Дело № 2а-937/2020
№ 88а-2702/2021
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Владивосток 31 марта 2021 года
Мотивированное кассационное определение изготовлено 12.04.2021
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Зайцевой О.А. и Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю на решение Спасского районного суда Приморского края от 20 августа 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 25 ноября 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению и.о. Приморского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Приморского края, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю, ГУФСИН России по Приморскому краю, заинтересованное лицо ФСИН России о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А., возражения относительно доводов кассационной жалобы прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО5., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
и.о. Приморского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Приморского края обратился в Спасский районный суд Приморского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц с вышеназванным административным исковым заявлением и просил обязать ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю в течение двенадцати месяцев с момента вступления решения суда с законную силу провести ремонт в помещениях камер штрафного изолятора (далее – ШИЗО) №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 и помещений камерно типа (далее – ПКТ) №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, а именно: очистку и ремонт полов, штукатурку стен, окраску стен и полов, установить разграничительные санитарные перегородки с дверьми. В случае недостаточности у ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю денежных средств для выполнения указанных целей, принять меры по проведению ремонта в указанных помещениях за счёт средств Российской Федерации, выделяемых ГУФСИН России по Приморскому краю.
Определением суда от 23 июля 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена ФСИН России.
Решением Спасского районного суда Приморского края от 20 августа 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 25 ноября 2020 года, административные исковые требования и.о.Приморского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Приморского края удовлетворены.
16 февраля 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю, поданная через Спасский районный суд Приморского края 2 февраля 2021 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений, и принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований в полном объёме.
В обоснование своей позиции кассатор сослался на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права. Так, судами не учтено, что ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю является федеральным казённым учреждением, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется исключительно за счёт средств федерального бюджета. В целях поддержания удовлетворительных условий в камерах ШИЗО №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 и ПКТ №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 в рамках выделяемого финансирования, регулярно проводится текущий ремонт. Несмотря на направляемые Учреждением запросы о выделении необходимых денежных средств, финансирование на ремонт камер ШИЗО и ПКТ не выделялось. По состоянию на 25 января 2021 года часть работ, указанных в оспариваемых судебных постановления, уже выполнены.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 26 февраля 2021 года кассационная жалоба ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, представители административных ответчиков и заинтересованного лица в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав возражения прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО5, изучив письменные возражения прокуратуры Приморского края, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе исследовать и приобщать к материалам дела новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В соответствии с частью 1 статьи 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно части 3 статьи 101 УИК РФ администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
В силу статьи 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ) граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Пунктами 3.1., 3.5. Инструкции по технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений уголовно-исполнительной системы, утверждённой приказом Минюста России от 28 сентября 2001 года № 276, закреплено, что ответственность за техническое состояние и условия эксплуатации зданий и сооружений возлагается на руководство учреждений, на балансе или в ведении которых находятся эти здания и сооружения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в ходе проведённой Приморской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Приморского края проверки исполнения администрацией ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю требований уголовно-исполнительного законодательства в части материально-бытового обеспечения осужденных, установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ, УИК РФ, санитарно-техническое состояние в камерах ШИЗО №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 и ПКТ №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю неудовлетворительное, надлежащие материально-бытовые и санитарно-эпидемиологические условия не обеспечены в них: имеется повреждение деревянного настила полового покрытия, отсутствуют разделительные перегородки с дверьми в санитарных узлах (санитарная перегородка), на стенах подтёки грязно-серого цвета (предположительно грибок).
11 марта 2020 года Приморской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Приморского края 11 марта 2020 года в адрес начальника ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю было внесено представление об устранении выявленных нарушений. До настоящего времени представление не исполнено.
В соответствии с Уставом ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю, Учреждение является юридическим лицом, участником бюджетного процесса и приобретает правоспособность с момента его государственной регистрации в качестве юридического лица.
Согласно пунктам 2.1 и 2.5.2 Устава, предметом и целями деятельности ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю является исполнение в соответствии с законодательством РФ уголовного наказания в виде лишения свободы, обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации. Учреждение осуществляет материально-бытовое обеспечение осужденных, реализует исполнение санитарно-гигиенических требований, направленных на охрану и здоровья.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанций, принимая судебные акты, сослались на положения Уголовно-исполнительного кодекса РФ, Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», и пришли к правильному выводу об обоснованности заявленных и.о. прокурора требований, поскольку ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю не выполнило возложенную на него обязанность по созданию осужденным надлежащих условий содержания. Отсутствием надлежащих материально-бытовых условий и санитарно-гигиенического обеспечения нарушаются права осужденных, содержащихся в учреждении, создаётся угроза их здоровью, что противоречит действующему уголовно-исполнительному законодательству.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в кассационной жалобе ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю не представлено.
Доводы кассационной жалобы о том, что ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю является федеральным казённым учреждением, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется исключительно за счёт средств федерального бюджета, а финансирование на ремонт камер ШИЗО и ПКТ не выделялось, правого значение не имеет, поскольку выполнение возложенных на исправительное учреждение действующим законодательством обязанностей по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе и недостаточности финансирования исправительного учреждения.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Все доводы кассационной жалобы, аналогичны позиции и доводам ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю в судах первой и апелляционной инстанции, и его несогласие с оценкой судами имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Спасского районного суда Приморского края от 20 августа 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 25 ноября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи