Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 февраля 2020 года Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Гавуры О.В.
при секретаре Нежмединовой Д.С.,
с участием:
истцов ФИО1 В.В., ФИО1 Г.В.,
представителя истцов Веремчук М.Н.,
представителя ответчика Курбатова В.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к Департаменту труда и социальной защиты населения города Севастополя о признании незаконным отказа в предоставлении льгот, признании права на получение льгот,
у с т а н о в и л:
В январе 2020 года истцы обратились с исковым заявлением к Департаменту труда и социальной защиты населения города Севастополя о признании незаконным отказа в предоставлении льгот, признании права на получение льгот.
В обоснование исковых требований истцы ссылаются на то, что ФИО1, является участником боевых действий, соответствующий статус подтвержден удостоверением серии АА №, выданным ДД.ММ.ГГГГ Военным комиссаром Севастопольского ОГВК. Совместно с ним в квартире, расположенной по адресу: г. Севастополь, <адрес>, проживают супруга ФИО3 и сын ФИО2.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился с соответствующим заявлением в Департамент труда и социальной защиты населения <адрес> города Севастополя о предоставлении льготы, предусмотренной ч. 4 статьи 19 Закона Севастополя №-ЗС от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя» в отношении ФИО2.
Письмом Департамента труда и социальной защиты населения <адрес> города Севастополя № от ДД.ММ.ГГГГ ему было разъяснено, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не относится к членам семьи льготника, на которых распространяются меры социальной поддержки, предусмотренные разделами II и IV Закона №-ЗС.
В судебном заседании истцы, представитель истцов заявление поддержали в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснил, что меры социальной поддержки гражданам, которые относятся к участникам боевых действий, статус которым установлен по законодательству, действовавшему до ДД.ММ.ГГГГ определены в пункте 4 статьи 19 раздела IV «Меры социальной поддержки отдельных категорий жителей города Севастополя, не предусмотренные законодательством Российской Федерации» Закона №-ЗС.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона №-ЗС настоящий Закон распространяется на лиц, имеющих место жительства на территории города Севастополя: граждан Российской Федерации, а также на иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - граждане), за исключением норм II и IV разделов настоящего Закона, действие которых распространяется на вышеуказанных лиц, постоянно проживавших на территории города Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, право которых на меры социальной защиты (поддержки) возникло на ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пунктом 5 статьи 51 Бюджетного кодекса Украины (в редакции, которая действовала на момент принятия города Севастополя в состав Российской Федерации) при предоставлении льгот к членам семьи льготника относятся жена (муж), их несовершеннолетние дети (до 18 лет), неженатые совершеннолетние дети, признанные инвалидами с детства I и 11 группы или инвалидами I группы, лицо, которое проживает вместе с инвалидом войны I группы и досматриваем за ним, при условии, что инвалид войны не пребывает в браке, нетрудоспособные родители, лицо, которое находится под опекой или попечительством гражданина, который имеет право на льготы и совместно с ним проживает.
Согласно пункту 4 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и услуг связи отдельным категориям граждан, проживающих на территории города Севастополя, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ПГТ, к членам семьи льготника относятся супруг (супруга), дети, родители. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи в судебном порядке.
В соответствии с частью 2 статьи 21 Закона № 5-ФЗ членами семьи умершего инвалида войны и военных действий являются родители погибших (умерших) инвалидов; их супруга (супруг), не вступившая (не вступивший) в повторный брак; супруга (супруг) ветерана боевых действий, не вступившая (не вступивший) в повторный брак и проживающая (проживающий) одиноко, или с несовершеннолетним ребенком (детьми), или с ребенком (детьми) старше возраста 18 лет, ставшим (ставшими) инвалидом (инвалидами) до достижения им (ими) возраста 18 лет, или с ребенком (детьми), не достигшим (не достигшими) возраста 23 лет и обучающимся (обучающимися) в образовательных организациях по очной форме обучения.
Из части 2 статьи 21 Закона № 5-ФЗ следует, что совершеннолетние дети умершего инвалида войны и военных действий получателями мер социальной поддержки не являются.
Соответственно, совершеннолетние дети ветерана боевых действий не относятся к членам его семьи, на которых распространяются меры социальной поддержки в соответствии пунктом 5 части 1 статьи 16 Закона № 5-ФЗ.
Согласно удостоверению (серия АА №), выданного ДД.ММ.ГГГГ Военным комиссаром Севастопольского ФИО1 ФИО1 установлен статус участника боевых действий. ФИО1 является отцом ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Поэтому полагал, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не относится к членам семьи льготника, на которых распространяются меры социальной поддержки предусмотренные разделами II и IV Закона №-ЗС.
Суд, выслушав участников процесса, оценив представленные доказательства, находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее – Федеральный закон, ФЗ «О ветеранах», ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ).
Согласно ст. 1 названного Федерального закона, с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.
В соответствии с п.п. 1-4 п. 1 ст. 3 ФЗ «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации; военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, лица, участвовавшие в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в том числе в операциях по боевому тралению в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; военнослужащие автомобильных батальонов, направлявшиеся в Афганистан в период ведения там боевых действий для доставки грузов; военнослужащие летного состава, совершавшие с территории СССР вылеты на боевые задания в Афганистан в период ведения там боевых действий.
Как установлено ст. 10 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ меры социальной поддержки, установленные ст.ст. 14 - 19 и 21 данного Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
В силу ст. 12 ФЗ «О ветеранах» данный Федеральный закон распространяется на граждан Российской Федерации, а также на постоянно проживающих на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, относящихся к категориям ветеранов, указанным в ст. ст. 2 - 4 (ст. 2. Ветераны Великой Отечественной войны; ст. 3. Ветераны боевых действий; ст. 4. Инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий).
Как установлено п. 1 ст. 13 указанного выше Федерального закона, социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе, получение и содержание жилых помещений, оплату коммунальных услуг. Согласно п. 3 названной выше статьи, при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Согласно п. 1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах», ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в п.п. 1 - 4 п. 1 ст. 3 данного Федерального закона, в числе прочих мер социальной поддержки предоставляется, в том числе, оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда.
В силу ст. 27 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ, ветераны имеют право на обращение в суд за защитой прав, установленных данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации мер социальной поддержки.
Реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до ДД.ММ.ГГГГ или Правительством Российской Федерации, как это установлено ст. 28 ФЗ «О ветеранах».
В силу ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 6 Федерального Конституционного Закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города Федерального значения Севастополя» переходный период действует до ДД.ММ.ГГГГ. Пунктом 2 ст. 23 данного Федерального Конституционного Закона предусмотрено, что нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя действуют на территориях соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя до окончания переходного периода или до принятия соответствующих нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта Республики Крым, нормативного правового акта Российской Федерации и нормативного правового акта города федерального значения Севастополя.
В соответствии со статьей 11 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» размеры пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме отдельным категориям граждан и лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не могут быть ниже размеров пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме и выплачиваемых этим категориям граждан и лиц по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. При изменении порядка и условий реализации льгот, представлявшихся этим категориям граждан и лиц до ДД.ММ.ГГГГ в натуральной форме, а также порядка и условий осуществления выплат, производимых до указанной даты, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия их предоставления не могут быть ухудшены. Размеры пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме, приводятся в соответствие с размерами таких социальных выплат и гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в течение переходного периода. При изменении органами государственной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя в пределах своих полномочий порядка и условий реализации льгот, представлявшихся отдельным категориям граждан и лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, до ДД.ММ.ГГГГ в натуральной форме, а также порядка и условий осуществления выплат, производимых до указанной даты, может предусматриваться необходимость предоставления таких льгот и осуществления таких выплат с учетом критерия нуждаемости. Указанные изменения принимаются органами государственной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, до ДД.ММ.ГГГГ.
Во исполнение указанной нормы федерального закона в городе Севастополе был принят Закон города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя» (далее - Закон №- ЗС).
Меры социальной поддержки гражданам, которые относятся к участникам боевых действий, статус которым установлен по законодательству, действовавшему до ДД.ММ.ГГГГ определены в пункте 4 статьи 19 раздела IV «Меры социальной поддержки отдельных категорий жителей города Севастополя, не предусмотренные законодательством Российской Федерации» Закона №-ЗС.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона №-ЗС настоящий Закон распространяется на лиц, имеющих место жительства на территории города Севастополя: граждан Российской Федерации, а также на иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - граждане), за исключением норм II и IV разделов настоящего Закона, действие которых распространяется на вышеуказанных лиц, постоянно проживавших на территории города Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, право которых на меры социальной защиты (поддержки) возникло на ДД.ММ.ГГГГ.
В силу части 5 статьи 17 Закона №-ЗС участники боевых действий на территории других государств в период ведения боевых действий, которые не включены в перечень государств, городов территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, определенный Федеральным законом «О ветеранах» являются категорией граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки, указанные в части 4 статьи 19 Закона №-ЗС.
Истец ФИО1 имеет права и льготы, что подтверждено соответствующим удостоверением участника боевых действий.
Как следует из разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащегося в подпункте "а" пункта 11 и пункте 25 постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", для признания вселенных собственником (нанимателем) в жилое помещение детей членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Согласно абз. 1-2 п. 4 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и услуг связи отдельным категориям граждан, проживающих на территории города Севастополя, и Порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, организациям, оказывающим жилищно- коммунальные услуги и услуги связи, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП, в случае если в соответствии с законодательством меры социальной поддержки распространяются на членов семьи льготника, совместно с ним проживающих, дополнительно представляется документ, подтверждающий родственные отношения (свидетельство о браке, свидетельство о рождении и др.).
Решением Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу №а-12/2019 по иску И. к Правительству Севастополя, заинтересованное лицо - Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя, о признании недействующим нормативного правового акта в части исковые требования удовлетворены. Признан недействующим со дня вступления решения в законную силу абзац 2 пункта 4 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и услуг связи отдельным категориям граждан, проживающих на территории города Севастополя и Порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, организациям, оказывающим жилищно-коммунальные услуги и услуги связи, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N 28-ПП в части слов "до 18 лет".
Постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП внесены изменения в Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и услуг связи отдельным категориям граждан, проживающих на территории города Севастополя, абзац второй пункта изложен в следующей редакции: «К членам семьи льготника относятся супруг (супруга), дети, родители».
На основании изложенного, суд считает, что заявленные требования ФИО1, ФИО2 к Департаменту труда и социальной защиты населения города Севастополя о признании незаконным отказа в предоставлении льгот, признании права на получение льгот являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194, 196, 197, 198, 199, 268 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Заявление ФИО1, ФИО2 о признании незаконным отказа в предоставлении льгот, признании права на получение льгот - удовлетворить.
Признать незаконным отказ Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении льготы ФИО2, как члену семьи льготника.
Признать за ФИО2 право на получение льгот в соответствии с частью 4 стати 19 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №- ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя» как члена семьи участника боевых действий.
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в порядке, установленном статьей 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.
Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий по делу
судья /подпись/ О.В. Гавура
Решение не вступило в законную силу
Копия верна:
Судья Гагаринского районного
суда г. Севастополя О.В. Гавура