Судья Назарук Р.В.                                                               дело № 33-1937/2023

(1 инст. № 2-699/2022)

86RS0018-01-2022-000960-31

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 марта 2023 года                                                              г. Ханты-Мансийск

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего судьи     Гавриленко Е.В.

судей                     Баранцевой Н.В., Кузнецова М.В.

при помощнике судьи            Васильевой А.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кондинского района к муниципальному казенному учреждению «Культурно-досуговый центр городского поселения Мортка», администрации городского поселения Мортка о возложении обязанности обеспечить финансирование и совершении действий по обеспечению охраны объектов,

по апелляционному представлению прокурора Кондинского района на решение Кондинского районного суда от 28 декабря 2022 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований прокурора Кондинского района к муниципальному казенному учреждению «Культурно-досуговый центр городского поселения Мортка», администрации городского поселения Мортка о возложении обязанности обеспечить финансирование и совершении действий по обеспечению охраны объектов отказать полностью».

Заслушав доклад судьи Баранцевой Н.В., объяснения процессуального истца – прокурора Казакова Р.А., поддержавшего апелляционное представление, представителя отве6тчика администрации городского поселения Мортка – Фирулева Е.И., возражавшего против доводов апелляционного представления, судебная коллегия

установила:

прокурор Кондинского района обратился с требованиями о возложении обязанности на администрацию городского поселения Мортка в течение восьми месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести финансирование мероприятий по проектированию современных инженерно-технических средств и систем охраны, а также обеспечению охраны объектов - зданий муниципального казенного учреждения «Культурно-досуговый центр городского поселения Мортка», расположенных по адресам: (адрес), с использованием соответствующих средств и систем, конкретные типы которых определены в техническом задании на их проектирование; обязать муниципальное казенное учреждение «Культурно-досуговый центр городского поселения Мортка» в течение восьми месяцев после получения финансирования провести проектирование современных инженерно-технических средств и систем охраны, а также обеспечить охрану объектов – зданий муниципального казенного учреждения «Культурно-досуговый центр городского поселения Мортка», расположенных по адресам: (адрес) с использованием соответствующих средств и систем, конкретные типы которых определены в техническом задании на их проектирование.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой Кондинского района проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере обеспечения антитеррористической защищенности объектов культуры, в ходе которой установлено, что 02.12.2020 Региональным Управлением ФСБ России по Тюменской области согласованы паспорта безопасности объектов – зданий МКУ «КДЦ гп. Мортка», расположенных по адресам: (адрес), объектам присвоена 2 категория опасности. 10.06.2022 согласованы новые паспорта безопасности указанных объектов, объектам присвоена 3 категория опасности. Согласно разделу IX паспортов безопасности МКУ «КДЦ гп. Мортка» необходимо обеспечить охрану объектов с использованием технических средств охраны. Вместе с тем, в ходе контрольной проверки установлено, что на выполнение мероприятий по антитеррористической защищенности объекта в настоящее время денежные средства не выделены, охрана объектов с использованием современных инженерно-технических средств и систем не обеспечена. Обязанность по финансовому обеспечению содержания здания культурного учреждения, в том числе, по обеспечению охраны с использованием технических средств охраны возложена на администрацию городского поселения Мортка, которая является учредителем и собственником имущества МКУ «КДЦ гп. Мортка».

В судебном заседании представитель истца Айметдинов Н.Р. исковые требования поддержал.

Представитель ответчика - администрации городского поселения Мортка Фирулев Е.И. требования не признал.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика - МКУ «КДЦ гп. Мортка» в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Судом постановлено изложенное решение.

В апелляционном представлении прокурор Кондинского района просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении требований. В обоснование доводов представления выражает несогласие с выводом суда первой инстанции о том, что мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности заявленных зданий учреждения культуры должны быть закончены не позднее 25.04.2024, так как акты обследования и категорирования объектов утвержден 25.04.2022, следовательно, 2-летний срок для завершения мероприятий по антитеррористической защищенности объектов не истек. Полагает, указанный вывод суда не соответствует фактическим обстоятельствам дела, так как судом не принят во внимание факт неисполнения требований актов обследования и категорирования рассматриваемых объектов культуры, утвержденных в 2020 году, в которых содержатся требования, аналогичные действующему акту обследования и категорирования от 2022. Из ответа МКУ «Культурно-досуговый центр гп. Мортка» от 17.10.2022, направленного на требование прокуратуры района, следует, что на выполнение мероприятий по антитеррористической защищенности объектов в настоящее время денежные средства не выделены, охрана объектов с использованием современных инженерно-технических средств и систем не обеспечена. Таким образом, судом первой инстанции не принят во внимание факт того, что предыдущими актами обследования и категорирования вышеуказанных объектов, составленных и утвержденных в 2020 году, предусмотрены мероприятия, аналогичные акту обследования и категорирования от 25.04.2022, что свидетельствует о длительном бездействии администрации гп. Мортка и МКУ «Культурно-досуговый центр гп. Мортка» по вопросу обеспечения требований антитеррористической защищенности объектов культуры, нарушению сроков, установленных п. 19 Требований № 176. Неисполнение ответчиками требований антитеррористической защищенности недопустимо, так как создает предпосылки совершения террористических актов, иных противоправных деяний, угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе, работников и посетителей, в том числе несовершеннолетних воспитанников учреждения, а также свидетельствуют о несоблюдении целей, задач и принципов, установленных Законом № 35-Ф3.

В возражениях на апелляционное представление ответчик просит решение суда оставить без изменения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика МКУ «Культурно-досуговый центр городского поселения Мортка» не явился, о времени и месте судебного заседания извещен в установленном законом порядке, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в сети «Интернет».

С учетом изложенного, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, не сообщили суду о причинах неявки, судебная коллегия определила о рассмотрении дела в отсутствие иных участвующих в деле лиц.

Заслушав объяснения прокурора, представителя ответчика, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, возражений, как установлено частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и обсудив их, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

На основании пп. 4, 6 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму – это деятельность юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма), выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом), по минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. Антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.

Согласно ч. 3.1 ст. 5 названного Федерального закона физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением.

Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2017 № 176 (выше и далее - Требования № 176).

Требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры.

Согласно п. 3, 5, 18 Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций) в сфере культуры, являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников объектов (территорий).

В целях установления дифференцированных требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом возможных последствий совершения террористического акта осуществляется категорирование объектов (территорий).

Категорирование осуществляется в отношении функционирующих (эксплуатируемых) объектов (территорий), при вводе объектов (территорий) в эксплуатацию, а также в случае изменения характеристик объектов (территорий), которые могут повлиять на изменение ранее присвоенной категории.

Результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования объекта (территории), который является неотъемлемой частью паспорта безопасности объекта (территории).

Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что МКУ «Культурно-досуговый центр гп. Мортка» является казенным учреждением, созданным для целей удовлетворения общественных потребностей в сохранении и развитии народной традиционной культуры, поддержки любительского художественного творчества, другой самодеятельной творческой инициативы и социально-культурной активности населения, организации его досуга и отдыха. Учредителем и собственником имущества МКУ «Культурно-досуговый центр гп. Мортка» является муниципальное образование городское поселение Мортка Кондинского района ХМАО - Югры (л.д. 93-100).

В оперативном управлении МКУ «Культурно-досуговый центр гп. Мортка» находятся нежилые здания по адресам: (адрес) (л.д. 32-34).

Паспортами безопасности на основании актов проверки от 02.12.2020 установлено, что спорным объектам присвоена 2 категория опасности, определены необходимые мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов: разработка плана организации взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Росгвардии России, территориальными органами МВД РФ по вопросам противодействия терроризму и экстремизму; разработка плана проведения с работниками учения и тренировки по отработке действий в условиях угрозы совершения или при условном совершении террористического акта на объект, связанных с эвакуацией обучающихся и персонала из помещения, здания, а также обучения их способам индивидуальной и коллективной защиты; заключение договора с сотрудниками (работниками) частных охранных организаций.

По результатам обследования от 25.04.2022 зданиям по адресам: (адрес) присвоена третья категория опасности (л.д. 35-56, 57-74, 75-92).

В соответствии с актами обследования и категорирования объектов от 25.04.2022, паспортами безопасности от 01.06.2022 установлено, что не осуществляется охрана указанных объектов с использованием технических средств охраны.

Также судом установлено, что распоряжением администрации городского поселения Мортка 09.11.2022 № 209-р утверждён «План мероприятий (дорожная карта) по устранению нарушений требований антитеррористической безопасности объектов культуры подведомственных администрации городского поселения Мортка», в соответствии с которым в срок до 01.03.2023 МКУ «КДЦ гп Мортка» должно организовать конкурсные процедуры на приобретение и установку стационарных арочных металлодетекторов, в срок до 01.07.2023 приобрести и установить стационарные арочные металлодетекторы (л.д. 170-171).

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», статей 3, 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пришел к выводу о наличии у ответчиков обязанности по проведению проектирования современных инженерно-технических средств и систем охраны и обеспечению охраны указанных объектов. Вместе с тем, исходя из того, что мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности вышеуказанных зданий должны быть закончены не позднее 25.04.2024, суд в удовлетворении заявленных требований отказал.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в части выводов о наличии у ответчиков обязанности по проведению проектирования современных инженерно-технических средств и систем охраны и обеспечению охраны указанных объектов культуры, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, исследованных в судебном заседании доказательствах, которым дана правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, сторонами не оспариваются.

Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с решением суда в части отказа в удовлетворении исковых требований, доводы апелляционного представления прокурора судебная коллегия находит заслуживающими внимания.

В соответствии с пунктом «д» статьи 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта.

Согласно ст. 2 названного Федерального закона одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.

На основании части 13 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Следовательно, достижение цели обеспечения безопасности граждан во время пребывания в зданиях объектов сферы культуры, предполагает необходимость комплексного подхода к решению указанных задач, то есть конкретные меры по обеспечению безопасности в указанных учреждениях должны определяться с учетом результатов оценки уязвимости и защищенности объекта, наличия иных мер по предупреждению терроризма.

В соответствии с пп. «а» п. 20 Требований № 176 антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления мероприятий в целях воспрепятствования неправомерному проникновению на объекты (территории).

Согласно пп. «б» п. 21 Требований № 176 независимо от установленной категории опасности воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством организации охраны и оснащения объектов (территорий) современными инженерно-техническими средствами и системами.

Пунктом 23 Требований № 176 предусмотрено, что пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, обеспечения бесперебойной и устойчивой связи на объектах (территориях).

В соответствии с п. 29 Требований № 176 выбор и оснащение объектов (территорий) инженерно-техническими средствами охраны конкретных типов определяются в техническом задании на проектирование инженерно-технических средств охраны.

Из п. 19 Требований следует, что в течение месяца со дня составления акта обследования и категорирования объекта (территории) составляется план необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов и определяется прогнозный размер расходов на выполнение указанных мероприятий.

Срок завершения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом объема планируемых работ и прогнозного размера расходов на выполнение соответствующих мероприятий не должен превышать два года со дня подписания акта обследования и категорирования объекта (территории).

Принимая во внимание, что в отношении объектов культуры разработаны и согласованы паспорта безопасности, в которых содержатся выводы о несоответствии указанных объектов требованиям антитеррористической защищенности, а также рекомендации по проведению в связи с этим необходимых мероприятий, в том числе, выявленных в 2020 году, срок выполнения которых истек, что подтверждает доводы истца о незаконности бездействия исполнения законодательства о противодействии терроризму, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для возложения в судебном порядке обязанности по устранению нарушений законодательства в сфере противодействия терроризму в зданиях домов культуры, основан на неверном толковании вышеприведенных норм материального права.

Доказательств, свидетельствующих, что ответчиками предпринимается полный комплекс обязательных мер для выполнения организационных и правовых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищённости, в отношении заявленных объектов, отнесенных к 3 категории опасности, в материалы дела не представлено. Вопреки утверждению стороны ответчика, доказательства исполнения представленного суду плана мероприятий по устранению нарушений, в том числе непосредственного доведения денежных средств до МКУ «Культурно-досуговый центр гп.Мортка» на цели обеспечения требований антитеррористической защищенности, также не представлены.

Объекты культуры, к которым относятся здания по адресам: (адрес), являются объектами с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних, то есть являются важными объектами инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.

Судебная коллегия отмечает, что осуществление деятельности учреждения в отсутствие инженерно-технических средств и систем охраны не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, и может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы.

Возложение обязанности по оборудованию зданий современными инженерно-техническими средствами и системами охраны, а также обеспечению охраны объектов направлено на обеспечение безопасности работников и посетителей учреждения, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц.

Данная мера является одной из профилактических мер направленной на противодействие террористической деятельности.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов создают муниципальные предприятия и учреждения, осуществляют финансовое обеспечение деятельности муниципальных бюджетных учреждений.

В силу пункта 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

Финансирование мероприятий в области противодействия терроризму, как следует из Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, может осуществляться и за счет привлечения средств из внебюджетных источников (пункт 43), что не освобождает органы местного самоуправления, исходя из приведенных выше правовых норм, от обязанности принятия мер по антитеррористической защищенности объектов культуры.

Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений (пункты 4, 6 части 1 статьи 5.2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»).

Администрацией гп. Мортка обязанность по финансовому обеспечению содержания вышеуказанных зданий культурного учреждения, в том числе, по обеспечению охраны с использованием технических средств охраны не исполнена.

Закрепление администрацией городского поселения Мортка зданий за муниципальным казенным учреждением на праве оперативного управления при недостаточности у него правовых и финансовых инструментов для принятия надлежащих и в полном объеме мер антитеррористической защищенности нельзя признать надлежащим исполнением предусмотренных законом обязанностей со стороны администрации, что влечет нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Отсутствие финансирования мероприятий по оснащению зданий МКУ «Культурно-досуговый центр гп.Мортка» не освобождает администрацию поселения от исполнения возложенных обязанностей. Действующее законодательство не ставит в зависимость выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности от их финансовых возможностей.

С учетом установленных обстоятельств дела, вида оказываемых муниципальным казенным учреждением услуг, не оборудованного системами охраны, что не может обеспечивать безопасность лиц находящихся в учреждении, и актуальности незамедлительного исполнения мероприятий в целях соблюдения прав пребывающих в зданиях лиц, а так же учитывая обязательное требование реальной исполнимости решения суда, принимая во внимание отсутствие доказательств выделения финансирования на данный момент, судебная коллегия приходит к выводу о возложении на ответчиков обязанности произвести финансирование мероприятий по проектированию современных инженерно-технических средств и систем охраны, обеспечению охраны объектов, а также реализовать эти мероприятия после выделения финансирования, в порядке статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предоставив срок для совершения таких действий, в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

При этом судебная коллегия учитывает, что при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления, ответчики вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения (статья 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), представив доказательства, обосновывающие требования.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Кондинского районного суда от 28 декабря 2022 года отменить, принять новое решение.

Обязать администрацию городского поселения Мортка в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести финансирование мероприятий по проектированию современных инженерно-технических средств и систем охраны, а также обеспечению охраны объектов - зданий муниципального казенного учреждения «Культурно-досуговый центр городского поселения Мортка», расположенных по адресам: (адрес) с использованием соответствующих средств и систем, конкретные типы которых определены в техническом задании на их проектирование.

Обязать муниципальное казенное учреждение «Культурно-досуговый центр городского поселения Мортка» в течение трёх месяцев после получения финансирования провести проектирование современных инженерно-технических средств и систем охраны, а также обеспечить охрану объектов – зданий муниципального казенного учреждения «Культурно-досуговый центр городского поселения Мортка», расположенных по адресам: (адрес) с использованием соответствующих средств и систем, конкретные типы которых определены в техническом задании на их проектирование.

Определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.

Мотивированное определение изготовлено 24 марта 2023 года.

Председательствующий                Гавриленко Е.В.

Судьи                            Баранцева Н.В.

                                Кузнецов М.В.

33-1937/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор Кондинского района
Ответчики
МКУ Культурно-досуговый центр городского поселения Мортка
администрация городского поселения Мортка
Суд
Суд Ханты-Мансийского автономного округа
Дело на сайте суда
oblsud.hmao.sudrf.ru
03.03.2023Передача дела судье
21.03.2023Судебное заседание
28.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.04.2023Передано в экспедицию
21.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее