Дело № 5-125/2020 КОПИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
03 сентября 2020 года город Билибино
Судья Билибинского районного суда Чукотского автономного округа Медникова А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «Гидрострой», ИНН №, КПП №, ОГРН № юридический адрес: 216400, Российская Федерация, Смоленская область, г.Десногорск, 1мкр., д.4, кв.80, ранее к административной ответственности не привлекавшегося.
УСТАНОВИЛ:
24 июля 2020 года в отношении ООО «Гидрострой» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, согласно которому 13 июля 2020 года ООО «Гидрострой» на участке дороги внутри дворовой территории мкр.Арктика между домами № 3 и № 5, при производстве ремонтных работ не исполнило требования безопасности дорожного движения – не установило дорожные знаки организации дорожного движения согласно п. 4 ГОСТа Р 58350-2019 и п.2 ст.1 Технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» № 014/2011 от 15 февраля 2015 года.
В судебном заседании представитель лица, привлекаемого к административной ответственности ООО «Гидрострой» отсутствовал, о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении ООО «Гидрострой» извещено своевременно и надлежащим образом.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, Б.С.В. в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в протоколе об административном правонарушении. Подтвердила, что протокол об административном правонарушении был составлен в присутствии представителя ООО «Гидрострой» Ч.С.А., действовавшего на основании доверенности от 1 мая 2018 года, уведомление о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении получено Ч.С.А., по электронной почте направлялось ООО «Гидростой».
Выслушав объяснения должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, исследовав представленные доказательства в совокупности, судья приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Исходя из положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В силу ст. 24.1 КоАП Российской Федерации задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с ч.1 ст.28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст.28.4, ч.1, 3 и 4 ст.28.6 настоящего Кодекса.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при составлении протокола об административном правонарушении.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ).
В силу ч.4 ст.28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ).
Согласно ч.4.1 указанной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В п.4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола. Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч.2 ст.28.2 указанного Кодекса, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
Статья 25.4 КоАП РФ предусматривает, что защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, осуществляют его законные представители. Законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение. Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч.3 ст.28.6 настоящего Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно ст.28.2 КоАП РФ орган, возбудивший дело об административном правонарушении, обязан обеспечить участие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в составлении протокола об административном правонарушении.
Системный анализ положений ст.25.4 и ст.28.2 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении обязано известить (уведомить) законного представителя юридического лица о факте, времени и месте составления указанного протокола в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что уведомление о составлении протокола по делу об административном правонарушении 22 июля 2020 года направлено директору ООО «Гидрострой» по адресу: 216400 Промзона САЭС, г.Десногорск, Смоленская область, ул.Дорожников, д.1. Вместе с тем, указанное уведомление получено в г. Билибино Чукотского АО заместителем главного инженера Ч.С.А. (л.д. 22-23).
24 июля 2020 года старшим инспектором по ИАЗ ОГИБДД МОМВД России «Билибинский» Б.С.В. в отношении юридического лица – ООО «Гидрострой» составлен протокол 87 АА 192662 об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ, в присутствии заместителя главного инженера Общества с ограниченной ответственностью «Гидрострой» Ч.С.А., представившего доверенность от 1 мая 2018 года.
В силу ч.3 ст.25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника.
В соответствии с чч. 1, 2, 3, 5 ст. 25.5 КоАП РФ для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему - представитель.
В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.
Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.
Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно п.8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, изъявит желание иметь для оказания юридической помощи защитника, то адвокат или иное лицо, приглашенное им для осуществления защиты при рассмотрении дела, должны быть допущены к участию в деле при условии соблюдения требований, перечисленных в ч.3 ст.25.5 КоАП РФ.
При применении ч.3 ст.25.5 КоАП РФ необходимо учитывать, что, поскольку КоАП РФ не регулирует вопрос о том, каким образом должны быть оформлены полномочия защитника и представителя на участие в деле об административном правонарушении, данный вопрос должен быть решен применительно к общим положениям ч.2 и 3 ст.53 ГПК РФ, в которых закреплен порядок оформления полномочий представителя.
В силу ч.3, 4 ст.53 ГПК РФ доверенность от имени организации выдается за подписью ее руководителя или иного уполномоченного на это ее учредительными документами лица, скрепленной печатью этой организации (при наличии печати).
Законные представители предъявляют суду документы, удостоверяющие их статус и полномочия.
В соответствии со ст.54 ГПК РФ представитель вправе совершать от имени представляемого все процессуальные действия.
В материалах дела об административном правонарушении имеется доверенность от 01 мая 2018 года, выданная ООО «Гидрострой» в лице генерального директора Р.В.П. на имя заместителя главного инженера Ч.С.А. на представление интересов Общества.
Согласно тексту указанной доверенности ООО «Гидрострой» уполномочивает Доверенное лицо представлять интересы Доверителя в отношения с контрагентами при реализации заключенных хозяйственных договоров с правом давать устные и письменные пояснения по деятельности доверителя; подписывать и представлять выписки, справки, запросы, уведомления, письма и иные необходимые документы (в том числе акты КС-2 и справки КС-3, акты рабочей комиссии) за исключением финансово-распорядительной документации: получать уведомления, справки, выписки, протоколы, акты, решения, предписания и иные необходимые документы; заверять своей подписью верность копий документов (л.д. 24).
Таким образом, исходя из содержания доверенности, заместитель главного инженера Ч.С.А. не обладал полномочиями на участие при составлении протокола об административном правонарушении в качестве законного представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности.
В соответствии с п.2 ст.54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
В силу ч.3 ст.25.15 КоАП РФ место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из Единого государственного реестра юридических лиц.
В материалах дела имеется уведомление о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования адресованное ООО «Гидростой». Вместе с тем, сведений, что указанное уведомление направлялось и было получено юридическим лицом, материалы дела не содержат.
Уведомление о дате, времени и месте составления протокола по делу об административном правонарушении, адресованное директору ООО «Гидрострой» по адресу: 216400 Промзона САЭС, г.Десногорск, Смоленская область, ул.Дорожников, д.1, полученное заместителем главного инженера Ч.С.А., не может быть признано надлежащим извещением лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, поскольку Ч.С.А. не является законным представителем ООО «Гидрострой».
Доказательств направления извещения о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении ООО «Гидрострой» и его получении им в материалах дела не имеется.
Должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, судом предлагалось представить дополнительные доказательства об уведомлении юридического лица о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, однако ходатайств, в том числе, об отложении судебного заседания для предоставления доказательств от должностного лица не поступило.
Обобщая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что материалы дела не содержат достоверных сведений об извещении юридического лица, его законного представителя о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, также не содержат сведения о направлении в адрес ООО «Гидрострой» копии определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
Приведенные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом с нарушением требований ч.2 - 4 ст.28.2 КоАП РФ, что свидетельствует о нарушении права юридического лица на защиту.
Допущенные по настоящему делу нарушения требований, предусмотренных названным Кодексом, являются существенными, влияющими на всесторонность и полноту рассмотрения дела.
На основании изложенного, протокол об административном правонарушении подлежит признанию недопустимым доказательством по настоящему делу об административном правонарушении. В силу ч.3 ст.26.2 КоАП РФ такое доказательство не может быть положено в основу выводов о виновности лица в совершении противоправного деяния.
При этом КоАП РФ не предусматривает возможности устранить указанные нарушения путем возвращения протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении по существу.
В силу положений ч.1 и 4 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В зависимости от судебной инстанции, в которой рассматривается дело, производство по делу подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения или в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление по делу об административном правонарушении (п.2 ч.1 ст.24.5, п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ).
Исключение судом протокола об административном правонарушении 87 АА 192662 от 24 июля 2020 года из числа доказательств по делу об административном правонарушении влечет недоказанность обстоятельств, на основании которых административным органом составлен указанный протокол и инициирован вопрос о привлечении лица к административной ответственности, и относится к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного настоящим Кодексом.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 24.5, 26.2. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Гидрострой» в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано лицами, указанными в ст.25.1 - 25.5 КоАП РФ, а так же должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, в суд Чукотского автономного округа через Билибинский районный суд Чукотского автономного округа в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления, или опротестовано в том же порядке и в те же сроки.
Судья (подпись) А.В. Медникова
Копия верна:
Судья А.В. Медникова