Дело № 2а-242/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Смоленское 06 июля 2018 г.
Смоленский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Прохоровой В.Д.,
при секретаре Петухове А.С.,
с участием прокурора Гудковой А.П.,
представителя административного истца Пахомова В.В., действующего на основании доверенности б/н от ДД.ММ.ГГГГ,
административного ответчика Норикова Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ОМВД России по Смоленскому району Алтайского края об установлении административного надзора и административных ограничений в отношении Норикова Е.В.,
у с т а н о в и л:
ОМВД России по Смоленскому району Алтайского края обратилось в суд с административным иском об установлении административного надзора и административных ограничений в отношении Норикова Е.В. В обоснование требований указали, что Нориков Е.В. был осужден ДД.ММ.ГГГГ <адрес> районным судом <адрес> за совершение преступлений, предусмотренных п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ, п. «а» ч. 3ст. 158 УК РФ, ч. 3 ст. 69 УК РФ к3 годам лишения свободы, в соответствии со ст. 70 УК РФ, с учётом приговора от ДД.ММ.ГГГГ окончательно к отбытию определено 3 года 2 месяца лишения свободы (с учётом изменений по постановлению <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ). Постановлением <адрес> городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ освобождён условно-досрочно на срок 1 год 6 месяцев 27 дней.
ДД.ММ.ГГГГ <адрес> районным судом <адрес> по ч. 1 ст. 158 УК РФ, п. «а» ч.3 ст. 158 УК РФ, ч. 3 ст. 69 УК РФ к 3 годам лишения свободы, в соответствии с ч. 7 ст. 79 УК РФ, ст. 70 УК РФ с учётом приговора от ДД.ММ.ГГГГ к отбытию определено 2 года 5 месяцев лишения свободы (с учётом изменений по постановлению <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ), освобождённого по отбытию срока.
Решением <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в силу ч. 2 ст.3 закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы» в отношении Норикова Е.В. был установлен административный надзор за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений.
ДД.ММ.ГГГГ Нориков Е.В. поставлен на учёт в ОМВД России по <адрес>, как лицо, в отношении которого установлен административный надзор.Не смотря на это, Нориков Е.В., находясь под административным надзором, совершил преступление, предусмотренное п. «б» ч. 2 ст. 158 УК РФ, за совершение которого ДД.ММ.ГГГГ <адрес> районным судом <адрес> ему назначено наказание в виде 1 года 10 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. ДД.ММ.ГГГГ Нориков Е.В. был освобождён от отбывания наказания из ФКУ ИК-1 УФСИН России по <адрес> по постановлению <адрес> районного суда от ДД.ММ.ГГГГ в связи с заменой более мягким видом наказания (ограничение свободы сроком на 4 месяца 17 дней). Нориков Е.В. ДД.ММ.ГГГГ был поставлен в ОМВД России по <адрес> на профилактический учёт, как лицо, освободившееся из мест лишения свободы, имеющее не погашенную судимость. Из характеризующей справки участкового уполномоченного полиции ОУУП и ПДН ОМВД России по <адрес> стало известно, что Нориков Е.В. по месту жительства характеризуется удовлетворительно, ранее судим. Замечаний на поведение от близких и соседей не поступало. В связи с чем, просили суд рассмотреть вопрос об установлении административного надзора в отношении Норикова Е.В. на срок до погашения судимости, то есть до ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ и установить ему следующие ограничения: являться на регистрацию в ОМВД России по <адрес> (по месту жительства) 2 раза в месяц; запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющимся местом жительства, либо пребывания в ночное время с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут; не посещать общественные заведения, торгующие спиртными напитками на розлив.
В судебном заседании представитель административного истца Пахомов В.В. настаивал на удовлетворении заявленных требований, просил установить административный надзор в отношении Норикова Е.В. сроком до ДД.ММ.ГГГГ и установить административные ограничения, перечисленные в административном исковом заявлении, в обоснование требований ссылался на те же доводы, что изложены в заявлении.
Административный ответчик Нориков Е.В. в судебном заседании, требования, предъявленные к нему, признал, не возражал против удовлетворения заявленного административного иска.
Выслушав пояснения сторон, прокурора Гудкову А.П., полагавшую подлежащим удовлетворению заявленные требования, изучив письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы» административный надзор - это осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобождённым из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Федеральным законом «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы» временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу ч. 2 ст. 3 указанного Закона административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобождённого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за:
1) совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи);
2) совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений;
3) совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного пунктом "л" части второй статьи 105, пунктом "е" части второй статьи 111, пунктом "з" части второй статьи 117, частью четвертой статьи 150 (в случае совершения преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), статьями 205 - 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277 - 279, 282 - 282.3, 295, 317, 357, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации;
4) совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).
Пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 года N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" предусмотрено, что осуждение поднадзорного лица к лишению свободы и направление его к месту отбывания наказания является основанием для прекращения административного надзора (п. 3 ч. 1 ст. 9 Закона).
Вместе с тем, как следует из положений ч. 2 и 2.1 ст. 3 Закона, назначение административного надзора за указанными в них лицами связано с наличием непогашенной либо неснятой судимости за совершение преступления определенной категории независимо от того, что ранее такой надзор был прекращен.
В силу ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в ч. 1 (п. 3) и ч. 2 ст. 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Из приведенных предписаний Закона следует, что административный надзор устанавливается вновь, если после отбытия наказания, в связи с которым такой надзор был прекращен, у лица по первоначальному приговору суда сохраняется неснятая или непогашенная судимость за совершение преступления, указанного в частях 2 и 2.1 статьи 3 Закона.
Установление административного надзора при названных обстоятельствах в рамках срока непогашенной судимости по первоначальному приговору не является повторным.
При этом, по смыслу п. 2 и п. 3 ч. 1 ст. 5 Закона, заявление об установлении административного надзора в отношении указанного выше лица может быть подано в пределах срока погашения судимости.
Такой порядок является необходимым и соразмерным, поскольку обусловлен интересами общественной безопасности и соответствует задачам административного надзора, которыми являются предупреждение совершения лицами, указанными в ст. 3 Федерального закона N 64-ФЗ, преступлений и других правонарушений, оказание на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов (ст. 2 этого же Федерального закона).
Из представленных материалов судом установлено, что Нориков Е.В. был осужден ДД.ММ.ГГГГ <адрес> районным судом <адрес> за совершение тяжких преступлений, предусмотренных п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ, п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ, ч. 3 ст. 69 к 3 годам лишения свободы, в соответствии со ст. 70 УК РФ с учётом приговора от ДД.ММ.ГГГГ окончательно к отбытию определено 3 года 2 месяца лишения свободы (с учётом изменений по постановлениям <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ). Постановлением <адрес> городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ освобождён условно- досрочно на срок 1 год 6 месяцев 27 дней.
ДД.ММ.ГГГГ <адрес> районным судом <адрес> за преступление небольшой тяжести по ч. 1 ст. 158 УК РФ, и за тяжкое преступление по п. «а» ч.3 ст. 158 УК РФ, ч. 3 ст. 69 УК РФ к 3 годам лишения свободы, в соответствии с ч. 7 ст. 79 УК РФ, ст. 70 УК РФ с учётом приговора от ДД.ММ.ГГГГ к отбытию определено 2 года 5 месяцев лишения свободы, освобождённого по отбытию срока ДД.ММ.ГГГГ.
Ввиду наличия у административного ответчика неснятой и непогашенной судимости, а также совершения преступления при опасном рецидиве, решением <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Норикова Е.В. установлен административный надзор сроком на восемь лет (л.д. 7-10).
Пунктом 3 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06 апреля 2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Федеральный закон N 64-ФЗ) предусмотрено, что административный надзор прекращается в случае осуждения поднадзорного лица к лишению свободы и направлению его к месту отбывания наказания.
В период срока административного надзора приговором <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Нориков Е.В. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «б» ч. 2 ст. 158 УК РФ, и ему назначено наказание в виде 1 года 10 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима (л.д. 16-18). Из текста приговора следует, что Нориков Е.В. совершил преступление в условиях рецидива.
Постановлением <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Нориков Е.В. освобождён условно-досрочно сроком на 04 месяца 17 дней, в соответствии с ч. 5 ст. 73 УК РФ НориковЕ.В. обязан не менее одного раза в два месяца являться для регистрации в орган, ведающий исполнением наказания, а также не менять постоянного места жительства без уведомления указанного органа.
Из указанного следует, что административный ответчик является совершеннолетним лицом, освобождённым из мест лишения свободы, имеющим непогашенную либо неснятую судимость по приговору суда за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступления, а также лицом, которымв период нахождения под административным надзором совершено преступление, за которое оно осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания.
В пункте 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 64-ФЗ определено, что в отношении лиц, указанных в ч. 1 (п. 3) и ч. 2 ст. 3 настоящего Федерального закона, административный надзор устанавливается на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Из приговора <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что совершённое Нориковым Е.В. преступление отнесено к категории тяжких.
В силу ст. 9 УК РФ преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния.
Пунктом "г" ч. 3 ст. 86 УК РФ (с учётом изменений, внесённых Федеральным законом от 23.07.2013 N 218-ФЗ) определено, что судимость в отношении лиц, осуждённых к лишению свободы за тяжкие преступления, погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания.
В силу ч. 4 указанной статьи УК РФ если осуждённый в установленном законом порядке был досрочно освобождён от отбывания наказания или неотбытая часть наказания была заменена более мягким видом наказания, то срок погашения судимости исчисляется исходя из фактически отбытого срока наказания с момента освобождения от отбывания основного и дополнительного видов наказаний.
Таким образом, судимость по приговору <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и приговору <адрес> районного суда от ДД.ММ.ГГГГ у Норикова Е.В. не погашены.
Учитывая данные обстоятельства, санкции статей по которым был осуждён Нориков Е.В., а также положения ст. ст. 15, 18, 86 Уголовного кодекса Российской Федерации, устанавливающие категории преступлений, понятие рецидива и его виды, понятие судимости и сроки её погашения, в редакциях, действовавших на момент осуждения Норикова Е.В., следует прийти к выводу о том, что преступления совершённые Нориковым Е.В. являлись: по п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ - тяжким преступлением. В настоящее время судимость за указанные преступления не снята и не погашена, срок погашения судимости - ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из справки-характеристики УУП ОМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Нориков Е.В. проживает по адресу: <адрес>. В настоящее время официально не трудоустроенный, за время проживания на административном участке зарекомендовал себя с отрицательной стороны. Неоднократно привлекался к уголовной ответственности по ст. 158 УК РФ, за что отбывал наказание в местах лишения свободы, ранее регулярно употреблял спиртные напитки, вёл антиобщественный образ жизни, склонен к совершению противоправных преступлений и административных правонарушений. После последнего освобождения, в употреблении спиртных напитков не замечен.
Судом установлено, что Нориков Е.В. является лицом, в отношении которого судимость не погашена, так как в соответствии с п. «в», п. «г», п. «д» ч. 3 ст. 86 УК РФ (в редакции, действующей на дату осуждения) судимость погашается в отношении лиц, осуждённых за тяжкие преступления, - по истечении восьми лет после отбытия наказания, поскольку осужден был за тяжкое преступление в мае 2014 года.
Как следует из разъяснений, данных в п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы», следует, что административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетних лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления при рецидиве преступлений или умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего (далее - лица, указанные в части 1 статьи 3 Закона об административном надзоре).
Независимо от оснований, предусмотренных в части 3 статьи 3 Закона, административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетних лиц, освобождаемых или освобождённых из мест лишения свободы, если они имеют непогашенную или неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего либо за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, а также в отношении лиц, совершивших в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающих расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости (далее - лица, указанные в частях 2 и 2.1 статьи 3 Закона об административном надзоре). Совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 15 от 16 мая 2017 года "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" лицу, освобождённому условно-досрочно от отбывания наказания в виде лишения свободы, административный надзор может быть установлен в период отбытия наказания, не связанного с лишением свободы, либо в период исполнения обязанностей, связанных с условно-досрочным освобождением из мест лишения свободы. При таких обстоятельствах административный надзор начинает осуществляться после отбытия лицом наказания, не связанного с лишением свободы, либо после истечения срока исполнения обязанностей, связанных с условно-досрочным освобождением, в случае их возложения на лицо в соответствии с частью 2 статьи 79 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание, что Нориков Е.В. по приговору суда освобожден условно-досрочно от отбывания наказания, срок исполнения возложенных на него обязанностей, связанных с условно-досрочным освобождением, в настоящее время не истек, следовательно, в отношении него может осуществляться административный надзор после истечения указанного срока, что не противоречит дате, указанной в административном иске, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая, что административным истцом представлены надлежащие доказательства, подтверждающие факт того, что Нориков Е.В. совершил тяжкое преступление, при опасном рецидиве, освободился из мест лишения свободы, в настоящее время судимость не погашена, следовательно, он является лицом, в отношении которого может быть установлен административный надзор.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 5 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания. Учитывая, что судимость у Норикова Е.В. за тяжкое преступление погасится 04 октября 2024 года, следовательно, административный надзор в отношении него может быть установлен на восемь лет, то есть до 04 октября 2024 года.
Обоснованных возражений на данные требования административным ответчиком суду не представлено.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 15 от 16 мая 2017 года "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" разъяснено, что в решении об установлении административного надзора, о частичной отмене или о дополнении ранее установленных административных ограничений должны быть указаны виды назначаемых судом административных ограничений (часть 8 статьи 272, часть 3 статьи 273 КАС РФ).
Часть 1 статьи 4 Закона содержит исчерпывающий перечень административных ограничений, которые могут быть применены к поднадзорному лицу.
При этом необходимо иметь в виду, что установление судом административного ограничения в виде явки от одного до четырёх раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным и не зависит от применения к лицу иных административных ограничений (часть 2 статьи 4 Закона об административном надзоре).
Выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
С учётом перечня административных ограничений, установленных в Законе об административном надзоре, с учётом характеристики административного ответчика, данных о его личности, иных доказательств, исследованных судом, того обстоятельства, что Нориков Е.В. является лицом, в отношении которого в соответствии с ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы» может быть установлен административный надзор, требования административного истца об установлении ограничений в отношении Норикова Е.В. подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст.175-180, 186, 273 КАС РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░:
- ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░) 2 ░░░░ ░ ░░░░░;
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ 22 ░░░░░ 00 ░░░░░ ░░ 06 ░░░░░ 00 ░░░░░;
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 06.07.2018.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░