Решение по делу № 2а-4736/2019 от 04.04.2019

К делу № 2а-4736/2019

Решение

Именем Российской Федерации

«04» июня 2019 года г. Краснодар

Прикубанский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего судьи Ермолова Г.Н.,

секретаря судебного заседания Щегольковой М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Никулина В.Р, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании решения об отказе в государственной регистрации права собственности на жилой дом и земельный участок, возложении обязанности по осуществлению государственной регистрации права собственности на жилой дом и земельный участок,

Установил:

Никулин В.Р. обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации права на жилой дом и земельный участок, возложении на ответчика обязанности осуществить государственную регистрацию права собственности на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, ссылаясь на то, что к заявлению поданному административному ответчику на государственную регистрацию права собственности на вышеуказанные жилой дом и земельный участок были приложены все необходимые документы, свидетельствующие о праве собственности истца на спорные объекты недвижимости, в том числе судебное решение. Полагает требования административного ответчика о предоставлении дополнительных документов незаконными. Считает данный отказ незаконным, нарушающим его права как собственника объекта недвижимости, поскольку лишает возможности оформить право на дом и участок.

Представитель административного истца в судебном заседании поддержал заявленные требования по вышеуказанным доводам, просил суд их удовлетворить.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Краснодарскому краю в судебном заседании возражал против удовлетворения иска.

Третье лицо ООО «Немецкая деревня» в судебном заседании отсутствовал, о дне, времени и месте слушания дела был уведомлен надлежащим образом.

Суд, заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если данным кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

По правилам ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Проверяя соблюдение административным истцом срока на обращение в суд с рассматриваемыми требованиями суд учитывает общие положения ч. 1 ст. 219 КАС РФ, по смыслу которых если данным кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (ч. 5 ст. 219 КАС РФ).

Пропущенный по указанной в части 6 данной статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом (ч. 7 ст. 219 КАС РФ).

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8 ст. 219 КАС РФ).

По смыслу ч.ч. 9, 11 ст. 226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, связанных с соблюдением установленного законом срока на обращение в суд, лежит на административном истце.

Суд учитывает, что уведомление о вручении оспариваемого решения истцу не предоставлено, с рассматриваемым административным иском об оспаривании отказа Управления Росреестра Никулин В.Р. обратился в суд в установленный законом срок.

Как следует из предоставленных материалов, ДД.ММ.ГГГГ Никулин В.Р. обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю за государственной регистрацией права собственности на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>. Административным истцом в качестве документов-оснований для государственной регистрации права собственности были представлены: заявление о государственной регистрации права на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ; договор инвестирования коттеджа от ДД.ММ.ГГГГ; акт приема-передачи коттеджа от ДД.ММ.ГГГГ.

Уведомлением административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ регистрационные действия были приостановлены в виду возникновения противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными, поскольку в ЕГРН уже было зарегистрировано право собственности за АО «Немецкая деревня» на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ и договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.

В дополнение к ранее поданным документам, истцом было предоставлено административному ответчику апелляционное определение от ДД.ММ.ГГГГ.

Уведомлением административного ответчика было отказано в государственной регистрации права собственности Никулина В.Р. на спорные объекты недвижимости в виду возникновения противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными, поскольку в ЕГРН уже было зарегистрировано право собственности за АО «Немецкая деревня» на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ и договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.

Административный истец полагает, что решение административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации права собственности на спорные объекты недвижимости незаконно, поскольку противоречит действующим нормам материального права, а также судебному решению от ДД.ММ.ГГГГ.

Однако, согласно предоставленного апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 21.12.2017 года, было отказано в удовлетворении исковых требований Никулина В.Р. к АО «Немецкая деревня» о расторжении договора инвестирования строительства коттеджа, взыскании денежных средств по договору, неустойки, судебных расходов и штрафа. Этим же решением были удовлетворены требования АО «Немецкая деревня» к Никулину В.Р. об обязании принять коттедж. Никулин В.Р. обязан принять коттедж, расположенный на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.

Согласно п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации и иными законами.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В силу п. 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.

Действительно в силу п.п. 1,5 п. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.

Однако, апелляционное определение от ДД.ММ.ГГГГ не может являться основанием для возникновения права собственности административного истца на спорные объекты недвижимости, поскольку в судебном акте не говорится о возникновении права собственности Никулина Р.В., а указывает на возникновение обязательств истца по принятию объекта недвижимости у АО «Немецкая деревня».

Согласно абз. 2 п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В то же время решение суда о признании сделки недействительной, которым не применены последствия ее недействительности, не является основанием для внесения записи в ЕГРП.

Таким образом, вышеуказанный судебный акт не содержит требований обязательных для исполнения государственным регистратором. Также как и не является основанием для возникновения права собственности административного истца на спорные объекты недвижимости и основанием к государственной регистрации прав на данные объекты.

По состоянию на 23.04.2019 года истцом не устранены причины, препятствующие проведению государственной регистрации, что и послужило основанием для отказа в государственной регистрации.

С учетом указанных норм права и обстоятельств дела суд пришел к выводу о том, что оспариваемое решение Управления Росреестра по Краснодарскому краю об отказе в государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ соответствуют требованиям закона, поэтому основания для удовлетворения заявления Никулина В.Р. отсутствуют.

Доказательств нарушения прав Никулина В.Р. в связи с вынесением оспариваемого уведомления в материалы дела не предоставлено.

Руководствуясь ст.ст. 175, 179 КАС РФ, суд

Решил:

В удовлетворении административного иска Никулина В.Р, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании решения об отказе в государственной регистрации права собственности на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности по осуществлению государственной регистрации права собственности на вышеуказанные объекты недвижимости, отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в апелляционном порядке через Прикубанский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий –

2а-4736/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Никулин Валерий Романович
Ответчики
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
Другие
ООО Немецкая деревня
Суд
Прикубанский районный суд г. Краснодара
Судья
Ермолов Георгий Николаевич
Дело на странице суда
krasnodar-prikubansky.krd.sudrf.ru
04.04.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
04.04.2019[Адм.] Передача материалов судье
08.04.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
08.04.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.04.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.05.2019[Адм.] Судебное заседание
27.05.2019[Адм.] Судебное заседание
04.06.2019[Адм.] Судебное заседание
04.06.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.07.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.07.2019[Адм.] Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее