Дело №2а-1215/2019 (УИД 58RS0009-01-2019-001961-97)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 декабря 2019 года
Зареченский городской суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Ермакова О.В.,
при секретаре Новиковой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении зала суда, дело по административному исковому заявлению Ларионова А.А. к председателю Правительства Пензенской области Симонову Н.П., Правительству Пензенской области о возложении обязанности предоставить ответ на обращение,
УСТАНОВИЛ:
Ларионов А.А. обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением к председателю Правительства Пензенской области Симонову Н.П., указав, что 09.09.2019 в 12 час. 29 мин. им в адрес Правительства Пензенской области на имя Симонова Н.П. было направлено электронное обращение. Поскольку ответ на указанное обращение административному истцу до настоящего времени представлен не был, Ларионов А.А. считал, что тем самым нарушено его право на получение ответа, предусмотренное Федеральным Законом №59-ФЗ от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
На основании вышеизложенного, дословно просил суд обязать председателя Правительства Пензенской области предоставить ответ по существу обращения от 09.09.2019, направленное в 12 час. 29 мин.
Определением судьи от 13.11.2019 к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Правительство Пензенской области.
Административный истец Ларионов А.А. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки в судебное заседание не представил, как и не представил ходатайств об отложении рассмотрения дела в связи с желанием лично участвовать в судебном заседании. Поскольку административный истец добровольно, по своему усмотрению отказался от реализации процессуального права на участие в судебном заседании, суд считает, что его неявка в судебное заседание без уважительных причин не препятствует рассмотрению административного дела по существу и полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца по имеющимся в деле доказательствам.
Председатель Правительства Пензенской области Симонов Н.П. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом.
Представитель административного соответчика Правительства Пензенской области в судебное заседание также не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, в письменном заявлении (л.д. 15) просил дело рассмотреть в его отсутствие, в письменных возражениях на иск (л.д. 18-19) просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Изучив материалы дела и представленные сторонами документы, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 33 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 2 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией рассматривается в силу требований статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В силу положений статьи 46 Конституции Российской Федерации и статьи 218 КАС РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Исходя из системного толкования положений статей 218, 226 и 227 КАС РФ для признания незаконным решений и действий (бездействия) должностного лица исполнительного органа государственной власти необходимо наличие в совокупности двух оснований: несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушение этим прав и законных интересов заявителя.
При этом, исходя из положений статей 226, а также 62 КАС РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействий) возлагается на органы и лиц, которые их приняли или совершили, а обязанность по доказыванию того, какие права и свободы нарушены этими решениями, действиями (бездействиями), соответственно возлагается на лицо, которое их обжалует.
Порядок рассмотрения заявлений, жалоб и иных обращений, адресованных Губернатору и Правительству Пензенской области регулируется Положением об Управлении по работе с обращениями граждан и организаций Правительства Пензенской области, утвержденным распоряжением Губернатора Пензенской области от 28.12.2011 №486-р.
В соответствии с подпунктом 3.1.6 пункта 3.1 указанного Положения, регистрация поступивших в адрес Губернатора и Правительства Пензенской области обращений осуществляется Управлением по работе с обращениями граждан и организаций Правительства Пензенской области.
К компетенции Управления по работе с обращениями граждан относится обеспечение рассмотрения обращений граждан и организаций, адресованных Губернатору и Правительству Пензенской области, в том числе обращений, поступивших по информационным системам общего пользования.
Согласно ст. 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
В судебном заседании установлено, что 09.09.2019 в 12 час. 29 мин. на официальный сайт Правительства Пензенской области в форме электронного документа (адрес: (Данные изъяты)) поступило обращение Ларионова А.А., адресованное председателю Правительства Пензенской области, в котором административный истец просил представить ему доказательства в виде снимка изображения с датой и текстом ответа Правительства Пензенской области на ранее направленное обращение административного истца (л.д. 8).
Из материалов дела также следует, что в соответствии с вышеназванным Положением об Управлении по работе с обращениями граждан и организаций Правительства Пензенской области спорное обращение Ларионова А.А., поступившее на электронную почту Канцелярии, было перенаправлено на электронный адрес Управления - obrgr@obl.penza.net, где было зарегистрировано 11.09.2019 за номером Эл-2925-01-3 (л.д. 21).
Из материалов дела также следует, что данное обращение было рассмотрено в установленном законом порядке, ответ дан Председателем Правительства Пензенской области Симоновым Н.П. 10.10.2019 за исходящими номерами Эл-2924-01-3, Эл-2925-33-3 (л.д. 22). На электронную почту заявителя указанный ответ был направлен 10.10.2019 в 18 час. 16 мин. (л.д. 25). Текст ответа соответствует содержанию письма.
Таким образом, спорное обращение Ларионова А.А. было рассмотрено должностным лицом Правительства Пензенской области надлежащим образом, в пределах предоставленных ему полномочий, каких-либо нарушений со стороны должностных лиц, неправомерных действий (бездействия), нарушающих права заявителя, судом в ходе рассмотрения дела не установлено, доказательств, свидетельствующих о нарушении его прав, свобод и интересов административным истцом не представлено.
Оспариваемым ответом на Ларионова А.А. не были возложены никакие обязанности, не создавались препятствия в осуществлении прав.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №36 от 27.09.2016, суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
Ответ Правительства Пензенской области, данный Ларионову А.А., не является решением органа местного самоуправления, либо должностного лица, проверка законности и обоснованности которых входит в компетенцию суда. Сам по себе ответ не нарушает права и свободы заявителя, не создает препятствий к их осуществлению. Из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в статье 46 Конституции РФ, не следует возможности выбора гражданином по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции РФ, федеральным законом.
Ссылка Ларионова А.А. в административном исковом заявлении на то, что ответ на его спорное обращение он не получал, не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
В силу пункта 4 статьи 10 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» ответ на обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении.
Доказательства направления ответа на спорное обращение Ларионова А.А. в материалах дела имеются.
Спорное обращение Ларионова А.А. административным ответчиком было рассмотрено надлежащим образом, каких-либо нарушений со стороны должностных лиц, неправомерных действий (бездействия), нарушающих права заявителя, судом в ходе рассмотрения дела не установлено.
В соответствии с частью 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения административного иска Ларионова А.А. по делу не имеется, поскольку ответ ему на его спорное обращение дан и направлен в установленный законом срок, права, свободы и интересы не нарушены, требования Федерального Закона №59-ФЗ от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» административным ответчиком соблюдены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 174, 175-177, 179, 180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░