Решение по делу № 33-6294/2022 от 31.08.2022

Дело № 33-6294/2022

УИД 36RS0006-01-2022-003257-70

Строка № 148г

В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

22 сентября 2022 года судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:

председательствующего: Бабкиной Г.Н.,

судей: Леденевой И.С., Низова И.В.,

при секретаре Головнюк Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Бабкиной Г.Н.

гражданское дело № 2-2647/2022 по исковому заявлению Воронежского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации городского округа город Воронеж о возложении обязанности принять меры к ликвидации

и рекультивации несанкционированной свалки в границах земельных участков с кадастровыми номерами , , расположенных по адресу: г. <адрес>,

по апелляционной жалобе Администрации городского округа город Воронеж на решение Центрального районного суда г. Воронежа от 21 июня 2022 года

(судья районного суда Багрянская В.Ю.),

установила:

Воронежский межрайонный природоохранный прокурор обратился

в суд с исковым заявлением к Администрации городского округа город Воронеж о возложении обязанности принять меры к ликвидации

и рекультивации несанкционированной свалки в границах земельных участков с кадастровыми номерами , , расположенных по адресу: г. <адрес>, мотивируя требования тем, что Воронежской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требования законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Воронежской области, в ходе которой установлено, что с 2014 г. в границах земельных участков с кадастровыми номерами , , расположенных по адресу: <адрес> (Железнодорожный район г. Воронежа), не санкционированно складируются бытовые и строительные отходы. Указанные земельные участки относятся

к категории «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «производственная база и промышленные предприятия

и коммунально-складские организации III-V классов вредности», и находятся в муниципальной собственности, их суммарная площадь составляет 7,84га.

В настоящее время указанные земельные участки администрацией городского округа город Воронеж переданы в безвозмездное пользование

МБУ городского округа город Воронеж «Комбинат благоустройства Железнодорожного района» Распоряжением Администрации городского округа город Воронеж от 17.12.2019 № 1221 «О прекращении несанкционированного размещения отходов на земельных участках

с кадастровыми номерами , , расположенных по адресу: <адрес>» Управе Железнодорожного района г. Воронежа поручено обеспечить прекращение несанкционированного размещения отходов на указанных земельных участках. В рамках муниципального контракта, по заказу администрации, ООО «<данные изъяты>» разработана проектная документация по рекультивации объекта, расположенного в границах земельных участков с кадастровыми номерами , , а также получены положительные заключения государственной экологической экспертизы

и экспертизы достоверности сметной стоимости. Приказом управления экологии Администрации городского округа город Воронеж № 122

от 10.11.2020, названная проектная документация утверждена. В целях рекультивации несанкционированной свалки, Департаментом природных ресурсов и экологии Воронежской области в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации подготовлены и направлены соответствующие предложения о включении указанных мероприятий

в федеральный проект «Чистая страна». В 2021 г. по результатам отбора заявок Минприроды России принято решение о включении в федеральный проект «Чистая страна» и финансировании в 2021-2022 годах мероприятий

по ликвидации указанной несанкционированной свалки. Между Минприроды России и Департаментом природных ресурсов и экологии Воронежской области в рамках федерального проекта «Чистая страна» заключено соглашение «051-09-2021-020 от 12.07.2021 на финансирование мероприятий по ликвидации и рекультивации несанкционированной свалки, расположенной по адресу: г. Воронеж, ул. Землячки, д. 29. 01.09.2021 между Департаментом природных ресурсов и экологии Воронежской области

и Администрацией городского округа город Воронеж заключен соглашение

о предоставлении субсидий на софинансирование проведения работ

по ликвидации и рекультивации названной несанкционированной свалки. Вместе с тем, на стадии заключения государственного контракта, выявлено наличие в проектно-сметной документации некорректных сведений,

а именно в сводный расчет не заложены отдельные виды работы, предусмотренные проектом, а также не учтена стоимость гидроизоляционного материала. Выявленные просчеты определения сметной стоимости повлекли существенное удорожание проекта рекультивации

(с 90 125, 76 тыс. руб. до 251 390, 4 тыс. руб.). В ходе совещания при заместителе председателя Правительства Российской Федерации ***., 08.10.2021 принято решение об исключении мероприятия по рекультивации указанной свалки из числа мероприятий, начало реализации которых запланировано на 2021 г., соглашения о финансировании расторгнуты, Департаменту природных ресурсов и экологии Воронежской области

и Администрации городского округа город Воронеж поручено после корректировки проектно-сметной документации повторно представить документы в Минприроды России для проведения процедуры отбора заявок. Факт ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей, выразившихся в формальном подходе к проверке проектно-сметной документации, направляемой в составе заявки в Минприроды России, отражен природоохранной прокуратурой в представлении в адрес руководства департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области, а также прокуратурой г. Воронежа в адрес заместителя главы Администрации городского округа город Воронеж. Однако до настоящего времени конкретных мер по устранению допущенных нарушений Департаментом природных ресурсов и экологии Воронежской области

и Администрацией городского округа город Воронеж не предпринято, календарные сроки проведения работ по рекультивации несанкционированной свалки на территории Железнодорожного района

г. Воронежа и источники финансирования таких работ не определены. Кроме того, согласно информации Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области в адрес главы Администрации городского округа город Воронеж от 16.12.2021 по результатам комиссионного обследования территории несанкционированной свалки выявлены факты несанкционированного складирования отходов по адресу: <адрес>

<адрес>, которые носят длящийся характер. Длительное непринятие мер по своевременной ликвидации вышеуказанной несанкционированной свалки на территории городского округа город Воронеж нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду

и может создать угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, в связи с чем истец обратился в суд с настоящим иском, просит обязать Администрацию городского округа город Воронеж в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу принять меры

к ликвидации и рекультивации несанкционированной свалки в границах земельных участков с кадастровыми номерами , , расположенных по адресу: <адрес> (т.1 л.д. 4-9).

Решением Центрального районного суда г. Воронежа

от 21 июня 2022 года исковые требования удовлетворены.

Судом постановлено: обязать Администрацию городского округа город Воронеж в течение одного года с момента вступления решения суда

в законную силу принять меры к ликвидации и рекультивации несанкционированной свалки в границах земельных участков с кадастровыми номерами , , расположенных по адресу:

<адрес> (т.1 л.д. 224, 225-227).

В апелляционной жалобе Администрация городского округа город Воронеж просит решение суда отменить, принять по делу новое решение

об отказе в удовлетворении исковых требований (т. 2 л.д. 1-6).

В возражениях на апелляционную жалобу Воронежский межрайонный природоохранный прокурор просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения (т. 2 л.д. 17-21).

В отзыве на апелляционную жалобу Департамент природных ресурсов и экологии Воронежской области в разрешении данного спора полагается на усмотрение суда.

В суде апелляционной инстанции прокурор отдела Воронежской областной прокуратуры Кривцов В.А., просил решение суда оставить

без изменений, поддержал возражения на жалобу.

Представитель Администрации г.о.г. Воронеж – Жердева Алина Робертовна, действующая на основании доверенности № 75/2021-С

от 16.12.2021, диплома <данные изъяты>», доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе

в удовлетворении исковых требований.

Представитель Департамента Природных ресурсов и экологии Воронежской области – Бурахин Кирилл Юрьевич, действующий на основании доверенности 43-01-23/5216 от 12.07.2022, диплома <данные изъяты>», по вопросу удовлетворения требований апелляционной жалобы полагался на усмотрении суда.

В соответствии с ч. 2 ст. 49 ГПК РФ представителями в суде,

за исключением дел, рассматриваемых мировыми судьями и районными судами, могут выступать адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица, имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности.

Как разъяснено в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25 декабря 2019 г., в соответствии с чч. 1, 2 ст. 49 ГПК РФ, ч.ч. 3, 6 ст. 59 АПК РФ, ч. 1 ст. 55 КАС РФ представителями в суде могут быть дееспособные лица, имеющие высшее юридическое образование или ученую степень по юридической специальности (за исключением дел, рассматриваемых мировыми судьями и районными судами в порядке, предусмотренном ГПК РФ). Представители должны представить суду документы о своем образовании или об ученой степени по юридической специальности, а также документы, удостоверяющие их статус и полномочия. Документы об образовании представляются в суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии.

Руководствуясь указанной нормой права и разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, судебная коллегия не допустила к участию

в судебном заседании суда апелляционной инстанции в качестве представителей МБУ «Комбинат благоустройства Железнодорожного района» – Потапова ЕС, действующего на основании доверенности № 18 от 16.09.2022 и Целуева ДБ, действующего на основании доверенности №28 от 08.08.2022, поскольку ими не представлены дипломы об имеющемся высшем юридическом образование либо ученой степени по юридической специальности.

Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные

о месте и времени рассмотрения дела, что подтверждается почтовым уведомлением, почтовым идентификатором в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили и доказательства, подтверждающие уважительную причину неявки, не предоставили. Участвующие по делу лица также извещались публично путем заблаговременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы

на интернет-сайте Воронежского областного суда в соответствии со ст. 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации".

При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов жалобы.

Предусмотренных ч. 4 ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции вне зависимости от доводов, содержащихся

в апелляционной жалобе, по данному делу судебная коллегия не усматривает.

При таких обстоятельствах судебная коллегия проверяет законность

и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия не находит оснований к изменению или отмене обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что земельные участки с кадастровыми номерами , , расположенные по адресу: г. <адрес> принадлежат

на праве собственности муниципальному образованию городской округ город Воронеж (т. 1 л.д. 10-27).

Указанные земельные участки относятся к категории «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «производственная база

и промышленные предприятия и коммунально-складские организации III-V классов вредности», и находятся в муниципальной собственности,

их суммарная площадь составляет 7,84га.

В настоящее время указанные земельные участки администрацией городского округа город Воронеж переданы в безвозмездное пользование МБУ городского округа город Воронеж «Комбинат благоустройства Железнодорожного района».

17.12.2019 постановлением администрации городского округа город Воронеж Управе Железнодорожного района городского округа город Воронеж предписано обеспечить прекращение несанкционированного размещения отходов на земельных участках с кадастровыми номерами , , расположенных по адресу: г. <адрес> (т. 1 л.д. 119-120).

В рамках муниципального контракта, по заказу администрации,

ООО «<данные изъяты>» разработана проектная документация по рекультивации объекта, расположенного в границах земельных участков с кадастровыми номерами , .

11.08.2020 Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования утверждена проектная документация по ликвидации несанкционированной свалки по адресу: г. <адрес>, рекультивации территории, на которой она расположена (т. 1 л.д. 193-211).

16.12.2021 Департаментом природных ресурсов и экологии Воронежской области в адрес Главы администрации городского округа город Воронеж направлено письмо о принятии мер административного реагирования

по недопущению вывоза отходов на территорию, расположенную по адресу: <адрес> (т.1 л.д. 60).

Воронежской межрайонной природоохранной прокуратурой проведения проверка соблюдения требования законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Воронежской области, в ходе которой установлено, что с 2014 г. в границах земельных участков с кадастровыми номерами , , расположенных по адресу: <адрес> (Железнодорожный район г. Воронежа), не санкционированно складируются бытовые и строительные отходы.

В целях рекультивации несанкционированной свалки, Департаментом природных ресурсов и экологии Воронежской области в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации подготовлены

и направлены соответствующие предложения о включении указанных мероприятий в федеральный проект «Чистая страна».

В 2021 г. по результатам отбора заявок Минприроды России принято решение о включении в федеральный проект «Чистая страна»

и финансировании в 2021-2022 г.г. мероприятий по ликвидации указанной несанкционированной свалки.

Между Минприроды России и Департаментом природных ресурсов

и экологии Воронежской области в рамках федерального проекта «Чистая страна» заключено соглашение 051-09-2021-020 от 12.07.2021

на финансирование мероприятий по ликвидации и рекультивации несанкционированной свалки, расположенной по адресу: <адрес>

<адрес>

01.09.2021 между Департаментом природных ресурсов и экологии Воронежской области и Администрацией городского округа город Воронеж заключено соглашение о предоставлении субсидий на софинансирование проведения работ по ликвидации и рекультивации названной несанкционированной свалки.

Вместе с тем, на стадии заключения государственного контракта, выявлено наличие в проектно-сметной документации некорректных сведений, а именно в сводный расчет не заложены отдельные виды работ, предусмотренных проектом, а также не учтена стоимость гидроизоляционного материала. Выявленные просчеты определения сметной стоимости влекли существенное удорожание проекта рекультивации

(с 90 125,76 тыс. руб. до 251 390,4 тыс. руб.). В ходе совещания при заместителе председателя Правительства Российской Федерации Абрамченко В.В., 08.10.2021 принято решение об исключении мероприятия по рекультивации указанной свалки из числа мероприятий, начало реализации которых запланировано на 2021 г., соглашения о финансировании расторгнуты, Департаменту природных ресурсов и экологии Воронежской области

и Администрации городского округа город Воронеж поручено после корректировки проектно-сметной документации повторно представить документы в Минприроды России для проведения процедуры отбора заявок.

