Решение по делу № 2-455/2019 от 14.05.2019

Дело N 2-455/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес> 8 июля 2019 года

Буйнакский городской суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи Аджиевой Л.З.,

при секретаре Магомедовой З.Н.,

с участием помощника прокурора <адрес> РД Баталова Р.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению первого заместителя прокурора <адрес> Республики Дагестан в интересах неопределенного круга лиц к ООО «НП Сервис» в лице генерального директора Шапиеву Р.Т. о приостановлении деятельности автозаправочной станции,

УСТАНОВИЛ:

первый заместитель прокурора <адрес> Республики Дагестан в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «НП Сервис в лице генерального директора Шапиева Р.Т. о приостановлении деятельности автозаправочной станции, указав, что прокуратурой города совместно с ОНД и ПР N 4 по <адрес>, Буйнакскому и <адрес>м УНД и ПР ГУ МЧС России по РД, государственным инспектором Центрального межрайонного управления экологии и природопользованию Минприроды РД и заведующим отделом СГМ филиала ФБУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии по РД в <адрес>» проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О федеральном государственном пожарном надзоре», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 «О защите прав потребителей», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89 «Об отходах производства и потреблении» на территории и в здании МАЗС «НП Сервис», расположенных по адресу: <адрес>, в ходе которой установлено, что автозаправочная станция эксплуатируется с нарушениями требований действующего законодательства. Проверка показала, что МАЗС осуществляет деятельность с нарушением требований норм и правил пожарной безопасности: на объекте защиты отсутствует нормативный запас воды для наружного противопожарного водоснабжения (объем пожарного водоема 10 м3) – ст. 99 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; не предусмотрен дополнительный эвакуационный выход, размещаемый на расстоянии более 15 м от ТРК жидкого моторного топлива или в противоположную от нее сторону - п.29 * НПБ 111-98; не оборудована площадка для АЦ с жидким моторным топливом отбортовкой высотой не менее 150 мм., пандусами для безопасного въезда и выезда АЦ, аварийным резервуаром и сливным трубопроводом обеспечивающими слив топлива с площадки без его перелива на остальную территорию АЗС при возможной разгерметизации сливного патрубка АЦ. (При этом аварийный резервуар должен быть выполнен из негорючих материалов, исключающих проникновение топлива в грунт. Вместимость этого резервуара должна превышать не менее чем на 10 % вместимость используемых на АЗС автоцистерн. Сливной трубопровод должен оканчиваться на расстоянии не более 0,1 м от дна указанного резервуара. Аварийный резервуар перед началом эксплуатации АЗС должен быть заполнен водой в количестве, обеспечивающем ее уровень в этом резервуаре не менее 0,3 м. Аварийный резервуар должен быть оснащен трубопроводом деаэрации, отвечающим требованиям, предъявляемым настоящими нормами к трубопроводу деаэрации резервуаров для хранения топлива, патрубками для его опорожнения закрытым способом и замера уровня воды. Указанные патрубки должны быть снабжены герметично закрывающимися заглушками. Глубина заложения аварийного резервуара и прокладка сливного трубопровода должны обеспечивать предотвращение замерзания в них воды в холодный период года. Сливной трубопровод и лоток (трубопровод) отвода ливневых стоков следует оснащать запорной арматурой (заглушками, задвижками и т. п.). – п.35* НПБ 111-98*; на въезде и выезде с территории АЗС не выполнены пологие участки. или дренажные лотки. На МАЗС не предусмотрены очистные сооружения для атмосферных осадков загрязненными нефтепродуктами п.9; п.39 НПБ 111-98*; система заземление для АЦ не соответствует требованиям ПУЭ, т.е. для контроля заземления АЦ не применены специализированные автоматизированные устройства заземления, осуществляющие автоматическое прекращение наполнения резервуара или сигнализацию при неисправности системы заземления АЦ п.71 НПБ 111-98*; резервуары для хранения топлива не оборудованы системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90 %-го заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу АЗС, а при 95 %-м заполнении – автоматическое прекращение наполнения резервуара не более чем за 5 <адрес> технологической системой предусмотрено прекращение наполнения резервуара топливом только в автоматическом режиме, то допускается вместо указанной сигнализации предусматривать сигнализацию об автоматическом прекращении наполнения при достижении 95 %-го заполнения резервуара п.54 НПБ 111-98*; резервуары для хранения СУГ не оснащены системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85 % их геометрического объема). прилож. 6 п.20.5 НПБ 111-98*; не оборудована площадка для автоцистерны с СУГ, чтобы предотвратить растекание пролива жидкой фазы СУГ за ее границы и образование взрывоопасных смесей за пределами АЗС за счет испарения СУГ с поверхности этого пролива. (Не оборудована наружной системой отсоса паров СУГ, обеспечивающей подвижность паровоздушной среды (по горизонтали на уровне верхнего края отбортовки) в любой точке площадки не менее 2 м/с и выброс паровоздушной среды через сбросную трубу. Совмещение указанной сбросной трубы со сбросной трубой для паров СУГ технологической системы АЗС определяется возможностью одновременного пожаробезопасного аварийного сброса паров СУГ из технологического оборудования и с площадки для АЦ. Приемные устройства системы должны быть расположены на уровне верхнего края отбортовки и защищены от попадания в них посторонних предметов, способных привести к нарушению параметров работы системы. Оборудование системы должно иметь взрывобезопасное и искробезопасное исполнение. Запуск и остановка системы должны быть обеспечены как в автоматическом режиме, так и вручную с площадки для АЦ и дистанционно из операторной АЗС. При этом автоматический запуск системы отсоса паров СУГ должен осуществляться от датчиков довзрывоопасных концентраций, а остановка - от пожарных извещателей) п.14 НПБ 111-98*; на МАЗС наполнение резервуаров жидким моторным топливом и СУГ производится без приостановки работы станции п.15 НПБ 111-98*; для обеспечения охлаждения надземного (наземного) оборудования с СУГ, а также транспортных емкостей (сосудов) АЦ СУГ не предусмотрено устройство стационарных систем водяного орошения, обеспечивающих подачу воды на поверхности указанного оборудования в случае пожара. п.8.50 СП 156.13130.2014; п.24 НПБ 111-98*; не предусмотрено противопожарное расстояние от ТРК жидкого моторного топлива до операторской – менее 9 м.- таб.1 НПБ 111-98*; не предусмотрено противопожарное расстояние от резервуара СУГ до электротрансформатора – менее 80 м) - прилож.6 НПБ 11-98* таб.П.6.1, ПУЭ) на линии рециркуляции перед узлами подсоединения трубопровода к АЦ и резервуару отсутствуют огнепреградители (искрогасители). Конструкция узлов подсоединения линии рециркуляции к АЦ должна обеспечивать автоматическое перекрытие этих линий при расстыковке п. 62 НПБ 111-98*; линия рециркуляции не оборудована обратным клапаном, открывающимся при достижении в резервуаре давления, соответствующего либо напору столба топлива в АЦ (при сливе самотеком), либо напору насоса перекачивания топлива из АЦ в резервуар. Обратные клапаны должны герметично закрываться при перекрытии трубопровода налива или обесточивании указанного насоса п. 62 НПБ 111-98*; отсутствуют электромагнитные клапаны для перекрытия трубопроводов п. 19.9* НПБ 111-98*; на объекте не предусмотрена автоматическая система противоаварийной защиты при срабатывании которых, должно быть предусмотрено автоматическое приведение в действие систем противоаварийной защиты всех технологических участков (перекрытие трубопроводов, отключение механизмов перекачивания, сброс сжатого газа, включение системы орошения, обесточивание оборудования и т.п.), обеспечивающих предотвращение дальнейшего развития аварии (п.19.4 НПБ 111-98); на объекте защиты не предусмотрена технологическая система обеспечивающая возможность безопасного перекрытия любой вероятной утечки СУГ или его паров из резервуаров для хранения СУГ в окружающую среду (п.20.2 НПБ 111-98); для маневрирования и выезда с территории автозаправочной станции для каждого транспортного средства на покрытие дорог не нанесены отличительные разметки или иные визуальные указатели (п. 450 ППР РФ); на МАЗС допускается заправка автотранспорта СУГ без предварительной высадки пассажиров, не определены данные площадки п.6.38 СП 156.13130.20014; высота сбросной трубы паров СУГ не выполнено, исключающим образование взрывоопасных смесей в зоне технологического оборудования, зданий, сооружений МАЗС (п.111 НПБ 111-98); не представлена документация свидетельствующая о соответствии запорной арматуры, требованиям ГОСТ 9544-93 (п.39* НПБ 111-98); руководитель организации не обеспечивает наличие на наружных установках обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" п.20 ППР ; площадка для АЦ не обеспечены первичными средствами пожаротушения - огнетушителями (не менее 2 ОП-50 или передвижные воздушно-пенные по 100л каждый) и ТРК покрывалом для изоляции очага возгорания п.456 и 457 ППР ; не представлена декларация пожарной безопасности ст. 64 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; не представлена документация, определяющее категорию наружных установок ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; не представлена документация, определяющая класс взрыво – пожаро защищенности электрооборудования - ст. 22 и 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; не представлена документация, содержащую информацию о показателях пожарной опасности на СУГ и жидкое моторное топливо - ст. 133 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; не представлена документация, о проведении периодического контроля герметичности резервуаров СУГ и жидкого моторного топлива - (приложение 5 НПБ 111-98); не представлена документация о проведении очистки технологического оборудования, в котором обращалось топливо или его пары (резервуары, емкости, трубопроводы и др.)- п. 438 ППР ; на объекте не созданы для целей ликвидации пожароопасных ситуаций и пожаров аварийные группы - п. 336 ППР ; объект защиты не оснащен жесткой буксировочной штангой длиной не менее 3 метров для экстренной эвакуации горящего транспортного средства с территории автозаправочной станции – п. 455 ППР ; Выявлены нарушения требований законодательства в части охраны атмосферного воздуха.В процессе деятельности МАЗС «НП Сервис», расположенной по адресу: <адрес>, осуществляется накопление отходов, образовавшихся у предпринимателя для последующей их утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования. Учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов осуществляется в соответствии с Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами» (Зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ N 22050). В соответствии с данным приказом учет в области обращения с отходами ведется на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов. Учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период. Данные учета обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года), а также очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обеспечивают полноту, непрерывность и достоверность учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. На момент проверки МАЗС «НП Сервис», данные учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов не представлены. Согласно статье 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ «Об отходах производства й потребления»» юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности; на отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Порядок паспортизации отходов установлен постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности» (вместе с «Правилами проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности»). Паспорт отходов I - IV классов опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, а также оценки их опасности в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду. Индивидуальные предприниматели и юридические лица для составления паспорта подтверждают отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. В ходе проверки паспорта опасных отходов, образующихся в результате ведения хозяйственной деятельности на АЗС, не представлены. В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), должны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Согласно п. 8 указанной статьи субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Таким образом, федеральными законами предусмотрено обязательное самостоятельное создание субъектом малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, достоверной экологической информации о движении отходов, ее своевременную передачу в определенной форме государственному органу в лице Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан. На момент проверки индивидуальным предпринимателем не представлен отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов. В соответствии со ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов). Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории. В соответствии со ст. 16.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год, а также плата, исчисленная по итогам отчетного периода с учетом корректировки ее размера, вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом. В соответствии с п. 5 настоящей статьи не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду. В соответствии со статьей 16.5 настоящего федерального закона контроль за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а именно Управлением Росприроднадзора по РД. На момент проверки ООО НП Сервис не представлена декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Нарушения закона РФ «О защите прав потребителей» 2300-1 от ДД.ММ.ГГГГ. - не представлена информация об организации проведения производственного контроля, не представлена программа производственного контроля, что является нарушением требований п.2.6, п. 4.4., п. 4.5 СП ДД.ММ.ГГГГ-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнение санитарно-противоэпидемичесских мероприятий» п.4 СП ДД.ММ.ГГГГ-07 «Изменения и дополнения СП ДД.ММ.ГГГГ-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнение санитарно-противоэпидемичесских мероприятий». - не представлено санитарно-эпидемиологическое заключение на проект предельно-допустимых выбросов в атмосферный воздух в результате деятельности автозаправочной станции, что является нарушением п.4.1.1., п. 4.2.1 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест». - работники МАЗС не обеспечены спецодеждой и средствами индивидуальной зашиты от воздействия вредных производственных факторов, что является нарушением п. 2.11 ПС 2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Гигиенические требованиях организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочим инструментам». - не предоставлены документы, подтверждающие осуществление вывоза образовавшихся в процессе деятельности МАЗС отходов, не установлены мусоросборники (п. 6.3 СанПиН . Санитарные правила содержания территорий населенных мест). не организован централизованный отвод и очистка поверхностного стока с территории МАЗС, что является нарушением требований п. 4.1.1 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-00 «гигиенические требования к охране поверхностных вод»; отсутствует уголок потребителя с необходимой информацией, предоставляемых на МАЗС услугах в соответствии с требованиями ст. ст. 9, 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» ; не предоставлена информация об организации проведения периодических медицинских осмотров работников, приказа Минсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ н «Об утверждении перечней вредных и опасных производственных факторов и работ при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, и порядка проведения этих осмотров работников, занятых на тяжелых работах и на работах с средними и опасными условиями труда». Непринятие мер к устранению нарушений пожарной безопасности, законодательства о противодействии терроризму, санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства в сфере охраны окружающей среды, выявленные на МАЗС «НП Сервис», угрожает жизни и здоровью находящихся на нем сотрудников, а также посещающих МАЗС граждан. Просит запретить ООО «НП Сервис» в лице генерального директора Шапиеву Р.Т., и другим лицам эксплуатацию объекта – многофункциональной автозаправочной станции, «НП Сервис» расположенной по адресу: <адрес>, за кадастровым номером , доустранения нарушений требований законодательства о противодействии терроризму, пожарной безопасности, санитарно – эпидемиологического законодательства и законодательства в сфере охраны окружающей среды.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Республики Дагестан Баталов Р.А. заявленные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в нем. Также пояснил, что прокуратуре <адрес> известно об устранении ответчиком части нарушений указанных в исковом заявлении.

Ответчик ООО «НП Сервис» в лице представителя по доверенности Омарова Т.Т. просил учесть, что ведутся работы по устранению выявленных нарушений, для этого требуется время, многие пункты устранены. Просил отказать в удовлетворении искового заявления прокурора <адрес>. Также в подтверждение устранения части нарушений правил противопожарной безопасности представил письмо ОНД и ПР N 4 по <адрес>, Буйнакскому и <адрес>м УНД и ПР ГУ МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за N 140/4-5-37.

Третье лицо ОНД и ПР N 4 по <адрес>, Буйнакскому и <адрес>м УНД и ПР ГУ МЧС России по <адрес>, в лице представителя по доверенности Магомедова А.Н. в судебном заседании просил суд принять по делу законное и обоснованное решение. Пояснил, что на основании заявление ответчика Шапиева Р.Т. был произведен осмотр АЗС ООО «НП-Сервис» расположенной по адресу: РД, <адрес>. в ходе которого было установлено, что ответчиком устранена часть нарушений, о чем составлено письмо представленное представителем ответчика.

Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан, в лице представителя по доверенности Мусалаева М.М. просил вынести решение на усмотрение суда.

ТО Управление Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> в установленном законом порядке уведомленные о месте и времени судебного заседания, в суд своего представителя не направило, уважительность причин неявки суду не представило, об отложении судебного заседания не просило, в связи с чем на основании статьи 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения представителя процессуального истца, представителя ответчика, представителей третьих лиц, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковое заявление подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 45ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законным интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно пункту 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ответчик ООО «НП Сервис» в лице генерального директора Шапиева Р.Т. является собственником единого недвижимого комплекса, с кадастровым (или условный) номером 05:11:000049:1509, и земельного участка, площадью 2000 кв.м., с кадастровым номером 05:11:000049:1, расположенных по адресу: <адрес>, о чем ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРП сделаны записи о регистрации N 05-05-05/010/2007-153 и N 05-05-05/010/2007-153 соответственно. Категория земель: Земли населенных пунктов. Для строительства АЗС.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ООО «НП-СЕРВИС» (ОГРН: 1070507004600) зарегистрировано в качестве юридического лица с ДД.ММ.ГГГГ. В качестве одного из видов деятельности указана «торговля розничная моторным топливом в специализированных магазинах».

Федеральный закон N 69-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О пожарной безопасности» определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства.

Пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров (статья 1).

Система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 3).

В силу статьи 37 названного Федерального закона руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Федеральный закон N 116-ФЗ) установлено, что объекты, на которых получаются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются горючие вещества - газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после удаления, относятся к категории опасных производственных объектов (статья 2).

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона N 116-ФЗ опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону, согласно которому объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и (или) способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно-восстановительной экзотермической реакции.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона N 116-ФЗ под промышленной безопасностью опасных производственных объектов понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества, при этом (статья 9) организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности.

В силу статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами.

Согласно информационному письму о противопожарном состоянии объекта защиты от ДД.ММ.ГГГГ N 140/4-5-37, предоставленному стороной ответчика, в ходе обследования противопожарного состояния МАЗС «НП Сервис» выявлены ряд нарушений требований пожарной безопасности, а именно: на объекте защиты отсутствует нормативный запас воды для наружного противопожарного водоснабжения (статья 99 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); не предусмотрен дополнительный эвакуационный выход, размещаемый на расстоянии более 15 м от ТРК ЖМТ (п.29* НПБ 111-98*); на въезде и выезде с территории АЗС не выполнены пологие участки или дренажные лотки. На МАЗС не предусмотрены очистные сооружения для атмосферных осадков загрязненными нефтепродуктами (п.9; п.39 НПБ 111-98*); для обеспечения охлаждения надземного (наземного) оборудования с СУГ, а также транспортных емкостей (сосудов) АЦ СУГ не предусмотрено устройство стационарных систем водяного орошения, обеспечивающих подачу воды на поверхности указанного оборудования в случае пожара (п.8.50 СП 156.13130.2014; п.24 НПБ 111-98*); не предусмотрено противопожарное расстояние от ТРК жидкого моторного топлива до операторской - менее 9 м. (НПБ 111-98* таб.1); на линии рециркуляции перед узлами подсоединения трубопровода к АЦ и резервуару отсутствуют огнепреградители (искрогасители). Конструкция узлов подсоединения линии рециркуляции к АЦ должна обеспечивать автоматическое перекрытие этих линий при расстыковке (п.62 НПБ 111-98*); линия рециркуляции не оборудована обратным клапаном, открывающимся при достижении в резервуаре давления, соответствующего либо напору столба топлива в АЦ (при сливе самотеком), либо напору насоса перекачивания топлива из АЦ в резервуар. Обратные клапаны должны герметично закрываться при перекрытии трубопровода налива или обесточивании указанного насоса (п.62 НПБ 111-98*); на объекте не предусмотрена автоматическая система противоаварийной защиты, при срабатывании которых должно быть предусмотрено автоматическое приведение в действие систем противоаварийной защиты всех технологических участков (перекрытие трубопроводов, отключение механизмов перекачивания, сброс сжатого газа, включение системы орошения, обесточивание оборудования и т.п.), обеспечивающих предотвращение дальнейшего развития аварии (п.19.4 НПБ 111-98*); на объекте защиты не предусмотрена технологическая система, обеспечивающая возможность безопасного перекрытия любой вероятной утечки СУГ или его паров из резервуаров для хранения СУГ в окружающую среду (п.20.2 НПБ 111-98*); не представлена документация, определяющая категорию наружных установок (статья 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); не представлена документация, определяющая класс взрыво - пожаро защищенности электрооборудования (статьи 22 и 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); не представлена документация, содержащая информацию о показателях пожарной опасности на СУГ и жидкое моторное топливо (статья 133 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); не представлена документация о проведении периодического контроля герметичности резервуаров СУГ и жидкого моторного топлива (Приложение 5 НПБ 111-98*); не представлена документация о проведении очистки технологического оборудования, в котором обращалось топливо или его пары (резервуары, емкости, трубопроводы и др.) (п.438 ППР N 390).

Из заключения государственного инспектора Республики Дагестан в области охраны окружающей среды Центрального межрайонного управления по экологии и природопользованию Минприроды Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в отношении МАЗС «НП Сервис» проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в сфере охраны окружающей среды. В ходе проверки установлено, что в процессе деятельности АЗС осуществляется накопление отходов, образовавшихся у предпринимателя для последующей их утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования, однако на момент проверки данные учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов не представлены. Паспорта опасных отходов, образующихся в результате ведения хозяйственной деятельности на АЗС, не представлены. На момент проверки в помещениях АЗС использовались люминесцентные-ртутьсодержащие лампы, ООО «НП-2» на имеется договора со специализированным предприятием, имеющим лицензию на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, для передачи, обезвреживания и утилизации отработанных ртутьсодержащих ламп. Документ о прохождении подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности не представлен. АЗС «НП Сервис» не состоит на государственном учете объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Федеральными законами предусмотрено обязательное самостоятельное создание субъектом малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, достоверной экологической информации о движении отходов, ее своевременную передачу в определенной форме государственному органу в лице Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан. На момент проверки индивидуальным предпринимателем не представлен отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, а также декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Из акта санитарно-гигиенического обследования, проведенного ДД.ММ.ГГГГ филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Республики Дагестан в <адрес>» в отношении АЗС «НП Сервис», усматривается, что при проведении обследования выявлены следующие замечания: не представлена информация об организации проведения производственного контроля, не представлена программа производственного контроля, что является нарушением требований п.2.6, п.4.4., п.4.5 СП ДД.ММ.ГГГГ-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» п.4 СП ДД.ММ.ГГГГ-07 «Изменения и дополнения N1 СП ДД.ММ.ГГГГ-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнение санитарно-противоэпидемических мероприятий»; работники АЗС не обеспечены спецодеждой и средствами индивидуальной зашиты (СИЗ) от воздействия вредных производственных факторов, что является нарушением п.2.11 ПС 2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочим инструментам»; не предоставлены документы, подтверждающие осуществление вывоза образовавшихся в процессе деятельности АЗС отходов, не установлены мусоросборники (п.6.3 СанПиН «Санитарные правила содержания территорий населенных мест»); не организован централизованный отвод и очистка поверхностного стока с территории АЗС, что является нарушением требований п.4.1.1 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод»; отсутствует уголок потребителя с необходимой информацией, предоставляемых на АЗС услугах в соответствии с требованиями статей 9, 10 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 «О защите прав потребителей»; не предоставлена информация об организации проведения периодических медицинских осмотров работников, приказа Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».

Таким образом, эксплуатация МАЗС «НП Сервис» осуществляется с нарушением требований законодательства о противодействии терроризму, пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства в сфере охраны окружающей среды.

Вместе с тем согласно объяснениям сторон и информационному письму от ДД.ММ.ГГГГ за N 140/4-5-37 ответчиком ООО «НП Сервис» в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела устранены ряд нарушений и требований противопожарной безопасности, что процессуальным истцом в судебном заседании не оспаривалось.

Истец в своем заявлении просит суд запретить эксплуатацию ответчиком АЗС «НП Сервис» до устранения ряда нарушений, в том числе указывает: не оборудована площадка для АЦ с жидким моторным топливом отбортовкой высотой не менее 150 мм., пандусами для безопасного въезда и выезда АЦ, аварийным резервуаром и сливным трубопроводом обеспечивающими слив топлива с площадки без его перелива на остальную территорию АЗС при возможной разгерметизации сливного патрубка АЦ. (При этом аварийный резервуар должен быть выполнен из негорючих материалов, исключающих проникновение топлива в грунт. Вместимость этого резервуара должна превышать не менее чем на 10 % вместимость используемых на АЗС автоцистерн. Сливной трубопровод должен оканчиваться на расстоянии не более 0,1 м от дна указанного резервуара. Аварийный резервуар перед началом эксплуатации АЗС должен быть заполнен водой в количестве, обеспечивающем ее уровень в этом резервуаре не менее 0,3 м. Аварийный резервуар должен быть оснащен трубопроводом деаэрации, отвечающим требованиям, предъявляемым настоящими нормами к трубопроводу деаэрации резервуаров для хранения топлива, патрубками для его опорожнения закрытым способом и замера уровня воды. Указанные патрубки должны быть снабжены герметично закрывающимися заглушками. Глубина заложения аварийного резервуара и прокладка сливного трубо­провода должны обеспечивать предотвращение замерзания в них воды в холод­ный период года. Сливной трубопровод и лоток (трубопровод) отвода ливневых стоков следует оснащать запорной арматурой (заглушками, задвижками и т. п.). - п.35* НПБ 111-98*(в целях устранения данного пункта на объекте установлен оборудована площадка для АЦ с жидким моторным топливом отбортовкой высотой не менее 150 мм., пандусами для безопасного въезда и выезда АЦ, аварийным резервуаром и сливным трубопроводом. Объем аварийного резервуара составляет 10 м3, что превышает не менее чем на 10 % вместимость используемых на АЗС автоцистерн)

Система заземление для АЦ не соответствует требованиям ПУЭ, т.е. для контроля заземления АЦ не применены специализированные автоматизированные устройства заземления, осуществляющие автоматическое прекращение наполнения резервуара или сигнализацию при неисправности системы заземления АЦ п.71 НПБ 111-98.Резервуары для хранения топлива не оборудованы системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90 %-го заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу АЗС, а при 95 %-м заполнении - автоматическое прекращение наполнения резервуара не более чем за 5 <адрес> технологической системой предусмотрено прекращение наполнения резервуара топливом только в автоматическом режиме, то допускается вместо указанной сигнализации предусматривать сигнализацию об автоматическом прекращении наполнения при достижении 95 %-го заполнения резервуара п.54 НПБ 111-98*; Резервуары для хранения СУГ не оснащены системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85 % их геометрического объема), прилож. 6 п.20.5 НПБ 111-98. Не оборудована площадка для автоцистерны с СУГ, чтобы предотвратить растекание пролива жидкой фазы СУГ за ее границы и образование взрыво­опасных смесей за пределами АЗС за счет испарения СУГ с поверхности этого пролива. (Не оборудована наружной системой отсоса паров СУГ, обеспечивающей подвижность паровоздушной среды (по горизонтали на уровне верхнего края отбортовки) в любой точке площадки не менее 2 м/с и выброс паровоздушной среды через сбросную трубу. Совмещение указанной сбросной трубы со сбросной трубой для паров СУГ технологической системы АЗС определяется возможностью одновременного пожаробезопасного аварийного сброса паров СУГ из тех­нологического оборудования и с площадки для АЦ. Приемные устройства системы должны быть расположены на уровне верхнего края отбортовки и защищены от попадания в них посторонних предметов, способных привести к нарушению параметров работы системы. Оборудование системы должно иметь взрывобезо­пасное и искробезопасное исполнение. Запуск и остановка системы должны быть обеспечены как в автоматическом режиме, так и вручную с площадки для АЦ и дистанционно из операторной АЗС. При этом автоматический запуск системы отсоса паров СУГ должен осуществляться от датчиков довзрывоопасных концентраций, а остановка – от пожарных извещателей) п.14 НБП 111-98*.

При этом вышеуказанные нарушения ответчиком в настоящее время устранены, в связи с чем суд приходит выводу о необходимости отказа истцу в возложении на ответчика обязанности по устранению этих нарушений требований пожарной безопасности

В соответствии со статьей 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность (пункт 1).

Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность (пункт 2).

В силу статьи 12ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Принимая во внимание изложенное, опасность причинения в будущем вреда неопределенному кругу лиц, пользующемуся услугами МАЗС «НП Сервис», расположенной по адресу: <адрес>, вследствие нарушения правил, в том числе пожарной безопасности на данном объекте имеет реальный характер, дальнейшая эксплуатация автозаправочной станции влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае возникновения пожара, в связи с чем имеются основания для приостановлении деятельности АЗС до устранения выявленных нарушений.

Руководствуясь статьями 194-198, 233-237 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковое заявление первого заместителя прокурора <адрес> Республики Дагестан удовлетворить частично.

Запретить ООО «НП Сервис» в лице генерального директора Шапиеву Р.Т., и другим лицам эксплуатацию объекта – многофункциональной автозаправочной станции, «НП Сервис» расположенной по адресу: <адрес>, за кадастровым номером , доустранения нарушений требований законодательства о противодействии терроризму, пожарной безопасности, санитарно – эпидемиологического законодательства и законодательства в сфере охраны окружающей среды, а именно:

- обеспечить нормативный запас воды для наружного противопожарного водоснабжения (статья 99 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);

- предусмотреть дополнительный эвакуационный выход, размещаемый на расстоянии более 15 м от ТРК жидкого моторного топлива или в противоположную от нее сторону (п.29 * НПБ 111-98);

- на въезде и выезде с территории АЗС установить пологие участки или дренажные лотки. Установить очистные сооружения для атмосферных осадков загрязненными нефтепродуктами (п.9; п.39 НПБ 111-98*);

- для обеспечения охлаждения надземного (наземного) оборудования с СУГ, а также транспортных емкостей (сосудов) АЦ СУГ установить устройство стационарных систем водяного орошения, обеспечивающих подачу воды на поверхности указанного оборудования в случае пожара (п.8.50 СП 156.13130.2014; п.24 НПБ 111-98*);

- предусмотреть противопожарное расстояние от ТРК жидкого моторного топлива до операторской - не менее 9 м. (НПБ 111-98* таб.1);

- линию рециркуляции оборудовать обратным клапаном, открывающимся при достижении в резервуаре давления, соответствующего либо напору столба топлива в АЦ (при сливе самотеком), либо напору насоса перекачивания топлива из АЦ в резервуар. Обратные клапаны должны герметично закрываться при перекрытии трубопровода налива или обесточивании указанного насоса (п.62 НПБ 111-98*);

- установить автоматическую систему противоаварийной защиты, при срабатывании которой должно быть предусмотрено автоматическое приведение в действие систем противоаварийной защиты всех технологических участков (перекрытие трубопроводов, отключение механизмов перекачивания, сброс сжатого газа, включение системы орошения, обесточивание оборудования и т.п.), обеспечивающих предотвращение дальнейшего развития аварии (п.19.4 НПБ 111-98);

- установить технологическую систему, обеспечивающую возможность безопасного перекрытия любой вероятной утечки СУГ или его паров из резервуаров для хранения СУГ в окружающую среду (п.20.2 НПБ 111-98);

- представить документацию, определяющую категорию наружных установок (статья 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);

- представить документацию, определяющую класс взрыво - пожаро защищенности электрооборудования (статьи 22 и 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);

- представить документацию, содержащую информацию о показателях пожарной опасности на СУГ и жидкое моторное топливо (статья 133 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);

- представить документацию, о проведении периодического контроля герметичности резервуаров СУГ и жидкого моторного топлива - (приложение 5 НПБ 111-98).

- представить документацию о проведении очистки технологического оборудования, в котором обращалось топливо или его пары (резервуары, емкости, трубопроводы и др.) (п.438 ППР N 390);

- представить данные учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов;

- представить паспорта опасных отходов, образующихся в результате ведения хозяйственной деятельности на АЗС; документ о прохождении подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности;

- поставить МАЗС «НП Сервис» на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;

- представить отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов;

- представить декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

- представить информацию об организации проведения производственного контроля и программу производственного контроля;

- обеспечить работников МАЗС спецодеждой и средствами индивидуальной зашиты от воздействия вредных производственных факторов (п.2.11 ПС 2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочим инструментам»);

- представить документы, подтверждающие осуществление вывоза образовавшихся в процессе деятельности МАЗС отходов; установить мусоросборники (п.6.3 СанПиН «Санитарные правила содержания территорий населенных мест»);

- организовать централизованный отвод и очистку поверхностного стока с территории МАЗС (п.4.1.1 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод»);

- установить уголок потребителя с необходимой информацией, предоставляемых на МАЗС услугах в соответствии с требованиями статьи 9, 10 Закона Российской Федерации N 2300-1 «О защите прав потребителей»;

- предоставить информацию об организации проведения периодических медицинских осмотров работников, приказа Минсоцразвития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».

В остальной части исковых требований отказать.

Резолютивная часть решения объявлена ДД.ММ.ГГГГ.

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий подпись Аджиева Л.З.

Копия верна:

2-455/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
первый заместитель прокурора г.Буйнакска
Ответчики
ООО НП "Сервис" в лице генерального директора Шапиева Рашида Тажутдиновича
Другие
ОНД И ПР №4 по г.Буйнакск и Буйнакскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по РД
ТОУ Роспотребнадзора
Суд
Буйнакский городской суд Республики Дагестан
Дело на странице суда
buinakskiy-gs.dag.sudrf.ru
25.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.03.2020Передача материалов судье
25.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.03.2020Подготовка дела (собеседование)
25.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.03.2020Судебное заседание
25.03.2020Судебное заседание
25.03.2020Судебное заседание
25.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.03.2020Дело оформлено
16.02.2020Дело передано в архив
08.07.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее