04RS0001-01-2022-000976-24
2-488/2022
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
дело № 33-3596/2022
Судья Сандакова С.Ц.
Поступило 12 сентября 2022 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Улан-Удэ 9 ноября 2022 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего Нимаевой О.З.,
судей Базарова В.Н., Болдонова А.И.,
при секретаре Цыденжаповой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело иску прокурора Курумканского района РБ в интересах неопределенного круга лиц к ГБУЗ «Курумканская ЦРБ, Министерству здравоохранения РБ о понуждении устранить нарушения законодательства в сфере охраны здоровья граждан, с апелляционной жалобой представителя ответчика Министерства здравоохранения Осокиной И.А. на решение Баргузинского районного суда РБ от 25 июля 2022 г., которым постановлено:
Исковые требования прокурора Курумканского района РБ в интересах неопределенного круга лиц к ГБУЗ «Курумканская ЦРБ», Министерству здравоохранения Республики Бурятия о понуждении устранить нарушения законодательства в сфере охраны здоровья граждан удовлетворить.
Обязать ГБУЗ «Курумканская ЦРБ» в срок до 01 октября 2023 года приобрести один автомобиль скорой медицинской помощи класса «В» с высокой проходимостью.
Обязать Министерство здравоохранения Республики Бурятия как главного распорядителя бюджетных средств осуществить финансирование ГБУЗ «Курумканская ЦРБ» для устранения нарушений законодательства в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Базарова В.Н., ознакомившись с материалами дела, доводами апелляционной жалобы, выслушав заключение прокурора, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд, прокурор просил обязать ГБУЗ «Курумканская ЦРБ» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу приобрести два автомобиля скорой медицинской помощи класса «В» с высокой проходимостью, 2 специальных автомобиля с высокой проходимостью для нужд фельдшерско-акушерского пункта МО СП «Сахули», МО СП «Элысун» Курумканского района РБ; обязать Министерство здравоохранения Республики Бурятия как главного распорядителя бюджетных средств осуществить финансирование ГБУЗ «Курумканская ЦРБ» для устранения нарушений законодательства в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки исполнения требований законодательства в сфере здравоохранения, установлено, что на балансе ГБУЗ «Курумканская ЦРБ» имеется 4 автомобиля скорой медицинской помощи: 15 автомобилей класса «В», 3 автомобиля класса «С». Из 4-х автомобилей срок эксплуатации 2 АСМП превышает 5 лет (2014-2016 года выпуска) – все автомобили класса «В». При этом фактически эксплуатируется 4 автомобиля. Несмотря на неоднократные заявки ГБУЗ «Курумканская ЦРБ» в адрес Министерства здравоохранения РБ об оказании содействия и изыскания финансовых средств на приобретение автомобилей скорой медицинской помощи, до настоящего времени вопрос нехватки транспортных средств не решен. Бюджетное финансирование на приобретение АСМП с 2020 г. не производилось. Согласно письму Министерства здравоохранения РФ №14-0/10/2-2564, ФФОМС №7155/30 от 26.09.2021 «О направлении Методических рекомендаций «Скорая медицинская помощь в системе ОМС. Этап становления, перспективы развития» срок использования санитарного транспорта выездных бригад СМП не должен превышать 5 лет. Проверкой также установлено, что в ГБУЗ «Курумканская ЦРБ» в ФАПах с. Элысун, с. Сахули и п. Шаманка отсутствует санитарный автомобиль типа «Специальный автомобиль». Указанное создает угрозу несвоевременного оказания первичной медико-санитарной помощи, паллиативной медицинской помощи жителям МО СП «Элысун» МО СП «Сахули», при удалении от ГБУЗ «Курумканская ЦРБ», расположенной в с. Курумкан.
В заседании суда первой инстанции прокурор требования уменьшила и поддержала в судебном заседании, просила суд обязать ГБУЗ «Курумканская ЦРБ» в срок до 01.10.2023 приобрести один автомобиль скорой медицинской помощи класса «В» с высокой проходимостью; обязать Министерство здравоохранения РБ осуществить финансирование ГБУЗ «Курумканская ЦРБ» для устранения нарушений законодательства в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Представители ответчика ГБУЗ «Курумканская ЦРБ» Банаева Б.Д., Дашиев Д.Ж. исковые требования признали в полном объеме.
Ответчик Министерство здравоохранения Республики Бурятия извещены надлежаще, представитель Осокина И.А. направила возражения на исковое заявление, в котором просила в удовлетворении исковых требований полностью отказать, рассмотреть дело без их участия.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства здравоохранения Республики Бурятия Осокина И.А. просила его отменить, в иске отказать, ссылаясь на то, что представление прокурора не содержит сведения о выявленных нарушениях, какие конкретно нормы закона были нарушены больницей, иск был подан до истечения срока принятия конкретных мер по устранению допущенных нарушений, также законом не предусмотрена субсидиарная ответственность Министерства здравоохранения Республики Бурятия по требованиям бюджетному учреждению. ГБУЗ «Курумканская ЦРБ» согласно положениям Устава является бюджетным учреждением, имеет обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам.
В возражении на апелляционную жалобу помощник прокурора Курумканского района РБ Дашеев Г.И. просил оставить решение без изменения, указав, что Министерство здравоохранения Республики Бурятия осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств республиканского бюджета, предусмотренных на содержание подведомственных организаций.
В судебном заседании прокурор Бадмацыренова Ю.С. возражала по доводам апелляционной жалобы.
Представители ответчика ГБУЗ «Курумканская ЦРБ», Министерства здравоохранения Республики Бурятия в судебное заседание не явились, извещались надлежаще.
Проверив материалы дела, решение суда в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В соответствии со стандартом оснащения станции скорой медицинской помощи, утвержденным приказом Минздрава России от 20.06.2013 № 388н «Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи», количество автомобилей скорой медицинской помощи класса «А», «В», «С» определяется по требованию.
Согласно «ОК 013-2014 (СПС 2008). Общероссийский классификатор основных фондов» автомобилям скорой медицинской помощи присвоен код 310.29.10.59.160.
Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 №1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» автобусы городские особо малые и малые длиной до 7,5 м включительно (код 310.29.10.30.111), автобусы прочие особо малые и малые длиной до 7,5 м включительно (код 310.29.10.30.119) относятся к имуществу со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно.
По смыслу п.44 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 г. №157н, срок полезного использования автомобиля скорой медицинской помощи в случае его отнесения к легковым автомобилям или автобусам особо малым и малым длиной до 7.5 м включительно, независимо от условий его эксплуатации, равен 5 годам.
Согласно Методическим рекомендациям «Скорая медицинская помощь в системе ОМС. Этап становления, перспективы развития» срок использования санитарного транспорта выездных бригад СМП не должен превышать 5 лет.
Как следует из материалов дела, при проведении проверки соблюдения законодательства о доступности и качестве оказания медицинской помощи, соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства в ГБУЗ "Курумканская ЦРБ" установлено, что на балансе ГБУЗ "Курумканская ЦРБ" имеется 4 автомобиля скорой медицинской помощи. Из 4 автомобилей срок эксплуатации 2 АСМП класса «В» превышает 5 лет (2014-2016 года выпуска). При этом фактически эксплуатируется 4 автомобиля.
В судебном заседании представители ответчика ГБУЗ Курумканская ЦРБ» иск признали, последствия признания иска, предусмотренные ст.ст.39, 173 и 198 ГПК РФ были разъяснены и понятны.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, полагая, что несоблюдение вышеуказанных норм закона нарушает требования действующего законодательства в данной сфере правоотношений и влечет ущемление гарантированных законом прав пациентов на оказание качественной и своевременной медицинской помощи, а также прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, также признание иска ответчиком ГБУЗ «Курумканская ЦРБ» не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц. Судом достаточно мотивировано решение об удовлетворении исковых требований прокурора в части приобретения одного автомобиля скорой помощи класса «В» с высокой проходимостью, который предназначен как для оказания медицинской помощи гражданам, так и для обеспечения условий оказания первичной доврачебной медикосанитарной помощи и паллиативной медицинской помощи населению медицинскими работниками. В том числе в отделенной сельской местности.
Рассматривая довод жалобы о том, что Министерство здравоохранения Республики Бурятия не может нести субсидиарную ответственность по требованиям к подведомственному бюджетному учреждению, судебная коллегия признает его несостоятельным по следующим основаниям.
Как верно указал суд первой инстанции, в объем задач, решаемых Министерством здравоохранения Республики Бурятия, входит осуществление финансирования, учета и контроля финансово-хозяйственной деятельности подведомственных организаций, организация мероприятий по укреплению материально-технической базы медицинских организаций за счет средств республиканского и федерального бюджета.
Согласно п.1 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Бурятия, утв. постановлением Правительства РБ от 15.10.2007 №319 (далее – Положение о Министерстве), Министерство здравоохранения РБ является исполнительным органом государственной власти РБ, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны здоровья населения на территории Республики Бурятия, проведению мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в пределах своей компетенции, а также координирующим – в случаях, установленных законами Республики Бурятия, указами Главы РБ и постановлениями Правительства РФ, деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти РБ.
В соответствии с разделом 2 Положения о Министерстве основными задачами Министерства являются организации охраны здоровья населения, обеспечение доступности медицинской помощи в объеме государственных гарантий.
В силу п.6 Положения о Министерстве для решения возложенных задач Министерство осуществляет следующие полномочия: обеспечивает защиту прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья; организует оказание медицинской помощи на территории РБ в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, в том числе первичной медико-санитарной помощи; паллиативной медицинской помощи; обеспечивает создание в пределах своей компетенции условий ГБУЗ «Курумканская ЦРБ» для развития медицинской помощи в РБ и обеспечения ее доступности для граждан, разрабатывает и реализует мероприятия по совершенствованию системы здравоохранения республики; осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств республиканского бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию положенных на Министерство полномочий, а также функций администратора доходов республиканского бюджета, главного распорядителя бюджетных средств в отношении подведомственных организаций; организует мероприятия по укреплению материально-технической базы медицинских организаций за счет средств республиканского и федерального бюджетов.
В связи с изложенным вывод о возложении на Министерство здравоохранения РБ обязанности по финансированию мероприятия по устранению выявленного нарушения является верным.
Иных доводов, являющихся основанием для отмены решения, апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, судом правильно определены юридические значимые обстоятельства дела, дана надлежащая правовая оценка собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, решение суда мотивировано, оснований для признания его необоснованным по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Баргузинского районного суда Республики Бурятия от 25 июля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев путем подачи кассационной жалобы через районный суд.
Председательствующий О.З. Нимаева
Судьи А.И. Болдонов
В.Н. Базаров