Факт ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей, выразившихся в формальном подходе к проверке проектно-сметной документации, направляемой в составе заявки в Минприроды России, отражен природоохранной прокуратурой в представлении в адрес руководства Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области, а также прокуратурой г. Воронежа в адрес заместителя главы Администрации городского округа город Воронеж.

14.09.2021 в адрес ООО «<данные изъяты>» была направлена претензия, в ответ

на которую получена исправленная проектная документация

с положительным заключением, достоверности определения сметной стоимости объемов работ от 30.09.2021 на сумму 309 841 000 рублей.

12.10.2021 было получено положительное заключение

ООО «Региональный центр ценообразования и экономики в строительстве», которым утверждена сметная документация в сумме 238 130 390 рублей. Заявка городского округа город Воронеж на предоставление субсидий

из областного бюджета бюджетам муниципальных образований

на софинансирование проведения работ по ликвидации несанкционированных свалок в границах городов и наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда окружающей среде направлена 21.10.2021 № 17586818.

По информации Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области в адрес Министерства природных ресурсов и экологии РФ направлен комплект документов, датированный 14.04.2022 о включении мероприятия по ликвидации несанкционированной свалки по адресу:

<адрес> и рекультивации земельного участка

на котором она расположена в федеральный проект «Чистая страна» национального проекта «Экология» на 2022-2023 г.г. Уточненная заявка

с учетом приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ

от 05.05.2022 № 321 направлена 01.06.2022, в составе документации: заявка

на предоставление субсидий из федерального бюджета, гарантийные письма губернатора Воронежской области ***. о софинансировании мероприятия из бюджета Воронежской области и о заключении соглашения

о предоставлении субсидий, проектно-сметная документация и др.

Руководствуясь при разрешении спора положениями статей 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 № 52-ФЗ

«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона Российской Федерации от 24.08.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановления Правительства Воронежской области

от 27.10.2004 № 150-I «Об Уставе городского округа город Воронеж», распоряжения Правительства Воронежской области от 21.01.2019 № 22-р

«О внесении изменений в распоряжение Правительства Воронежской области от 13.08.2018 № 611-р, суд первой инстанции, исходя из того,

что до настоящего времени какие-либо работы по ликвидации

и рекультивации несанкционированной свалки не проводятся, календарные сроки проведения работ по ликвидации и рекультивации несанкционированной свалки на территории Железнодорожного района

г. Воронежа и источники финансирования таких работ не определены,

что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду и может создать угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, исковые требования удовлетворил.

Судебная коллегия с выводами суда соглашается, поскольку они основаны на достоверно установленных обстоятельствах с правильным применением нормативного регулирования спорных правоотношений.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом предоставлен недостаточный срок для устранения выявленных нарушений, не влекут отмену решения, ввиду того, что администрация не лишена права на обращение с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда. При этом суд обоснованно учел, что данный вопрос находится на рассмотрении Администрации с 2017 года, но до настоящего времени не урегулирован.

Вопреки доводам жалобы, удовлетворение заявленных прокурором требований не ущемляет самостоятельность органа местного самоуправления в решении вопросов местного значения, поскольку требования прокурора направлены на понуждение органа местного самоуправления в судебном порядке исполнить возложенные на него законом обязанности, и не может расцениваться как вмешательство в муниципальное управление.

Ссылки в апелляционной жалобе на то, что суд при разрешении дела неправильно истолковал и применил нормы материального права, подлежащие применению, ошибочны и не могут служить поводом к отмене решения суда. Нормы материального права применены и истолкованы судом первой инстанции правильно в соответствии с их содержанием.

Другие доводы апелляционной жалобы по существу повторяют позицию ответчика, изложенную в ходе разбирательства в суде первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Судебная коллегия полагает, что, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам

и постановил решение, отвечающее нормам материального права

при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

На основании вышеизложенного и руководствуясь требованиями

ст.ст. 327, 327.1, 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия,

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Центрального районного суда г. Воронежа от 21 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа город Воронеж – без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение составлено 28.09.2022.

Председательствующий:

Судьи коллегии:

33-6294/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Воронежский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Администрация городского округа город Воронеж
Другие
МБУ г.о.г. Воронеж Комбинат благоустройства Железнодорожного района
Департамент природных ресурсов и экологии Воронежской области
Суд
Воронежский областной суд
Судья
Бабкина Галина Николаевна
Дело на странице суда
oblsud.vrn.sudrf.ru
31.08.2022Передача дела судье
22.09.2022Судебное заседание
03.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.10.2022Передано в экспедицию
22.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее