 Конституции Российской Федерации закреплены права каждого на жизнь и охрану здоровья.
Согласно ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняется здоровье людей.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» социальная инфраструктура для детей представляет собой систему объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей.
Согласно ч. 1 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняется здоровье людей, при этом, в соответствии с ч. 2 данной статьи в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. Целями государственной политики в интересах детей, в соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона N 124-ФЗ, является защита детей от фактов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
На основании п. п. 12, 15 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры, создание условий для массового отдыха жителей поселения и организации обустройства мест массового отдыха населения.
В соответствии с Уставом МКУ «УЖКХ Первомайского района г.Ростова-на-Дону» к основным видам деятельности МКУ в числе прочих относится: управление муниципальным имуществом, находящимся в оперативном управлении МКУ, организация его содержания, эксплуатации и ремонта в порядке и в объеме, установленном действующими стандартами, нормами и правилами (п.2.2), организация устройства, содержания и ремонта детских игровых площадок и плоскостных спортивных сооружений, находящихся в оперативном управлении (на балансе) МКУ (п.2.3.69).
Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ.
Кроме этого, Уставом МКУ на управление благоустройства возложены обязанности по оказанию услуг, выполнению работ и исполнению функций в целях обеспечения реализации полномочий органов местного самоуправления г. Ростова-на-Дону в сфере обеспечения благоустройства и содержания территории общего пользования.
Дальнейшее несвоевременное устранение выявленных нарушений действующего законодательства на объектах социальной инфраструктуры для детей, к которым, в том числе, относятся детские игровые площадки, может привести к нанесению вреда жизни и здоровью граждан, и в первую очередь детей, что недопустимо.
Учитывая вышеизложенные положения действующего законодательства, а также фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу о наличии законных оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку возложенные на органы местного самоуправления обязанности не исполняются надлежащим образом и в полном объеме, что, в свою очередь, создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц (включая несовершеннолетних).
В условиях состязательности судебного процесса, в соответствии с положениями ст. 56 ГПК РФ, стороной ответчика не представлено надлежащих доказательств необоснованности заявленных требований и/или невозможности их исполнения в случае удовлетворения иска.
Доводы ответчика о том, что осуществление деятельности зависит от выделенных на это средств, работы выполняются на основании муниципального контракта, не опровергают установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства, поэтому не могут быт приняты судом как основание для отказа в иске.
С учетом изложенных обстоятельств, исковое заявление прокурора Первомайского района г. Ростова-на-Дону об обязании устранить нарушения при содержании муниципального имущества, подлежит удовлетворению.
Учитывая положения ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст. 12, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Обязать МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства» Первомайского района города Ростова-на-Дону устранить нарушения при текущем содержании и привести в соответствие с требованиями ГОСТ 52301- 2013 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования» детские площадки, расположенные по адресам: ул. <адрес>; произвести демонтаж большой песочницы по ул. Шостаковича в г. Ростове-на-Дону; произвести восстановительные технические работы по замене частей оборудования и его структурных элементов.
Взыскать с МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства» Первомайского района г. Ростова-на-Дону в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Первомайский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного решения
С У Д Ь Я -
Мотивированное решение изготовлено 19.08.2022 года