Дело №2-2749/2022
УИД 91RS0003-01-2022-002918-65
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 октября 2022 года город Симферополь
Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым в составе:
председательствующего – судьи Благодатной Е.Ю.,
при секретаре – Сорокиной Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО4, ФИО2 к Администрации <адрес> Республики Крым, третье лицо ФИО3 о признании незаконным уведомления от 22.03.2021г. №У-1746, сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии, возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с иском к Администрации <адрес> Республики Крым о сохранении жилого помещения в перепланированном и переустроенном состоянии, мотивируя свои требования тем, что они является собственниками жилого помещения (квартира) площадью 40.6 кв.м. с кадастровым номером 90:22:010303:737; распложенного по адресу: <адрес>..
В целях улучшения жилищных условий истцами осуществлена перепланировка указанной выше квартиры без разрешительной на то документации а именно уменьшена жилая № за счет увеличения коридора №, кладовая № снесена.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО4, было получено уведомление №У- 1746 от Администрации <адрес> котором указано, что в полномочия Комиссии по вопросам переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирном доме, созданной при Администрации <адрес>, не входит рассмотрение вопросов о согласовании работ по реконструкции жилых помещений. По этой причине, Администрацией <адрес> не было принято решение в отношении перепланировки квартиры площадью 40.6 м\, с кадастровым номером 90:22:010303:737; распложенной по адресу: <адрес>.
Истцы полагают уведомление № У-1746 от ДД.ММ.ГГГГ от Администрации <адрес> незаконным, и просят суд признать незаконным Уведомление Администрации <адрес> № У-1746 от ДД.ММ.ГГГГ, сохранить жилое помещение (квартиру) площадью 40.6кв.м., с кадастровым номером 90:22:010303:737; распложенное по адресу: <адрес>, в перепланированном состоянии, обязать ответчика выдать истцу документ, подтверждающий принятие решения о согласовании перепланировки жилого помещения (квартиры) площадью 40.6м"., с кадастровым номером 90:22:010303:737; распложенного по адресу: <адрес>.
В судебное заседание истцы не явились, о дате, месте времени слушания дела извещены надлежащим образом, предоставили суду заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, исковые требования поддержали в полном объеме, просили иск удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации <адрес> в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом.
Третье лицо ФИО3 в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом.
Руководствуясь положениями статьи 167 ГПК РФ суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о дате, месте и времени слушания дела.
Исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п. 2 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать их, оставаясь собственником, прав владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другим способом, распоряжаться им иным образом.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела истцы являются собственниками жилого помещения, (квартира) площадью 40.6 кв.м., с кадастровым номером 90:22:010303:737; распложенного по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи квартиры от 18.11.1997г.
В соответствии с п.1 Договора купли-продажи квартиры, вышеуказанная квартира состоит из двух жилых комнат обозначенных на плане №и № – жилой площадью 26,5 кв.м., коридора №, кладовки №, кухни №, ванной №, санузла №.
В целях благоустройства жилого помещения и повышения уровня жизни истцы произвели перепланировку вышеуказанной квартиры.
Согласно технического паспорта жилого помещения (квартиры) № в <адрес> по состоянию на 20.11.2020г. спорная квартира состоит из: № - коридор пл. 7,4 кв.м., № - жилая пл. 16,4 кв.м., № - жилая пл. 7,9 кв.м., № - кухня пл. 6,0 кв.м., № - ванная пл. 1,8 кв.м., № - санузел пл. 1,1 кв.м.. <адрес> по квартире составит 40,6 кв.м., жилая площадь – 26,5 кв.м.
Согласно сообщения филиала ГУП РК «Крым БТИ» в <адрес> от 23.12.2020г. в <адрес> самовольно произведена перепланировка: уменьшена жилая № за счет увеличения коридора №; кладовая № снесена. После перепланировки квартира состоит из: № - коридор пл.7,4 кв.м., №- жилая пл. 16,4кв.м., №- жилая пл.7,9 кв.м., №- кухня пл.6.0 кв.м., № – ванная пл. 1.8 кв.м., №- туалет пл.1,1кв.м. <адрес> по квартире составит 40,6кв.м., жилая площадь - 24,3кв.м.
Из материалов дела следует, что истец в органы местного самоуправления за разрешением на перепланировку и переустройство помещений до ее проведения не обращались.
Согласно ответа МКУ Департамент городского хозяйства администрации <адрес> Республики Крым №У1746 от 22.03.2021г. в полномочия Комиссии по вопросам переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирном доме рассмотрение вопросов по согласованию проведения переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирном доме, согласование работ по реконструкции жилых помещений не входит.
Истцы полают что вышеуказанный ответ №У1746 от 22.03.2021г. является незаконным и нарушающим их жилищные права как собственников спорного жилого помещения.
Согласно статье 17 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение предназначено для проживания граждан. Пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 19 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № собственник в качестве пользователя жилым помещением обязан: использовать жилье по назначению в пределах, установленных ЖК РФ; обеспечивать сохранность жилого помещения, поддерживать его в надлежащем состоянии; нести расходы на содержание принадлежащего ему жилого помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме; своевременно вносить плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, и плату за коммунальные услуги.
В соответствии с постановлением Госстроя Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.
Согласно Правилам пользования жилыми помещениями переустройство, перепланировка недопустимы, если они: нарушают прочность или разрушают несущие конструкции здания; нарушают работу инженерных систем и установленного оборудования; ухудшают сохранность и внешний вид фасадов; нарушают противопожарные устройства.
В соответствии с пунктом 6 Правил пользования жилыми помещениями, пользование жилым помещением должно осуществляться с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в жилом помещении граждан и соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства.
В силу положений статьи 25 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Статьей 26 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:
- заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
- правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
- подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
- технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
- согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);
- заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 указанной статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя. В случае представления заявителем документов, указанных в части 2 настоящей статьи, через многофункциональный центр срок принятия решения о согласовании или об отказе в согласовании исчисляется со дня передачи многофункциональным центром таких документов в орган, осуществляющий согласование.
Согласно статье 28 Жилищного кодекса Российской Федерации завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии. Акт приемочной комиссии должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в орган или организацию, осуществляющие государственный учет объектов недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
На основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью (часть 4 статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При этом положения статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации не содержат запрета и не исключают полномочия органа местного самоуправления, предусмотренные пунктом 7 части 1 статьи 14, статей 26 - 28 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласовать по заявлению собственника самовольно выполненные переустройство и (или) перепланировку и сохранить жилое помещение в существующем состоянии.
Отказ органа, уполномоченного принимать решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, может быть признан судом неправомерным, если собственником жилого помещения были представлены указанные в части 2 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации документы, а произведенные им переустройство и (или) перепланировка соответствуют требованиям законодательства.
Вопрос о сохранении жилого помещения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии может быть решен судом в порядке искового производства при наличии заявления собственника жилого помещения о сохранении жилого помещения в существующем виде, а также в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, по заявлению собственника жилого помещения об оспаривании отказа органа местного самоуправления в согласовании самовольно выполненных переустройства и (или) перепланировки жилого помещения (правовая позиция Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда, изложенная в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ по делу № А53-23065/2015). В силу части 4 приведенной статьи на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
Орган местного самоуправления отказывает в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения только в случаях, указанных в статье 27 ЖК РФ, а именно:
1) непредставления определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых с учетом части 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса возложена на заявителя;
1.1) поступления в орган, осуществляющий согласование, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме в соответствии с частью 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий согласование, после получения такого ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме в соответствии с частью 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления;
2) представления документов в ненадлежащий орган;
3) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства.
В указанной статье представлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения (Постановление Федерального арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № А12-20761/2012, Постановление Федерального арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Ф09-11243/12 по делу № А47-8825/2011).
Правительством Российской Федерации принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения).
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № создана межведомственная комиссия по вопросам переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирном доме, перевода жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение, признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом.
Как следует из материалов дела и установлено судом, проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения истцами не составлялся, и не предоставлялся в Администрацию <адрес>.
Таким образом оснований для признания уведомления Администрации <адрес> №У-1746 от 22.03.2021г. судом не усматривается, поскольку в полномочия межведомственной комиссии по вопросам переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирном доме, перевода жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение, признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, не входит утверждение самовольно выполненных работ по переоборудованию и переустройству жилого помещения.
Ходатайств о назначении и проведении судебных строительно- технических экспертиз сторонами заявлено не было.
Ответчиком также не заявлено о наличии таких обстоятельств, препятствующих сохранению квартиры в перепланированном и переустроенном состоянии.
Анализ представленных суду доказательств позволяет сделать вывод о том, что работы по перепланировке жилого помещения являются незначительными, сохранение вышеназванных жилых помещений в перепланированном и переустроенном состоянии не нарушает прав и законных интересов граждан и не создает угрозы их жизни и здоровью, в связи с чем, суд находит возможным сохранить данное жилое помещение в перепланированном и переустроенном состоянии.
При этом суд полагает необходимым отказать в удовлетворении требований истцов о возложении обязанности на ответчика выдать истцу документ, подтверждающий принятие решения о согласовании перепланировки жилого помещения (квартиры) площадью 40.6 кв.м., с кадастровым номером 90:22:010303:737; распложенного по адресу: <адрес>, поскольку решение суда о сохранении помещения в перепланированном состоянии является основанием для внесения изменений в технический паспорт жилого помещения и в информацию о государственной регистрации прав собственности.
На основании изложенного исковое заявление подлежит частичному удовлетворению.
Оснований для взыскания судебных расходов не имеется..
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО4, ФИО2 к Администрации <адрес> Республики Крым, третье лицо ФИО3 о признании незаконным уведомления от 22.03.2021г. №У-1746, сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии, возложении обязанности совершить определенные действия– удовлетворить частично.
Сохранить в перепланированном состоянии жилое помещение - квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 40.6 кв.м., с кадастровым номером 90:22:010303:737, состоящую их помещений: № - коридор пл. 7,4 кв.м., № - жилая пл. 16,4 кв.м., № - жилая пл. 7,9 кв.м., № - кухня пл. 6,0 кв.м., № - ванная пл. 1,8 кв.м., № - санузел пл. 1,1 кв.м.
В удовлетворении остальной части исковых требований- отказать.
Решение суда является основанием для внесения изменений в технический паспорт жилого помещения и в информацию о государственной регистрации прав собственности.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Верховный Суд Республики Крым через Центральный районный суд <адрес> Республики Крым
Судья Е.Ю. Благодатная
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.