Решение по делу № 2-1142/2020 от 23.01.2020

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 февраля 2020 года Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего     судьи Гавуры О.В.

при секретаре                            Нежмединовой Д.С.,

с участием:

истцов                        ФИО1 В.В., ФИО1 Г.В.,

представителя истцов                   Веремчук М.Н.,

представителя ответчика                  Курбатова В.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к Департаменту труда и социальной защиты населения города Севастополя о признании незаконным отказа в предоставлении льгот, признании права на получение льгот,

у с т а н о в и л:

В январе 2020 года истцы обратились с исковым заявлением к Департаменту труда и социальной защиты населения города Севастополя о признании незаконным отказа в предоставлении льгот, признании права на получение льгот.

В обоснование исковых требований истцы ссылаются на то, что ФИО1, является участником боевых действий, соответствующий статус подтвержден удостоверением серии АА , выданным ДД.ММ.ГГГГ Военным комиссаром Севастопольского ОГВК. Совместно с ним в квартире, расположенной по адресу: г. Севастополь, <адрес>, проживают супруга ФИО3 и сын ФИО2.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился с соответствующим заявлением в Департамент труда и социальной защиты населения <адрес> города Севастополя о предоставлении льготы, предусмотренной ч. 4 статьи 19 Закона Севастополя -ЗС от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя» в отношении ФИО2.

Письмом Департамента труда и социальной защиты населения <адрес> города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ ему было разъяснено, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не относится к членам семьи льготника, на которых распространяются меры социальной поддержки, предусмотренные разделами II и IV Закона -ЗС.

В судебном заседании истцы, представитель истцов заявление поддержали в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснил, что меры социальной поддержки гражданам, которые относятся к участникам боевых действий, статус которым установлен по законодательству, действовавшему до ДД.ММ.ГГГГ определены в пункте 4 статьи 19 раздела IV «Меры социальной поддержки отдельных категорий жителей города Севастополя, не предусмотренные законодательством Российской Федерации» Закона -ЗС.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона -ЗС настоящий Закон распространяется на лиц, имеющих место жительства на территории города Севастополя: граждан Российской Федерации, а также на иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - граждане), за исключением норм II и IV разделов настоящего Закона, действие которых распространяется на вышеуказанных лиц, постоянно проживавших на территории города Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, право которых на меры социальной защиты (поддержки) возникло на ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пунктом 5 статьи 51 Бюджетного кодекса Украины (в редакции, которая действовала на момент принятия города Севастополя в состав Российской Федерации) при предоставлении льгот к членам семьи льготника относятся жена (муж), их несовершеннолетние дети (до 18 лет), неженатые совершеннолетние дети, признанные инвалидами с детства I и 11 группы или инвалидами I группы, лицо, которое проживает вместе с инвалидом войны I группы и досматриваем за ним, при условии, что инвалид войны не пребывает в браке, нетрудоспособные родители, лицо, которое находится под опекой или попечительством гражданина, который имеет право на льготы и совместно с ним проживает.

Согласно пункту 4 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и услуг связи отдельным категориям граждан, проживающих на территории города Севастополя, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -ПГТ, к членам семьи льготника относятся супруг (супруга), дети, родители. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи в судебном порядке.

В соответствии с частью 2 статьи 21 Закона № 5-ФЗ членами семьи умершего инвалида войны и военных действий являются родители погибших (умерших) инвалидов; их супруга (супруг), не вступившая (не вступивший) в повторный брак; супруга (супруг) ветерана боевых действий, не вступившая (не вступивший) в повторный брак и проживающая (проживающий) одиноко, или с несовершеннолетним ребенком (детьми), или с ребенком (детьми) старше возраста 18 лет, ставшим (ставшими) инвалидом (инвалидами) до достижения им (ими) возраста 18 лет, или с ребенком (детьми), не достигшим (не достигшими) возраста 23 лет и обучающимся (обучающимися) в образовательных организациях по очной форме обучения.

Из части 2 статьи 21 Закона № 5-ФЗ следует, что совершеннолетние дети умершего инвалида войны и военных действий получателями мер социальной поддержки не являются.

Соответственно, совершеннолетние дети ветерана боевых действий не относятся к членам его семьи, на которых распространяются меры социальной поддержки в соответствии пунктом 5 части 1 статьи 16 Закона № 5-ФЗ.

Согласно удостоверению (серия АА ), выданного ДД.ММ.ГГГГ Военным комиссаром Севастопольского ФИО1 ФИО1 установлен статус участника боевых действий. ФИО1 является отцом ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Поэтому полагал, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не относится к членам семьи льготника, на которых распространяются меры социальной поддержки предусмотренные разделами II и IV Закона -ЗС.

Суд, выслушав участников процесса, оценив представленные доказательства, находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее – Федеральный закон, ФЗ «О ветеранах», ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ).

Согласно ст. 1 названного Федерального закона, с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.

В соответствии с п.п. 1-4 п. 1 ст. 3 ФЗ «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации; военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, лица, участвовавшие в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в том числе в операциях по боевому тралению в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; военнослужащие автомобильных батальонов, направлявшиеся в Афганистан в период ведения там боевых действий для доставки грузов; военнослужащие летного состава, совершавшие с территории СССР вылеты на боевые задания в Афганистан в период ведения там боевых действий.

Как установлено ст. 10 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ меры социальной поддержки, установленные ст.ст. 14 - 19 и 21 данного Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

В силу ст. 12 ФЗ «О ветеранах» данный Федеральный закон распространяется на граждан Российской Федерации, а также на постоянно проживающих на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, относящихся к категориям ветеранов, указанным в ст. ст. 2 - 4 (ст. 2. Ветераны Великой Отечественной войны; ст. 3. Ветераны боевых действий; ст. 4. Инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий).

Как установлено п. 1 ст. 13 указанного выше Федерального закона, социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе, получение и содержание жилых помещений, оплату коммунальных услуг. Согласно п. 3 названной выше статьи, при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Согласно п. 1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах», ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в п.п. 1 - 4 п. 1 ст. 3 данного Федерального закона, в числе прочих мер социальной поддержки предоставляется, в том числе, оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда.

В силу ст. 27 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ, ветераны имеют право на обращение в суд за защитой прав, установленных данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации мер социальной поддержки.

Реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до ДД.ММ.ГГГГ или Правительством Российской Федерации, как это установлено ст. 28 ФЗ «О ветеранах».

В силу ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст. 6 Федерального Конституционного Закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города Федерального значения Севастополя» переходный период действует до ДД.ММ.ГГГГ. Пунктом 2 ст. 23 данного Федерального Конституционного Закона предусмотрено, что нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя действуют на территориях соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя до окончания переходного периода или до принятия соответствующих нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта Республики Крым, нормативного правового акта Российской Федерации и нормативного правового акта города федерального значения Севастополя.

В соответствии со статьей 11 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ - ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» размеры пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме отдельным категориям граждан и лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не могут быть ниже размеров пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме и выплачиваемых этим категориям граждан и лиц по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. При изменении порядка и условий реализации льгот, представлявшихся этим категориям граждан и лиц до ДД.ММ.ГГГГ в натуральной форме, а также порядка и условий осуществления выплат, производимых до указанной даты, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия их предоставления не могут быть ухудшены. Размеры пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме, приводятся в соответствие с размерами таких социальных выплат и гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в течение переходного периода. При изменении органами государственной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя в пределах своих полномочий порядка и условий реализации льгот, представлявшихся отдельным категориям граждан и лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, до ДД.ММ.ГГГГ в натуральной форме, а также порядка и условий осуществления выплат, производимых до указанной даты, может предусматриваться необходимость предоставления таких льгот и осуществления таких выплат с учетом критерия нуждаемости. Указанные изменения принимаются органами государственной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, до ДД.ММ.ГГГГ.

Во исполнение указанной нормы федерального закона в городе Севастополе был принят Закон города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя» (далее - Закон - ЗС).

Меры социальной поддержки гражданам, которые относятся к участникам боевых действий, статус которым установлен по законодательству, действовавшему до ДД.ММ.ГГГГ определены в пункте 4 статьи 19 раздела IV «Меры социальной поддержки отдельных категорий жителей города Севастополя, не предусмотренные законодательством Российской Федерации» Закона -ЗС.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона -ЗС настоящий Закон распространяется на лиц, имеющих место жительства на территории города Севастополя: граждан Российской Федерации, а также на иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - граждане), за исключением норм II и IV разделов настоящего Закона, действие которых распространяется на вышеуказанных лиц, постоянно проживавших на территории города Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, право которых на меры социальной защиты (поддержки) возникло на ДД.ММ.ГГГГ.

В силу части 5 статьи 17 Закона -ЗС участники боевых действий на территории других государств в период ведения боевых действий, которые не включены в перечень государств, городов территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, определенный Федеральным законом «О ветеранах» являются категорией граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки, указанные в части 4 статьи 19 Закона -ЗС.

Истец ФИО1 имеет права и льготы, что подтверждено соответствующим удостоверением участника боевых действий.

Как следует из разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащегося в подпункте "а" пункта 11 и пункте 25 постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", для признания вселенных собственником (нанимателем) в жилое помещение детей членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства, оказания взаимной материальной и иной поддержки.

Согласно абз. 1-2 п. 4 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и услуг связи отдельным категориям граждан, проживающих на территории города Севастополя, и Порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, организациям, оказывающим жилищно- коммунальные услуги и услуги связи, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -ПП, в случае если в соответствии с законодательством меры социальной поддержки распространяются на членов семьи льготника, совместно с ним проживающих, дополнительно представляется документ, подтверждающий родственные отношения (свидетельство о браке, свидетельство о рождении и др.).

Решением Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу а-12/2019 по иску И. к Правительству Севастополя, заинтересованное лицо - Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя, о признании недействующим нормативного правового акта в части исковые требования удовлетворены. Признан недействующим со дня вступления решения в законную силу абзац 2 пункта 4 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и услуг связи отдельным категориям граждан, проживающих на территории города Севастополя и Порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, организациям, оказывающим жилищно-коммунальные услуги и услуги связи, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N 28-ПП в части слов "до 18 лет".

Постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -ПП внесены изменения в Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и услуг связи отдельным категориям граждан, проживающих на территории города Севастополя, абзац второй пункта изложен в следующей редакции: «К членам семьи льготника относятся супруг (супруга), дети, родители».

На основании изложенного, суд считает, что заявленные требования ФИО1, ФИО2 к Департаменту труда и социальной защиты населения города Севастополя о признании незаконным отказа в предоставлении льгот, признании права на получение льгот являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194, 196, 197, 198, 199, 268 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Заявление ФИО1, ФИО2 о признании незаконным отказа в предоставлении льгот, признании права на получение льгот - удовлетворить.

Признать незаконным отказ Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении льготы ФИО2, как члену семьи льготника.

    Признать за ФИО2 право на получение льгот в соответствии с частью 4 стати 19 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ - ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя» как члена семьи участника боевых действий.

Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в порядке, установленном статьей 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.

Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий по делу

судья                                                          /подпись/                  О.В. Гавура

Решение не вступило в законную силу

Копия верна:

Судья Гагаринского районного

суда г. Севастополя                                                                    О.В. Гавура

2-1142/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Любанский Глеб Владимирович
Любанский Владимир Вячеславович
Ответчики
Департамент труда и социальной защиты г. Севастополя
Другие
Веремчук Марина Николаевна
Суд
Гагаринский районный суд Севастополя
Судья
Гавура Ольга Владимировна
Дело на странице суда
gagarinskiy.sev.sudrf.ru
23.01.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.01.2020Передача материалов судье
04.02.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.02.2020Судебное заседание
02.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее