Решение по делу № 33-8526/2024 от 10.07.2024

Судья Солодовникова Ю.В.     Дело № 33-8526/2024

24RS0046-01-2021-009051-58

2.156

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 июля 2024 года          г. Красноярск

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Туровой Т.В.,

судей Глебовой А.Н., Черновой Т.Л.,

при ведении протокола помощником судьи Курганской А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Туровой Т.В. гражданское дело по исковому заявлению муниципального образования г.Красноярск в лице департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска к Васильеву Юрию Владимировичу о сносе объекта незавершенного строительства, взыскании неустойки, по апелляционной жалобе представителя истца Антясовой Н.Б. на решение Свердловского районного суда г. Красноярска от 29 ноября 2023 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Муниципального образования г.Красноярск в лице Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска к Васильеву Юрию Владимировичу о сносе объекта незавершенного строительства, взыскании неустойки, оставить без удовлетворения».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Муниципальное образование г. Красноярск в лице департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска обратилось в суд с иском к Васильеву Ю.В. о сносе объекта незавершенного строительства, со степенью готовности - 90%, расположенного по адресу: <адрес> общей площадью 975 кв.м., застроенной площадью 551,8 м в границах земельного участка с кадастровым номером , в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу и взыскании неустойки за неисполнение решения суда.

Требования мотивированы тем, что согласно сведениям ЕГРН Васильеву Ю.В. на праве собственности принадлежит объект незавершенного строительства с кадастровым номером , степенью готовности 10%, площадью 578,7 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> Объект расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером .

Вступившим в законную силу решением Свердловского районного суда г.Красноярска от 19.01.2023 в удовлетворении исковых требований Васильеву Ю.В. к администрации г. Красноярска о признании права собственности на указанное выше нежилое здание незавершенное строительством со степенью готовности 90%, отказано.

Учитывая, что Васильев Ю.В. с 20.12.2018 является собственником объекта незавершенного строительства, с кадастровым номером , между Департаментом и ним 23.10.2019 заключен договор аренды земельного участка по которому ответчику предоставлен в аренду земельный участок с категорией земель – земли населенных пунктов с кадастровым номером , общей площадью 717 кв.м, в целях завершения строительства объекта незавершенного строительства – химчистки. Земельный участок передан по акту приема-передачи по договору аренды от 22.10.2016, срок аренды, с учетом дополнительного соглашения, с 10.09.2019 по 09.09.2025.

В соответствии с условиями данного договора Васильев Ю.В. принял на себя обязательства использовать участок в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием; не допускать действий, приводящих к ухудшению экологической обстановки на арендуемом земельном участке; выполнять требования, вытекающие из установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации ограничений прав на участок и сервитутов в случае их наличия. Также договором установлено, что хозяйственная деятельность в водоохраной зоне и прибрежной защитной полосе осуществляется в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации.

В ходе обследования земельного участка Департаментом установлено, что участок с кадастровым номером огорожен совместно со смежными участками, на участке размещено недостроенное двухэтажное здание, фактически площадь застройки имеющегося на участке недостроенного двухэтажного здания составляет 616 кв.м, на строительство объекта данной площади разрешение не выдавалось.

На дату обследования участок располагался в территориальной рекреационной лесопарковой зоне (Р-1) в соответствии с решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 № В-122, в действующей на момент выдачи разрешения на строительство редакции ПЗЗ, утвержденной решением Красноярского городского Совета депутатов от 20.12.2016 №16-197, не предусмотрено предоставление участков в зоне Р-1 для вида разрешенного использования 3.3 (бытовое обслуживание), предусматривающего размещение химчистки.

В действиях Васильева Ю.В. установлено нарушение норм градостроительного законодательства, выразившееся в строительстве без разрешительных документов двухэтажного здания площадью застройки 616 кв.м на земельном участке с кадастровым , разрешенное использование которого не допускает строительство на нем данного объекта. Выполненные строительные работы по увеличению плошали незавершенного строительства до 975,6 кв.м., а также увеличению площади с 342,25 кв.м до 616 кв.м, являются реконструкцией, в связи с чем, истец обратился с настоящим иском в суд.

Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представить истца Антясова Н.Б. просит решение суда отменить. Выражает несогласие с выводами суда о том, что исковое заявление подано ненадлежащим истцом. Считает, что в соответствии с Положением о департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, утвержденным распоряжением администрации г.Красноярска №110-р от 23.05.2013, и распоряжением администрации г. Красноярска «Об утверждении Регламента взаимодействия органов администрации города Красноярска при выявлении самовольного размещения объектов капитального строительства на территории города Красноярска», а также в силу ст. 72 Земельного кодекса Российской Федерации, Департамент является уполномоченным органом, осуществляющим освобождение земельных участков, являющихся муниципальной собственностью и землями неразграниченной государственной собственности. Учитывая, что объект незавершенного строительства расположен на земельном участке с кадастровым номером , являющимся муниципальной собственностью, то решение обратиться в суд с иском о сносе самовольной постройки принято Департаментом обоснованно.

Проверив материалы дела в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся участников процесса, надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя истца Пелых О.Ю., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика Клепец Л.Д., согласившуюся с доводами жалобы, что департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска является надлежащим истцом, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.11.2022, снос объекта самовольного строительства является крайней мерой гражданско-правовой ответственности, а устранение последствий нарушений должно быть соразмерно самому нарушению, не должно создавать дисбаланса между публичным и частным интересом, приводящего к нарушению устойчивости хозяйственного оборота и причинению несоразмерных убытков (абзац шестой пункта 7 Обзора).

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Васильеву Ю.В. с 20.12.2018 на праве собственности принадлежит объект незавершенного строительства с кадастровым номером , степенью готовности 10%, площадью 578,7 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> Объект расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером .

Как следует из акта о выборе земельного участка для предварительного согласования места размещения объекта предполагаемого к проектированию и строительству от 13.02.2015, департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска на основании заявления ООО «П» и решения градостроительной комиссии, для проектирования и строительства объекта коммунального назначения – химчистки (код вида разрешенного строительства 3.3) выбран земельный участок площадью 717 кв.м., по адресу: <адрес> в том числе площадь ограниченного использования (береговая полоса общего пользования) 132 кв.м., с разрешенным использованием - зона производственных предприятий IV - V классов опасности (п. З) с наложением на береговую полосу и водоохранную зону <адрес>, с установлением ограничений по использованию, о необходимости учета проектом охранных зон, в том числе санитарно-защитной зоны объекта 100 метров, режима ведения хозяйственной деятельности в пределах водоохранной зоны и береговой полосы <адрес> в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации

Согласно градостроительному плану земельного участка, утвержденному распоряжением администрации г. Красноярска от 04.06.2015 №539-арх, подготовленному на основании обращения ООО «П» от 26.05.2015, предусмотрено размещение на земельном участке по <адрес> общей площадью 0,0717 га, объекта с учетом выполнения требований технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования и перспективного развития территории, предельные размеры объектов капитального строительства, их площадь не регламентирована, имеется графическое изображение земельного участка, с указанием границ координат береговой полосы и водоохранной зоны <адрес>, а также места допустимого размещения объекта.

18.05.2015 между департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска и ООО «П» заключен договор аренды земельного участка , по условиям которого, Департамент передал во временное использования в целях проведения изыскательских работ под место размещения объекта коммунального назначения – химчистки (код вида разрешенного использования 3.3) земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес> общей площадью 717 кв.м., в том числе 132 кв.м. площадь ограниченного использования (береговая полоса общего пользования), с наложением на водоохранную зону <адрес>, на срок с 05.03.2015 по 03.03.2016.

23.12.2015 распоряжением администрации г. Красноярска -недв ООО П» в аренду на три года предоставлен земельный участок, с кадастровым номером по адресу: <адрес> общей площадью 717 кв.м., в том числе 132 кв.м. - площадь ограниченного использования (береговая полоса общего пользования), с наложением на водоохранную зону <адрес>, для строительства объекта коммунального назначения - химчистки, при этом на ООО «П» возложена обязанность обеспечить ведение строительной и хозяйственной деятельности на земельном участке в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации.

На основании указанного распоряжения, 22.01.2016 между Департаментом и ООО П» заключен договор аренды указанного выше земельного участка, сроком с 23.12.2015 по 22.12.2018.

Проектной документацией ООО «С», шифр 56-17-АР предусмотрено строительство двухэтажного здания химчистки, квадратной формы, с двускатной крышей, с ориентацией здания основным крыльцом на юго-запад, на первом этаже располагаются тамбур, санузел, холл, приемная, лестничная клетка, лифтовый холл, комната персонала, на втором этаже - администрация, санузел, гладильная, помещения для принятия белья, помещения для чистого белья, лестничная клетка. Площадь первого этажа - 299,61 кв.м., площадь 2 этажа – 275,05 кв.м.

21.06.2016 между ООО «П» и Васильевым Ю.В. заключен договор передачи прав и обязанностей арендатора земельного участка, по которому Васильев Ю.В. принял на себя все права и обязанности арендатора ООО «П» земельного участка по договору от 22.01.2016, заключенному с департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска.

08.08.2016 к договору аренды земельного участка от 22.01.2016 между Департаментом и Васильевым Ю.В. подписано дополнение , закрепляющее изменение стороны арендатора в соответствии с договором передачи прав и обязанностей арендатора земельного участка от 21.06.2016 между Васильевым Ю.В. и ООО «П».

27.02.2018 администрацией г.Красноярска Васильеву Ю.В. выдано разрешение на строительство объекта капитального строительства «Химчистка» на земельном участке с кадастровым номером в соответствии с проектной документацией ООО «С» 2017 г., шифр 56-17, общей площадью 578,72 кв.м., площадью застройки 342,25 кв.м. по адресу: <адрес> на срок до 27.02.2019.

Учитывая, что Васильев Ю.В. с 20.12.2018 является собственником объекта незавершенного строительства с кадастровым номером , между Департаментом и ним 23.10.2019 заключен договор аренды земельного участка, по которому истцу предоставлен в аренду земельный участок с категорией земель - земли населенных пунктов с кадастровым номером , общей площадью 717 кв.м, в целях завершения строительства объекта незавершенного строительства - химчистки. Земельный участок передан по акту приема-передачи по договору аренды от 22.10.2016 . Срок аренды с 10.09.2019 по 09.09.2022.

В соответствии с условиями данного договора Васильев Ю.В. принял на себя обязательства использовать участок в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием (п. 4.4.2); не допускать действий, приводящих к ухудшению экологической обстановки на арендуемом земельном участке (п. 4.4.7); выполнять требования, вытекающие из установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации ограничений прав на участок и сервитутов в случае их наличия (п. 4.4.18). Также в п. 8.2 договора установлено, что хозяйственная деятельность в границах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы осуществляется в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации.

Дополнением от 03.09.2020 к договору аренды от 23.10.2019 земельного участка срок действия договора аренды продлен по 09.09.2025.

Судом установлено, что 26.01.2022 департаментом градостроительства администрации г. Красноярска Васильеву Ю.В. отказано в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства «Химчистка», расположенного по адресу: <адрес> поскольку ответчиком не предоставлено действующего разрешения на строительство, акта приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда); акта, подтверждающего соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, акта о подключении к сетям инженерно-технического обеспечения, схемы, отображающей расположение объекта в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка лицом, осуществляющим строительство; заключения органа государственного строительного надзора о соответствии объекта требования градостроительного законодательства и проектной документации, технического плана объекта строительства, подготовленного в соответствии с Федеральным законом №218-ФЗ.

Кроме того, 01.09.2022 Департаментом произведен осмотр земельного участка, по результатам которого составлен акт выездного обследования . В ходе проведения выездного обследования установлено, что земельный участок с кадастровым номером огорожен совместно со смежными участками, на участке размещено недостроенное двухэтажное здание, фактически площадь застройки имеющегося на участке недостроенного двухэтажного здания составляет 616 кв.м., на строительство объекта данной площади разрешение не выдавалось. Фундамент здания - ленточный, наружные стены - бетон, материал перекрытия крыши не установлен, кровля плоская, дата начала строительства - 2018 год. На дату обследования участок располагался в территориальной рекреационной лесопарковой зоне (Р-1) в соответствии с решением Красноярского городского совета депутатов от 07.07.2015 № В-122, в действующей на момент выдачи разрешения на строительство редакции ПЗЗ, утвержденной решением Красноярского городского Совета депутатов от 20.12.2016 № 16-197, не предусмотрено предоставление участков в зоне Р-1 для вида разрешенного использования 3.3 (бытовое обслуживание), предусматривающего размещение химчистки. В действиях Васильева Ю.В. установлено нарушение норм градостроительного законодательства, выразившееся в строительстве без разрешительных документов двухэтажного здания площадью застройки 616 кв.м на земельном участке с кадастровым номером разрешенное использование которого не допускает строительство на нем данного объекта. Выполненные строительные работы по увеличению площади объекта незавершенного строительства с кадастровым номером по адресу: <адрес> до 975,6 кв.м., а также увеличению площади застройки с 342, 25 кв.м. до 616 кв.м. являются реконструкцией.

Также из материалов дела следует, что Васильев Ю.В. обращался в суд с иском к администрации г. Красноярска о признании права собственности на объект незавершенного строительства со степенью готовности 90%, расположенного по адресу: <адрес> общей площадью 975 кв.м., застроенной площадью 551,8 м.

19.01.2023 решением Свердловского районного суда г. Красноярска отказано Васильеву Ю.В. в удовлетворении заявленных исковых требований.

Из протоколов осмотра от 13.11.2023, подготовленных департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска в присутствии ответчика Васильева Ю.В., следует, что на земельном участке с кадастровым номером расположен объект незавершенного строительства с кадастровым номером соответствующий показателям установленных норм.

Разрешая заявленные департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска исковые требования, суд первой инстанции, дав оценку представленным сторонами доказательствам, доводам и возражениям сторон, пришел к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения.

Отказывая в иске, суд исходил из того, что истцом не представлено безусловных доказательств, подтверждающих, что спорный объект незавершенного строительства создает угрозу жизни и здоровью и нарушает права и охраняемые законом интересы истца и других лиц, а также доказательств, свидетельствующих, что указанные нарушения возможно устранить только путем сноса строения. Кроме того, суд указал, что избранный истцом способ защиты права в виде сноса спорного объекта незавершенного строительства явно несоразмерен нарушенному праву, поскольку снос является крайней мерой гражданско-правовой ответственности лица, осуществляющего такое строительство. При этом устранение последствий нарушений прав должно быть соразмерно самому нарушению и не может нарушать права лица, осуществившего такое строительство либо третьих лиц.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд также указал, что департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска является ненадлежащим истцом по настоящему спору.

Решение суда обжалуется только в части указания на то, что департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска является ненадлежащим истцом по делу.

Решение суда в остальной части сторонами не оспаривается, в связи с чем, с учетом положений ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предметом проверки суда апелляционной инстанции не является.

Судебная коллегия полагает довод апелляционной жалобы заслуживающим внимания.

Согласно подпункту 5 пункта 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подпункту 26 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится выдача разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа.

В силу пункта 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно п. 1 Положения о департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, утвержденного распоряжением администрации г. Красноярска от 23.05.2013 № 110-р, департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (далее - Департамент) является органом администрации города Красноярска, осуществляющим управление и распоряжение муниципальной собственностью города Красноярска, в том числе земельными и лесными участками (далее - муниципальное имущество), а также распоряжение земельными и лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории города Красноярска, в пределах полномочий, предусмотренных действующим законодательством.

В соответствии с п. 56 Положения Департамент осуществляет контроль за рациональным использованием земель и лесов, расположенных на территории города Красноярска, в соответствии с действующим законодательством

Департамент осуществляет контроль за использованием объектов муниципальной собственности, в том числе находящихся в залоге, а также за соблюдением арендаторами, другими пользователями объектов муниципальной собственности условий заключенных с ними договоров аренды, пользования (п. 59 Положения).

В п. 10 распоряжение администрации г. Красноярска от 02.04.2020 № 115-р «Об утверждении Регламента взаимодействия органов администрации города Красноярска при выявлении самовольного размещения объектов капитального строительства на территории города Красноярска» предусмотрено, что рассмотрение уведомления о выявлении самовольной постройки осуществляется заместителем Главы города - руководителем департамента градостроительства в срок, не превышающий двадцати рабочих дней со дня получения уведомления.

По результатам рассмотрения принимается одно из следующих решений:

1) решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации;

2) решение об обращении в суд с иском о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями;

3) решение об отсутствии признаков самовольной постройки.

Решение, предусмотренное подпунктом 1 настоящего пункта, принимается в форме правового акта администрации города.

Обращение в суд с иском о сносе самовольной постройки или приведении её в соответствие с установленными требованиями, расположенной на землях частной формы собственности, землях федеральной собственности и собственности субъекта Российской Федерации, по решению, предусмотренному подпунктом 2 настоящего пункта, осуществляется департаментом градостроительства администрации города Красноярска.

Обращение в суд с иском о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, расположенной на землях муниципальной формы собственности, землях, государственная собственность на которые не разграничена, по решению, предусмотренному подпунктом 2 настоящего пункта, осуществляется департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска.

С учетом приведенных выше норм, учитывая, что земельный участок, на котором расположен объект незавершенного строительства, находится в муниципальной собственности, департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска был вправе обратиться в суд с данным иском, суждение суда первой инстанции об обратном ошибочны.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Свердловского районного суда г. Красноярска от 29 ноября 2023 года оставить без изменения.

Исключить из мотивировочной части решения выводы суда о том, что департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска является ненадлежащим истцом.

Председательствующий:                            Турова Т.В.

Судьи:                                    Глебова А.Н.

                                        Чернова Т.Л.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 25.07.2024.

33-8526/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска
Ответчики
Васильев Юрий Владимирович
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Турова Татьяна Васильевна
Дело на странице суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
22.07.2024Судебное заседание
29.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.08.2024Передано в экспедицию
22.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее